Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
28 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
10867573
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 ЭСТОНИЯ, ПОЛЬША, БЕЛАРУСЬ

История Старообрядчества

ЭСТОНИЯ

17-19 июля 1928 г. в Калласте на 5-м всеэстонском съезде поморские общины соединились в Союз старообрядческих общин Эстонии, высшей властью в к-ром по принятому уставу являлся старообрядческий съезд (общее собрание). Съезд должен был созываться ежегодно ЦСС Эстонии.



 

ЭСТОНИЯ

До 1936 г. съезды проходили регулярно: 3-4 нояб. 1929 г. в Тарту (6-й), 19-20 окт. 1930 г. в дер. Воронья (Вранья) (7-й), 11-12 июля 1931 г. на о-ве Пийриссаар (8-й), 11-12 июля 1933 г. там же (9-й), 15-16 авг. 1934 г. в дер. Б. Кольки (Суур-Колкья) (10-й), 12 февр. 1935 г. в Тарту (11-й), 23-24 июня 1936 г. в Таллине (12-й), 13-й съезд состоялся в дек. 1938 г. в дер. Кикита (Кюкита), 14-й съезд прошел 5 июля 1939 г. в г. Муствеэ.

Ключарь Александро-Невского храма посетил открытие выставки «Русские старообрядцы  Эстонии» | Новости епархии | События | Официальный портал Минской епархии

  В 1940-1994 гг.Союз старообрядческих общин Эстонии не действовал, съезды не собирались. По данным уполномоченного Совета по делам религ. культов по Эстонской ССР И. Киви, председатель правления Таллинской общины П. П. Баранин в сер. 40-х гг. стремился объединить старообрядческие общины Эстонской ССР со всесоюзным центром, для чего намеревался в 1945 г. посетить в Москве старообрядческого Московского архиеп. Иринарха (Парфёнова) (Одинцов М. И. Религ. орг-ции в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны: 1941-1945 гг. М., 1995. С. 193-194).

 Союз старообрядческих общин Эстонии был восстановлен в 1995 г., в Союз вошли 11 зарегистрированных общин (из них 2 федосеевские). 29 авг. 1998 г. в Калласте состоялся собор представителей общин Эстонии, сформировавший Союз старообрядческих общин Эстонии, председателем к-рого в нояб. того же года стал П. Г. Варунин . Собор восстановил традицию проведения всеэст. съездов на о-ве Пийриссаар. На 1 янв. 2000 г. в Эстонии насчитывалось ок. 5 тыс. старообрядцев-беспоповцев, к-рых окормляли 3 наставника. В дек. 2006 г. в академической б-ке Таллинского ун-та прошла выставка «Староверы Эстонии: вера, традиционный уклад, культура».

 

ПОЛЬША

 В Польше

в 20-х гг. XX в. поморцы систематизировали вероучение и религ. практику, была сформирована структура Восточной старообрядческой Церкви, не имеющей духовной иерархии (Восточная СЦ), руководящим органом к-рой между соборами является ВСС.

29 авг. 1928 г. был утвержден гос. властью устав Восточной старообрядческой Церкви, не имеющей духовной иерархии, в Польше. (В Польше поморцы впервые официально стали называть систему своих приходов «Церковью» и были в этом качестве зарегистрированы гос. властью; к этой практике обратились в 1989 в Латвии, где поморское согласие было зарегистрировано гос. властью с названием ДПЦ, а затем практически повсеместно, кроме Эстонии, где зарегистрирован духовный центр, а не «Церковь».) В 1925-1939 гг. центром поморского согласия в Польше был Вильнюс, с кон. 80-х гг.- Сувалки.

 

В 20-30-х гг. XX в. поморцы в Польше были наиболее организованным и успешно развивающимся сообществом среди беспоповцев за пределами СССР. В 1930 г. к ВСС в Польше присоединились старообрядцы (ок. 700 чел., исторически федосеевцы; в годы второй мировой войны численность местной старообрядческой общины сократилась до 458 чел.), жившие на Мазурском поозёрье в Вост. Пруссии, к-рое в 1918-1945 гг. находилось подвластью Германии. Их центром была община в дер. Войново (Эккертсдорф), неподалеку от к-рой располагался старообрядческий Войновский мон-рь (в 1925 в нем жили 12 инокинь и столько же послушниц, в 1939 - 7 инокинь и 10 послушниц). 20 июля 1930 г. в Войново праздновалось 100-летие поселения старообрядцев на Мазурском поозёрье. В 1932 и 1936 гг. в Войновском мон-ре побывал Заволоко.

 

Восточная СЦ в Польше в 20-х гг. ХХ в. объединяла 48 поморских общин (позже 53), имевших 48 храмов. В 1925, 1930 и 1936 гг. в Вильнюсе прошли 3 всепольских собора старообрядцев. В 1930, 1932, 1936 гг. проводились педагогические курсы для подготовки начетчиков. Был издан ряд учебных пособий: «Основы понятия о вере Христовой» (1928), «Краткий катехизис» (1928), опубликованы 12 выпусков «Вестника Высшего старообрядческого совета в Польше» (1929-1934), 4 выпуска «Календаря Высшего старообрядческого совета в Польше» (1936-1939). Крупным событием стал съезд духовных отцов и представителей старообрядческих общин Сувалкской обл. (в Сувальском повяте Белостокского воеводства Польши насчитывалось 8 поморских общин), состоявшийся 20 апр. 1933 г. в храме сувалкской общины. На нем были приняты решения по ряду вопросов канонического и богослужебного характера.

 

В 1940 г., после создания Литовской ССР, к к-рой было присоединено бывш. Виленское воеводство Польши, на территории новообразованной социалистической республики оказались почти все поморские общины, ранее находившиеся в Польше (42 из 53). Весной 1941 г. состоялось перемещение в Литву из захваченного немцами Сувальско-Сейненского региона Польши ок. 9 тыс. старообрядцев. Если в 1938 г. в Сувальском и Августовском повятах действовали 8 общин, насчитывавших не менее 10 тыс. поморцев, то в 1947 г. здесь было 3 общины и ок. 1,5 тыс. верующих. После 1945 г. к Польше присоединилась часть Вост. Пруссии с Мазурским поозёрьем. Войновский мон-рь прекратил существование в 1972 г., в 80-х гг. основная часть икон и книг была передана в музей в Ольш

 До нач. 80-х гг. XX в. поморцы в Польской Народной Республике не имели центрального органа управления. Однако разрушение по решению местной администрации в 1982 г. храма в дер. Погорелец Сейненского повята способствовало сплочению старообрядцев Польши. В 1983 г. был воссоздан ВСС в Польше, выборы в к-рый состоялись на соборе Восточной СЦ 28 июля 1984 г. в дер. Габове-Гронды Сувальского воеводства. В кон. 80-х гг. центром поморцев в Польше стали Сувалки (поморский храм в Сувалках построен в 1909). В наст. время ВСС в Польше объединяет 4 поморские общины с общим числом верующих до 2,6 тыс. чел. Важными событиями были созывы в Сувалках всепольских соборов поморцев в 1988, 1993, 1997 и 2002 гг.

 

 

БЕЛАЯ РУСЬ

 в 20-80-х гг. XX в. часть поморских общин состояла в ведении ВСС в Литовской ССР, в 1989-1998 гг. нек-рые общины находились под опекой Российского совета ДПЦ.

По инициативе духовных наставников Кублищинской и Браславской старообрядческих общин Карпова и Клементьева В.Е. 11 октября1998 года на на съезде наставников и делегатов от 15 общин, который состоялся в Свято-Троицком храме в дер. Кублищина Миорского р-на Витебской обл. было принято решение об образовании Центрального Совета Древлеправославной Поморской Церкви в Республике Беларусь. 1-й всебелорусский собор ДПЦ проходил в дек. 1998 г. в Полоцке, в новом каменном храме Успения Пресв. Богородицы. На соборе представители более 20 общин утвердили решения учредительного собрания и съезда наставников о формировании ЦС ДПЦ Белоруссии, была намечена работа по активизации жизни общин, местом пребывания канцелярии ЦС временно был определен Полоцк. 28 дек. 1999 г. на 2-м всебелорусском соборе ДПЦ в Полоцке был принят устав ДПЦ. 27 нояб. 2006 г. прошел 6-й собор ДПЦ в Белоруссии, в работе к-рого приняли участие 30 представителей от 28 зарегистрированных общин, на соборе состоялись выборы в ЦС, духовную и ревизионную комиссии. 24 янв. 2007 г. в Минске прошло послесоборное заседание ЦС ДПЦ, принявшее решения о разработке положения о церковнослужителях, о введении должности зам. председателя ЦС, о создании комиссии для разработки дополнений к уставу, об издании «Вестника Центрального совета Древлеправославной поморской Церкви в Республике Беларусь» и др.

В наст. время в Белоруссии живет ок. 50 тыс. поморцев, действуют 37 общин, располагающихся во всех областях, кроме Брестской. 28 общин имеют молитвенные помещения. В 90-х гг. XX в.- нач. 2000-х гг. 7 храмов были перестроены, появились новые каменные храмы в Полоцке и Бобруйске. Образованы общины в Минске, Браславе, Гродно. Полоцкая и Борисовская общины ведут издательскую деятельность.

 

 

 

 

ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ПОМОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ (ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ) (ДПЦ) – с 1989 г. официальное название наиболее значительного и организованного согласия беспоповцев – поморского, вероучение которого, как и вероучение других беспоповских согласий, опирается на представления о воцарении духовного Антихриста и оскудении благодати священства.

 

 В отличие от большинства других течений в беспоповщине Древлеправославная Поморская церковь (ДПЦ) допускает возможность мирянам (наставникам) благословлять браки (бессвященнословные браки). Древлеправославная Поморская церковь развивается, изменяя отдельные элементы своего вероучения, инкорпорируя в себя некоторые малочисленные беспоповские согласия и постепенно осознавая себя «церковью, не имеющей духовной иерархии».

 

Собор (съезд) является высшим органом управления ДПЦ. Согласно постановлению второго Всероссийского собора поморцев (1912 г.), «верховное руководство, суд и управление Церкви Христовой, с падением священных чинов Её, лежит на обязанности составляющих тело Церкви христианских приходов, избранники которых составляют собор Церкви». В отличие от других беспоповских течений ДПЦ имеет региональные органы управления (духовные центры).

 

 Российский совет (РС) ДПЦ (Москва, учреждён в 1989 г.), опекает поморцев в России и в странах, не имеющих духовных центров, – на Украине, в Молдавии, в Казахстане и в Киргизии; Центральный совет (ЦС) ДПЦ Латвии (Рига, учреждён в 1989 г.), объединяет 51 из 67 поморских общин, зарегистрированных в Министерстве юстиции Латвии; Высший совет (ВС) ДПЦ Литвы (Вильнюс, в 1922–1940 и 1942–1943 гг. назывался Центральным старообрядческим советом (ЦСС) Литвы, в 1943–2002 – Высшим старообрядческим советом (ВСС) Литвы); Высший совет (ВС) Восточной старообрядческой церкви, не имеющей духовной иерархии, в Польше (Сувалки, действовал в 1925–1939 гг., возобновил работу в 1983 г., до 1993 г. назывался Высшим старообрядческим советом (ВСС) Польши); Союз старообрядческих общин Эстонии (Таллинн, учреждён в 1928 г., восстановлен в 1995 г.); Центральный совет ЦС ДПЦ Белоруссии (Полоцк, учреждён в октябре 1998 г.); Конференция поморских общин в США. .

 

С конца 1980 гг. предпринимались попытки создать единый центр ДПЦ. В конце 1992 г. был учреждён международный совет ДПЦ, имевший регулярные связи с поморскими общинами в США. В 1996 г. в Риге по инициативе рижской Гребенщиковской старообрядческой общины (РГСО) был создан международный координационный совет духовных центров ДПЦ в странах Балтии и Польши, но осуществить объединение ему также не удалось. В июне 2001 г. в Санкт-Петербурге начал работу Единый совет (ЕС) ДПЦ, в настоящее время предпринимающий усилия по объединению духовных центров и общин поморцев в различных государствах. Богослужение в общинах ДПЦ совершается «мирским чином» в молитвенных домах (моленных, фактически представляющих собой часовни, иногда весьма значительных размеров).

 

 Е. А. Агеева (Окончание).

 

Ист.: Degučiu metraštis: Chronografas, arba Kuršo ir Lietuvos metraštis = [Хронограф, сиречь Летописец, Курляндско-литовский]. Vilnius, 2004. С. 27-170.

Лит.: Егоров И. И., Миролюбов И. И. Современное положение Древлеправославной поморской церкви // Старообрядческий церк. календарь на 1985. Рига, 1985. С. 33-35; Шамарин В. В. 275 лет староверию в Петербурге: (Кр. ист. очерк) // Календарь ДПЦ на 1998 г. М., 1997. С. 54-61; он же. Староверие в Новгородской обл. // Там же на 1999 г. М., 1998. С. 68-73; Р. О. И. 10 лет новгородской общине // Там же. С. 67-68; Хвальновский А. В., Юхименко Е. М. Поморское староверие в Москве // Старообрядчество в России. М., 1999. Вып. 2. С. 314-343; Мангилёв П. И., прот. К истории поморского согласия на Урале в ХVIII-ХХ вв. // Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. Екатеринбург, 2000. С. 4-42; Сокерин И. В. Староверие в Удорском р-не Республики Коми // Календарь ДПЦ на 2001 г. М., 2001. С. 72; Агеева Е. А., Мальцев А. И., Юхименко Е. М. Беспоповцы // ПЭ. Т. 4. С. 702-724; Барановский В. С. Очерк истории Вильнюсской старообрядческой общины // Старообрядческий поморский церк. календарь на 2002 г. Рига, 2002. С. 95-99; Половинкин П. В. Очерк о староверах Юж. Урала // Календарь ДПЦ на 2002 г. М., 2002. С. 73-80; он же . Самарские соборы: (К истории поморского староверия в Самарском крае) // Там же, на 2004 г. М., 2004. С. 75-79; он же. «Маркова вера» // Там же, на 2006 г. М., 2005. С. 66-70; Носов А. Усть-Цилемской старообрядческой общине 10 лет // Там же, на 2003 г. М., 2002. С. 79-83; Ефимов А. Н. Псковские старообрядцы // Там же. С. 56-61; Поморское согласие в Саратовском крае // Старая вера. Саратов, 2004. Дек. С. 5; Барановский В. С., Поташенко Г. В. Староверие Балтии и Польши: Краткий ист. и биогр. словарь. Вильнюс, 2005. С. 141-153, 359-392, 442-443; Староверы Эстонии. Тарту, 2006. С. 11-133.

 

 

 

 

 

 

Read more https://nealstroy.ru/drevlepravoslavnaya-pomorskaya-cerkov-padaet-sneg-kazhdaya/

 




 
   Связанные ссылки
· Больше про История Старообрядчества
· Новость от nikvik


Самая читаемая статья: История Старообрядчества:
Житие протопопа Аввакума им самим написанное (продолжение).


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by