Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
10 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
7803819
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Патриарший старообрядческий центр: задачи и перспективы. Взгляд со стороны

Старообрядцы в лоне РПЦТема: Старообрядцы в лоне Русской Православной Церкви 

Информация о рукоположении секретаря Комиссии Московского Патриархата по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством диакона Иоанна Миролюбова в сан иерея вызвала довольно серьезный резонанс. Реакция разная: от крайне истеричной, до попыток серьезно проанализировать ситуацию.
 
Как сообщил 12 апреля ИНТЕРФАКС-Религия/Cедмица.Ru священническую хиротонию отца Иоанна совершил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл во время Божественной литургии в московском храме Живоначальной Троицы в Хорошево.
Интересен тот факт, что на богослужении, в числе других, присутствовал благочинный Богоявленского округа Московской епархии Русской Православной Церкви архимандрит Дионисий (Шишигин), настоятель храма Покрова Божией Матери в Рубцове. Вместе с тем при Покровском храме в Рубцове недавно был создан Патриарший старообрядческий центр.


Говоря о личности о. Иоанна Миролюбова, хотелось бы добавить, что среди поморцев Латвии и зарубежных с ней стран, он больше известен как основатель и руководитель духовного училища, издатель ежегодного журнала-календаря, а также самостоятельного журнала «Златоструй», и, главное, - человек, который основал и в течение многих лет возглавлял ЦС ДПЦ Латвии.  

О предполагаемом направлении  деятельности Патриаршего старообрядческого центра, личной роли о. Иоанна Миролюбова и судьбе Православного старообрядчества в лоне РПЦ весьма интересно рассуждает на страницах "Портала–Credo.Ru" в статье «Последний шанс. Проект о. Иоанна Верховского как альтернатива Прусскому единоверию» Петр Колесов.
 

Рукоположение во священники сотрудника ОВЦС МП дьякона Ивана Миролюбова, совершившееся в храме Троицы в Хорошеве, произошло, разумеется, в рамках некоего плана, в этом событии трудно не увидеть определенной программы.
Начнется ли процесс "присоединения" староверия к РПЦ МП? Может ли изменить положение в единоверии РПЦ МП появление нового священника, близкого к главе ОВЦС митрополиту Кириллу?

Как известно, в действительности в России наличествует порядка десятка единоверческих общин, которые при большом воображении можно принять за 20, однако эти общины очень различны по численности и живости и находятся в разной степени интеграции со структурами РПЦ МП.


Некогда единоверие было особым двунаправленным проектом, задуманным и осуществленным Синодальной Греко-Российской Церковью по образцу католических уний. Создание единоверия произошло по протекции митрополита Московского Платона (Левшина), и его целью было "присоединение раскольников к Церкви". Со стороны обыкновенных новообрядцев никто особенно уже не испытывал желания перейти на "старый чин", церковная старина потеряла большинство ревнителей даже и в среде крепостных крестьян, так что главной мишенью унии стали те христиане-старообрядцы, которые не хотели потерять свои капиталы (подлежащие отъятию по тогдашним законам), или те, кто тяготился гонительной жизнью старообрядческой Церкви, которая в то время скрывалась и "бегствовала" от полицейских властей.

И вот, у этих людей появилась свои священники и свои храмы, которых никто не преследовал. И которые никто не отнимал. Понятно, что, в основном, единоверцами становились старообрядцы-поповцы, для которых переход от "беглопоповства" к единоверию был не так уж и сложен технически, хотя и предполагал моральный компромисс. Дело с беспоповцами обстояло гораздо сложнее: для них невозможной представлялась сама идея служить со священником.

После дарования свободы вероисповедания в 1905 г. и выхода Старообрядческой Церкви на свободу множество единоверцев, сознавая двойственность и неясность своего канонического положения, вернулось к аутентиченой старообрядческой иерархии. Но тут наступила революция, и все смешалось.
После частичной реинсталляции "государственного православия" при Сталине ситуация изменилась. "Старого" единоверия уже почти не осталось, большинство единоверцев ушло либо в Старообрядческую Церковь Белокриницкой иерархии, либо в беглопоповство. Однако со временем некоторое число обыкновенных новообрядных чад РПЦ МП увлеклось церковной стариной и перешло в "новое единоверие". Стал возникать феномен этно-культурного анклава внутри РПЦ МП, который неизбежно отдалялся от своего церковного руководства, для которого сама идея пересмотра ситуации с результатами Русского Раскола XVII в. казалась неуместной и несвоевременной.

В 1971 г. Синод РПЦ МП отменил проклятья на старый обряд, но он лишь указал идеологическое направление, никак не решив канонических вопросов: кто такие старообрядцы вне РПЦ МП и как быть с ними?
Для ясности скажем, что к концу ХХ в. в единоверии четко обозначились три группы.

Одна из них – московское "студенцовское" единоверие – стоит фактически на позициях беспоповства (не признавая по сути ни канонического достоинства старообрядческих иерархий, ни РПЦ МП), а настоятель храма Николы в Студенцах священноигумен Петр (Васильев) прямо заявлял, что его община представляет собой особое староверческое согласие.

Вторая группа – это большинство "традиционных" староверческих приходов (подмосковная Михайловская слобода, Куровская), которых устраивает канонически противоречивое, но стабильное положение иерархической связи с РПЦ МП и отдельные визиты ее архиереев. В целом стандартный, мало сознательный уровень прихожан старого поколения и разнообразные и не всегда последовательные взгляды молодых неофитов – черта этой группы. Особняком там стоит крипто-старообрядная община священноигумена Кирилла (Сахарова). Не переходя в единоверие по причине отчаянного сопротивления патриархийного руководства, о. Кирилл все же считает себя настоящим единоверцем, при этом находится в весьма тесном общении со старообрядцами, как поповского, так и беспоповского согласий.

Для обеих групп традиционное старообрядчество за пределами РПЦ МП видится вполне дружественной средой, многие признают каноническое достоинство старообрядческих иерархий (Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) и Русской Древлеправославной Церкви (РДЦ)).
Наконец, третья группа – это новое издание миссионерского "прусского проекта", точнее, его нынешнее продолжение. В основе этой группы – старообрядцы, перешедшие из своих согласий (как правило, из беспоповства) в РПЦ МП и отвергшие традиционное для староверия жесткое отношение к "никонианству". Это, прежде всего, иерей Иоанн Миролюбов, глава новосозданного Патриаршего старообрядного центра, и бывший нижне-тагильский часовенный наставник, а ныне иерей РПЦ МП Леонтий Колногоров. В силу особенностей их положения они тяготеют к солитарной, миссионерской модели взаимодействия со старообрядческими согласиями. Задача этих деятелей – привести староверов в состояние как можно более тесного диалога с новообрядцами, "сблизить" их позиции и, в конце концов, привести к какой-то форме единства. Тем самым будет психологически оправдан их собственный путь, тем более, что в их практике по причине изоляции растет число нежелательных новообрядных черт.

Для двух последних групп типично экуменическое сознание – границы Церкви мыслятся ими очень размытыми. Для "студенцовцев" дело Церкви в нынешнем веке почти проиграно. Они выступают против канонического признания старообрядческих иерархий, но и к "своей" иерархии РПЦ МП они зачастую относится не лучше. Пожалуй, в чем-то похожей является и позиция о. Кирилла (Сахарова), который в целом признает достоинство старообрядцев вне РПЦ МП, но в то же время его положение официального клирика МП обязывает его сохранять status quo. При этом о. Кирилл обличает экуменизм и сохраняет некоторые черты новообрядчества, почитание царя Иоанна IV и даже Григория Распутина.

В начале ХХ в. единоверческий протоиерей Иоанн Верховской выдвинул проект "признания ошибки" и даже самолично вступил в каноническое общение со Старообрядческой Церковью Белокриницкой иерархии. Согласно его плану,  новообрядцы должны признать реформы ошибочными и постепенно вернуться к старому благочестию, что автоматически излечит те пороки, которые вызвали самые массовые разделения между новообрядцами – сервилизм ("сергианство") и синкретическое ослабление учения о Церкви (экуменизм). Реконверсия новообрядчества в "старую веру" лежит в принципе в той же плоскости, что и т. н. "покаяние", которого хотели добиться многие предводители Истинно-Православной Церкви. Это неизбежно вызовет осложнение отношений РПЦ МП с другими экуменизированными членами "мирового православия", у которых имеются сильные наклонности превратить христианство в малоидейную этническую традицию. Таким образом, "проект Верховского" есть изоляционистский проект, предполагающий, что Россия вернет себе лидерство в православном мире и все остальные Церкви подстроятся под нее. Старобрядность в рамках этого проекта видится как путь к выходу из тупика никонианства и западничества. И новое единоверие, в принципе, может выполнить только задачу паровоза этого процесса. Ибо все остальные ему просто не по силам.

Теперь, поняв, для чего же нужно единоверие, попытаемся взглянуть на новый Патриарший центр и на перспективы его сотрудничества со старообрядческими Церквами и согласиями после воссоединения части РПЦЗ(Л) с РПЦ МП 17 мая. Некоторые аналитики поспешили представить дело так, что старообрядчество станет следующим объектом "присоединения". Поводом для таких разговоров послужили как двусмысленные высказывания главы РПСЦ Митрополита Корнилия об "общем пути" и "общенациональных задачах", так и давно известная "братолюбивая" политика главы РДЦ Патриарха Александра. Однако действительность сложнее: РДЦ едва ли может сближаться с РПЦ МП, хотя бы потому, что сан патриарха вызывает резкое неприятие, как в Чистом переулке, так и у непосредственного начальника иерея Иоанна Миролюбова. В РПСЦ – наоборот, по традиции существует очень незначительная группа аппаратчиков "старой закалки", которые привыкли бояться обострения отношений с РПЦ МП и, как правило, удовлетворяют почти все просьбы Иоанна Миролюбова и его церковного начальства. Соборное же мнение и молодые старообрядцы, с которыми о. Миролюбов принципиальное не контактирует, настроены по отношению к "сближению" и к контактам резко отрицательно. Из-за противостояния этих двух сил перспективы "миссионерской работы" с РПСЦ крайне слабы, хотя иногда и создается впечатление каких-то серьезных "подвижек" на этом направлении.

Поморские старообрядцы вряд ли станут объектом миссии и действий иерея Иоанна Миролюбова – тут и его личность, да и вообще самодостаточность беспоповства сказываются.
Явно, что для Центра и лично для иерея И. Миролюбова отношения со старообрядческими Церквами и согласиями станут подспорьем для пропаганды старого обряда и запуска новых процессов в РПЦ МП. Никакой "миссии" в ближайшее время ожидать не приходится – для нее нет ни поводов, ни оснований.

Кто же будет помогать проекту Иоанна Миролюбова – бывшего беспоповского настаника, а ныне священника РПЦ МП? Есть ли у него команда близких сотрудников, которые вполне сочувствовали бы его целям и идеям?
Пока таких людей в его окружении не видно. Остается надеяться на то, что такие энтузиасты вскорости найдутся среди молодых людей. Ведь именно такая работа смогла бы отмобилизовать силы единоверцев, пока являющихся лишь разобщенными прихожанами единоверческих приходов.
Петр Колесов,
для "Портала–Credo.Ru"


Опубликовано на сайте
Портал-Credo.Ru
17-04-2007



 
   Связанные ссылки
· Больше про Старообрядцы в лоне РПЦ
· Новость от klem


Самая читаемая статья: Старообрядцы в лоне РПЦ:
Никольский Старообрядческий (единоверческий) храм в Санкт-Петербурге.


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 5
Ответов: 2


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by