Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
12 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
7802540
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Сила знамени.

Знаменное пениеТема:  Древлеправославные традиции 

В Московской области прошел IV Всероссийский практический съезд любителей знаменного пения.
 

Старославянские "знамена", или крюки, – это знаки для записи церковных напевов. Одноголосное знаменное пение главенствовало на Руси со времени ее Крещения, пока в середине XVII века не было вытеснено пением гармоническим, многоголосным (так называемым партесным), пришедшим из Европы. Сегодня главные хранители древней традиции – старообрядцы: в их среде бытование знаменного распева не прекращалось. В храмах Русской Православной Церкви Московского патриархата его тоже можно услышать, но редко где он звучит целостно, а не отдельными "музыкальными номерами".

Создание песнопений знаменного распева – творчество не композиторское, а соборное, богодухновенное. Звучание хоров на церковных клиросах символизирует пение бесплотных небесных сил, непрестанно возносящих хвалу Господу. В этой анонимности знаменный распев сродни иконе, которая есть духовный образ, проводник к неизреченному. Но, подобно тому, как икона нуждается в специальных условиях хранения, так и знаменный распев требует особой почвы для своего существования.

О поддержании его "жизненной силы" заботится Общество любителей древнерусского (церковного) пения во имя святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси, основанное в столице в 2003 году. Организация ведет обширную и многостороннюю деятельность, цель которой, как гласит ее устав, – "содействие сохранению и возрождению... древнерусского церковного знаменного пения во всей возможной полноте". В самостоятельный пункт выделено проведение специальных практических съездов для певчих и руководителей певческих коллективов, учащихся православных и музыкальных учебных заведений, преподавателей воскресных и общеобразовательных школ, училищ, вузов, исследователей певческой культуры и людей, интересующихся знаменным пением.

IV Всероссийский практический съезд любителей знаменного пения состоялся с 29 июня по 2 июля 2007 года по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Он был приурочен к 400-летию со дня преставления святителя Иова и впервые проводился за пределами Москвы – в поселке Фряново Щелковского района Московской области. Радушный прием и большую помощь в организации оказал настоятель фряновского храма Иоанна Преодтечи протоиерей Михаил Герасимов: он не только возглавлял богослужения, но и размещал приехавших (коих набралось около 70 человек), а также привлек к организации съезда местную администрацию, которая любезно предоставила все необходимое для проведения мероприятий.

Знаменному распеву уже более девяти столетий, но стареть он, похоже, не собирается. В своем почтенном возрасте он способен объединить священников и мирян, сплотить людей зрелого возраста и молодежь, помочь найти общий язык староверам и представителям РПЦ МП. География участников последнего съезда простерлась от центра России до Сибири и Урала, его посетили жители Украины и Беларуси, Чувашии и Латвии. Гостями IV-го съезда были секретарь Комиссии Русской Православной Церкви Московского патриархата по старообрядным приходам и взаимодействию со старообрядчеством о. Иоанн Миролюбов, священник Русской Православной Старообрядческой Церкви о. Леонтий Пименов, настоятель храма Николы на Берсеневке о. Кирилл Сахаров. Полезное нашлось для каждого: знатоки обсуждали накопленный опыт прочтения рукописей и знамен, делились результатами исследований архивов, новички постигали азы древнерусского пения на занятиях, приобретали учебные и методические материалы. Серьезный подход удивительным образом сочетался с отсутствием какого бы то ни было официоза (в программе съезда, среди прочего, были вечер знакомств и прощальный костер). К ставшим традиционными мероприятиям добавилось новое: в музее поселка Фряново расположилась экспозиция по истории знаменного пения, где можно было увидеть старинные рукописи и современные издания (включая научные труды), кафтан древнерусского певчего, указку, с помощью которой головщик управляет хором, и лестовку – древнерусские кожаные четки.

Как всегда, одним из самых интересных мероприятий съезда стало "Открытое выступление хоров и исполнителей", являющееся по сути мини-фестивалем знаменного пения. Различные его варианты звучали в коллективном исполнении (выступили хор головщиков под руководством Глеба Печенкина, хор фряновского храма Иоанна Предтечи, хор инокинь одного из монастырей Ивановской области), в сольной интерпретации представителя беспоповской традиции Сергея Пичугина и в дуэте старообрядцев отца Леонтия и головщика храма, в котором он служит настоятелем. Но, конечно, главное место обитания знаменного распева – церковное богослужение. На воскресном Всенощном бдении и Божественной литургии на клиросах пели головщики, а на полиелейном богослужении в день памяти святителя Иова 2 июля – участники съезда. Подспорьем певцам, разделенным на мужской и женский клироса, были специально напечатанные в издательстве "Книжица" сборники. Кстати, выпуск подобных сборников – немалый труд, требующий от наборщиков владения специальными шрифтами для воспроизведения крюков и церковнославянских текстов (набор осуществили А.А. Поздеев, Е.Ю. Нечипоренко, А.А. Лукашевич; технический редактор А.В. Коваленин), а от редакторов (Г.Б. Печенкин и М.В. Макаровская) – особенной грамотности и внимания.

Все мероприятия съезда показали, что древнерусские традиции прекрасно чувствуют себя и в современном храме. Более того, сейчас они как никогда нужны и актуальны. Для собравшихся на съезд знаменное пение – дело вполне привычное, а потому они обходятся без пафосной пропаганды. И на глазах у самого предвзятого критика, наблюдающего за их увлеченностью и уверенными действиями, знаменный распев освобождается от прилипших ярлыков "экзотика" и "маргинальность". На каждом съезде проходят собрания Общества святителя Иова, на которых его члены отчитываются о проделанной работе и планируют написание статей, подготовку сборников для грядущих съездов, распространение редкой литературы, аудио- и видеозаписей, проекты, направленные на расширение аудитории, на внедрение знаменного пения в повседневный церковный обиход. Популяризация ведется через Интернет, через общение на семинарах и обучение. Так, о. Павел Коротких знакомит с древнерусской нотацией посетителей Московских православных регентских курсов Евгения Кустовского при храме Трех Святителей на Кулишках, а Глеб Печенкин учит ребят в "Знаменно-певчей школе для отроков".

Словом, инициаторы движения предпочитают заниматься реальной деятельностью, а не вышагивать с поднятыми знаменами (в привычном смысле слова), выкрикивая псевдопатриотические лозунги про "возродить и сохранить". Это и понятно: в своем "духовном деланьи" они руководствуются знаменами иными – теми, которые лишь для стороннего выглядят малопонятными закорючками из пыльной истории. Хотя знаменный распев можно "перевести" в нотную запись, члены Общества святителя Иова и их единомышленники сознательно пользуются коренным способом его фиксации – системой крюков. В древности невмы (крюки) служили своего рода тайнописью – они были предназначены для напоминания того, что хорошо было известно певцу на слух. Современная форма крюковой записи уже может отражать как относительную высоту звука, так и ритмический рисунок. Но если нотами можно записать любую музыку, то знамена выстраиваются в определенную последовательность, которая выражает готовые мелодические обороты, складывавшиеся столетиями в недрах церковной жизни. Это указывает на каноничность знаменного пения (в отличие от произвольно сочиняемой муызки на церковные тексты). Поэтому "освоение знаменного распева по нотам, – считает о. Павел, – это как если записать английскую фразу русскими буквами: можно, конечно, заучить под руководством опытного педагога, и будет даже понятно, чтó произносится. Но все-таки надо пользоваться тем алфавитом, который предназначен для записи мелодических ходов знаменного распева. Они настолько тесно связаны, что человек, не знающий крюковую нотацию, не умеет строить фразы, не видит структуры песнопения, – я уж не говорю о том, что он не сможет распевать новые песнопения". Однако мелодику знаменного роспева не возбраняется постигать и в нотном варианте. "Не все могут сразу взяться за крюки, – продолжает о. Павел, – потому что это требует определенного настроя и способностей. Но если человек долгое время пел по нотам на клиросе знаменные мелодии, то ему гораздо легче освоить крюки. Нужно "повариться" в определенной звуковой среде. Ведь и английский ездят изучать в Англию: пожил там год – лучше заговорил на языке; многое становится понятным интуитивно". Подобная практика была опробована в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры регентом Александром Орловым, под управлением которого певчие постепенно перешли с нотной записи на крюковую.

Отец Павел уверен, что знаменный распев недаром много лет звучит в этом храме – сердце православной России: "Преподобному Сергию угодно было, чтобы так получилось". Поддержка великих церковных деятелей и заступничество святых – самые непреложные знамена Божьего промысла. Приверженцами знаменного пения были святой Филарет Московский (Дроздов) и митрополит Платон (Левшин), святой Игнатий Кавказский (Брянчанинов) и святой Иларион Троицкий, святой Варсонофий Оптинский и священномученик Андроник Пермский. А с небесным покровителем Общества святителя Иова связана любопытная история. "Поначалу я узнал в Житии, – поведал о. Павел, – что он отличался красивым голосом и его пение обладало большой духовной силой. И мне пришла в голову мысль, что хорошо бы принести икону святителя Иова на первый съезд, чтобы его молитвы освящали нашу деятельность. И тут выяснилось, что Литургия I-го съезда приходится как раз на память святителя Иова! Поэтому Общество и названо в его честь, и получилось, что у нас есть благословение не только наших иерархов, но и святого Православной Церкви".

Председатель Общества святителя Иова Глеб Печенкин видит промысел Божий в том, что знаменное пение как целостная система сегодня практикуется в ряде монастырей, подворий, приходских храмов, – причем их количество увеличивается, как умножается и число людей, желающих освоить знаменное пение. Начали действовать школы: уже названная школа самого Глеба Печенкина, курс при Московской консерватории (его ведет Ирина Старикова). Планируется открытие школы знаменного пения при Центре древнерусской культуры, о котором на съезде рассказал о. Иоанн Миролюбов. Новичкам советуют общаться с "бывалыми" на форумах, где публикуются сведения о готовящихся мероприятиях, о выходящих книгах и статьях в Интернете, посвященных литургике, древнерусскому церковному пению. Есть и сайты этой тематики – например, «Дьяче око» "Дьячье око", «Вечерняя песнь» "Вечерняя песнь", «Крылошанинъ»  "Крылошанинъ"

Знаменный распев обладает не просто "антикварной" ценностью. По словам о. Павла, это "глубоко церковное и глубоко духовно полезное дело". Действительно, богослужение, целиком основанное на знаменном пении, способно погрузить в состояние полной молитвенной сосредоточенности, – тогда как в партесной службе велико искушение увлечься мирским любованием музыкальными красотами.
Знаменный распев – не "музыкальная иллюстрация" к молитве, а именно молитва, которая усиливает свое воздействие с помощью музыкальной интонации. Возникает ощущение проникновения в самую суть служебного ритуала, приобщения к его истокам.

Без сомнения, обращение к началам православия требует от современного человека усилий: нужно перебороть музыкальные стереотипы и приверженность к нотной записи, чтобы освоить пение по крюкам, перестроить слух, ориентированный на многоголосную вертикаль, чтобы проникнуться сурово-мужественными линиями знаменного распева. Но эти усилия неизменно вознаграждаются, ведь с их помощью можно почувствовать связь с тем исконным, устойчивым и лишенным всего суетного, по чему так тоскует душа.
Ольга Рафи,
для "Портала-Credo.Ru" 

Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
12-07-2007 



 
   Связанные ссылки
· Больше про Знаменное пение
· Новость от klem


Самая читаемая статья: Знаменное пение:
Перспективы возрождения знаменного пения в Русской Православной Церкви


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 4.5
Ответов: 2


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by