Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
34 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
10863610
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 КТО МЫ И ОТКУДА МЫ? (продолжение)

Свято-Ильинский старообрядческий приход

Что такое Православное Старообрядчество?

Давая определение Православному Старообрядчеству мы будем пользоваться достаточно точным определением доктора философских наук М.О. Шахова с незначительным уточнением:

"Старообрядчество — общее, довольно широкое название русского православного духовенства и мирян, отказавшихся принять реформу, предпринятую в XVII веке патриархом Никоном, и стремящихся сохранить христианские установления и традиции древней Русской Православной Церкви"

Инок. Савицкий К.А.. "Избранные картины галереи им. К.А. Савицкого ...

 



Что такое Православное Старообрядчество?

Давая определение Православному Старообрядчеству мы будем пользоваться достаточно точным определением доктора философских наук М.О. Шахова с незначительным уточнением:

"Старообрядчество — общее, довольно широкое название русского православного духовенства и мирян, отказавшихся принять реформу, предпринятую в XVII веке патриархом Никоном, и стремящихся сохранить христианские установления и традиции древней Русской Православной Церкви"

"Убежденность в том, что старообрядцы не ушли из Православной Церкви, а остались в ней, составляет одну из принципиальных аксиом старообрядческого мировоззрения», — подчеркивает он в книге "Старообрядческое мировоззрение: религиозно-философские основы и социальная позиция".

К тому же следует сказать, что Старообрядчество бывает только Православным.

Немного перефразируя известного историка А.В.Пыжикова можно сказать:

"Часто, говоря о Старообрядчестве, употребляют выражение "Старобрядчество появилось". Здесь надо чётко понимать, что Старобрядчество ниоткуда не появлялось. Оно было всегда на этой земле. Появлялись другие, но только не старообрядцы... ".

Так что Православное Старообрядчество ведёт своё начало от времени Крещения Руси.

 

Старообрядчество никогда не отделялось от Православной Церкви и всегда было и остаётся её неотъемлемой частью. Мы «…православни бехом, православни есмы и впредь православни бысть у Господа просим» («Поморские ответы», отв. 100).      

«Если бы старообрядчество ушло из Церкви, оно бы объявило какую-либо особую догму, свое особое, новое учение, доныне неведомое, и это дало бы право говорить о «возникновении» старообрядчества; примеров такому положению вещей немало в истории западноевропейских вероисповеданий» (Кириллов И.А. "Правда старой веры").

Произошел разрыв старообрядчества не с древним истинно-вселенским православием, а только с современными его представителями (В. Сенатов. Журнал «Церковь» №3 от янв. 1909 г.)

Итак мы выяснили, кто мы и откуда мы.

 

КУДА МЫ ИДЁМ?

 

"Когда русские старообрядцы утверждали, что "православным должно умирать за едину букву «аз», когда настаивали они на неукоснительном соблюдении установившихся... обрядовых установлений, для них это были только средства для отстаивания целей.

 Дело заключалось куда как не в азе, а в том, в какую сторону склонялось исповедание с лишним или недостающим азом...              (В.Г. Распутин).

Анализ сочинений протопопа Аввакума позволяет сделать вывод, что споры по поводу обрядовой стороны жизни Русской Православной Церкви, были лишь средством выражения более глубинных противоречий. Главное противоречие — старообрядцы и сторонники церковной реформы по-разному видели цели и пути дальнейшего развития России.

Сущность старообрядчества… определить трудно; оно «не заключается в обрядоверии, — приводил И.А. Кириллов в своей «Правде старой веры» высказывание публициста В.Г. Сенатова. — В его основе лежит несравненно более глубокая и более человеческая мысль. Это требование возвратиться к тем… началам жизни, на которых строилась русская Церковь во времена глубокой древности».

 

Как писал В. Соловьев: «Никонианство состоит, конечно, не в трехперстном сложении и не в трегубой аллилуйе, оно состоит в ложном римском начале, по которому истина и благодать Христова, будучи собственностью и привилегией церковной иерархии, могут принудительно навязываться ею остальной церкви как безгласному стаду, и религиозное единение всех может достигаться средствами насилия».

Феномен старообрядчества заключается, по-видимому, еще в самой структуре древнерусского Православия, в частности, в принципе соборности, подразумевающем активное участие мирян в церковной жизни, начиная с практики выборности духовенства. Одним из главных преступлений никоно-алексеевской «реформы» и явилось попрание канонического принципа соборности Церкви.

Соборность лежала в основе всей организации русского Православия с момента его возникновения.

 

 «Обычно, рассуждая о том, в каком состоянии окажется Церковь ко времени второго пришествия, - пишет Дмитрий Урушев, - верующие склоняются к мысли, что будет она малочисленна и слаба.

Между тем нет оснований считать, что мы живем в последние дни. Во всяком случае, Сам Господь предостерегает нас от таковых произвольных измышлений: "О дне же том или часе никто не знает, ни ангелы, сущие на небесах, ни Сын, только Отец" (Мр. 13,32).

 

"Сейчас у староверов нет монополии ни на древние обряды, ни на древнюю культуру" - продолжает Д.А. Урушев. (Д.А.Урушев "Ангелу Лаодикийской Церкви").

И трудно не согласиться со свщ. иноком Симеоном (Дурасовым), когда он говорит о проблемах с иконописью, занятием богословием и замещением вакантных должностей церковнослужителями.

 (Дурасов) " «Размышления о Церкви Божией»).  


«Ныне Церковь подобна жене, лишившейся прежнего богатства, сохраняющей во многих местах только знаки первоначального благоденствия и показывающей сундуки и лари от золотых [сокровищ], а самого богатства не имеющей; такой жене уподобилась ныне Церковь»                                                                                     (свт. Иоанн Златоустый).

 

Теряя духовную идентичность, старообрядчество сохраняется только как «стиль». Многие интеллектуалы-оригиналы выбирают для себя старообрядчество не столько как вероисповедание, сколько как стилистическую альтернативу постылой реальности.
Старообрядческая идентичность становится поверхностной, стилистической, фарсовой. Настоящая глубинно-духовная, вероисповедальная идентичность растворяется».  (Кирил Товбин "Современное Староверие").

«Мы слишком долго наслаждались своим первородством, - продолжает Дмитрий Урушев, -  гордились византийскими и древнерусскими предками, хвалились тем, что не такие, как все.
Не пора ли оторваться от него, прекратить болезненное самолюбование и оглядеться вокруг?

Либо Церковь выживет, как-то определившись в современной жизни, либо превратиться в своеобразную духовную резервацию, этнографический музей, в котором интересно осматривать нежилые избы и слушать выступления фольклорных ансамблей, ряженых в кафтаны и сарафаны, но не жить.

Ведь одна из насущнейших проблем современного Старообрядчества – удержание в Церкви и возвращение в нее так называемых "коренных старообрядцев".

Какая Церковь соберет под свои крыла будущие поколения христиан? Будет ли эта та Церковь, которую возлюбил Христос и за которую предал Себя, "чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством глагола, чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею скверны или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна" (Еф. 5,27). Или же это будет маргинальная секта, утешающаяся на обочине истории превратным толкованием слов о "малом стаде". (Димитрий Урушев "Ангелу Лаодикийской Церкви").

« Мы должны понимать, что:

«Старообрядчество есть совершенно своеобразный мир, со своею собственною идеей, со своею культурой, со своими историческими или даже мировыми задачами. (В.Г. Сенатов)

« Современное старообрядчество ценно ровно настолько, насколько оно является носителем определенных идей и идеалов. В том смысле, в котором оно является не носителем идеалов, а социальным клубом, группой по интересам, какой-то этноконфессиональной единицей, оно никому, кроме самих старообрядцев, не интересно». (Алексей Муравьёв).

 

 

Так что же это за идеи и идеалы?

Архиепископ Андрей Уфимский (князь Ухтомский), так оценил старообрядчество.

«Исторические заслуги старообрядчества перед церковным и русским народом огромны. Таковы они в прошедшем и ещё более так называемое старообрядчество может сделать доброго в будущем. Но и православные, и старообрядцы должны помнить, что старообрядчество есть религиозно-культурно-бытовое, а не только узко обрядовое явление.

Что это не преувеличение, а историческая правда, мы можем привести достоверные доказательства:

Старообрядцы:

- защищая чистоту Евангельского христианства, восстали против самовластия иерархии в лице патр. Никона и охранили тем чистоту русского православия;

- во всей своей жизни стремились осуществить подлинную свободу духа, социальное равенство и церковное братство, и в этом отношении старообрядческий приход является образцом христианской общины;

- выработали великолепную формулу отношения к церковным обрядам. Они говорят, что обряды — это драгоценный сосуд, который сохраняет в себе церковные чувства;

- донесли до наших дней светлый идеал пастыря — отца прихода и молитвенника, и руководителя общественной совести. У старообрядцев никогда не было поговорки «что ни поп, то батька»;

- для старообрядца приходской пастырь — непременно выборный, это действительно свеча, поставленная перед престолом Божиим;

- энергично протестуя против горделивых папистических притязаний иерархии, старообрядцы никогда не переставали протестовать и против насилий над совестью со стороны царской гражданской власти,. (Архиепископ Андрей Уфимский (князь Ухтомский).

 

«Действительно, между господствующим исповеданием и старообрядчеством нет разницы в учениях о Боге, о лице Иcyca Христа, о значении в Церкви святых, о священном Писании и церковном предании, о церковных таинствах. Все те истины (кроме мелких и обрядовых), которые содержатся в катехизисах и древних, и новых, и в обширных богословских системах, остаются незыблемыми и едиными как для господствующего исповедания, так равно и для старообрядчества. Но, кроме этого, весьма обширного круга учений, в Церкви Христовой содержатся и многие другие, не менее важные учения и предания. Не все они записаны точным образом, не все сознаны ясно и положительно, но тем не менее они живут и действуют в Церкви и созидают ее.

К таковым истинам относятся:

- значение каждого отдельного верующего в Церкви Христовой;

- значение приходского собрания и всего народа;

- отношение между священством и паствою;

- смысл и значение епископства;

- смысл и значение внешнего церковного управления в общей народной церковной жизни;

- значение обрядов и обычаев и какою силою и властью они созидаются; как и в чем выражается святость и непогрешимость Церкви.

Когда-то, - писал В.Г.Сенатов, -  нами была высказана мысль, что в церковном выборном начале таится нечто великое, глубокое, общечеловеческое, что в нем скрывается догмат, издревле существующий, но нами еще невыясненный, - догмат, который может захватить умы и сердца многих и выразить действительно христианскую творческую мысль, века таящуюся в глубине русского народного духа, что старообрядчеству надлежит явить миру человеческому истинно-христианское разумение о священстве и о народе.

Задача эта достойна вселенских соборов и является действительным средоточием всех живых современных религиозных вопросов, и разрешение ее явится расцветом русской богословской мысли и мысли вселенской святоотеческой Церкви». (В.Г.Сенатов).

 

Мы, старообрядцы, должны понять, что

«Само существование старообрядчества на протяжении трех столетий говорит о том, что Господь промыслительно оставляет эту рану неуврачеванной с какой-то Ему Одному ведомой целью. Что это за цель – мы можем только догадываться.
В обращении к будущему старообрядчество есть указание, в каком стиле и в каком русле свойственно Русскому Православию идти к выполнению своих великих и вселенских задач».
(А.В. Карташев).

«Какая сила, - продолжает архиепископ Андрей Уфимский, - может воссоединить эти разрозненные насилием группы верующих? На которой стороне правда Божия? Где подлинная Христова Церковь? — Там, где Его подлинная любовь, где чувствуется дыхание Духа Божия. И воистину — не человеческими усилиями, но благодатью всеосвящающего Духа Божия обиженные могут забыть свои обиды, а обидчики перевоспитаются настолько, чтобы не господствовать над наследием Божием, а лишь смиренно пасти стадо Христово. Вот и нужно умолить Господа, — чтобы Он совершил чудо и восстановил параличные части русской Церкви и объединил их — да будет на Руси единая Святая Соборная Церковь, включающая в себя и старообрядчество и всю здоровую часть новообрядчества.

…Кому Господь благословит потрудиться на этом деле, кто заслужит у Господа эту милость,— это известно одному Богу, а мы должны только непрестанно молиться, да изведет Господь делателей на жатву Свою».

Раскол старообрядчества изобретенный цезаропапистами 17-го века и утвержденный кровью мучеников старообрядческих, должен отойти в область истории. Этому «расколу» более нет места и нет основания и оправдания. 

 

 

Православное Старообрядчество подстерегает одно большое искушение – но если оно с ним справится, то выйдет победителеми в трехсотлетнем стоянии за древлее благочестие. Искушение это свойственно всем христианам, но особенно – тем, кто пребывает в долгом стоянии за церковную правду против какой-либо господствующей конфессии, близкой по крови и вере, но в чем-то ушедшей от прежнего общего единства.
Это искушение признать всех, кто находится вне твоей юрисдикции – погибающими, а себя – единственными спасающимися.

«Свою веру блюдем; чужую судить не берёмся».

Даже Сама Святая Соборная и Апостольская Церковь "внешних не судит". Она выносит суждение только о тех, кто находится в Ее ограде.


В обращении к будущему Православное Старообрядчество есть указание, в каком стиле и в каком русле свойственно Русскому Православию идти к выполнению своих великих и вселенских задач.

(А.В.Карташев. «Смысл Старообрядчества»)



 

МЫ ВОЗВРАЩАЕМСЯ

В последние годы набирает силу движение возвращения отдельных общин православных старообрядцев в лоно Вселенского Православия, а именно в лоно Русской Православной Церкви. Иногда такие общины по некоему недоразумению, возникшему две сотни лет назад, называют «единоверческими». Очень жаль наших братьев, православных старообрядцев, которым нравится кличка «единоверцы»,  что они не вняли решению и призыву Первого Всероссийского съезда православных старообрядцев в 1912 году о снятии с них этой непонятной клички "единоверцы" и об официальном признании их православными старообрядцами. Это один из вариантов нашего разъединения. Ибо люди, стремящиеся разъединить Православное Старообрядчество очень боятся нашего единства. А оно придёт. И все старообрядцы, и те, кто сегодня называют себя «новозыбковцами», «белокриницкими» и "беспоповцами" вспомнят, что они все вышли из одной купели - ПРАВОСЛАВНОГО СТАРООБРЯДЧЕСТВА.

 

В этом движении участвует и наша Старообрядческая община в честь святаго пророка Илии в г. Минске. Кого-то смущает то, а как будут относиться к нам новообрядцы, не будут ли «ставить палки в кодёса»? Почти 15-летний срок пребывания общины в лоне белорусского Экзархата МП не даёт повода для сомнения в уважительном отношении Белорусской Митрополии к нашему Уставу и нашим традициям. Но и мы, в свою очередь, стараемся с пониманием относиться к богослужебным особенностям православных новообрядцев.

МЫ – НЕ ГОСТИ, мы вернулись в свой дом, из которого нас силой изгоняли четыре сотни лет. МЫ  ВЕРНУЛИСЬ. И ВЕРНУЛИСЬ НАВСЕГДА!

 

 

 

При составлении статьи использованы материалы:

Архиепископ Андрей Уфимский (князь Ухтомский) Из “Писем о старообрядчестве” http://www.pomor-otvet.ru/?page=letters1

А.В. Карташев «Смысл Старообрядчества», http://edinoslavie.ru/modules.php?name=NewsHYPERLINK "http://edinoslavie.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=651"&HYPERLINK 

В.Г. Сенатов «О сущности и значении старообрядчества»,

Г. Флоровский. Отрывок из книги "«Смысл давнего прошлого»

Александр Шмеман. Отрывок из книги «Исторический путь православия» http://rpsc.ru/lib/nestaroobryadci-o-staroobryadchestve/aleksandr-shmeman-otryivok-iz-knigi-istoricheskiy-put-pravoslaviya/

Дмитрий Урушев. «Ангелу Лаодикийской Церкви», http://edinoslavie.ru/modules.php?name=NewsHYPERLINK 

Священноинок  Симеон (Дурасов) «Размышления о Церкви Божией», http://edinoslavie.ru/modules.php?

Свщ. Димитрий Каплун «Господь возлагает на старообрядчество особую миссию». Андрей Езеров «О наших недостатках». http://eurasia.com.ru/ezerov/about.htm

 

А также статьи:

Алексея Муравьёва и

Кирила Товбина «Современное староверие»;       Современных исследователей старообрядчества А. Катунского и

В.Г. Распутина.   

 

С братской о Христе любовью                                                                                         составил Вячеслав Клементьев.




 
   Связанные ссылки
· Больше про Свято-Ильинский старообрядческий приход
· Новость от nikvik


Самая читаемая статья: Свято-Ильинский старообрядческий приход:
Старообрядческая конференция в Минске и молебен в Полоцке. Итоги


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by