Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
22 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
7797518
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Первый старообрядческий приход в лоне Белорусской Православной Церкви

Свято-Ильинский старообрядческий приходТема:  От диалога – к единству  

Минский горисполкомом решением от «05» апреля 2007 года зарегистрировал первый старообрядческий приход в лоне Белорусского Экзархата Московского Патриархата.
  

Старообрядческий приход в честь св. пророка Илии в г. Минске Минской епархии Белорусской Православной Церкви (Белорусского Экзархата Московского Патриархата)   является правоприемником  Древлеправославной старообрядческой поморской общины, устав которой был зарегистрирован 4 июня 1998 года.



Первоначально приход именовался: «Религиозная община Древлеправославной  Поморской Церкви в г. Минске». 
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 31 декабря 2002 года «О свободе совести и религиозных организациях» решением Минского городского исполнительного комитета от 04.10.2004 г. №2055 община была перерегистрирована как «Религиозная  Древлеправославная старообрядческая поморская община в г. Минске» и стала автономной.   

Собрание членов  Древлеправославной старообрядческой поморской общины 12 июля 2005 года  приняло решение о вхождение общины в лоно Русского Православия  и, в частности,  о вхождении в состав Белорусского Экзархата Московского Патриархата (Белорусской Православной Церкви).

Постановлением Синода Белорусского Экзархата Московского Патриархата от 06.02.2006 г. (журнал №95) община была принята в юрисдикцию Белорусской Православной Церкви (Белорусского Экзархата Московского Патриархата) как  «Старообрядческий приход в честь святого пророка Илии в г. Минске Минской епархии Белорусской Православной Церкви (Белорусского Экзархата Московского Патриархата)». 
      

Каковы были причины, подвигнувшие нас на этот шаг?
Согласно учению Православной Церкви невидимая благодать Божия сообщается верующим в Таинствах, богоучрежденных священных действиях. Если бы не было св. Причащения, то невозможно было бы получить и Царствие Небесное. Как об этом читаем в Евангелии: «Рече же им Исус: аминь, аминь глаголю вам, аще не снесте Плоти Сына Человеческого, ни пиете Крови  Его, живота не имате в себе». (Ин., зач. 23).     

Объективная сторона Таинства
заключается в том, чтобы Таинства были правильно совершены, то есть законным духовным лицом. В противном случае Таинства – недействительны. «…совершати Таинства никто же может разве святителей хиротонисанных, им же дана власть на сие от Господа Бога рукоположением наследников апостольских» (Большой  Катехизис).
      

Особенностью поморского согласия
в Старообрядчестве, к величайшему сожалению, является то, что оно не имеет трёхчинной иерархии.
В службе поморские общины используют «Выговский Устав», который позволяет мирянину, или монаху вести службу, исключая священнические возгласы и действия.
Используя исключения из правил при крещении и покаянии, допускающие «нужды смертной ради» совершение этих Таинств мирянином  (Номоканон, пр.253), из семи Таинств поморцы исполняют лишь два, оставляя, однако, новокрещаемого без миропомазания, а кающегося – без разрешения грехов.
     

Наши предки
(прежде всего, отцы Выговского общежительства братья Денисовы и иже с ними) ясно сознавали всю трагическую беспримерность состояния православного Старообрядчества в то время. Однако оправдывали это горькоплачевное положение тем, что оно долго не продлится: вот-вот наступит второе славное Христово пришествие. Но Господь Бог, по неизреченному долготерпению и милосердию Своему, даровал миру ещё быти. И, лишённые промыслом Божьим полноты церковных Таинств, наши предки скорбели, молились, горячо желали Причастия Небесного.
Но, вместе с тем, надеясь на возвращение утраченного, выговские отцы не раз предпринимали попытки приобрести себе епископа и, таким образом, восстановить в своей среде священство. Три наиболее известные из них относятся к середине 18 ст.  
       

За время, разделяющее нас от тех событий
, среди поморских старообрядцев возникли новые теории о пришествии духовного антихриста, отсутствии на земле православной иерархии и, как следствие, невозможности причастия «в приемлемом для истинных христиан виде».
      

Нам предстояло ответить на вопросы: 
Откуда возникли эти утверждения?  От слов Божественного Писания, или  собственной дерзости в суждениях и «негодных же и бабьих басней» (1Тим.4,17)?            
Возможно ли восстановление полноты церковных Таинств и, разумеется, священства в нашей общине?
Если да, то от кого мы могли бы принять священство?      

Как относились отцы  Староверия к Православию?
   
Староверие никогда не отделялось от Православной Церкви и всегда было и остаётся её неотъемлемой частью. Мы «…православни бехом, православни есмы и впредь православни бысть у Господа просим» («Поморские ответы», отв. 100).
      

Считали ли отцы Староверия себя «последними остальцами благочестия»?
    
В «Письме к двум девам» протопоп Аввакум писал: «Как-то так дерзко глаголют…только и святых, что бытто одни мы, а то все погибли! Миленькие батюшки, добро поревновать по Бозе, да надо знать ей меру».
В доктрине поморского Староверия, выраженной в «Поморских ответах», которые были написаны в 1723г. небольшой группой старцев во главе с  Андреем Денисовым и состояли из 106 ответов на вопросы синодального миссионера Неофита, сказано: «Обаче опасаемся и глаголати и помышляти, яко мы едини есмы.» (Отв. на вопросы 98 и 101).
    

Как относились отцы поморского Староверия к Русской Церкви, Таинствам и священству?
    
Обратимся к мнению протопопа Аввакума: «А то воззвони во уши твои, супостат, священство упраздняешь, да и таинство, люторски и кальвински …Понеже ни сам диавол упразнити может священства, нежели антихрист с чадию. Рече учеником своим Владыка: «Аз есмь с вами до скончания века.Аминь».   
     
В предисловии к своим ответам отцы заявили, что не отвергают иерархическое достоинство Русской Церкви: «Приобщения нынешния российския Церкви опасаемся не церковных собраний гнушающееся, не священныя саны отметающее, не тайнодейств церковных ненавидяще, но новин от никоновских времён нововнесенных опасаемся». «Суда же на ню, или порицания собою наносити опасаемся» (Отв.48).
То есть однозначно дали понять, что они признают полноту древлецерковных Таинств, признают священство, но… Таинства эти должны совершаться священником по старому, дониконовскому чину.
 
Отвечая на вопрос о крещении, протопоп Аввакум пишет: «По старому служебнику и новоставленной кои, аще в нем дух не противен, да крестит ребёнка». (Послание «горемыкам миленьким»). Здесь же о поминовении усопших: «Поминайте покойников, как и по-новому причащены: разберет Христе какая в нем совесть была». 
  

Как относились   отцы Староверия к таинству таинств – Причастию?
    
Протопоп Аввакум: «…о священстве и о Причастии не по разуму мудрствуйте. Глаголете: упразднение. Не бойтеся, светы, и по антихристу не упразднится Тело Христово, составляемо быти до скончания века… А иже от Причастия себя отлучают… и я того не похваляю» (Письмо двум девам).
      

Таким образом
, анализ трудов отцов Староверия протопопа Аввакума и авторов «Поморских ответов» братьев Денисовых дали нам основание утверждать, что теории, возникшие в среде  старообрядцев-беспоповцев в 18в. и получившие дальнейшее развитие в 19-20в.в.,  являются ошибочными и были продиктованы исключительно условиями времени их создания.  Более того, они противоречат Священному Писанию и отцам Вселенского Православия.
      

Отправной точкой этих умозаключений стали слова Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, сказавшего: «…ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её;…» (Мф.16,18). А также труды св. Поликарпа и блаж. Иеронима, утверждения которых  о невозможности существования Церкви без священства были обобщены в предисловии к Большому Катехизису: « Идеже нет священников, тамо ниже христианству возможно быти». 
  

Значит «беспоповские» общины поморских старообрядцев,  хотя и являются общинами православных христиан, но находятся вне Церкви.

Да, наши предки вынуждены были последние 300 лет жить без священства, но предыдущие поколения в течение семи столетий имели священство. Поэтому мы сегодня говорим не о введении, а о восстановлении священства и, следовательно, полноты церковных Таинств в среде поморских старообрядцев. 
      

Мы также внимательно проанализировали
современную ситуацию как в самом Старообрядчестве, так и во взаимоотношениях его с Русской Православной Церковью (МП).  Ознакомились с деяниями Поместных Соборов РПЦ 1917-18г.г., 1971г., Архиерейского Собора 2004г. в части, касающейся взаимоотношений со Старообрядчеством. Господь привёл нас к выводу о том, что при единстве догматов веры и православного исповедания, обрядовые различия не могут и не должны быть препятствием к церковному единству. И, в частности, нашему единству с Русской Православной Церковью. 
          

Почему мы не выбрали для восстановления священства Русскую Православную Старообрядческую Церковь, или Русскую Древлеправославную Церковь? А дело в том, что они не приемлют друг друга. И каждое из этих двух старообрядческих согласий, имеющих священство, считает себя единственным законным преемником дораскольной Русской Церкви.
Отсутствие любви даже к своим единоверным братьям, придерживающимся иного упования, а, вследствие этого, и единства между старообрядцами («белокриницкие», «новозыбковские», беспоповцы разных толков и пр.) видно даже самому беспристратному наблюдателю.Поэтому, приняв священство у одного из них, мы вынуждены были бы признать его исключительность. С чем мы совершенно не согласны. К тому же мы содействовали бы дальнейшему углублению раскола, кровоточащая рана которого на теле Русского Православия отдаётся болью в душе каждого члена нашей общины. 

Что же касается РПЦ (МП)
, то мы думаем, что именно сегодня сложилась (конечно же не сама по себе) ситуация, когда православные старообрядцы могут уповать на спасение, придерживаясь старых обрядов и в лоне Русской Православной Церкви. 
  

Да, есть много нестроений в самой РПЦ. Мы их видим, мы о них знаем.
Но когда в Церкви Христовой, к величайшему сожалению, было так, как в Царствии Небесном? Святитель Игнатий (Брянчанинов) вспоминал: «Старец Исаия говорил: "Пойми время. Не жди благоустройства в общем церковном составе, а будь доволен тем, что предоставлено в частности спасаться людям, желающим спастись".   

Мы обратились
к Белорусскому Экзархату Московского Патриархата потому, что, осознав бесплодность поиска виновных  в глубине веков, вместе с тем осознаём свою личную вину за бездеятельность (а хуже – за усугубление ситуации) в деле уврачевания этой жуткой раны. Ибо мы знаем по слову свт. Иоанна Златоуста, что «Ничто так не противно Богу, как разделения в Церкви. Даже если мы совершили тысячу благих дел, мы виноваты как те, кто мучил Тело Господа нашего, если мы раздираем тело Церкви».
Пришло время и нам, православным старообрядцам, исполнить заповедь Христову: «Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». (Ин. 13,35).
      

Мы видим нашу общину
в лоне Московского Патриархата как органическую часть Белорусской Православной Церкви, по мере возможности участвующую в общецерковной жизни и открытую для всех чад Православной Церкви при уважении и соблюдении ими принятого у нас богослужебного порядка и древнерусских традиций.


Но, при единстве веры и управления,  сохраняющую свою идентичность.
  
Все церковные чинопоследования в общине совершаются по богослужебным книгам, изданным при первых пяти русских Патриархах, и их последующим переизданиям. 
 
В приходе строго сохраняется древнецерковное пение и древний чин службы.
Правящий архиерей, посещая приход, служит в нём старым чином.     
Учитывая такую традицию поморского Старообрядчества как выборность наставников, все священнослужительские и церковнослужительские места в общине замещаются в общеустановленном церковном порядке, но при обязательном представлении кандидатуры Приходским собранием.     

Почему наш приход называется православным старообрядческим, а не единоверческим?
Мы категорически не согласны с термином «единоверие» в современных условиях. Сегодня, в отличие от времени учреждения «единоверия», клятвы на старые обряды и на придерживающихся их православных христиан Поместным Собором 1971 года торжественно упразднены и вменены яко не бывшие; отвергнуты все порицательные выражения, относящиеся к старым обрядам.
Такие соборные решения, неоднократно затем подтвержденные не только соответствующими постановлениями Св.Синода, но и последующими Соборами (1988,2004), придают факту существования в лоне Русской Православной Церкви приходов старого обряда совершенно иной смысл, чем заложенный в прежнем единоверии.

 
Немного из истории общины.
Следует сказать, что в самом Минске в довоенные годы старообрядцев были единицы. Хотя в окрестностях имелись довольно многочисленные общины. Прежде всего, Борисовская. В послевоенные годы количество старообрядцев в самом Минске начало быстро расти за счет переехавших на постоянное место жительства из разных мест Белоруссии, России, Латвии и Литвы. Молиться ездили в основном в Борисов и Вильнюс.

С начала 90-х годов особо активными молитвенниками начались поиски людей Старой Веры. Первыми «собирателями» общины стали Кочнева Парасковия Кузьминична и Сергеева Капитолина Кондратьевна, на квартире которой и проходили первые службы.

В организации общины принимали активное участие старообрядцы соседних мест. Например, Устав общины разрабатывали настоятели Иван Рыбаков из Борисова, Анания Китов из Бобруйска и Вячеслав Клементьев из с. Кублищино Витебской области. Ведь речь о возможном создании общины в Минске шла еще во время их совместного обучения в духовном училище в Риге.

Устав «Религиозной общины Древлеправославной Поморской Церкви в г. Минске» был зарегистрирован 4 июня 1998 года Минским городским исполнительным комитетом, решение № 619.

Первым исполняющим обязанности наставника общины был Бородкин Василий Андреевич. С сентября 1999года эти обязанности стал исполнять Клементьев Вячеслав Евгеньевич.
Первым председателем Совета общины был Белов Александр Николаевич, который в марте 2000 года был освобожден от этой должности по собственному желанию и исполнял обязанности заместителя председателя. Председателем был избран Вячеслав Клементьев.

24 марта 2002 года Собрание членов общины обратилось с письмом к Собору Древлеправославной Поморской Церкви в Республике Беларусь, в котором призвало к восстановлению в Поморской Церкви полноты древлеправославных церковных таинств. «Мы хотим вернуть то, чем обладали наши предки 1000 лет назад, и в последующие 700 лет до раскола».
15 мая 2002 года Центральный Совет ДПЦ в Беларуси ответил безуспешной попыткой переворота в общине с целью сменить руководство общины, предпринятой председателем ЦС Петром Орловым , членом ЦС Ананией Китовым, а также бывшим председателем совета общины Александром Беловым.

Первое Таинство Миропомазания и Евхаристии  было совершено в общине 21 апреля 2002года  отцом Петром Чубаровым, настоятелем Прихода единоверческого Николо-Преображенского собора в Санкт-Петербурге.
Последние пять лет эту миссию выполняет в одну из Недель Великого Поста настоятель единоверческого Храма святителя Николы в Студенцах (Москва) священноинок отец Петр (Васильев).                                                                                             

В общине, начиная с 2002 года, установлены две необычные для белорусских старообрядцев ежегодные традиции.  
В первую субботу октября, 5 октября 2002г. по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего  Экзарха  Всея Белой Руси Филарета  впервые был отслужен  молебен по старому чину у мощей прп. Евфросинии Полоцкой в Свято-Евфросиниевском монастыре Полоцкой епархии. 
В том же 2002 году, 9 мая, клирошанами общины была отпета вселенская панихида в парке-усадьбе Лошица у памятника партизанам и советским воинам, погибшим при освобождении Минска, ставшая тоже традиционной.  

Сегодня мы молим Господа о предоставлении нам возможности построить Православный старообрядческий комплекс, включающий в себя Храм во имя св. пророка Илии и воскресную школу. Комплекс, который станет центром Православного старообрядчества на Белой Руси. Местом изучения и восстановления традиций и канонов (в т.ч. знаменного пения), дониконовского православного богослужения. Местом молитвенного, духовного единства православноверующих членов наших семей. Когда муж и жена не считают друг друга иноверцами, а понимают, что они чада одной матери – Православной Церкви.
 
Этот комплекс будет располагаться в г. Минске по ул. Маяковского (район р. Лошица).  

Искать истину - значит искать предмет любви.
Без любви не может быть мира, а 
«Где нет мира, там нет Бога»
(авва Исаия).
  

Поэтому наш девиз:
Мир в душе, мир в доме, мир в отечестве!  

С братской о Христе любовью председатель приходского совета  

Вячеслав Клементьев
21.04.2007г.                     
г. Минск



 
   Связанные ссылки
· Больше про Свято-Ильинский старообрядческий приход
· Новость от klem


Самая читаемая статья: Свято-Ильинский старообрядческий приход:
Первый старообрядческий приход в лоне Белорусской Православной Церкви


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 5
Ответов: 7


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу



Re: Первый старообрядческий приход в лоне Белорусской Православной Церкви (Всего: 1)
от Консерваторъ на 24/04/2007
(Информация о пользователе | Отправить сообщение)
Слава Богу за все! Сердечно поздравляю!






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by