Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
35 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
8270163
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 С. Зеньковский. «Русское Старообрядчество»

Русская Православная ЦерковьТема:  Русская Православная Церковь            
            Издательство Белорусского Зкзархата
 

13 октября
в рамках православной ярмарки «Покровский кирмаш» в Минске состоялось представление нового издания «Издательства Белорусского Экзархата».
Первый том знаменитой работы известного историка и филолога, профессора университета Вандербилта Сергея Александровича Зеньковского (1907-1990) «Русское Старообрядчество» представил редактор издательства, бакалавр богословия Виктор Попов.

Труд С.А.Зеньковского важен для нас прежде всего тем, что способствует более вдумчивому осмыслению тех причин, которыми была порождена трагедия раскола и возможности развитию диалога

В чем истинная причина раскола?

Действительно ли виноваты лишь древнерусские переписчики?
Был ли раскол действительно отколом от церкви, или внутренним разрывом в самой церкви? 


С. А. Зеньковский успел издать при жизни только первый том своего уникального исследования. Он вышел в Мюнхене в 1790 году, в Москве в 1991 году появилось его репринтное воспроизведение. Вторую часть исследования (XVII-XIX века) автор не успел доработать до конца, но в целом она была им полностью продуманна.
Сергей Александрович, которому Россия обязана одним из лучших исторических исследований, волей судьбы жил и работал в Америке. Он похоронен на русском Ново-Дивеевском кладбище. 

О Русском Старообрядчестве написано немало. Но труд С.А. Зеньковского является уникальным по глубине исследования и объективности выводов.
         

С.А. Зеньковский убедительно опроверг «весьма необоснованное мнение» о том, «что, переписывая богослужебные книги, древнерусские переписчики сделали немало ошибок и искажений текста, которые с течением времени стали неотъемлемой частью русского богослужебного обряда». И действительно, надо было совершенно не иметь понятия о том трепетном отношении к богослужебным текстам переписчиков дониконовского времени, чтобы утверждать подобное.
         

Детальное изучение работ исследователей старообрядчества второй половины 19 в. (А.П. Щапова, Н.М. Костомарова, Н.И. Субботина, Н.Ф. Каптерева, А.К. Бороздина, Е.Е. Голубинского и др.) привело автора к мысли о справедливости утверждения видного промышленника и старообрядческого деятеля В.П. Рябушинского, высказанного им в работе «Старообрядчество и русское религиозное чувство» о том, «что раскол произошёл не из-за спора об обряде, а из-за разногласий о духе веры».

Но дух веры не имел ничего общего с «…общинной оппозицией податного земства, массы народной против всего государственного строя – церковного и гражданского» (А.П. Щапов «Земство и раскол»). Именно в качестве оппозиции, союзников в своей революционной борьбе с русской монархией пытались использовать старообрядцев А. Герцен и Н. Огарёв. Об этом не следует забывать и сегодня, когда противники Русской Православной Церкви пытаются использовать современное Старообрядчество в качестве «альтернативного православия».
     

С.А. Зеньковский напоминает читателю о том, что «почти   совсем забыт тот факт, что именно старообрядцы сохранили и развили учение об особом историческом пути русского народа, «святой Руси», православного «Третьего Рима» и что в значительной степени благодаря им эти идеи снова уже в 19 в. заинтересовали и до сих пор волнуют русские умы.
     

В «Русском Старообрядчестве» впервые показана связь между дониконовскими движениями в русском православии и позднейшим разделением старообрядчества на поповство и беспоповство.
Связь между консервативным  «подлинно старообрядческим» движением, «первыми вождями которого были старые боголюбцы, оставшиеся и после раскола в церкви верными основным канонам православия» и современными «поповцами» с одной стороны, и движением «лесных старцев», которое тоже началось в 1630-х годах, но весьма отличалось от традиционного православия своей эсхатологией, и современного «беспоповства» -  с другой.
Понимание причин и предпосылок разделения  в самом Старообрядчестве в прошлом очень важно для поиска и определения путей единения его сегодня, расколотого, хотя и не на четыре как прежде, но всё-таки, на два основных течения.     

И, наконец, очень важен вывод о том, что «…Раскол не был отколом от церкви значительной части её духовенства и мирян, а подлинным внутренним разрывом в самой церкви...».
 
Труд С.А.Зеньковского важен для нас и тем, что способствует более вдумчивому осмыслению тех причин, которыми была порождена трагедия раскола и развитию диалога. 

С.А.Зеньковский закончил работу над «Русским Старообрядчеством» в 1969 г., то есть за два года до решений Поместного собора Русской Православной Церкви 1971г. совершенно изменившего отношение Русского Православия к Православному Старообрядчеству. 
    
Наиболее просвещённые иерархи Русской Православной Церкви
, предпринимавшие возможные действия для устранения препятствий к уврачеванию раскола понимали, что средостение, возникшее в связи с клятвенными определениями Соборов 1656 и 1667г.г., должно быть устранено. На этом основании Поместный собор РПЦ 1917-18г.г. наметил ряд важных шагов по постепенному уврачеванию раны раскола, но наступившая затем эпоха атеистического подавления затруднила осуществление начатых трудов.
И, всё-таки,
Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971г.:
- подтвердил православие богослужебных книг, бывших в употреблении до Никона;
- засвидетельствовал спасительность старых русских обрядов;
- отверг порицательные выражения о старых обрядах и отменил клятвенные запреты 1656 и 1667г.г. на старые обряды и на придерживающихся их православных старообрядцев «яко не бывшие».

Еще раз вчитаемся в богодухновенные слова Поместного Собора 1971 года, приведённые в «Деянии об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их»:
«Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви любовию объемлет всех, свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру…».   
Сердца многих с благодарностью к Богу восприняли эту благую весть. 
 

Поместный Собор Русской Православной Церкви 1988
года
вновь подтвердил это деяние и в обращении «ко всем держащимся старых обрядов православно верующим христианам, не имеющим молитвенного общения с Московским Патриархатом» именовал их «единокровными и единоверными братьями и сестрами».
А в октябре 2000 года Архиерейский Собор РПЦЗ
обратился к старообрядцам с посланием, в котором выражено глубокое сожаление «о тех жестокостях, которые были причинены приверженцам старого обряда, о тех преследованиях со стороны гражданских властей, которые вдохновлялись и некоторыми из наших предшественников в иерархии Русской Православной Церкви. Архиереи РПЦЗ провозгласили свое глубокое желание исцелить нанесенную Церкви рану и восстановить полное общение с теми, кто стремится сохранить старый обряд в лоне Русской Церкви.
 

На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2004г.  вновь было обращено внимания соборного разума Церкви к труднейшей и многовековой общецерковной задаче – уврачеванию последствий русского церковного раскола !7 века.
 
Как видим, РПЦ МП стремится честно и последовательно пройти свою часть пути к Богом заповеданному миру. 

Сегодня в Русской Православной Церкви
есть очевидная «внутрицерковная востребованность старины», что проявляется в тяге к традиционному укладу, знаменному пению, древним формам деревянного зодчества, использованию в богослужении древних архиерейских облачений и т.д. Это приводит к росту числа старообрядческих  приходов в лоне РПЦ, особенно в крупных городах, где члены некоторых церковных общин сами проявляют тяготение к использованию элементов традиционной, «дониконовской» церковной культуры . Количество старообрядческих приходов в лоне РПЦ увеличивается и  за счет старообрядческих общин (чаще -- беспоповских согласий), которые переходят в лоно Русской Православной Церкви, но хотят сохранить прежние особенности богослужения и старые книги.
     

Что же касается взаимоотношений Русской Православной Церкви с основными старообрядческими согласиями (Русская Православная Старообрядческая Церковь, Русская Древлеправославная Церковь, объединения общин поморских беспоповцев), то здесь со стороны старообрядцев имеют место совершенно полярные мнения. От вполне лояльных до совершенного отрицания возможности любого диалога и сближения, не говоря уже об единстве.
     

Мне кажется, что в основе противоположных мнений по вопросу диалога и объединения Старообрядчества и Русской Православной Церкви лежат две совершенно различные точки зрения, с которых рассматривается Русская Православная Церковь.

Для кого-то
Русская Православная Церковь
- это все та же Церковь 1666 года, преследующая всех, кто не принял "никоновские новины"; Церковь, благословившая императрицу Софью на издание в 1685 году указа, повелевавшего староверов после трех допросов жечь в срубе и пепел развевать.
Для сторонников диалога и последующего объединения
- это Церковь, с которой у нас, по словам митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, одна вера, одна система ценностей и одно равно любимое Отечество; Церковь, которая называет нас братьями, естественными соработниками и ближайшими союзниками.
 

Путь диалога, сближения и последующего единства
очень труден. И он не будет безоблачным. Ибо противников следования по нему хватает как с одной, так и с другой стороны.
         

Движение по этому пути уже началось. Инициатором его стала Русская Православная Церковь. И если со стороны старообрядцев это движение вначале велось, в основном, на уровне отдельных представителей центральных органов и общин, то сегодня, после неоднократных встреч Предстоятелей Русской Православной Старообрядческой Церкви с архиереями Русской Православной Церкви Московского Патриархата, можно вести речь о взаимном движении навстречу Церквей.
 
Уверенность в том, что начинающийся диалог между двумя Церквями будет успешным, придают последние практические шаги и высказывания иерархов Московской Старообрядческой Митрополии и, прежде всего, готовность главы РПСЦ сделать "все отличия и несогласия... предметом серьезного богословского изучения в соответствующих церковных комиссиях". Это позволило бы развеять некоторые заблуждения догматического и канонического характера, на которые ссылаются противники единения.


По словам Митрополита Московского и всея Руси Корнилия, Русская Православная Церковь и российские старообрядцы находят все больше точек соприкосновения и сотрудничества.

Сейчас обе стороны понимают, что каких-то быстрых итогов и результатов от этого процесса осмысления происшедшего ждать не приходится, однако начавшийся диалог «к этому подвигает».  
     

Безусловно, искреннее покаяние
Русской Православной Церкви пролилось бы елеем на рану раскола и ускорило бы процессы диалога, сближения и единения, но "будем не Богу только говорить: "Не помяни согрешений наших", но и самому себе пусть каждый говорит: "Да не помянем согрешений братий наших против нас" (свт. Иоанн Златоуст).
 
 Мы ведь знаем, что "ничто так не противно Богу, как разделения в Церкви. Даже если мы совершили тысячу благих дел, мы виноваты, как те, кто мучил Тело Господа нашего, если мы раздираем тело Церкви" (свт. Иоанн Златоуст). 

Пришло время и нам, православным старообрядцам, исполнить заповедь Христову: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13, 35).
  


Вячеслав Клементьев

15.10.2007г.
г.Минск



 
   Связанные ссылки
· Больше про Русская Православная Церковь
· Новость от klem


Самая читаемая статья: Русская Православная Церковь:
Недоумения по поводу старого обряда – от недостатка знаний об этом предмете.


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 5
Ответов: 4


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by