Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
15 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
7802830
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Старообрядцы в лоне Русской Православной Церкви.

Старообрядческие согласияВ течение всей послераскольной истории в русском старообрядчестве жила надежда на восстановление церковного единства. С ней и связано было учреждение в 1800 году Единоверия как особого (на первых порах) церковного учреждения.


Единоверие, впрочем, существовало и раньше. Прежде всего, «в скрытом виде». При всех гонениях на старообрядцев в отдаленных «никонианских» монастырях, таких, как Анзерский Елеазаров на Белом море, удалось, подчинившись Синоду, сохранить древлеправославную традицию, по крайней мере, в основных ее чертах.

Примерно то же самое происходило и в XVIII веке в Сарове,… На такой почве и возникло стремление к «институционализации» Единоверия как способа преодоления раскола. Для старообрядцев речь шла здесь, прежде всего, об обретении законной иерархии.

В 70-80-х годах XVIII столетия проживавший в Стародубских слободах инок Никодим составил так называемые «статьи», которые он представил через князя Потемкина Императрице Екатерине II. Основное содержание их было в прошении о том, чтобы все клятвы и проклятия на древнее чиносодержание и, прежде всего, на двуперстие, были уничтожены, чтобы никакого особого чиноприема для старообрядцев в господствующую Церковь не было, чтобы действовавшее старообрядческое священство оставалось в законной силе, а самое главное - чтобы в Стародубье был прислан епископ, который состоял бы «при старообрядчестве», совершал бы богослужения по старым книгам и рукополагал новое священство.
Вопросы о снятии клятв и епископе были оставлены без ответа, однако 11 марта 1784 года последовал Рескрипт Императрицы «о даровании старообрядцам по их просьбам священников и о дозволении им отправлять для них службу Божию по их старым обрядам». Однако, сама Екатерина, чья «терпимость» была вызвана, скорее, равнодушием и чисто прагматическими соображениями, не проявила дальнейшего интереса к этому делу, и оно «заглохло».

Император же Павел, сам приверженный древнему чину православного богослужения (в его домовой церкви в Михайловском замке служили по-старому), полагал дело восстановления полноты Русской Церкви одной из главных задач своего правления. В 1796 году законное священство было даровано старообрядцам Казани, в 1797 году - Нижнего Новгорода, а 12 марта 1798 года был издан Именной указ Императора, в котором всем епархиальным архиереям предписывалось рукополагать священников для старообрядцев, причем в обязательном порядке по древнему чину. По этому же указу было разрешено повсеместное строительство старообрядческих храмов.
Сразу же после издания этого Указа на Высочайшее Имя было подано прошение московских старообрядцев, почти во всем (кроме упоминания о епископе) сходное со «статьями» инока Никодима. В них, однако, содержался новый, очень важный пункт о том, чтобы старообрядцам по их личному желанию было разрешено приобщаться Святых Христовых Тайн в Греко-Российской Церкви, а сынам этой Церкви «приобщаться Святых Тайн от старообрядческих священников». Из отмены клятв естественно вытекало требование о том, что «Распри, раздоры и хулы ни с единыя стороны да не слышатся за содержание разных обрядов и разных книг, употребляемых для богослужения». На поданном ему прошении Император начертал: «Быть по сему».
На доработку оно направлено московскому митрополиту Платону. В результате последним были составлены так называемые «11 пунктов Единоверия», утвержденные Синодом. В большинстве своем они удовлетворяли просьбы просителей, однако некоторые детали были составлены так, что существенно сужали возможности изживания церковного раскола. Так, п.1 разрешает клятвы, наложенные на приверженцев старого обряда только в случае их перехода в Единоверие. Присоединение к Единоверию было возможно только для «не менее пяти лет уклонявшихся от Церкви» (п.5), а принятие Святых Тайн членом Греко-Российской Церкви от единоверческого священника допускалось только «в крайней нужде, в смертном случае» (п.11). Этот пункт очевидно противоречил предшествовавшему ему п.10, подтверждавшему «оставление священнодействий, совершенных старообрядческими священниками в законной силе (при этом таинства, совершаемые в Греко-Российской Церкви, также должны приниматься единоверцами без исправления)». Все эти оговорки лишали стремления как Императора Павла, так и старообрядцев (начиная с инока Никодима) силы и ясности, придавали тогдашнему единоверию двойственный характер и были одной из причин того, что большинство старообрядцев «пункты» не приняло и продолжало поиск церковной иерархии «на стране далече». И все же это был шаг в правильном направлении. Нет сомнения в том, что останься Император Павел в живых еще на некоторое время, дело воссоединения Православной Церкви было бы продолжено.

По определению Собора 1917-1918 гг. единоверцы суть чада Русской Православной Церкви, хранящие старые обряды и подчиняющиеся церковному священноначалию. Иные названия - «православные старообрядцы», «церковные старообрядцы», «Древлеправославные Патриаршей Церкви». В настоящее время (в том числе в официальном обиходе) вместо определения «единоверческие приходы» часто употребляется понятие «старообрядные приходы Русской Православной Церкви».

По ныне действующему церковному Уставу для введения в употребление старого русского обряда (вместо широко принятого греко-западнорусского, так называемого «нового») необходимо утверждение приходским собранием решения большинства голосов церковной общины в четыре пятых ее членов. Рукоположение единоверческого духовенства осуществляется архиереями Русской Православной Церкви по древнему, дораскольному чину, по старым книгам. Единоверие ни в коем случае не есть отдельная «церковь» или «согласие»—оно пребывает в лоне Русской Православной Церкви в полном единении со всем Вселенским Православием. В отношении вероучения, догматики, таинств, а также основ социального поведения никакой разницы между единоверцами и остальными православными христианами нет.

Вл. Карпец. «Что такое Единоверие» (в сокращении).



 
   Связанные ссылки
· Больше про Старообрядческие согласия
· Новость от klem


Самая читаемая статья: Старообрядческие согласия:
Старообрядцы в лоне Русской Православной Церкви.


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 4.45
Ответов: 33


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by