Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
11 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
8068219
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Так кто же исказил Никео-Цареградский Символ Веры?

От диалога к единствуТема:  От диалога – к единству  

«…проблема староверия в том, что Символ Веры был изменён»,
- считает о. Даниил Сысоев.
То есть он утверждает, сто старообрядцы следуют искаженному Символу Веры. 

Так ли это в действительности?
Чем ответят старообрядческие богословы и философы?
И, наконец, всегда ли при переводе иностранного однословного термина можно найти равнозначное слово в родном языке, точно передающее сакральный смысл переводимого? 

На нашем сайте было опубликовано выступление  одного из участников встречи-диспута о. Даниила Сысоева (РПЦ МП) со старообрядцами Глеба Чистякова (РПСЦ) "Таинства и обряды" http://edinoslavie.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=293&mode=&order=0&thold=0
Сегодня мы знакомим вас с выступлением о. Даниила Сысоева.  

Напомним вам, что встреча прошла в "Доме российской прессы", в здании "Дома на набережной" на Берсеневке 10 февраля 2008 г. 

Со стороны Русской Православной Церкви Московского патриархата присутствовали:
о. Даниил Сысоев – настоятель храма пророка Даниила на Кантемировской, секретарь Миссионерско-просветительского центра "Шестодневъ";
игумен Кирилл (Сахаров) – настоятель храма Николы на Берсеневке и сопредседатель Союза православных братств,
Закунова Анна Николаевна – директор издательства храма пророка Даниила, семинаристы духовных школ и прихожане храмов РПЦ МП.
Со стороны Русской Православной Старообрядческой Церкви присутствовали:
А. В. Антонов – главный редактор и Г. С. Чистяков, редактор Информационно-издательского отдела Московской Митрополии РПСЦ,
члены Союза старообрядческих начетчиков А. В. Езеров, А. Ю. Рябцев, Т. Широков, А. В. Шишкин, завуч Московского Духовного училища РПСЦ А.В.Муравьёв, прихожане московских храмов РПСЦ.
Встреча началась в 17-00 и продолжалась три часа, до 20-00. 

Ведущий встречи о. Кирилл (Сахаров)
во вступительном слове сказал, что жанр встречи определён как диспут и в каком-то смысле эта встреча носит исторический характер, поскольку пауза в таких встречах составила почти сто лет. Он отметил, что "им предпринималась попытка нечто подобное провести по линии Союза православных братств в начале 90-х годов, в Высоко-Петровском монастыре. Прибыл о. Иоанн Миролюбов, тогда ещё наставник Гребенщиковской общины, кого-то собрали, но получилось робко, вяло, было непонятно, что здесь происходит, и всё заглохло. И вот во время работы конференции по старообрядчеству 14 ноября 2007 неожиданно, спонтанно возникла эта идея. Статья о. Даниила в "Русском доме" стимулировала этот процесс, и, по словам о. Кирилла,он ощутил взаимное желание со стороны ряда представителей РПСЦ, в частности, А. В. Езерова, Г. С. Чистякова, А. В. Шишкина, к возобновлению таких встреч.

15 января 2008 года состоялась предварительная встреча
, на которой были обговорены правила этих встреч, и была назначена дата и тема первой встречи. Важнейшими пунктами правил являются те, которые ограничивали время выступления в докладах и прениях по ним, а так же не допускают выкриков и реплик с мест. Все вопросы направляются в виде записок к ведущему.

Тема первой беседы
: "Вера и обряд, внешнее и внутреннее".
Со стороны РПЦ МП выступил о. Даниил Сысоев, со стороны РПСЦ – Глеб Станиславович Чистяков, содокладчик Андрей Викторович Езеров.
Предполагалось, что выступать будут с каждой стороны по докладчику и содокладчику, каждый из них по 25 минут. Но со стороны священника Даниила Сысоева не пришел содокладчик, преподаватель Московских духовных школ Юрий Максимов. 

Выступление о. Даниила Сысоева.

Перед началом выступления о. Даниил заявил, что считает себя представителем и выразителем точки зрения "Вселенской Православной Церкви", и сказал, что "перед тем, как говорить о соотношении веры и обряда, надо сказать, что такое вообще христианская вера."Часто, в разговорах об обрядах мы забываем, что особенностью Нового Завета является совершенно новый вид оправдания - оправдания через веру. Как говорил апостол Павел: "праведный верою жив будет" (Рим.1:17). Так же "Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Исуса Христа" (Рим.3:21).

Говоря о различиях между староверием и новообрядчеством, мы говорим о неточном понимании веры,
что к области веры относится, например, форма крестного знамения. Но мы знаем, что согласно Антонию Великому, нужно на любое дело иметь свидетельство Священного Писания. Апостол Павел говорит: "Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евр.11.1). По Иоанну Дамаскину, вера есть не любопытствующее согласие. Это - вверение себя Богу, но спасение возможно только в кафолической Церкви.
Вступление же в Церковь возможно только через трехпогружательное крещение, которое является нормативным. Обливательное крещение, о котором известно, например, из "Дидахе", допустимо в экстремальных ситуациях, но не может быть названо в качестве нормативного. Действительность же окропительного крещения для меня под большим сомнением, и, насколько мне известно, на святой горе Афон окроплённых перекрещивают.

Какая же связь между формой и содержанием?

Часто несправедливо ругают схоластику, а ведь ругают её за точность выражения. Хотя Шмеман и говорит, что в таинстве преодолевается разница между телом и духом, согласно схоластическому определению она все равно остается. Безусловно, внешняя форма совершения таинств важна, она совершенно необходима, и, как говорил святитель Феофан Затворник, наш новообрядческий святой, всякий обряд может изменяться, кроме формы совершения таинства.

Что есть самые главные вещи? Что есть главное таинство?
Если мы обратимся к Новому Завету, то увидим, что даже установительные слова Спасителя сохранились различные в различных Евангелиях, но имеют единый смысл. Крещальная формула в Апостольских постановлениях, сохранившаяся у некоторых древних святых была в другой форме. Но не менялось содержание – крещение во имя Троицы. Любое иное крещение, не во имя Троицы, отвергалось. Почему в Новом Завете возможна вариативность? Потому что есть синергия, сотворчество, совместное действие Бога и человека. Происходит литургическое обогащение, расцвет того зерна, которое дано нам в откровении. Дух Святой, вечно живущий в Церкви, развивает Церковь.

Если мы обратимся к церковной истории, то увидим многообразие обрядов при единстве веры. Существовало несколько десятков древних литургий. В разных Церквах по-разному, в разное время, свершали таинство миропомазания. Но это различие не мешало единству.
Главное, что спрашивали всегда, это какую веру хранит Церковь. Единство веры являлось основанием Церкви. Возникали различные искажения, но Дух Святой в Церкви излечивал их. Мы знаем об искажении энкратизма, но кроме него были и другие ложные практики. Можно привести пример четыредесятнической ереси и других, когда обряд мог исказить само учение. Но содержащая единую веру Церковь их преодолела. Далее о. Даниил привёл несколько цитат из Нового Завета о необходимости веры и единства Церкви. И сейчас возможно литургическое многообразие.
Во вселенской Церкви и сейчас используется шесть литургий: литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста известны; литургия Тихона, Патриарха Московского; Григория Двоеслова Папы римского; литургии апостола Марка и апостола Иакова. Их объединяет один принцип – единство откровения Божия.

Важны вещества для совершения евхаристии? Конечно, важны
.
В дораскольной Руси был печальный случай, когда Патриарх Иов, как известно, решил разрешить служение литургии на вишнёвом вине. Это, конечно, полное безобразие, и, к счастью, русская Церковь эту практику отвергла. Я думаю, что это вполне справедливо, потому что произвольная замена установленных Христом веществ ни к чему, Господь, давший образ совершения таинств, дал их не случайно.

В чём значение образа совершения таинств?
Я не скажу, что человек умирает реально в крещении, слава Богу, мы не топим детей, душа от тела не отделяется, а смерть есть отделение души от тела. Апостол Павел в шестой главе послания к Римляном говорит: "В подобие смерти Его". Здесь речь идёт не о тождестве, а о подобии. Николай Кавасила в XIV веке говорит: "Хотя и свершается это с нами в образе, но спасение дается в реальности". Мы можем сказать, что погружение крещением – это икона, а икона должна быть точной. Вещества евхаристии – это икона, архетип, как говорится в литургии Василия Великого, вместо образа, хлеб вместо, образ Живого Хлеба, сошедшего с небес, а виноградное вино есть архетип, икона крови Господней. Они становятся реальной Кровью, реальным Телом в силу связи образа и первообраза.
В чём связь? Согласно догмату Седьмого Вселенского Собора связь между образом и первообразом совершается благодаря имени и благодаря тому, что есть некое сходство. Поэтому есть сходство между погружением в воду и смертью Христа. А до какой степени сходство может меняться? Существуют, конечно же, и экстремальные ситуации, когда не может быть совершено правильное крещение. Но, как пишет Григорий Богослов, "одна ласточка не приносит весны", такие случаи не являются законом для Церкви.

Образ не должен подменять содержание
.
Если мы возьмем икону и начнём считать, что само дерево и краски достойны почитания, то согрешим. Как пишет Иоанн Дамаскин: "Поклоняясь Кресту, мы поклоняемся знамению Христову, самому распятию. Ибо где будет знамение, там будет он Сам. Веществу же, из которого сделан знак Креста, поклонятся не следует". Без веры эта связь теряется, и споры об обряде приобретут характер законничества. Мы столкнемся с тем искушением, которое было в первой Церкви в первом веке, искушение иудейством.

Нужно ли соблюдать все обряды, которые Бог установил в Ветхом Завете? Закон Моисея дан Богом, но из этого не следует, что он дан раз и навсегда. Апостолы сказали, что нет, не следует, мы оправдываемся верою в Исуса Христа. А для этого необходимо точное исповедание православной веры, о чём часто забывают, без точного исповедания спасение невозможно. Человек может быть правильно крещён, но Дух его отвергнет. Например, собором 1662 года было признано недействительным совершенное без веры крещение агарянских детей.

И для принятия причастия необходима правая вера. В каких границах? В границах Символа веры, принятого Никейским и Цареградским Соборами, который не должен меняться.И здесь возникает последний вопрос. К сожалению, проблема староверия в том, что Символ Веры был изменён. Дело не в том, что например, Святой Дух не истинный, он, конечно, истинный. Но, тем не менее, внесение новых слов в Символ Веры, даже правильных, справедливых, недопустимо. Вся реформа Патриарха Никона оправдана тем, что вернула русскую Церковь к неповреждённому Символу Веры, который можно сравнить с ключом. Есть один лишний зубчик, даже правильный, и ключик не откроет. Ведь почему Церковь прервала общение с Римом в 1014 году? Именно из-за того, что был изменён Символ Веры, внесен "филиокве". Русские же справщики самовольно изменили Символ Веры, а это тяжелейший грех, каноническое преступление, которое влечёт за собой извержение из сана для епископов, которые это санкционировали, и влечёт за собой отлучение от Церкви мирян, которые допустили искажение Символа Веры.

Неизменность символа Веры
является видимым выражением той единой спасающей веры, благодаря которой мы получаем вечную жизнь. И ещё и ещё повторяю, что без единства веры мы не можем спастись. У меня был знакомый старообрядец, который мне говорил, что главное, что бы не креститься бесовской щепотью, и в этом вся вера. А я скажу так, что крестное знамение, совершаемое тремя перстами, и двумя перстами, и единым перстом, оно изображает единого распятого Господа Исуса Христа, и хулить ни то, ни другое, ни третье недопустимо. Я никогда не плюну на распятие даже с крещенными ногами, католическое, потому что это изображение Христа Спасителя. Да, пусть Его неточно изобразили, но, главное, что это Христос спаситель, а никто иной. И если человек этого не понимает, то для него обряд стал выше веры, он, фактически, иудействующий. Он пытается спастись делами, что невозможно".

При подготовке материала использована
«Стенограмма встречи-диспута о. Даниила Сысоева (РПЦ МП) со старообрядцами РПСЦ 10 февраля 2008 года»,
опубликованная на сайте Портал-Credo.Ru
28-02-2008 

 




 
   Связанные ссылки
· Больше про От диалога к единству
· Новость от klem


Самая читаемая статья: От диалога к единству:
Мы примирились. Старообрядцы и никониане – кто бы мог подумать?


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 4.6
Ответов: 5


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by