Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
10 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
11116657
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Центральный Совет Древлеправославной Поморской Церкви в БЕЛАРУСИ

Православное Старообрядчество Белой Руси

С распадом Советского Союза в Поморской Церкви стали образовываться региональные органы управления, придерживаясь устоявшихся территориальных традиций.  Так, например, общины Борисовского, Бобруйского регионов и Могилёвской области более тяготели к Преображенской общине Москвы  и потому приняли опеку Российского Совета ДПЦ, образованного в 1989 г. Общины же северо-западного региона (Витебская обл.) тяготели к старообрядческим центрам в Риге и Вильнюсе. 



Однако с распадом Союза ССР выше названные центры оказались  за границей Республики Беларусь, что ограничивало возможность общения с ними белорусских общин. К тому же отсутствовал собственный руководящий орган, который бы отстаивал интересы Церкви и решал текущие вопросы. С этой целью было решено провести съезд духовных наставников, на котором и решить вопрос о целесообразности организации Центрального Совета Древлеправославной Поморской Церкви в Республике Беларусь (ЦС ДПЦ РБ).

Инициаторами съезда и организации Центрального Совета Древлеправославной Поморской Церкви в Республике Беларусь выступили духовные наставники Карпов Георгий Авельянович (Браславская община) и  Клементьев Вячеслав Евгеньевич, который незадолго до этого переехал в Минск  из Кублищино, где возглавлял поморскую общину). 

Съезд духовных наставников поморских общин Белоруссии проходил 11 октября 1998 г. в Святотроицком храме одной из старейших общин в д. Кублищино Миорского района Витебской обл. в присутствии прихожан. Прибыли представители 15 общин. Председателем съезда был избран Клементьев В.Е., со вступительным словом выступили: Карпов Г.А. и Орлов П.А. На съезде духовных наставников прошло учредительное собрание ЦС. На должность председателя ЦС был избран Георгий Авельянович Карпов, духовный наставник Браславской общины, на должность сопредседателя – Клементьев В.Е. (Минск), на должность ответственного секретаря – П.А. Орлов (Полоцк). Решающим фактором избрания А.А. Орлова на эту должность явилось то, что  старообрядцы Полоцка уже имели свой храм и в географическом положении г. Полоцк является очень удобным местом для проведения различных мероприятий в масштабе Беларуси. Поэтому было принято решение о созыве учредительного Собора ДПЦ 28 декабря этого же 1998 года в Полоцке. Но так как Орлов П.А. постоянно находился в Полоцке, то составление проекта Устава и подготовка его к регистрации была поручена д.н. Поморской общины г. Минска Клементьеву В.Е. Устав был утверждён Государственным комитетом по делам религий и национальностей 29 января 1999 года.

 

Первый Собор ДПЦ в РБ проходил в г. Полоцке, в новом храме Успения Пресвятой Богородицы, освященном 28 августа1999г. На Соборе представителями более 20 общин были утверждены решения учредительного собрания наставников, утверждён проект Устава и внесены некоторые изменения в состав руководства ЦС. Председателем ЦС был избран Орлов П.А.  Ответственным секретарём – Клементьев В.Е. На Соборе также была организована Духовная и  Ревизионная комиссии. Духовную Комиссию возглавил Анания Китов. С ноября 2006 года Духовную Комиссию возглавит Иоанн Рыбаков. В ноябре 2010 года в связи с просьбой Орлова П.А. освободить его от исполнения обязанностей Председателя ЦС по состоянию здоровья Председателем ЦС будет избран Белов А.Н., ответственным секретарём – Рыбаков И.И.

Казалось бы все организационные проблемы решены. Теперь надо работать. А работы много. Вот что говорил о ситуации в поморском Старообрядчестве Беларуси председатель ЦС Орлов П.А. на Третьем Всероссийском Соборе ДПЦ, (опубликовано 10.05.2006г. на сайте «Староверы в Рыбацком»): 
«…Более десяти общин не имеют даже молитвенных домов, а ездят молиться в другие общины.л
В трех общинах службу ведут женщины-настоятельницы, нет грамотных мужчин, беда!
Прервалась нить поколений наставничества, нас некому учить в общине, все выучились из-за спин головщиц и причетников».

В 2000 году ЦС ДППЦ в РБ вошёл в Международный координационный Совет ДПЦ, объединяющий поморских старообрядцев Белой Руси и Прибалтики, а с 2001 г. во вновь образованный Единый Совет ДППЦ.

 

 В  2002 году, 9 мая, клирошанами Древлеправославной Поморской общины Минска была отпета вселенская панихида в парке-усадьбе Лошица у памятника партизанам и советским воинам, погибшим при освобождении Минска, ставшая  традиционной.  

 

 Мы очень благодарны настоятелю прихода храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" протоиерею Игорю Коростелёву и сотрудникам приходской типографии за то, что нам была оказана неоценимая помощь в издательстве первого на земле Белой Руси Старообрядческого журнала "Благовестъ" (2000-2001гг.), ибо все выпуски этого издания были набраны и отпечатаны в типографии этого прихода.

  

 В планах Борисовской общины на ближайшее будущее было:

- начать работу по созданию музея истории и этнографии Старообрядцев Поморского согласия проживавших на территории современной Белоруссии.
Важным событием в жизни поморских староверов Белой Руси стало издание Иоанном Рыбаковым 11-ти номеров информационного Вестника ЦС ДПЦ в РБ, первый  номер которого вышел   7 апреля 2007 года. В том же 2007 году Иоанном Рыбаковым было предложено подготовить документы для регистрации старообрядческого культурно-просветительского общества «Поморец».

2 мая 2009 года
 Борисовскую поморскую староверческую общину посетил сводный хор Древлеправославной Поморской Церкви Латвии  (ДПЦЛ) «Унисон». Хор исполнил Пасхальные песнопения в Храме общины и ознакомился с духовной жизнью прихожан.

10 августа 2009 года на заседании ЦС ДПЦ в РБ по инициативе того же Иоанна Рыбакова был   одобрен  вопрос  о строительстве помещения для музея старообрядчества на территории Борисовской  общины, а 19 декабря  этого же года на состоявшемся собрании в честь празднования 20-летия освящения храма Борисовской Поморской старообрядческой общины было принято решение о создании  культурно-просветительского центра.  

Всё это не могло не радовать, но огорчало одно. Все эти мероприятия организовывали две общины: в Минске (д.н. Клементьев В.Е.) и в Борисове (д.н. Рыбаков И.И.). А их ведь - 28. (Речь идёт о поморских общинах).

 

Что касается функциональной деятельности руководства ЦС ДПЦ в РБ, то, в период с 2002 года по нынешнее время она ограничивалась периодическим появлением информации о том, что где-то за рубежом Белой Руси, на каком-то юбилее, в качестве гостей отметились  председатель и секретарь ЦС ДПЦ в РБ. 

Может быть именно поэтому инициативы и деятельность Духовной Комиссии под руководством настоятеля Борисовской общины Иоанна Рыбакова были так заметны и значимы.

Нарушение соборности

«Как богатство обыкновенно губит людей неосторожных, так равно и власть. Первое доводит до любостяжания, а последняя до безумия» (свт. Иоанн Златоуст).
К величайшему сожалению, эта зараза все глубже проникает и в Старообрядчество.

 Как сообщал сайт «Староверы Борисовщины» 9 ноября 2010 года в Борисовской Покровской поморской старообрядческой общине прошло послесоборное совещание ЦС Древлеправославной Поморской Церкви в Республике Беларусь.  
Практически это было подведение итогов работы ЦС ДПЦ в РБ за период с 2007 по 2010 годы. Следует отметить объективность и непредвзятость оценок, высказанных большинством выступавших. 
В начале работы был зачитан протокол заседания Собора ДПЦ в РБ прошедшего в Витебске 12 октября 2010 года, из которого стало известно, что на Соборе присутствовали представители не более чем от 14 общин Древлеправославной Поморской Церкви в Республике Беларусь из 28 зарегистрированных государственной властью.  

А теперь я обращаю ваше внимание на очень объективные, на мой взгляд, комментарии занимавшего в то время должность ответственного секретаря ЦС настоятеля Борисовской общины Иоанна Рыбакова, изложенного им на своем сайте. 
«Согласно пункта 3.2.3. Устава Республиканского религиозного Объединения «Древлеправославная Поморская Церковь в Республике Беларусь», для правомочности Собора в его работе должны принять участие не менее 2/3 «делегатов-представителей религиозных общин и организаций, входящих в Церковь».
Как видно из протокола на Соборе присутствовали представители лишь половины официально зарегистрированных общин.  

«Грубым нарушением Собора явилось отсутствие мандатной комиссии, вследствие чего голосование не было организованным:
- в голосовании участвовали гости Собора, не имеющие право голоса;

Отсутствие мандатной комиссии и нарушения квоты при голосовании  позволило заинтересованным лицам манипулировать числом голосов». То есть на Соборе был продемонстрирован командно-административный стиль управления, который совершенно не совместим с понятием соборности (Вестник ЦС ДППЦ №11-2010г.).

Я позволю себе, уважаемые читатели, высказать некоторые свои мысли, возникшие под впечатлением  деяний Собора.
Первое, что бросается в глаза – это отсутствие необходимого количества представленных общин. Что это? Невозможность добраться? Но ведь место было выбрано удобное. Витебск – это не Турковская Слобода. Может быть это элементарное нежелание. И вызвано оно было, скорее всего, потерей авторитета Центральным Советом. Ведь в 1998г. в Кублищино (куда доехать намного сложнее) прибыли делегаты от 15 поморских общин. Но в то время о Центральном Совете только говорили как о желаемом, но не существующем. А через 10 лет,16 сентября 2008 года  на юбилейный (в честь 10-летия образования) Собор в то же Кублищино прибыли 46 делегатов, представивших  19 общин. Так почему же сейчас только 14 из 28 зарегистрированных? Может быть ответ кроется в нижеследующем абзаце?

«В середине октября 2012 года, в г. Бобруйске, в Форштадтской моленной проходил очередной Собор Древлеправославной поморской церкви (ДППЦ) в Республике Беларусь. Особенностью его явилось беспрецендентное доселе давление на участников Собора со стороны гостей. В частности, председателя Российского, а по совместительству и Единого Совета поморской церкви Олега Ивановича Розанова. Это выражалось, прежде всего, в принуждении нежелательных выступающих прекратить речь с помощью небольшого колокольчика.  Вот кто только уполномочивал Олега Ивановича на сие столь новаторское действо в качестве гостя? Присутствовали также главы поморских объединений Латвии, Литвы и Украины».


Примечательно и то, что Собор отверг попытку Единого Совета ДПЦ привлечь к участию белорусских поморцев в международном «карающем органе» - Духовном Суде. По мнению председателя дух. Комиссии Иоанна Рыбакова, которое он успешно отстоял, «чрезмерное увлечение административным устроением церковной жизни чревато очень серьёзными последствиями вплоть до раскола».
"Ничто же тако раскол творит в церквах, якоже любоначалие во властех", — писал  вождь старообрядчества, протопоп Аввакум, в своей челобитной к царю Алексею Михайловичу. И вот это-то «любоначалие», угнетающее Церковь, попирающее церковную свободу, извращающее само понятие о Церкви (церковь — это я), и вызвало в Русской Церкви раскол как протест против иерархического произвола. 

Далее последовало обсуждение работы ЦС. «Среди прочих вопросов была определена главная задача ЦС, для решения которой до сих пор ничего не сделано – это подбор и обучение кадров. Было предложено, чтобы дух. наставники составили списки перспективных молодых членов общины,         кандидатов на должность настоятелей. а ЦС нашёл средства для их обучения, благо учиться сейчас есть где – это курсы церковнослужителей при Невской старообрядческой общине в г. Санкт-Петербурге, а также Гребенщиковское духовное училище в г. Риге. Также в силах ЦС было бы проведение конференций для духовных наставников и крылошан, занятий по солевому пению. Сейчас эти задачи можно решить, а дальше будет всё сложнее и сложнее». (Вестник ЦС ДППЦ №10, стр.4).

Современное старообрядческое общество волею или неволею оказывает своё пусть даже небольшое влияние на отдельные стороны общественной жизни Беларуси. Чтобы это влияние было ещё действенней, нам, старообрядцам, необходимо, укрепить наше духовное единение, сплотиться для более плодотворного общественного служения на благо старообрядческого сообщества и нашей родины – Белой Руси.

А почему бы Центральному Совету совместно с советами общин не поставить перед собой вопрос об открытии в основных населенных пунктах компактного проживания старообрядцев отделений национально-культурных обществ и привлечение к их деятельности старообрядческой молодёжи, а также продолжить труды по организации старообрядческого  культурно-просветительского общества «Поморец»  и оказать действенную помощь Иоанну Рыбакову в создании музея: "Традиционная культура старообрядцев Беларуси"?

Таким образом, дорогие братья и сестры, из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что Центральный Совет Древлеправославной  Поморской Церкви в РБ не оправдал тех надежд, которые на него возлагались при его создании. Нужен орган, независимый от церковной номенклатуры. Таким образованием могла бы стать общественная организация.

 

(Продолжение следует).

 




 
   Связанные ссылки
· Больше про Православное Старообрядчество Белой Руси
· Новость от nikvik


Самая читаемая статья: Православное Старообрядчество Белой Руси:
Поморское Старообрядчество Беларуси в 2006г. Взгляд со стороны.


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by