Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
15 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
7802823
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Перспективы возрождения знаменного пения в Русской Православной Церкви

Знаменное пениеТема:  Древлеправославные традиции 

"В конце 80-х - начале 90-х годов XX-го века в связи с политическими переменами в России и других республиках бывшего Советского Союза, в церковных и музыкальных кругах возникает интерес к знаменному пению
…случайно ли это? Видимо, имеет смысл говорить о промысле Божьем и о том, что называется  "подошло время".

О перспективах и трудностях возрождения знаменного пения в Русской Православной Церкви поведал Г.Б. Печёнкин, Председатель Оргкомитета Практических съездов любителей знаменного пения, преподаватель АХИ им. Свешникова в своем докладе на Рождественских чтениях 2007 года.

Предлагаем вашему вниманию этот доклад с незначительными сокращениями.
 

Уважаемые организаторы и участники XV Рождественских чтений! 

Нам кажется  - это весьма промыслительно, что уже второй год существует новая секция Рождественских чтений "Старый обряд в РПЦ", так как она открывает новые возможности и перспективы обсуждения вопросов знаменного распева, как в связи со старым обрядом, так и вне его. 
  

Как известно, знаменное пение, воспринятое от византийской культуры во времена Крещением Руси, до XVII-го  века было главным видом русского православного богослужебного пения. Знаменное пение было выражено осмогласием (столповой распев) и обиходом. Наряду со знаменным существовали особые протяженные и торжественные виды распева - кондакарное пение, демественный, путевой и большой знаменный распевы. Некоторые певческие книги содержат также виды так называемого  строчного пения (демественного и знаменного) - особой разновидности распевов с развитыми фиксированными подголосками. Строчное пение, как и кондакарное, в живой практике не сохранились.
  

В XVII-м веке в РПЦ происходит большая трагедия - церковный раскол, продолжающийся до нашего времени. Знаменное пение сохраняется у приверженцев старого обряда, но из практики РПЦ после раскола начинает постепенно исчезать. Предпосылки смены стиля пения возникают еще в предраскольный период в связи с сильным влиянием западной культуры, усилением роли авторства, свободного мелодического мышления в церковно-певческом творчестве и возникновением такого явления как многораспевности. В XVII-м  веке помимо традиционных распевов распространение получают  киевский, болгарский, греческий распевы. На их основе также возникает особая ниша строчного пения, по сути близкая к кантам и партесному гомофонно-гармоническому складу. 
  

С XVIII-го века в РПЦ начинает утверждаться партесное пение, несмотря на бесконечные споры и диспуты между "старым", в лице традиционного монодийного пения, и "новым", в лице пения, устроенного по западноевропейскому образцу. Это и композиторские обработки русских распевов в разных стилях, начиная от раннего партеса. Это авторские сочинения, как правило, слепо подражающие направлениям светской западноевропейской музыки. Также - формирующиеся монастырские обиходы, на основе распевов XVII-го века, в трех-четырехголосном гомофонно-гармоническом изложении.

В XX-м веке возникает такое явление, как "партесный обиход" (или просто "Обиход"). По сути, это сложившийся со временем в живой практике определённый стиль русского церковного пения, основанный на упрощённых распевах - знаменном, киевском, болгарском, греческом, а также на напевах и авторских сочинениях, ставших "народными". Также большое влияние оказал русский фольклор. "Обиход" имеет гомофонно-гармонический склад; исполняется на 2, 3 или 4 голоса. Основную мелодию сопровождает дублировка - "втора" в интервал терцию, остальные голоса делают заполнение в гармонических функциях.
  Обиходное партесное пение стало, по сути, основой современного церковного пения в России. Обиходное пение можно противопоставить чисто концертному партесному пению - явлению, противоречащему букве и духу православного богослужения, но прочно укоренившемуся в богослужебных традициях тех храмов, где содержатся наёмные хоры. Если в современном русском церковном пении есть такое явление, как партесный обиход, то встаёт вопрос - а нужно ли возрождение знаменного пения в РПЦ?
Обратимся к истории. В старообрядных приходах вопрос возрождения знаменного пения, как правило, никогда не стоял, поскольку значительной их частью являлись бывшие староверы. Есть случаи присоединения к РПЦ целых старообрядческих общин. Другое дело, что в одних старообрядных общинах практикуется так называемое наонное пение, а в других - наречное.
  

Что касается обычных приходов РПЦ, то необходимо заметить, что после церковного раскола XVII-го века официально знаменное пение (как комплекс традиционных распевов РПЦ) никто не отменял. Напротив, священноначалие неоднократно пыталось корректировать те изменения, которым подверглось русское богослужебное пение по причине секуляризации русского общества, разрушения определённого уклада жизни, смене духовных ориентиров - от Востока к Западу. Так, вплоть до революции 1917 г., Святейший Синод издавал Круг церковного пения, содержащий в основном древние осмогласие и обиход. Известно самое положительное отношение к знаменному пению русских православных деятелей и святых прошлых столетий, среди которых можно выделить свт. Филарета Московского (Дроздова), митр. Платона (Левшина), свт. Игнатия Кавказского (Брянчанинова), свт. Илариона Троицкого, св. Варсонофия Оптинского. В XIX-м веке возникло целое течение русских ученых медиевистов и палеографов, исследовавших древнерусское  церковное пение, среди которых значительное место занимают ст. Смоленский, прот. В. Металлов, прот. Д. Разумовский. Под влиянием ученых-исследователей возникла московская композиторская школа, представителей которой также волновали вопросы упорядочивания и реорганизации церковного пения. Но, к сожалению, никакого возрождения знаменного пения не могло получиться, поскольку композиторами преследовалась цель не возвращения к седой старине - основам распева, каноническим певческим формам, а всего лишь художественная обработка древних мелодий. Исполнение же полученных произведений было доступно только избранным хоровым коллективам. В начале XX-го века, в 1911-м и 1913-м гг. в Новгороде прошли Певческие съезды, собранные Высокопреосвященнейшим Арсением, архиепископом Новгородским и Старорусским. Эти съезды ставили своей целью поиск путей исцеления и упорядочивания церковного пения, а также выявление недостатков, возникших по причине секуляризации церковного пения.

Поместный Собор РПЦ, прошедший в 1917 г., также указал на необходимость преобразований в церковном пении, которое должно быть основано на традиционных древних распевах. Святитель XX-го века Алексий I (Симанский), патриарх Московский и всея Руси, неоднократно указывал на состояние церковного пения в РПЦ и на необходимость приоритета традиционной певческой культуры. «Зачем нам гоняться за безвкусным с точки зрения церковной подражанием светскому пению, когда у нас есть изумительные образцы пения строго церковного, освященного временем и традициями церковными?. Мы должны сделать все возможное для того, чтобы изгнать мирской дух из нашего церковного пения, обратиться к древним его прекрасным образцам, столь любезным сердцу верующего и молящегося православного христианина».
  

В тех храмах, где бытовали строгие церковные порядки, сохранялись древние благочестивые традиции, за богослужением употреблялось знаменное одноголосное пение. Вспомним наиболее известные примеры - Валаамский, Саровский, Соловецкий монастыри, скит Оптиной пустыни, Большой Успенский собор Московского Кремля.
  

Революция 1917-го года фактически законсервировала состояние русского богослужебного пения, а также наметившиеся положительные сдвиги. В годы советской власти и гонения на православие невозможно было говорить о каких-либо улучшениях и преобразованиях.
  

В конце 80-х - начале 90-х годов
XX-го века в связи с политическими переменами в России и других республиках бывшего Советского Союза, в церковных и музыкальных кругах возникает интерес к знаменному пению - изучению, богослужебной практике (а также и концертно-эстрадной и звукозаписывающей практикам, которых мы не будем касаться).
  

Случайно ли такое обращение к полузабытой традиции?

Ведь большинство людей, проявивших интерес к ней, проживали в разных уголках нашей страны и не были друг с другом знакомы. Пусть попытки были далеко не всегда и везде удачными, но ведь для нас важно само стремление клиросных певцов к совершенствованию, приведение в порядок церковного пения и поиски путей совершенствования. И, как известно, у большой части певцов эти поиски заканчивались встречей с фактически утраченным в РПЦ знаменным пением. Другое дело, что попытки изучения и практики знаменного пения зачастую были кратковременными. 
  

Неудачи реанимации традиционной певческой культуры
, продолжающиеся до настоящего времени, можно объяснить многими причинами.
Это и отсутствие у певцов соответствующих знаний, опыта, определённого воспитания, ибо для исполнения знаменного распева мало быть музыкально и вокально грамотным, недостаточно и клиросно-партесной практики. 
Следующие причины -  встречающаяся неграмотность причта, прихожан в отношении церковного пения, нежелание их что-либо менять в сторону духовно более полезную, приверженность к определённым сложившимся стереотипам и привычкам.
Это также и неустойчивость самих певцов в собственном духовном устроении, "ревность не по разуму" по неофитству, нестабильность в их социальном положении, неясность их церковного статуса, личные воззрения и вкусы певцов, зачастую меняющиеся или формирующиеся под влиянием светского искусства. Безусловно, на положительный результат практики знаменного пения влияют воцерковлённость певцов, их богословские знания, знания традиций, должная певческая подготовка, свободное владение "языком" знаменного пения и кругом песнопений, употребляющихся в течение года.
  

Понятно, что специалистов соответствующего уровня на данный момент ещё достаточно мало, и существует множество  помех, тормозящих изучение и богослужебную практику знаменного пения. Тем не менее, количество храмов, практикующих это пение как целостную систему, в настоящее время значительно увеличилось, по сравнению с 90-ми годами XX-го века. Опять же - случайно ли это? Видимо, имеет смысл говорить о промысле Божьем и о том, что называется  "подошло время". 
  

В 2003-м году в Москве было создано Общество свт. Иова
, главной целью которого является содействие возрождению и распространению знаменного пения в России и за её пределами. В период с 2003 по 2005 годы были организованы и проведены по благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, три Практических съезда, на которых встретились современные практики и любители древнерусского церковно-певческого наследия  из разных уголков России, а также Ближнего и Дальнего Зарубежья; большая часть – впервые...
Кроме проведения Практических съездов, Общество и его члены занимаются подготовкой к изданию и распространением  певческих книг, учебных пособий, аудио и видео дисков, а также проведением консультаций, лекций, обучением, помощью в организации знаменного пения в монастырях и на приходах. Предполагается открытие 1-й Знаменной Школы Общества. Также, одним из направлений деятельности Общества является выявление фактов фальсификаций, имеющих место быть в настоящее время, когда чьё-то частное мнение или практика выдаётся за традицию, а собственные сочинения  - за подлинники или так называемые "реконструкции".  

Здесь вкратце необходимо коснуться проблемы различения собственно знаменного крюкового пения и употребляющегося на некоторых клиросах РПЦ одноголосного пения, в некоторых случаях именующегося "знаменным распевом". Традиционное знаменное пение в настоящее время включает в себя две составляющие. Во-первых - источники - т.е. певческие крюковые рукописи, содержащие годовой круг песнопений. Прежде всего - читаемые "классические" периода конца XVI-го по середину XVII-го вв. и подобные им. Во-вторых - это живая традиция старообрядческого (и единоверческого) пения, со своими направлениями и особенностями, преемственно сохраняющая стилистику древнерусского богослужебного пения и особый тип мелодико-линеарного и певческого мышления. На основе обобщенного изучения певческих книг и живых традиций, по нашему мнению, необходимо строить систему обучения знаменному пению и его практику с учетом создавшихся условий. Изучение указанных певческих книг и живой традиции помогает избежать долгих поисков и экспериментов (в частности, при самостоятельном изучении и практике), различать собственно знаменный распев от местных напевов, поздних редакций («переводов»), сокращенных вариантов, других распевов (например,  Византийского пения, греческого, киевского распевов), от авторских сочинений или стилизаций. 
  

...Итак, мы видим, что возрождение знаменного пения необходимо в РПЦ, и оно уже мало-помалу совершается.

С другой стороны, мы видим, что возрождение знаменного пения необходимо начинать «снизу» (по инициативе самих певчих), при поддержке «сверху» (т.е. со стороны священноначалия). Из истории послераскольного периода России мы видим, что указы «сверху», об упорядочивании церковного пения, без должного на то настроя и желания что-либо менять «снизу» не приносили должных результатов. Также никакие радикальные меры «сверху» ничего не смогут изменить, а только вызовут волнения и нестроения в церковной жизни. Но признание священноначалием необходимости постепенной реорганизации в церковном пении (с созданием специальной комиссии) было бы на наш взгляд весьма полезным
 

Возрождение благочестивых  традиций
, в том числе и пения, должно быть делом общецерковным, а не только отдельных обществ и любителей. Посредством деятельности такой комиссии, при поддержке или сотрудничестве различных организаций, способствующих распространению знаменного пения, и частных лиц, изучающих и практикующих крюковое пение, можно было бы провести ряд необходимых мер с целью подготовки благоприятной почвы для возрождения знаменного пения в РПЦ. Такими мерами могли бы явиться: открытие Школ, Училищ или Институтов знаменного пения,  выпускающих учителей, певчих и головщиков, введение обязательного изучения крюкового пения в духовных учебных заведениях, в воскресных школах, в православных учебных заведениях, в монастырях. К изучению крюкового пения также было бы необходимо призвать (а лучше обязать!) вообще всех церковных певчих и регентов, хотя бы потому, что знаменный распев и его крюковая нотация, по меткому выражению прот. Бориса Николаева, является основой русского православного церковного пения. 
 

 
 …Для возрождения знаменного пения в РПЦ можно порекомендовать его изучение или знакомство с ним и в светских учебных заведениях, в частности, музыкальных, что сейчас нередко практикуется. Однако нужно помнить, что… в светских учебных заведениях феномен древнерусского церковного пения необходимо, прежде всего, рассматривать как литургическое, а не эстетическое явление и преподносить знаменный распев вместе с катехизаторскими и историческими знаниями, вместе с понятиями о благочестии и целях христианской жизни.

О практических достоинствах знаменного пения
достаточно много говорится в научно-популярной литературе. Относительно перспективы его употребления в храмах можно выделить его универсализм, в том смысле, что знаменный распев возможно исполнять любым составом, а это обретает особый смысл при различных обстоятельствах (вплоть до гонений на Церковь). При правильном использовании знаменного пения литургический текст хорошо воспринимается молящимися, что особенно важно в настоящее время, когда в храмы приходят люди невоцерковлённые… 
 

Подводя итоги, хочется вновь заметить, что возрождение древнерусского литургического пения зависит от наших духовных потребностей. Совершаемое по воле Божией, оно требует и нашего посильного участия. Хочется призвать всех любителей древнерусского церковно-певческого искусства, в особенности представителей старообрядных общин, к объединению усилий, более активной работе и сотрудничеству; священноначалие – к поддержанию инициативы «снизу», к проведению ряда мер по упорядочиванию церковного пения. Необходимо, чтобы знаменный распев в РПЦ, часто ошибочно относимый к атрибутам церковного раскола XVII-го века, наконец, вышел из подполья. Знаменное пение необходимо безбоязненно вводить в богослужебную практику РПЦ, начиная с будничных богослужений, в первую очередь - в монастырях и открывающихся приходах. Необходимо окончательное разрешение на высшем церковном уровне некоторых недоумений, возникающих при практике знаменного пения (например, об употреблении старопечатных текстов и элементов старого обряда). Необходима соответствующая издательская, просветительская и образовательная деятельность. Издательская деятельность, кроме переиздания рукописных памятников крюкового пения, должна быть ориентирована на самообучение и программы школ знаменного пения, которые в свою очередь должны быть направлены не только на изучение письменных источников и различных живых  традиций, но и на возможность применения их к сложившимся богослужебным условиям. Для более быстрого введения распева в богослужебную практику, учитывая, в особенности, потребности провинции, необходимо создание и издание Простого знаменного обихода с крюковой и нотной формой записи. Необходимо издание ряда учебных пособий, учитывающих разные традиции, формы фиксаций и варианты литургического текста. Для постепенного перехода к знаменному пению, при непосредственном изучении его, допустимы, на наш взгляд, употребление при богослужении современного «партесного обихода», основанного на распевах,  или так называемого строчного пения (о котором речь была выше). Но нежелательны музыкальные «адаптации» знаменного распева, авторские сочинения в стиле «партесного обихода» и тем более, партесное концертное пение. Для всего этого существуют концертные залы, организовываются вечера авторской духовной музыки и проч. 
  

В заключении также хочется отметить, что возрождение знаменного пения  в настоящее время, конечно, не является главнейшей задачей нашей Церкви. Атеизм, оккультизм, сатанизм, болезни и пороки общества, растление, наркомания, информационная борьба, вымирание русского народа – вот далеко не полный список тех духовных и социальных проблем, с которыми ежедневно сталкивается Православная Церковь.
Но пусть и возрождение утерянной великой русской православной культуры и благочестивых традиций послужит делу духовного просвещения и исцеления нашего народа, его более глубокому воцерковлению. Благодарю за внимание.  
  

Литература:
 1)     Дьячье Око - Интернет-сайт. Статьи о знаменном пении. http://www.oko.mrezha.ru/article.php 
2)     Гарднер И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. - Сергиев Посад, 1998 г. 
3)     Материалы Поместного Всероссийского Собора 1917-18 г. Отдел I. Об упорядочении церковного пения.  
4)     Мартынов В.И. История богослужебного пения. - M., 1994 г. 5)     Прот. Б.Николаев. Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения. - М.,1995 г.  
6)     Журнал Московской Патриархии. 1949. № 11.  
7)     Печёнкин Г.Б. Знаменное пение в РПЦ. Пути практического воплощения. Материалы Ежегодной богословской конференции ПСТБИ. - М., 2005 г.   
8)     Распоряжение митрополита Алексия (Симанского) благочинным Ленинграда 2/15 февраля 1941г. 
9)     «Спутник псаломщика», 4-е издание, М., 1999 г. Вступительная статья. 
15 Марта, 2007  

Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ
http://www.prokimen.ru/index.html
 



 
   Связанные ссылки
· Больше про Знаменное пение
· Новость от klem


Самая читаемая статья: Знаменное пение:
Перспективы возрождения знаменного пения в Русской Православной Церкви


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 4.66
Ответов: 15


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by