Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
10 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
11116727
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Общественные организации и их задачи

Православное Старообрядчество Белой Руси

Данная статья является продолжением предыдущей статьи «Центральный Совет Древлеправославной Поморской Церкви Беларуси»

 

В истории Церкви неоднократно возникали ситуации, когда важной движущей силой церковной жизни становились те или иные неиерархические объединения мирян.

 После раскола Русской Церкви XVII века, одной из ярких православных общественных организаций можно назвать Выговское общежительство. Это уникальное явление религиозной жизни старообрядцев выступает важным примером проявления общественной инициативы ради сохранения веры.



Выговская пустынь стала не просто крупным социальным и экономическим центром старообрядцев, с которым напрямую заключало договоры правительство Петра I. Это был центр старообрядческого богословия, искусства, образования и благотворительности. Объединение мирян, без представителей иерархии, в сложный период истории Церкви явилось инициатором и движущей силой сохранения православной веры. В период всеобщего отпадения иерархов, отсутствия рукоположенных лидеров, руководители Выговского общежительства, миряне, братья Денисовы четко понимали, что для сохранения веры, для формирования старообрядческого самосознания и самоидентификации в Выговской обители были равно важны все виды деятельности — и богословский поиск, вылившийся в составление знаменитых «Поморских ответов», и кропотливая трудовая деятельность, приведшая, в конечном счете, к легализации самого общежительства.

 

Очень важная веха в истории старообрядческих общественных объединений началась после 1905 года. В период 1905–1918 годов было организовано 7 крупных старообрядческих общественных организаций: Двинское старообрядческое братство в Двинске, Курляндской губернии, Братство учителей-старообрядцев в Нижнем Новгороде, Старообрядческое благотворительное общество в Москве, Старообрядческое просветительно-благотворительное общество в Риге, Русско-старообрядческое общество просвещения на Гриве, Курляндской губернии, основанное старообрядцами-членами Государственной Думы Старообрядческое просветительно-благотворительное общество в С.-Петербурге, созданное П. П. Рябушинским, Д. В. Сироткиным и Т. С. Морозовым Старообрядческое культурно-просветительское общество в Москве.

Все эти общественные объединения, созданные исключительно старообрядцами-мирянами, не получавшие никаких благословений на свою деятельность от представителей иерархии, оказали разное влияние на развитие старообрядческой религиозной и общественной жизни и внесли существенный вклад в дело развития старообрядчества. Мобилизуя финансовый и интеллектуальный потенциал, они способствовали открытию учебных заведений, изданию книг и периодической печати, лоббированию интересов старообрядчества в органах государственной власти, оказывали значительную юридическую, консультационную и финансовую помощь старообрядческим общинам и отдельным христианам.

Сегодня многие начинают интересоваться старообрядчеством, так как люди хотят больше знать об этом религиозном течении. И они прекрасно понимают, что лучше всего получать это знание из первых рук, то есть от самих старообрядцев.

 

              Из вышеизложенного можно сделать вывод, что нам необходима общественная организация, добровольными членами которой могут быть граждане Республики Беларусь, достигнувшие 18 лет и исповедующие Православие. Для которых небезразлична вся правда о церковном Расколе и его трагических последствиях, о том тернистом и полном драматизма пути, которым, Русское Православие, прошло и о той ране Раскола, которая до сих пор кровоточит. И для которых вся красота древлего благочестия – не пустые слова.        

 

Сейчас, когда весь русский мир и вся православная Россия настроены максимально благожелательно по отношению к старообрядцам и их укладу – отказываться от проповеди древлего благочестия с нашей стороны, просто преступно.

 

НО… Прежде чем обращаться к внешнему обществу, мы должны духовно оздоровить само Православное Старообрядчество. Мы должны донести идеалы старообрядчества до умов и сердец самих старообрядцев. Мы должны консолидировать усилия на пути духовного просвещения своих же братьев, чтобы невежество и духовное безразличие не подтачивали основы Православного Старообрядчества изнутри. Чтобы принадлежность к Старообрядчеству для всякого старообрядца была не случайной, не следствием лишь телесного рождения или эстетических предпочтений, но сознательным, взвешенным, глубоко прочувствованным духовно-нравственным выбором. Чтобы все старообрядцы знали и понимали, почему они, собственно, старообрядцы.

Старообрядчество, переставшее быть образом, быть последованием и продолжением Святой Руси, перестает быть Древлеправославием, Старообрядчеством, чем бы то ни было, а становится бессмысленной, безобразной и грешной пародией на то, что нам дорого и свято. 

Одним из самых существенных недостатков нынешнего старообрядчества можно считать недостаток грамотности, знаний.

 

 Казалось бы, недалеко ещё то время, когда старообрядческие начетчики удивляли публику и поражали синодальных миссионеров глубиной и обширностью познаний церковных и, нередко, неожиданной осведомленностью во многих гражданских областях знаний. А ныне - не так. Это есть не Старообрядчество, а какое-то новофарисейство.

 

Очень важным для нас является сохранение и развитие духовной и культурной самобытности, содействие всестороннему развитию старообрядческой культуры, во всех её проявлениях.

 

Традиции, носителями которых выступает сегодня православное старообрядчество, уходят своими истоками к периоду древней Руси – Киевской Руси – Руси Святого Владимира и Ярослава Мудрого, к русской народной материально-бытовой культуре. Таким образом, Православное старообрядчество нужно понимать не только в контексте древнерусского, который собственно его породил, но и в смысле древнебелорусского, в чем и состоит его ценность и неповторимость.

Русские старообрядцы являются старейшей частью русского народа, которая в результате превратностей нашей исторической судьбы не по своей воле оказалась за пределами России. Но как бы не складывались обстоятельства, старообрядцы русского зарубежья сохранили свою культуру, любовь и верность к России, так же как хранили любовь и верность древлеправославному христианскому благочестию.

Русские старообрядцы вместе с другими народами разделили все тяжелейшие события XX века, приведшие к естественной, а чаще всего, к насильственной утрате многого в духовной жизни и культуре.
Поэтому сегодня, как никогда раньше, православному старообрядчеству совершено необходимо строить своё возрождение на прочных основах знания своих собственных древних традиций, которое может стать существенным вкладом в культуру многих государств где, компактно проживают православные старообрядцы.

Вот что сказал по этому вопросу Высокопреосвященнейший Митрополит Минский и Слуцкий и Почётный Патриарший Экзарх всея Белой Руси  Филарет, выступая 25 мая 2006 года в Белорусском государственном университете культуры и искусств:
«…Латинский корень «traditio» переводится как «передача», — то есть, именно та часть духовного, нравственного, интеллектуального и культурного наследия, которая передается людьми из поколения в поколение. На этой традиции стоит и будет стоять славянский мир. Если же она поколеблется, то уже нашим ближайшим потомкам придется вторить печальному плачу библейских страдальцев: «Погибла надежда наша, мы оторваны от корня» (Иез. 37: 11) ».


Если же мы будем ограничивать свою деятельность сохранением лишь каких-то внешних форм, фольклористикой и собиранием музейных экспонатов, то постепенно из некогда мощного духовного, социального, культурного, экономического явления превратимся в исторический анахронизм, интересный лишь узкому кругу исследователей и совершенно непонятный, чуждый, неинтересный всему остальному миру.

 

Духовные песнопения, народные ремёсла, крестные ходы с певчими в старинных  кафтанах и сарафанах – это, конечно, хорошо. Но, для нужд нынешнего момента, - недостаточно.

Наша задача  -  не выступления с концертами. Да, можно и нужно принимать участие в фестивалях духовных песнопений. И этим пропагандировать знаменное пение. Но не нужно превращаться в выездные концертные бригады.

Это фольклорный ансамбль может приехать в глубинку и продемонстрировать свое мастерство. И его поймут и найдутся инициаторы, затейники, вокруг которых соберется фольклорный коллектив, потому что там есть для этого условия. Люди и без того пели народные песни и им не хватало лишь руководителя. К тому же образцы пения звучат повсеместно по радио, телевидению и в записи.

А здесь ситуация совершенно другая. Знаменное пение – это другой мир. И для того, чтобы понять его, необходимо время. Для каждого свое. Для кого-то - месяцы, для кого-то – годы. И это при том условии, что обучаемый будет постоянно находится в этой церковной среде.

Поэтому мы должны не только, и не столько демонстрировать образцы знаменного пения, разъезжая по городам и весям, сколько оказывать практическую помощь ревнителям знаменного пения организовывать сначала маленькие островки, там, где их нет, но (и это – главное) там, где люди хотят не просто этому научиться, но и ввести в практику своих приходов знаменное пение.

 

 

Мы зачастую сетуем на отсутствие живого интереса к старообрядцам и их проблемам, немногочисленность обращений СМИ к старообрядческой теме и своеобразие этих обращений.

На данную проблему можно посмотреть под иным ракурсом: если «мирские» СМИ не спешат освещать события старообрядческой жизни, может, следует иметь свои собственные старообрядческие средства информации?

Согласитесь, что для такой страны как Республика Беларусь, имеющей 33 старообрядческие общины, два старообрядческих сайта («Православное Старообрядчество» и «Староверы Борисовщины») не просто мало, а ничтожно мало. И, слава Богу, что белорусское телевидение не оставляет без внимания старообрядцев Белой Руси в своих программах.

 

Очень важным для нас является вопрос об открытии в основных населенных пунктах компактного проживания старообрядцев отделений национально-культурных обществ и привлечение к их деятельности старообрядческой молодёжи.

 

Решению этого очень важного вопроса мы, к величайшему нашему сожалению и стыду, до сих пор не приложили ни малейших усилий, хотя попытки к этому со стороны отдельных общин были. Я имею ввиду усилия д.н. Борисовской общины И.И. Рыбакова. Для большей наглядности приведу пример того, как используют своё законное право на организацию подобных сообществ наши братья других национальностей, проживающих рядом с нами в г. Бобруйске Могилёвской области.

Напомню, что в г. Бобруйске официально зарегистрированы 3 старообрядческие общины, и по данным переписи населения 2009 года, проживают 13,2% русских по национальности. Осмелюсь предположить, что каждый десятый житель Бобруйска – старообрядец.

В  Бобруйске действуют 5 национально- культурных объединений:

-  бобруйская городская еврейская община;

- бобруйское городское еврейское общество «Рахамим»;

- международная общественная организация армян «Урарту»;

- Бобруйское городское общественное отделение «Союз поляков на Беларуси»;

- бобруйское городское культурно-просветительское общество украинцев «Славутич».

И это при том, что украинцев в Бобруйске проживает 1,9%, поляков и евреев – по 0,25%, армян – 0,1%. Вот кто действительно заботится о своих культурных традициях, о своей молодёжи и о будущем своего народа.

 

 

ВЫВОД

Если Старообрядчество духовно возродится, нравственно очистится, идейно окрепнет, то его голос в обществе сможет зазвучать ясно, весомо, убедительно. Возможно, тогда внешний мир и услышит наш призыв восстановить свою историческую память и вернуться к духовным истокам Православного Старообрядчества. 

 

 Примечание:

Если мы говорим и пишем «Старообрядчество», то имеем ввиду «Православное Старообрядчество», потому как другого со времени Крещения Руси и до Раскола не существовало. И сегодня мы являемся наследниками именно Православного Старообрядчества. (См. резолюции Первого Всероссийского старообрядческого съезда, состоявшегося в 1912).

 

 

Составитель Вячеслав Клементьев.

Для подготовки материала использовались:
http://ruvera.ru/articles/marchenko_forum_doklad

 о. Алексий Лебедев «Узкий путь».

Андрей Езеров  http://eurasia.com.ru/ezerov/about.htm)

Димитрий Каплун (Русская Православная Церковь Московского патриархата)

https://credo.press/87364/)        

24.11.2019г.

 

 

 

 

 




 
   Связанные ссылки
· Больше про Православное Старообрядчество Белой Руси
· Новость от nikvik


Самая читаемая статья: Православное Старообрядчество Белой Руси:
Поморское Старообрядчество Беларуси в 2006г. Взгляд со стороны.


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by