Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
14 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
7803268
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Духовное образование в старообрядческих общинах в Польше с 1927 по 1937 год.

Православное Старообрядчество Белой РусиТема:  История и культура 

В последнее время много споров ведется по вопросу катехизации учащихся средних и высших учебных заведений. Надо ли, а если надо, то как, преподать основы Православия? То ли как «Закон Божий», то ли как «Основы Православия»?

Давайте обратимся к опыту наших недалеких предков. Конечно, нельзя все полностью переложить на сегодняшнюю действительность.
Но все-таки, как это обстояло, например, в старообрядческих общинах Беларуси, находившихся в то время на территории Польши?




Распоряжением президента Польской Республики от 22.03.1928 года преподавание Закона Божия для старообрядческой молодежи в государ­ственных школах должно было производиться учителями, назначаемыми из среды лиц, уполномоченных к этому Высшим Старообрядческим Сове­том.
Каждый духовный наставник мог быть одновременно преподавате­лем Закона Божьего во всех учебных заведениях своего прихода, в кото­рых учились дети - старообрядцы. В случае необходимости такие полно­мочия могли получать от ВСС набожные светские лица.

Преподавание Закона Божия старообрядческого вероисповедания в государственных учебных заведениях, согласно ст. 17 этого Распоряжения, могло произво­диться либо на церковно-славянском, либо на родном языке. Для этого необходимо было возбуждение ходатайства родителями уча­щихся пред уездным школьным инспектором при наличии в каждой такой школе 12 детей старообрядцев.

Необходимые учебные пособия по Закону Божьему следовало полу­чать из Канцелярии Высшего Совета. Занятия проводились по вырабо­танной и утвержденной Духовным Судом программе. Напомню, это был 1928 год. 

Однако не надо думать, что инициатива этих законодательных актов исходила от польского правительства. Разработка Устава, внутреннего устройства Старообрядческой Церкви в Польской Республике и закона о юридическом положении этой Церкви в государстве заняли в разных ми­нистерствах 27 заседаний, на которых Борису Арсеньевичу Пимонову при­шлось отстаивать пункт за пунктом все те пожелания, которые были выне­сены на Всепольском Старообрядческом Съезде в 1925 году. 

Запомните, дорогие братья и сестры эти имена:
Арсений Моисеевич Пимонов - председатель ВСС в Польше и первый сенатор - старообрядец, на коего была возложена зашита интересов русского населения Польши в одном из высших законодательных учреждений государства.
Борис Арсе­ньевич Пимонов- товарищ председателя ВСС, выпускник Виленского уни­верситета и Варшавского политехнического института, первый старооб­рядческий депутат в Польском Сейме. 
Вот такие люди стояли во главе Высшего Старообрядческого Совета в Польше.

Напомню, что 30 из 49 общин, входящих в состав Восточной Ста­рообрядческой Церкви в Польше, находились на территории нынешней Республики Беларусь.  

В 1929 году в Польше имелось 120 правительственных школ, в кото­рых можно было преподавать Закон Божий детям старообрядцев. Между тем занятия проводились только в 43 школах 26 учителями. Предстояла работа по организации курсов для учителей по Закону Божьему и откры­тию специальной старообрядческой учительской семинарии. 


3 июля 1930 года в г. Вильно
были открыты первые подготовительные курсы для вероучителей. Программа была рассчитана на 30 дней. Обуче­ние проходило при Виленской старообрядческой приходской школе, с общежитием и общей столовой для слушателей, прибывших в числе 39 лиц из разных мест Польши (в том числе 4-х духовных наставников и 2 учи­тельниц).

Педагогическое руководство было возложено на Б.А. Пимонова. В числе преподавателей приглашены были: прибывший из Риги И.У. Ваконья (Закон Божий), И.А. Пимонова (педагогика и методика), К.Я. Ветренко (польский язык), дух. наставник Егупенок (церковная служба, литература), Б.А. Пимонов (законы, школа и собственность), П.И. Кисе­лев (славянский и русский языки), Е. Лукас (история Польши) и П.М. Ан­тонов (церковное пение).
Итак - 30 дней, 5 лекций ежедневно. Кроме этого - участие в воскресные и праздничные дни в соборной службе в Виленском храме. 

Обращает на себя особое внимание то, что наряду с предметами, необходимыми для ведения церковной службы и деятельности общины, вероучитель должен был хорошо знать польский язык и историю Польши. К слову сказать, старообрядцы всегда очень уважительно относились к языку и историческим традициям народа, на территории которого по воле Божьей им приходилось трудиться в деле спасения своих душ. Но при этом, оставаясь верными своим историческим корням, а главное – вере.    

Учебный день каждого курсанта начинался в 6 часов утра и включал:
6.30 -             общая молитва      
6.40 -  7.15   - завтрак     
7.30 -10.30 - 1-3 урок    
10.30 -  10.50 - второй завтрак    
10.50 -  13.40 - 4-6 урок    
14.00 -  14.35 - обед    
14.35 -  16.00 - отдых    
16.00 -  18.00 - самоподготовка    
18.00 -  19.00 - церковное пение    
19.00 -  19.30 - ужин    
21.10 -              молитва    
21.30 -              сон

Распорядок дня я привожу для того, чтобы показать напряженность дня занятий. 

9 августа
состоялся торжественный акт вручения свидетельств об окон­чании курсов.
От имени курсантов выступили: Е.К. Семенов, председатель Ворон-ковской общины: Е.Е. Иванов, председатель Нивникской общины; А.Л. Зеленков (Лавники. Браславский уезд). 

Постановлением Высшего Старообрядческого  Совета в Польше № 3524 от 9 августа 1930 г. свидетельства об окончании первых курсов педагоги­ческой подготовки старообрядческих вероучителей получили в числе дру­гих:
д.н. Волков Иван (Рымути, Браславский уезд), Пет­ров Сильвестр (Свирь), слушатели Алексеев Иоаким (Германовичи), Алек­сеев Арсений (Друя), Войтов Фома (Барсучина), Демидов Матвей (Лутай, Поставский уезд), Зуев Иван (Матеши. Браславский уезд), Зеленков Алек­сей (Лавники, Браславский уезд), Мастюлин Андрей (Кирилино), Русаков Матвей (Воронка, Браславский уезд), Соловьев Михаил (Кублищино), Семенов Евграф (Залессе, Дисненский еузд), Ситников Афанасий (Кукляны, Свенцянский уезд), Тимофеев Савелий (Кублищино), Терентьев Иосий (Воронка).

Это имена тех, кого хорошо помнят в северо-западной части Витебс­кой области, потому что все они практически применяли знания, получен­ные в Виленской школе, обучая детей в школах и ведя службы в храмах. 

Результаты не заставили себя долго ждать.
На Втором Всепольском Соборе в 1930 г. были приведены следующие статистические данные.

Закон Божий преподавался:
в 1925 г. - в 2-х школах,      
в 1926 г. - в 3-х школах,
в 1927 г. - в 5-ти школах,
в 1928 г. - в 43-х школах,
в 1930 г. - в 127 школах.
 

Законоучителей      было
:
в1928 г. - 43 человека,
в 1929 – 60,
в 1930 – 68,
в 1929 - 1930 учебном году в правительственных школах Закону Божьему обучалось 4375 учени­ков - старообрядцев.

Высшим Старообрядческим Советом только за один 1929 г. было выпушено литературы на 8053 злотых (примерно 1.5 тыс.дол­ларов). 

А за период 1926-1930 гг.
было издано:
''Часослов" - 1000 экземпляров, "Азбука" - 5000 экз, "Основные поня­тия" -1000 экз, "История св. церкви" - 500 экз, "История Ветхого и Нового Завета'" - 400 экз, "Труды съезда 1925 г." - 400 экз.. А всего 9300 отдель­ных экземпляров. Кроме того, с 1928 г. издавался журнал "Вестник ВСС в Польше" - 400 экз. каждый номер. 

Однако не надо думать, что с подготовкой вероучителей и изданием учебной литературы все вопросы решились сами собой. Необходимо было преодолеть то недоверие к правительственной школе и систематизированному обучению вообще, которое было выработано в сельской старооб­рядческой среде за сотни лет гонений. 

В "Вестнике ВСС в Польше" №1 за 1930 г. духовный наставник Нивникской общины Карп Смертьев выступает со "Словом о пользе просве­щения детей христиан древлеправославныя веры Христовой", где пишет: "... для каждого христианина после святого храма первым богоугодным учреждением должна быть школа, и каждый христианин должен ежеднев­но приносить благодарение Господу Богу, озарившего его светом разума, науки и просвещения на темном фоне нашего невежества". 

На Втором Всепольском Соборе (1930 г.) был поставлен вопрос об орга­низации вечерних курсов церковного чтения и пения в общинах. С разъяс­нениями этого вопроса и конкретными предложениями выступает в "Вес­тнике ВСС" Евграф Семенов, вероучитель и член ВСС из Нивникской об­щины. ("Вестник ВСС" №1 - 1931 г.)

И уже в конце 1931 г. в Миколаюнской общине были открыты вечер­ние курсы церковного пения ("Вестник ВСС" №6- 1931 г.). В это же время в Друйской общине законоучителем Арсением Алексеевым открыты вос­кресные певческие курсы.
В 1932 г. в Воронковской и Нивникской общинах были открыты на­родные библиотеки-читальни ("Вестник ВСС" №2 -1932 г.).
В 1934 г. при Свирской старообрядческой общине, под руководством д.н. С.Е.Петрова были организованы вечерние курсы для изучения Закона Божьего и церковного пения. 

Какой прекрасный пример для нас, сегодняшних православных старообрядцев! Вот чем, дорогие мои братья - поморские старообрядцы Белой Руси, следовало бы нам сообща заняться.  

С братской о Христе любовью
Вячеслав Клементьев.
15.01.2007г.






 
   Связанные ссылки
· Больше про Православное Старообрядчество Белой Руси
· Новость от klem


Самая читаемая статья: Православное Старообрядчество Белой Руси:
Поморское Старообрядчество Беларуси в 2006г. Взгляд со стороны.


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 5
Ответов: 4


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by