Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
15 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
10873692
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 КТО МЫ, ОТКУДА И ЗАЧЕМ?

История Старообрядчества

«Наш спор – не духовный
О возрасте книг.
Наш спор – не церковный
О пользе вериг.

Наш спор – о свободе,
О праве дышать,
О воле Господней
Вязать и решать».                                                                                                    
(Варлаам Шаламов «Аввакум в Пустозерске»).

 

 « Выяснено ли духовное различие между старообрядчеством и господствующим исповеданием, различие именно духовное, а не обрядовое, различие мысли и жизни, а не внешних случайных одеяний?

Освещена ли с достаточною ясностью и полнотою старообрядческая мысль и отведено ли ей надлежащее место во вселенском вечном незыблемом православии?» (В.Г. Сенатов).

 А какое оно, сегодняшнее Старообрядчество? И что ожидает его завтра?

370 лет церковной реформе патриарха Никона | Таганрогская правда

 

 



 

Что такое Православное Старообрядчество?

Давая определение Православному Старообрядчеству мы будем пользоваться достаточно точным определением доктора философских наук М.О. Шахова:

"Старообрядчество — общее, довольно широкое название русского православного духовенства и мирян, отказавшихся принять реформу, предпринятую в XVII веке патриархом Никоном, и стремящихся сохранить церковные установления и традиции древней Русской Православной Церкви"

"Убежденность в том, что старообрядцы не ушли из Православной Церкви, а остались в ней, составляет одну из принципиальных аксиом старообрядческого мировоззрения», — подчеркивает он в книге  "Старообрядческое мировоззрение: религиозно-философские основы и социальная позиция".

"Часто, говоря о Старобрядчестве, употребляют выражение "Старобрядчество появилось". Здесь надо чётко понимать, что Старообрядчество ниоткуда не появлялось. Оно было всегда на этой земле. Появлялись другие, но только не старообрядцы... России без Старообрядчества не существует в принципе. Это магистральный путь нашей страны". (В.В. Пыжиков, "Старообрядческая мысль",  https://youtu.be/5HgMi1bjI6A).

Мы «…православни бехом, православни есмы и впредь православни бысть у Господа просим» («Поморские ответы», отв. 100).      

 

 

«Если бы старообрядчество ушло из Церкви, оно бы объявило какую-либо особую догму, свое особое, новое учение, доныне неведомое, и это дало бы право говорить о «возникновении» старообрядчества; примеров такому положению вещей немало в истории западноевропейских вероисповеданий» (Кириллов И.А. "Правда старой веры").

Произошел разрыв старообрядчества не с древним истинно-вселенским православием, а только с современными его представителями (В. Сенатов. Журнал «Церковь» №3 от янв. 1909 г.)

 

Причины раскола

Примерно через полгода по восшествии на патриарший престол, 11 февраля1653 г., патриарх Никон указал опустить в издании Следованной Псалтири главы о числе поклонов на молитве преподобного Ефрема Сирина и о двуперстном крестном знамении. Спустя 10 дней, в начале Великого поста 1653 года, патриарх разослал по московским церквам «Память» о замене части земных поклонов на молитве Ефрема Сирина поясными и об употреблении  троеперстного крестного знамениявместо двуперстного. Так началась реформа, равно как и протест против неё.

Вылившись из циркулярного письма патриарха Никона, содержащего основные обрядовые "новшества", раскол очень скоро стал ощущением конца мира, конца благодатной истории.

"Мы же задумались, сошедшеся между собою; видим, яко зима хощет быти; сердце озябло, и ноги задрожали" (Аввакум «Житие»).

 

«Главной причиной... раскола, - писал Александр Шмеман, - был вопрос об исправлении церковных книг, но за этим вопросом в церковном сознании стояли более глубокие проблемы и сомнения.

В простой форме тревогу раскольников можно выразить так: если все это священное и святое московское прошлое, если Третий Рим - последний оплот и надежда Православия - оказываются, как утверждают «новаторы», повинными в стольких ошибках и извращениях, почти в отпадении от истины (например, двуперстное перстосложение собор 1656 года осудил как «несторианское»!), то не значит ли это, что истории приходит конец - и близ есть антихрист?" (А.Шмеман "Исторический путь Православия").

«И совсем не "обряд", но "Антихрист" есть тема и тайна русского раскола… Весь смысл и весь пафос первого раскольничьего сопротивления не в "слепой" привязанности к отдельным обрядовым и бытовым "мелочам". Но именно в этой основной апокалиптической догадке…» (Г.Флоровский).

 

 

"Когда русские старообрядцы утверждали, что "православным должно умирать за едину букву аз", когда настаивали они на неукоснительном соблюдении установившихся... обрядовых установлений, для них это были только средства для отстаивания целей.

 Дело заключалось куда как не в азе, а в том, в какую сторону склонялось исповедание с лишним или недостающим азом...              (В.Г. Распутин).

Анализ сочинений протопопа Аввакума позволяет сделать вывод, что споры по поводу обрядовой стороны жизни Русской Православной Церкви, были лишь средством выражения более глубинных противоречий. Главное противоречие — старообрядцы и сторонники церковной реформы по-разному видели цели и пути дальнейшего развития России.

"Сущность старообрядчества (староверия) определить трудно; оно «не заключается в обрядоверии, — приводил И.А. Кириллов в своей «Правде старой веры» высказывание публициста В.Г. Сенатова. — В его основе лежит несравненно более глубокая и более человеческая мысль. Это требование возвратиться к тем… началам жизни, на которых строилась русская Церковь во времена глубокой древности».

 

Как писал В. Соловьев: «Никонианство состоит, конечно, не в трехперстном сложении и не в трегубой аллилуйе, оно состоит в ложном римском начале, по которому истина и благодать Христова, будучи собственностью и привилегией церковной иерархии, могут принудительно навязываться ею остальной церкви как безгласному стаду, и религиозное единение всех может достигаться средствами насилия».

Феномен старообрядчества заключается, по-видимому, еще в самой структуре древнерусского Православия, в частности, в принципе соборности, подразумевающем активное участие мирян в церковной жизни, начиная с практики выборности духовенства. Одним из главных преступлений никоно-алексеевской «реформы» и явилось попрание канонического принципа соборности Церкви.

Соборность лежала в основе всей организации русского Православия с момента его возникновения. Решение всех вопросов церковной жизни производилось соборно на всех уровнях, начиная от прихода (члены церковного совета) и до митрополичьей или патриаршей кафедры (церковный Собор, включающий и мирян).

«Действительное новшество Никона, – пишет современный исследователь старообрядчества А. Катунский, – состояло не в форме креста и поясных поклонах, а в примененных им методах управления церковными делами.

Культовые новшества впервые вводились не собором, а единоличной властью патриарха. Именно эти притязания Никона на единоличное управление Церковью вызвали бурю протестов со стороны Аввакума и его единомышленников».

« А сущность его (Старообрядчества – В.К.), писал архиеп. Андрей Уфимский, - заключалась в защите подлинной соборно-церковной жизни, в убежденной защите церковной свободы  и в борьбе с насилием... Поэтому, когда этот антихрист стал вмешиваться  и в самую организацию церковной общины, когда выборные священники стали заменяться ставленниками антихриста, тогда началось бегство старообрядцев в леса и на Дон, и на Яик, и в Румынию, и куда попало – только бы спастись от проклятого русского насилия над религиозною совестью. Такова вкратце несложная философия истории старообрядчества».

 

Но… «Насколько красива и достойна всякого удивления и подражания внешняя сторона старообрядчества в его отношениях к никонианской церковной и гражданской властям, настолько грустно говорить о внутренней его истории. Там – была героическая борьба с неправдою, внутри – происходило почти непрерывное дробление на отдельные секты. Это дробление было почти неизбежно ввиду наглого гонения на старообрядцев с различных сторон, и, тем не менее, по поводу этого дробления можно только горько плакать, ибо сила старообрядчества вследствие этих разделений потерпела, конечно, значительный ущерб“».           (Арх. Андрей Уфимский).

 

 

Православное Старообрядчество сегодня

«Обычно, рассуждая о том, в каком состоянии окажется Церковь ко времени второго пришествия, - пишет Дмитрий Урушев, - верующие склоняются к мысли, что будет она малочисленна и слаба. При этом вспоминают о вселенском оскудении веры в последние времена, предреченном Спасителем (Лк. 18,8), и о Его словах: "Не бойся, малое стадо!" (Лк. 12,32).

Эти речения и иные, подобные им, староверы повторяют, когда надо как-то оправдать малочисленность нынешнего стада Христова, недостаток пастырей, отсутствие какой-либо внутренней и внешней церковной жизни. Мол, что поделаешь – последние времена, оттого и скудость во всем! Слова Божии, превратно истолкованные, служат удобным оправданием нашей бездеятельности и равнодушия.

Между тем нет оснований считать, что мы живем в последние дни. Во всяком случае, Сам Господь предостерегает нас от таковых произвольных измышлений: "О дне же том или часе никто не знает, ни ангелы, сущие на небесах, ни Сын, только Отец" (Мр. 13,32).

 

Нет оснований и для того, чтобы утешаться словами о "малом стаде", обращенными к первоначальной христианской общине, к немногочисленным апостолам – ученикам Спасителя. Ведь Христос возвестил апостолам и о том, что "многие от востока и запада придут и возлягут со Авраамом и Исааком и Иаковом в Царствии Небесном" (Мф. 8,11). Разумея этих многих, ждущих просвещения светом разума Святого Евангелия, Христос говорит: "Жатва многа, делателей же мало" (Мф. 9,37).

За две тысячи лет ничего не изменилось. По-прежнему жатва обильна, а делателей не достает.

Но для того, чтобы совершить апостольский подвиг проповеди веры Христовой, не обязательно отправляться в тридевятое царство, в тридесятое государство, к дикарям и людоедам. Таких людей сегодня в избытке вокруг нас".

"Но староверы молчат.И молчат не от того, что у них нет слов для проповеди, а от того, что им просто нечего сказать современному миру. Мир уже не удивить ни знаменным пением, ни древнерусскими иконами, ни двуперстием, ни сугубой "аллилуйей".

«Ныне Церковь подобна жене, лишившейся прежнего богатства, сохраняющей во многих местах только знаки первоначального благоденствия и показывающей сундуки и лари от золотых [сокровищ], а самого богатства не имеющей; такой жене уподобилась ныне Церковь»                                                                                     (свт. Иоанн Златоустый).

 

"Сейчас у староверов нет монополии ни на древние обряды, ни на древнюю культуру" - продолжает Д.А. Урушев. "В ХХ столетии наши многовековые оппоненты-новообрядцы (и даже католики!) вполне усвоили манеру писания икон a la Андрей Рублев, а знаменным пением овладели лучше нас.

(Д.А.Урушев "Ангелу Лаодикийской Церкви").

И трудно не согласиться со свщ.иноком Симеоном (Дурасовым), когда он говорит, что:

"Ныне иконописцев – старообрядцев почти нет. Их труд нигде, кроме Москвы и ещё немногих мест, не востребован, хотя это крайне удивительно, так как в эти годы старообрядческая икона в народе совсем исчезает, безжалостно расхищаются её последние остатки.

С занятиями богословием вообще большая беда. Мы никак не хотим понять, что богословие – это ни нечто отвлеченное от жизни… Догматы можно и нужно изъяснять на разном уровне, разными способами и словами…

Желающие послужить Богу в любом качестве – в страшном дефиците. Даже почти некому пополнить собою ряды духовных наставников.

Служение алтарю поставлено у многих как удобное устройство своих делишек,бесстыдное паразитирование на человеческой совести». Все эти болезни на протяжении долгих лет не лечились. Даже и причины их нет ни у кого охоты вскрывать. Страшнее того, люди, оказавшиеся во главе наших церковных дел, используют пороки священников (духовных наставников, где нет священников - В.К.) для того, что бы держать их в повиновении, что бы и те закрывали глаза на неправедные дела, творимые в центре.

Все эти болезни на протяжении долгих лет не лечились. Даже и причины их нет ни у кого охоты вскрывать. Страшнее того, люди, оказавшиеся во главе наших церковных дел, используют пороки священников (духовных наставников, где нет священников - В.К.) для того, что бы держать их в повиновении, что бы и те закрывали глаза на неправедные дела, творимые в центре" (свщ. инок  Симеон (Дурасов) " «Размышления о Церкви Божией»).  

«Православная идентичность староверов постепенно разрушается, сжимаясь в смутное «осознание собственной исключительности».

Старовер-философ А.В. Езеров подчёркивает: «Старообрядчество, переставшее быть образом, быть последованием и продолжением Святой Руси, перестаёт быть Древлеправославием, Старообрядчеством, чем бы то ни было, а становится бессмысленной, безобразной и грешной пародией на то, что нам дорого и свято, что вдохновлено Всевышним. Это есть не Старообрядчество, а какое-то новофарисейство. Важнейшей причиной этой немощи (чтобы не сказать упадка) является отказ от великих задач, которые призвана решать Св. Церковь Христова на земле воинствующая».(А.В. Езеров "О наших недостатках").

 

«Триста лет отрицая западный путь как построенный на ереси и приводящий общество и человека к богоотступничеству и саморазрушению, - пишет Кирил Товбин, - нынешнее древлеправославие активно встроилось в систему отношений «гласности», «либерализации», рыночной экономики и глобализации. На данный момент самыми обсуждаемыми в интеллектуальной и эмоциональной жизни староверов являются не вопросы мировоззренческого и вероисповедального плана, а проблемы сохранности культурной идентичности... Критерий духовности практически исчез из обсуждения старообрядцев, что привело, по словам А.М.Панченко, к «целенаправленной, глобальной замене веры культурой…».

 

Теряя духовную идентичность, старообрядчество сохраняется только как «стиль». Многие интеллектуалы-оригиналы выбирают для себя старообрядчество не столько как вероисповедание, сколько как стилистическую альтернативу постылой реальности.
Старообрядческая идентичность становится поверхностной, стилистической, фарсовой. Настоящая глубинно-духовная, вероисповедальная идентичность растворяется».  (Кирил Товбин "Современное Староверие").

«Мы слишком долго наслаждались своим первородством, - продолжает Дмитрий Урушев, -  гордились византийскими и древнерусскими предками, хвалились тем, что не такие, как все.
Не пора ли оторваться от него, прекратить болезненное самолюбование и оглядеться вокруг?

Не пора ли признаться себе, что старообрядчество находится в глубочайшем кризисе, фактически, на грани вымирания? И никакие слова о "малом стаде", повторяемые как магическое заклятие, не спасут нас от легко предугадываемых печальных реалий недалекого будущего.

Либо Церковь выживет, как-то определившись в современной жизни, либо превратиться в своеобразную духовную резервацию, этнографический музей, в котором интересно осматривать нежилые избы и слушать выступления фольклорных ансамблей, ряженых в кафтаны и сарафаны, но не жить.

Ныне, как и две тысячи лет назад, видим мы, что "жатва многа, делателей же мало". Люди ждут от нас проповеди Евангелия и наставления в вере. Ждут этого и те, что уже собраны Святым Духом в наших храмах. Ведь одна из насущнейших проблем современного Старообрядчества – удержание в Церкви и возвращение в нее так называемых "коренных старообрядцев".

Какая Церковь соберет под свои крыла будущие поколения христиан? Будет ли эта та Церковь, которую возлюбил Христос и за которую предал Себя, "чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством глагола, чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею скверны или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна" (Еф. 5,27). Или же это будет маргинальная секта, утешающаяся на обочине истории превратным толкованием слов о "малом стаде". (Димитрий Урушев "Ангелу Лаодикийской Церкви").

« Мы должны понимать, что:

«Старообрядчество есть совершенно своеобразный мир, со своею собственною идеей, со своею культурой, со своими историческими или даже мировыми задачами.

Вывод этот приятен уму старообрядца и туманен по своему существу. В чем же именно заключается своеобразность старообрядчества, какова природа его идеи, культуры? …Ведь смешно же думать, что все дело, вся эта своеобразность ограничивается лишь одною видимою обрядностью». (В.Г. Сенатов)

« Современное старообрядчество ценно ровно настолько, насколько оно является носителем определенных идей и идеалов. В том смысле, в котором оно является не носителем идеалов, а социальным клубом, группой по интересам, какой-то этноконфессиональной единицей, оно никому, кроме самих старообрядцев, не интересно». (Алексей Муравьёв).

 

Так что же это за идеи и идеалы?

Архиепископ Андрей Уфимский (князь Ухтомский), епископ Православной Российской Церкви, один из основателей и лидеров катакомбной церкви в СССР, так оценил старообрядчество:

«Исторические заслуги старообрядчества перед церковным и русским народом огромны. Таковы они в прошедшем и ещё более так называемое старообрядчество может сделать доброго в будущем. Но и православные, и старообрядцы должны помнить, что старообрядчество есть религиозно-культурно-бытовое, а не только узко обрядовое явление.

Что это не преувеличение, а историческая правда, мы можем привести достоверные доказательства:

Старообрядцы:

- защищая чистоту Евангельского христианства, восстали против самовластия иерархии в лице патр. Никона и охранили тем чистоту русского православия;

- во всей своей жизни стремились осуществить подлинную свободу духа, социальное равенство и церковное братство, и в этом отношении старообрядческий приход является образцом христианской общины;

- выработали великолепную формулу отношения к церковным обрядам. Они говорят, что обряды — это драгоценный сосуд, который сохраняет в себе церковные чувства;

- донесли до наших дней светлый идеал пастыря — отца прихода и молитвенника, и руководителя общественной совести. У старообрядцев никогда не было поговорки «что ни поп, то батька»;

- для старообрядца приходской пастырь — непременно выборный, это действительно свеча, поставленная перед престолом Божиим;

 

- энергично протестуя против горделивых папистских притязаний иерархии, старообрядцы никогда не переставали протестовать и против насилий над совестью со стороны царской гражданской власти, и когда петербургский режим стал гнуть в бараний рог церковную общину, старообрядцы употребили все силы, чтобы сохранить себе свободу церковно-общинного самоопределения, и эту свободу они у себя осуществили». (Архиепископ Андрей Уфимский (князь Ухтомский).

 

«Действительно, между господствующим исповеданием и старообрядчеством нет разницы в учениях о значении в Церкви святых, о священном Писании и церковном предании, о церковных таинствах. Все те истины (кроме мелких и обрядовых), которые содержатся в катехизисах и древних, и новых, и в обширных богословских системах, остаются незыблемыми и едиными как для господствующего исповедания, так равно и для старообрядчества. Но, кроме этого, весьма обширного круга учений, в Церкви Христовой содержатся и многие другие, не менее важные учения и предания. Не все они записаны точным образом, не все сознаны ясно и положительно, но тем не менее они живут и действуют в Церкви и созидают ее.

К таковым истинам относятся:

- значение каждого отдельного верующего в Церкви Христовой;

- значение приходского собрания и всего народа;

- отношение между священством и паствою;

- смысл и значение епископства;

- смысл и значение внешнего церковного управления в общей народной церковной жизни;

- значение обрядов и обычаев и какою силою и властью они созидаются; как и в чем выражается святость и непогрешимость Церкви.

Когда-то, - писал В.Г.Сенатов, -  нами была высказана мысль, что в церковном выборном начале таится нечто великое, глубокое, общечеловеческое, что в нем скрывается догмат, издревле существующий, но нами еще невыясненный, - догмат, который может захватить умы и сердца многих и выразить действительно христианскую творческую мысль, века таящуюся в глубине русского народного духа, что старообрядчеству надлежит явить миру человеческому истинно-христианское разумение о священстве и о народе.

Задача эта достойна вселенских соборов и является действительным средоточием всех живых современных религиозных вопросов, и разрешение ее явится расцветом русской богословской мысли и мысли вселенской святоотеческой Церкви». (В.Г.Сенатов).

 

Мы, старообрядцы, должны понять, что

«Само существование православного старообрядчества на протяжении трех столетий гонений говорит о том, что Господь промыслительно оставляет эту рану неуврачеванной с какой-то Ему Одному ведомой целью. Что это за цель – мы можем только догадываться.
В обращении к будущему старообрядчество есть указание, в каком стиле и в каком русле свойственно Русскому Православию идти к выполнению своих великих и вселенских задач».
(А.В. Карташев).

«Какая сила, - продолжает архиепископ Андрей Уфимский, - может воссоединить эти разрозненные насилием группы верующих? На которой стороне правда Божия? Где подлинная Христова Церковь? — Там, где Его подлинная любовь, где чувствуется дыхание Духа Божия. И воистину — не человеческими усилиями, но благодатью всеосвящающего Духа Божия обиженные могут забыть свои обиды, а обидчики перевоспитаются настолько, чтобы не господствовать над наследием Божием, а лишь смиренно пасти стадо Христово. Вот и нужно умолить Господа, — чтобы Он совершил чудо и восстановил параличные части русской Церкви и объединил их — да будет на Руси единая Святая Соборная Церковь, включающая в себя и старообрядчество и всю здоровую часть новообрядчества.

…Кому Господь благословит потрудиться на этом деле, кто заслужит у Господа эту милость,— это известно одному Богу, а мы должны только непрестанно молиться, да изведет Господь делателей на жатву Свою».

Раскол старообрядчества изобретенный цезаропапистами 17-го века и утвержденный кровью мучеников старообрядческих, должен отойти в область истории. Этому «расколу» более нет места и нет основания и оправдания. 

 

Задачи

Александр Дугин: «Я думаю, что сейчас как раз очень большой приток в старообрядчество идет не из потомственных староверов. Это, в основном, молодые люди, которые ищут глубины традиции.

Мало того, что старообрядчество – предельное обращение к древним корням нашей веры и нашей Церкви, нашего Православия, это еще и колоссальная индивидуальная свобода. Русский человек мог сказать "нет" государству, большинству и сохранить своё достоинство. Это типичная русская черта, которая когда-то в древности отличала наш народ.


Елена Агеева: сейчас в старообрядчество приходит очень много людей, которые жили по-другому, но имеют старообрядческие корни. Их очень много! Если бы все эти люди сейчас вспомнили своих предков, свои корни, то старообрядчество было бы очень крупным и мощным духовным течением.

о. Иоанн Севастьянов, интервью сайту «Русская Вера»

Нам все же пора отказываться от навязчивой популяризации наших культурных традиций (как бы они нам не были дороги) и этакого лубочно-идеалистического образа старообрядчества

 

Староверие подстерегает одно большое искушение – но если они с ним справятся, то выйдут победителями в трехсотлетнем стоянии за древлее благочестие. Искушение это свойственно всем христианам, но особенно – тем, кто пребывает в долгом стоянии за церковную правду против какой-либо господствующей конфессии, близкой по крови и вере, но в чем-то ушедшей от прежнего общего единства.
Это искушение признать всех, кто находится вне твоей юрисдикции – погибающими, а себя – единственными спасающимися.

«Свою веру блюдем; чужую судить не берёмся».

Даже сама Святая Соборная и Апостольская Церковь "внешних не судит". Она выносит суждение только о тех, кто находится в Ее ограде.


«В обращении к будущему старообрядчество есть указание, в каком стиле и в каком русле свойственно Русскому Православию идти к выполнению своих великих и вселенских задач»(А.В.Карташев. «Смысл Старообрядчества»)

 

 

 

При составлении статьи использованы материалы:

Архиепископ Андрей Уфимский (князь Ухтомский) Из “Писем о старообрядчестве” http://www.pomor-otvet.ru/?page=letters1

А.В. Карташев «Смысл Старообрядчества», http://edinoslavie.ru/modules.php?name=NewsHYPERLINK "http://edinoslavie.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=651"&HYPERLINK "http://edinoslavie.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=651"file=articleHYPERLINK "http://edinoslavie.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=651"&HYPERLINK "http://edinoslavie.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=651"sid=651

В.Г. Сенатов «О сущности и значении старообрядчества», http://edinoslavie.ru/modules.php?name=NewsHYPERLINK "http://edinoslavie.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=664"&HYPERLINK "http://edinoslavie.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=664"file=articleHYPERLINK "http://edinoslavie.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=664"&HYPERLINK "http://edinoslavie.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=664"sid=664

Г. Флоровский. Отрывок из книги "«Смысл давнего прошлого»

Александр Шмеман. Отрывок из книги «Исторический путь православия» http://rpsc.ru/lib/nestaroobryadci-o-staroobryadchestve/aleksandr-shmeman-otryivok-iz-knigi-istoricheskiy-put-pravoslaviya/

 

 

Дмитрий Урушев. «Ангелу Лаодикийской Церкви», http://edinoslavie.ru/modules.php?name=NewsHYPERLINK "http://edinoslavie.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=383"&HYPERLINK "http://edinoslavie.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=383"file=articleHYPERLINK "http://edinoslavie.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=383"&HYPERLINK "http://edinoslavie.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=383"sid=383

Священноинок  Симеон (Дурасов) «Размышления о Церкви Божией», http://edinoslavie.ru/modules.php?name=NewsHYPERLINK "http://edinoslavie.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=300"&HYPERLINK "http://edinoslavie.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=300"file=articleHYPERLINK "http://edinoslavie.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=300"&HYPERLINK "http://edinoslavie.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=300"sid=300

Свщ. Димитрий Каплун «Господь возлагает на старообрядчество особую миссию». http://edinoslavie.ru/modules.php?name=NewsHYPERLINK "http://edinoslavie.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=252"&HYPERLINK "http://edinoslavie.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=252"file=articleHYPERLINK "http://edinoslavie.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=252"&HYPERLINK "http://edinoslavie.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=252"sid=252

Андрей Езеров «О наших недостатках». http://eurasia.com.ru/ezerov/about.htm

В.В. Пыжиков, "Старообрядческая мысль",  https://youtu.be/5HgMi1bjI6A

 

А также статьи:

Алексея Муравьёва и

Кирила Товбина «Современное староверие»;       http://edinoslavie.ru/modules.php?name=NewsHYPERLINK "http://edinoslavie.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=529"&HYPERLINK "http://edinoslavie.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=529"file=articleHYPERLINK "http://edinoslavie.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=529"&HYPERLINK "http://edinoslavie.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=529"sid=529

Современного исследователя старообрядчества А. Катунского,

В.Г. Распутина.   

 

С братской о Христе любовью                                                                                         составил православный старообрядец в лоне БПЦ

 Вячеслав Клементьев.




 
   Связанные ссылки
· Больше про История Старообрядчества
· Новость от nikvik


Самая читаемая статья: История Старообрядчества:
Житие протопопа Аввакума им самим написанное (продолжение).


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by