Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
16 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
10815199
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 СТАРООБРЯДЦЫ - НОВОЛЮБЦЫ

Православное Старообрядчество Белой Руси

      РАЗБУДИТЬ ВСЕХ НЕВОЗМОЖНО, НО РАЗБУДИТЬ НЕКОТОРЫХ, А ГЛАВНОЕ САМИХ СЕБЯ.

(Гавриил Ефимович Фролов)

В последние годы публичный «дискурс» о старообрядчестве в РПЦ явно смещается в сторону симпатий. Что это за явление — «новообрядцы-старолюбцы»?

Сегодня "Православное Старообрядчество знакомит своих читателей со статьёй известного старообрядческого публициста Василия Клинцова о "новообрядцах - старолюбцах".

 

Старолюбцами исторически называли первых противников реформ патриарха Никона из кружка ревнителей благочестия, но сегодня это слово неплохо подходит вообще ко всем, кто любит русскую церковную старину и с болью в сердце смотрит на события XVII века.

 

 



Вот, например, что говорил о Расколе XVII века известный проповедник, своего рода звезда православного духовенства прот. Андрей Ткачев, комментируя телеканалу «Царьград» исторический визит В. В. Путина в Духовный центр РПСЦ на Рогожском в 2017 году:

И огромная масса народа вообще не понимала, что происходит. Почему крестились столетия двоеперстием, а сейчас приказывают креститься троеперстием, а иначе тебе грозят разными прещениями. Большое число русских людей, живущих на своей собственной территории, вдруг превратилось в меньшинство, угнетаемое и насилуемое.

 

[У нас] один и тот же Христос, воскресший из мертвых, та же Матерь Пречистая, родившая Его. Те же святые, которых мы почитаем. Вера-то одинаковая.

 

И вот у нынешнего главы государства нашлось время и желание повстречаться и поговорить. Это чрезвычайно важная вещь. Это событие — мудрость власти, проявленная впервые за 350 лет».

 

 

Другой весьма заметный проповедник, апологет и миссионер — прот. Олег Стеняев. На авторском вечере в Санкт-Петербурге в 2011 году (видео есть на YouTube) он отвечал на вопрос зрителя о старообрядчестве так: «Реформа почему возникла? приезжали греки из Антиохии, говорили, у вас не так служат, как у нас. Приезжали из Иерусалима, говорили, у вас не так служат, как у нас. Но царю и патриарху было почему-то невдомек, что в Иерусалиме служат не так, как в Антиохии, а в Антиохии не так, как на Афоне. Никогда в Церкви не было какого-то жесткого „однообрядия“…

 

 

В другом, более свежем интервью, опубликованном в Инстаграме в ноябре 2019 года, о. Олег Стеняев говорит так: «К староверам надо относиться доброжелательно, потому что раскол это всегда обоюдный процесс и обоюдная вина. Если говорить о расколе XVII века, то он возник по инициативе двух людей — это царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. Они хотели начать вести войну с турками и для этого решили унифицировать обряд… Они готовились к войне, царь хотел стать базилевсом в Царьграде, а Никон хотел стать вселенским патриархом… Мотивы здесь были политические, реформы были поспешные, опять же обусловленные политическими амбициями, а в результате — трагический раскол.

 

 Прот. Леонид Калинин, председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации РПЦ, древлехранитель Московской городской епархии заявил в ноябре 2021 г.: «Склоняюсь постепенно при раскрытии определенных данных к тому, что [от реформы Никона] было больше вреда, чем пользы… Можно сказать, что после Никона Древняя Русь практически перестала существовать, она была переделана во что-то совершенно новое. Это уничтожение знаменного пения — уникального распева, который существовал до Никона и был практически полностью истреблен».

 

Наконец, приведем изречение митрополита Псковского Тихона (Шевкунова) после архиерейской литургии древним чином 14 октября с.г. в единоверческом храме Николы Явленного от Торга во Пскове: «Молитвы древлеправославного богослужебного чина значительно понятнее даже для обычного человека, чем молитвы никоновского перевода… Мы собрались для того, чтобы еще раз напомнить себе, как тяжело совершить ошибку по отношению к церковному Преданию». Больше цитат — в репортаже

Хотя четыре процитированных спикера это еще не общее мнение всего «никонианского» духовенства и не consensus patrum, но это и не «капля в море», а четыре голоса известнейших и весьма авторитетных духовных лиц в главной конфессии Российской Федерации.

В чем же причины происходящего сдвига и насколько он глубок?

Первое.

Все процитированные отцы — нормальные русские люди, патриоты и консерваторы. Именно в «правом» идейном спектре, куда тяготеет большинство русских христиан, хранятся такие ценности и «коды», как народное и церковное единство, почтение к традиции, где русские патриотические силы совпадают с церковными кругами, симпатии к староверию выражены наиболее сильно. Это «золотое ядро» нации, духовная элита верующего русского народа, у которой историческая память трезва, а сознание не замусорено.

Во-вторых,

следует отметить весьма высокий уровень образованности. Это настоящие церковные интеллектуалы. Изживается все это глубоким историческим знанием и просветительством.

«Старолюбцы» РПЦ — это люди, по всей видимости, хорошо знакомые с материалами наиболее актуальных исторических работ по теме староверия

Наконец, третье -  это осмысление страшного русского ХХ века, нашей национальной и церковной истории.

 А. И. Солженицын. Именно он глубже других понял причинно-следственную взаимосвязь двух катастроф — XVII века и 1917-го года — и опубликовал знаменитое «Послание Третьему Собору Зарубежной Церкви 1974 года», где на всю эмиграцию, на весь свободный мир говорил о «самоуничтожении русского корня, русского духа, русской целости»… «Вот как глубоко, дальне и горькокоренне — наше церковное разрознение, рассеяние и наша собственная вина в том, что постигло Россию. Вот сколько еще объединений — шагов, ступеней, нагорий объединения — высится перед нами, чтоб могли мы собраться воистину в Единую Русскую Православную Церковь, к которой наконец смилуется Бог».

 РПЦЗ, откликнувшись, не только отменила клятвы 1666 года (на соборе 1974 года), но и выпустила (на соборе 2000 года) трогательное обращение к старообрядцам: «Великое гонение нашей Церкви в прошедшие десятилетия отчасти может быть и Божиим наказанием за преследование чад Стараго Обряда нашими предшественниками».

И еще: «Простите, братия и сестры наши, прегрешения, причиненные вам ненавистью. Не считайте нас сообщниками в грехах наших предшественников… Мы кланяемся вам в ноги и препоручаем себя вашим молитвам. Простите оскорбивших вас безразсудным насилием, ибо нашими устами они раскаялись в соделанном вам и испрашивают прощения».

Массы никогда не принимают решений, толпы не имеют мнений, их формируют небольшие группы публичных лидеров, обладающих авторитетом, и сегодня есть признаки того, что интеллектуальной элите Русской Православной Церкви становится близка солженицынская мечта об «объединении во взаимном прощении с нашей самой исконной ветвью».

( Василий Клинцов)




 
   Связанные ссылки
· Больше про Православное Старообрядчество Белой Руси
· Новость от nikvik


Самая читаемая статья: Православное Старообрядчество Белой Руси:
Поморское Старообрядчество Беларуси в 2006г. Взгляд со стороны.


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 1
Ответов: 1


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by