Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
11 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
8068224
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Старый обряд на XVI Международных Рождественских образовательных чтениях

Старообрядцы в лоне РПЦТема:  Старообрядцы в лоне Русской Православной Церкви

Заседание секции "Старый обряд в жизни РПЦ МП" XVI Международных Рождественских образовательных чтений
состоялось 31 января 2007 г. в здании ОВЦС МП в Даниловом монастыре.
Оно проводилось в рамках XVI Международных Рождественских образовательных чтений в третий раз.


Руководил работой секции ее сопредседатель – иерей Иоанн Миролюбов, секретарь Комиссии Московского Патриархата по делам старообрядческих приходов и по взаимодействию со старообрядчеством.
 

На секции, помимо многочисленных православных старообрядцев в лоне РПЦ, присутствовал игумен Кирилл (Сахаров), община которого хотя и не является старообрядческой, частично использует в службе старый чин, и несколько новообрядческих клириков. РПСЦ, в том числе, представляли: благочинный подмосковных приходов РПСЦ протоиерей Леонтий Пименов, руководитель издательского отдела Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ), публицист, главный редактор журнала РПСЦ "Церковь" Александр Антонов, публицист Андрей Езеров.

Было заслушано 10 докладов
, на заседании присутствовало более 80 человек, что почти в три раза превышает число участников, впервые принявших участие в работе секции два года назад, и свидетельствует о росте интереса к обсуждаемым темам. О значительном росте интереса говорит и тот факт, что практически по каждому докладу происходила оживленная дискуссия (всего заседание длилось 7 часов.
 

Представленные на секции доклады
условно можно разделить на три направления – историческое, практическое и литургическое.

Первым состоялся достаточно хорошо аргументированный и грамотный доклад преподавателя Московского Духовного училища РПСЦ и Московского государственного педагогического университета (бывший МГПИ им. Ленина) Романа Майорова, посвященный экклезиологии выдающегося деятеля единоверия ХIХ в. о. Иоанна Верховского. Этот доклад вызвал продолжительное обсуждение, в том числе и дискуссию на тему биритуализма (двухобрядности).

Некоторые вопросы докладчику, впрочем, оказались от собственно темы доклада довольно далеки.
Так, на вопрос о том, не смущает ли его, что многие в РПСЦ считают "никониянство" безусловной ересью, докладчик ответил, что последний Освященный Собор РПСЦ именно новообрядчество определил, как ересь II чина, а он сам единоверец, т.е. придерживается старого обряда. 

Далее с докладом "Определение о единоверии на Поместном Соборе 1917-18 гг." выступил старообрядческий иерей РПЦ МП о. Евгений Саранча (с. Михайловская Слобода Московской обл.). 
 

Затем выступил Максим Сивограков с сообщением о "Государственно-церковных отношениях" в свете 150-летия единоверия, отмечавшегося в 1950 г. Юбилею единоверия была посвящена статья о. Евгения Шлеёва в № 6 ЖМП за тот же 1950 г., которую М.Сивограков проанализировал и неоднократно цитировал.

Вслед за тем выступил Максим Душин. В его сообщении прозвучали разные темы. В частности, он предложил включать упоминания о двоеперстии в детские катехизисы и учебники РПЦ МП, а также в пособия для семинаристов. На эту тему развернулась дискуссия. О. И.Миролюбов возразил докладчику, выразив мнение, что подойти к этой проблеме надо не столь радикально: он считает, что в литературе для учащихся академий и семинарий РПЦ МП уместно упоминание о таком способе крестного знамения, как двоеперстие, но это не совсем уместно в соответственных детских книгах, ибо может "смутить детские и юношеские умы".
 

В русле практической тематики
особый интерес вызвал обширный доклад иерея Иоанна Миролюбова "Уроки исторического пути единоверия в XX столетии", посвященный осмыслению церковных событий минувшего столетия и разработке новой концепции бытия старообрядческих приходов в лоне Русской Православной Церкви. Доклад его, самый продолжительный из всех (около часа), был посвящен двум периодам в истории единоверия.
Один период длился с 1800 г. по начало ХХ в (Указ о началах веротерпимости в 1905 г.) и олицетворялся фигурой архимандрита Павла Прусского. Павел Прусский был виднейшим представителем так называемого "миссионерского единоверия", и к нему установилось неоднозначное отношение в среде самих единоверцев.
Второй период продолжается с начала ХХ в. по сей день - и олицетворяется известным деятелем единоверия начала ХХ в. Симоном (Шлеёвым), сначала единоверческим епископом Охтинским, а затем Уфимским, канонизированным в РПЦ МП как новомученик. О. Иоанн остановился на некоторых моментах деятельности епископа Симона.

На вопрос о взаимоотношениях и возможности диалога с РПСЦ, заданный новообрядным священником, о. Иоанн ответил, что "Совет митрополии" и вообще руководство РПСЦ "вынуждено постоянно оглядываться на внутреннюю оппозицию, которая огромна", поэтому диалог оказался весьма затруднён.
Зато, по его мнению, есть перспектива для диалога с Русской Древлеправославной Церковью (РДЦ), так как недавно состоялась в "теплой дружеской атмосфере" его встреча с Патриархом Московским и всея Руси Александром (Калининым) – предстоятелем РДЦ.

Между тем, о. Иоанну Миролюбову продолжали задавать вопросы. В частности, Андрей Езеров, старообрядческий публицист (РПСЦ), сотрудничающий с "Порталом-Credo.Ru", задал вопрос о количестве единоверческих приходов в данное время и есть ли единоверческая община в Усть-Цильме.
После выяснения источника приглашения А.Езерова на данное собрание о. Иоанн кратко ответил на вопрос: двадцать приходов. Он подавал список из 21 прихода, но один из них (очевидно, Николы на Берсеневке) священноначалием был вычеркнут.

Из числа сообщений на историческую тему
наибольшее внимание слушателей привлекло выступление диакона Максима Плякина, секретаря Саратовской епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия, сообщившего о результатах архивных изысканий по судьбе новомучеников из числа единоверцев. Следует отметить, что в этом году особое внимание в работе секции было уделено тематике новейшей истории единоверия, в особенности подвигу новомучеников-единоверцев.
 

Затем, после краткого перерыва, с небольшим сообщением выступил знаток и популяризатор в РПЦ МП знаменного пения Глеб Печенкин.

Потом был доклад Михаила Тюренкова, посвященный приемлемости канонического достоинства как РПЦ МП, так и основных старообрядческих согласий поповцев.

После такого доклада выступление Александра Лукашевича, в котором старый обряд как бы приравнивался к Студийскому уставу, вызвал неоднозначную реакцию публики.

В заключение слово взял Роман Колесников, учащийся Духовной академии. В ходе обсуждения  его доклада дискуссия развивалась вокруг вопроса о принципиальной допустимости  богословия "делить" и "вычленять" в Таинствах форму и содержание (в свете упомянутой в ходе обсуждения одним клириком т.н. практики "докрещивания").
Главной темой его выступления стала попытка несколько оправдать и защитить "обливательное крещение". При этом он не отрицал, что каноничное трехпогружательное крещение "лучше".
Александр Антонов попытался  поддержать юношу-"академиста" и  совершенно определенно заявил, что практика погружательного крещения обливанцев в самом единоверии, по его мнению, "не соответствует духу христианской любви".
На что ему был дан совершенно однозначный ответ одним из участников дискуссии, что любой ревизионизм в отношении заветов Староверия, в т.ч. указаний Требника патр. Филарета на безусловную необходимость погружательного крещения обливанцев, по своей сути является путем порочным, потому как это путь отречения от самоей Старой Веры.

Обсуждение проходило в доброжелательной атмосфере, что способствовало устранению взаимной отчужденности. И докладчики, и участники дискуссий старались быть взаимно корректными и проявлять уважение к мнению оппонентов.По мнению участников заседания, представляющих как Русскую Православную Церковь, так и старообрядческие согласия, подобные встречи способствуют установлению диалога, хотя и в неофициальной форме 

Выступавшие на заседании старообрядцы выразили мнение, что на первоначальной стадии диалога следует уделять особое внимание именно неофициальному общению, так как оно может способствовать снятию взаимного недоверия, отчужденности, установлению атмосферы искренности, поскольку еще далеко не все современные старообрядцы расположены к регулярному общению и открытости в отношениях.
20.02.2008г. 

При составлении статьи использованы материалы:
 
Патриархия. Ру
Портал-Credo.Ru    



 
   Связанные ссылки
· Больше про Старообрядцы в лоне РПЦ
· Новость от klem


Самая читаемая статья: Старообрядцы в лоне РПЦ:
Никольский Старообрядческий (единоверческий) храм в Санкт-Петербурге.


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by