Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
29 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
8143464
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Система социализации и фактор рисков в российском обществе.

Христианская нравственностьТема:  Христианская нравственность.
 
Раздел: 15-е Рождественские образовательные чтения. 

 
Нет ничего важнее того, чтобы в нашем большом общем доме, в России все было в порядке. Чтобы был мир в обществе, мир в семье, чтобы образование, школы, другие гражданские институты были эффективными,  мирными и безопасными.  
 
…та ломка ценностей, которая силовым, шоковым порядком осуществлена в 1990-е годы, привнесла в нашу непростую  жизнь целый набор рисков. Это – риски всей нашей сложившейся в последние годы системы социализации.
Именно этой проблеме и посвятил свой доклад президент Российской Академии образования Н.Д.Никандров, который предлагается вашему вниманию в сокращенном виде.   

 Под социализацией понимается воспитательное влияние на человека – кстати, не только на детей и молодежь – всего уклада жизни, включая образование. 

Социологи Российской академии наук, ученые нашей Академии не раз и достаточно подробно исследовали, какое влияние образование, средства массовой информации, массовая культура и другие каналы социализации оказывают на человека.
Выясняется, во-первых, что с точки зрения воспитания относительно ослабло влияние  системы образования и соответственно усилилась роль средств массовой информации.
Выясняется, во-вторых, что все каналы социализации, и особенно СМИ, различными способами предъявляют такие сюжеты и тексты, которые оказывают  серьезное дестабилизирующее влияние  на психическое здоровье и во многом программируют человека  в сторону антисоциального настроя и поведения.
Таким образом, система образования и другие каналы социализации работают на рассогласование, а не на согласие и взаимодействие. Того, что мы обозначаем таким хорошим словом, пришедшим из церковной, православной лексики – «соработничество», к сожалению, мало.
Социологи делают суровый, но, увы, обоснованный вывод, что «…технология работы телевещания, опираясь на фундаментальные социокультурные и психологические механизмы, сориентирована отнюдь не на нормальную человекосообразную логику социализации и сохранения психического здоровья, а, напротив, работает на их разрушение» (Собкин и др., 2000, с.160).  И это можно сказать не только о телевещании. 
Разумеется, когда мы говорим о рисках,  это означает, что какое-то нежелательное событие может наступить. Но оно не обязательно должно наступить, если мы вовремя осознаем опасность и работаем на ее устранение.

И вот теперь под этим углом зрения посмотрим, какие же риски привносятся в нашу систему социализации и что можно сделать в условиях соработничества общества, государства и церкви для их уменьшения.
 
Это -  риск роста  антипатриотических настроений и  утраты чувства Родины,  неуважения к власти, армии и силовым структурам вообще. Этот риск вполне реален, если мы вспомним,  чем заполнены наши кино- и особенно телеэкраны, как изучается история в школе. Вспомним, например,  многочисленные  зарубежные фильмы о борьбе с терроризмом и преступностью, о том, как смело ведут себя работники различных спецслужб США. Патриотов какой страны воспитывают эти фильмы в нашем прокате? То, что они только развлекают, - глубокое заблуждение. Вспомним, что в США, население которых сейчас примерно вдвое больше, чем население России, учебников истории много меньше, чем у нас. При этом совершенно невозможны случаи, чтобы в американских учебниках трудные моменты истории получали бы неоднозначную, неканоническую, не патриотическую интерпретацию.   Патриотическому воспитанию американских школьников способствует и салют на верность флагу и республике в школах,  и  система скаутского воспитания, которая ориентирует ребят на преданность Богу, стране, семье, руководителям, вообще начальству (Баден-Пауэлл, 2001; Детское движение, 2005).    

 
Скаутскую систему, возникшую в начале ХХ века, и в смысле идеологии, и в смысле технологии воспитания частично переняли в свое время наши пионерия и комсомол, конечно, убрав, о чем нельзя не сожалеть, всякое упоминание о Боге и религии. Но они  воспитывали любовь к Родине, патриотизм, взаимопомощь, другие положительные человеческие  качества. В начале 1990-х годов пионерия и комсомол были практически разрушены, начальная военная подготовки убрана из школ, поисковая и краеведческая работа, формировавшая чувство причастности к Родине, порушена. 

 
Если же посмотреть на изучение отечественной истории в наших школах, то только в последнее время по решению Министерства образования и науки будущие школьные учебники экспертируются Российской академией наук и нашей Академией. Но, во-первых, это касается только учебников, а есть и много других учебных материалов, которые попадают в школу, минуя эту экспертизу. Кроме того, до этого решения в школу уже попало немало учебников, которые вряд ли дают целостное представление о нашей истории, а о патриотической роли Церкви не написано почти нигде. 

Вспомним, с другой стороны, что Русская Православная Церковь всегда, но особенно во времена кризисов, выступала за единство власти, армии и народа. В начале Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, - а ведь это было время жесткого атеизма, - уже в июле 1941 года митрополит Ленинградский Алексий обратился к верующим с посланием «Церковь зовет к защите Родины». В своем Слове митрополит говорил:  «Мы верим, что и теперь великий предстатель за землю русскую преподобный Сергий Радонежский простирает свою помощь и благословение русским воинам. И эта вера дает нам неиссякаемые силы для упорной и неустанной борьбы» (Мысли, с.345). В сентябре 1943 года на Соборе архиереев он сделал доклад «Долг христианина перед Церковью и Родиной в эпоху Отечественной войны». А 7 ноября 1941 года после военного парада на Красной площади в церквах состоялся молебен о даровании Победы русскому – вспомним, тогда советскому - оружию.

Много раньше, в смутные времена начала XVII века Патриарх Гермоген, призывая народ российский к сопротивлению иноземным захватчикам, говорил: «Если велики волны и грозна буря, не бойся гибели, ибо на камне правды и веры стоим. Пусть пенится и беснуется море, оно не может потопить корабля Исусова!» (Мысли, с.39). 
 

Это – часть истории Церкви, часть истории нашей Родины, и это – воспитательный пример патриотической роли Церкви, который обязательно должен быть известен  школьникам. И,  конечно, гражданина и патриота страны воспитывает молитвенный призыв, который слышит каждый  верующий во время православной литургии: о богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея.
 

Народ отличается от населения тем, что он объединен некоторыми общими идеями. К единству людей, объединенных верой,  христианская церковь призывала еще в древние времена. Апостол Марк приводит слова Исуса: «если царство разделится само в себе,  не может устоять то царство;  и  если дом  разделится  сам  в  себе,  не  может устоять дом тот» (Мр. 3,24-25)… 
        

…А что касается зарубежных уроков, они, конечно же, важны, и всякий разумный опыт надо использовать. И все же я всегда помню, и, думаю, все мы должны помнить замечательные слова нашего православного философа И.Ильина, прах которого нашел недавно свое последнее успокоение на кладбище Свято-Данилова монастыря: «Пусть другие народы будут счастливы и несчастливы по-своему и пусть не мешают нам строить Россию по-русски, жизненно и исторически верно, без доктринерства и без слепого подражания Западу!» (Ильин, т.2, с.386). 

 
Мы знаем и о другом  риске …новых видах своего рода  идолослужения – обоготворении насилия и денег, которыми стремятся заменить вечные ценности. Такая замена – тоже источник серьезных рисков нашей социализации. Ведь  из постоянных посылов, которые содержатся  во многих телепередачах всех телеканалов, это – посылы о всевластии, всесилии денег, а также о практической неизбежности и чуть ли ни естественности  насилия.  Сейчас опубликованы целые библиотечки  в помощь начинающим богачам, в помощь родителям, мечтающим о будущем их детей, будущем  миллионеров и миллиардеров Послушайте некоторые названия этих книг: «Как стать богатым?», «Почему ты еще нищий?», «Курс начинающего богача»,  «Думай и богатей по-русски», «Мой ребенок – будущий миллионер», «Хочешь быть богатым – будь им».

Подспудно все эти книги призывают брать от жизни все (известный девиз компании «Пепси»), а поскольку всего на всех никогда не хватало и не будет хватать,  придется использовать весьма разные методы. Отсюда – риск   роста корыстно обусловленной и насильственной преступности, риск, к сожалению, тоже вполне реальный.
 И здесь учение православной Церкви - совсем о другом.

Что касается денег и богатства, то Церковь отнюдь не призывает всех к бессребренничеству.  Оно – удел святых, удел подвижников. Да, мы помним, что говорил Исус:  «…будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф.5,48). Но, понимая как труден подвиг, зная слабость человека, он говорит также: «Не все вмещают слово сие, но кому дано» (Мф 19,11). 
 Далее,  христианство не считает грехом обладание собственностью, богатством и приобретение их… Вместе с тем вера предписывает тем, кто обладает многим,  помогать ближнему, средством чего является благотворительность.  

Что же касается насилия, которым заполнены наши теле- и киноэкраны, которые составляют чуть ли ни основу большинства широко распространенных сейчас видеофильмов, то они, как показывают исследования, в определенной мере сами провоцируют насилия. Самое же главное – они формируют у молодежи понимание естественности, легкости и безнаказанности насилия как средства решения бытовых проблем. 
 

Серьезны сейчас проблемы семьи. Разумеется, многое здесь связано с экономикой. Но дело и здесь не только в экономике. Многое зависит от общего умонастроения молодежи, которое формируется нашей системой социализации. Результатом является  риск обострения проблемы «отцов и детей», неуважения к уходящим и ушедшим поколениям,  равнодушия к созданию семьи, социального сиротства. 


 
Даже  эти немногие примеры – а их легко умножить, -  показывают, что сложившаяся в последние годы система социализации содержит целый ряд рисков для физического, нравственного и психического здоровья человека, для нравственного здоровья общества,  для безопасности страны. При этом риски социализации не могут быть целиком сняты воспитанием, школой, образованием в самых разных учреждениях.  Это понимали и раньше.
 Я еще раз сошлюсь на И.А. Ильина, который писал, что "жадный пустит в ход все средства,  продажный все продаст, человек, в коем Бога нет, превратит  всю жизнь в тайное и явное преступление. …Никакой государственный строй не сообщит человеку ни любви,  ни доброты,  ни чувства ответственности, ни благородства" (Ильин, 1992, т.2, с.40)…
      

Мы стараемся вернуть воспитание в общество и в школу. …И.А.Ильин, - мудрый человек, философ, патриот России… писал, что "образование без  воспитания  есть  дело ложное и опасное.  Оно создает чаще всего людей полуобразованных,  самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов;  оно вооружает противодуховные силы;  оно развязывает и поощряет  в  человеке  "волка" (Ильин, 1993, с.309).
 

30 января 2007 г.

Полностью доклад опубликова на сайте «Prokimen.ru»
http://www.prokimen.ru/index.html
.  



 
   Связанные ссылки
· Больше про Христианская нравственность
· Новость от klem


Самая читаемая статья: Христианская нравственность:
Права человека и поддержка традиционных нравственных ценностей в обществе


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by