Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
12 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
7803886
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 О соборной молитве

ЛествицаТема:  Лествица 

Часто на вопрос настоятеля: «Почему тот или иной член общины не регулярно посещает службу?», - мы слышим ответ: «Я помолился дома».
Есть прихожане, которые появляются только к последней части службы, чтобы застать лишь поучение настоятеля.
Проблема эта не нова. О ней неоднократно говорил в своих поучениях великий светильник Православия свт. Иоанн Златоуст. 

Что надо делать подойдя к храму?
Что надо делать войдя в храм?
Что надо делать выйдя из храма?


« Помолиться и дома, конечно, возможно, - но где такое большое количество отцев, и где такой единодушный к Богу возглашается вопль.
Не будешь ты так услышан, когда сам о себе один молишься Господу, как с братьями своими. Ибо здесь есть нечто большее, как-то: единомыслие, согласие, союз любви и множество иереев. Иереи для того и поставлены предстоять в собраниях, чтобы слабейшие сами по себе молитвы народа, быв подъяты их сильнейшими молитвами, вместе с ними восходили на небеса..
 

К тому же, что пользы от проповеди, когда с нею не соединяется молитва?

Прежде молитва, а потом – слово. Так и «Апостол» говорит: «мы же в молитве и служении слова пребудем» (Деян.6,4). Так делает и Павел, всегда молитвою начиная свои послания, чтобы как свет светильнику, так и свет молитвы предшествовал слову.
 Так и Петр освободился от узилища потому, что «молитва бе прилежна бываемая от Церкви к Богу о нем» (Деян. 12,15).
Если же Петру принесла пользу молитва Церкви, то как же ты, скажи мне, презираешь силу ея и какое сможешь иметь в этом извинение?
Всякое место, по сравнению с домом Божиим, есть селение грешниче, назови ты судилище.
 

Чем не отговариваются ленивые ходить в храм?

Иные выставляют жаркое время. Удушливая, говорят, ныне атмосфера, жара нестерпимая, не может выносить тесноты и давки среди народа, когда потом обдает, жар, духота…
Стыдно бы обличать такие извороты, но нужда заставляет. Ибо если они, выставляя такие прдлоги, не краснеют, тем более нам не следует стыдиться вести речь против этого. 

Что же скажем выставляющим это?

Хочу напомнить им трех отроков в пламени пещном. Огонь отовсюду обдавал их, опаляя очи, впивался в уста, захватывал дыхание, а они не переставали от лица всей твари петь Богу…
…хочу я этих, отговаривающихся давкой и жарою, ввести в узилище и показать им Павла и Силу, привязанных к бревну, покрытых рубцами и язвами, всем телом раскрасневшихся по причине множества ран и, несмотря на то, в полуночи поющих Богу… 

И так все сомнения отброшены, Диавол, враг рода человеческого посрамлен, ибо все отговорки, - его работа.  
 
   

 Муж – глава жене (Еф. 5,23), а жена – помощница мужу.
Итак, глава да не решается без тела своего ятися пути, ведущего к сему священному месту, и тело не является здесь без главы, но да входят сюда и глава и тело, имея с собою и чад своих. Ибо если приятно видеть дерево с отростками от корня его, тем паче приятно видеть человека, имеющего при себе дитя, как отрасль от корня своего. И не только приятно это, но и благотворно и похвально. Благотворно для собравшихся…; похвально для  родителей и служителей слова: ибо и земледельцу мы дивимся не тогда,  когда он обрабатывает землю не раз уже обрабатываемую, но тогда, когда он, взяв землю не паханую и незасеянную. Всякое о ней прилагает попечение, чтоб сделать ее плодородною.
 
Так и св. Павел действовал, в честь себе ставя – проповедовать Евангелие не там, где именовался уже Христос, а там, где не именовался. Ему и мы будем подражать, и в возвращении Церкви, и для нашей пользы".
(Свт. Иоанн Златоуст).  

Церковь – не лавка, не торжище,
но место Ангелов, место Архангелов,
Царство Божие, самое Небо. 

Подойдя к храму.
 

Егда приидеши к церкви, не поспеши внити в ню
.
Но стани вне, при дверях, и умножи свою совесть, егда что совершил еси непотребное: от бесовского смущения и мечтания или прелести мирские. Тогда не всходи в церковь, но стани вне, аки Адам пред враты рая, и разумей о своих прегрешениях и смири свою душу, и тогда входи с сокрушенным сердцем, аки мытарь.

И, став у дверей перед святою иконою, сотвори три поклона с молитвою «Боже милостив…». Ко всем поклонися стоящим в церкви, глаголя им: «Простите меня, отцы и братия».
 

Аще совершил нейкий грех
, еже есть общение с иноверными в ядении и питии, или службы церковные пропустил, или ино сто согрешил, подобает ти принести малое покаяние, еже есть: начал прощения, и положить его надо в притворе церковному отцу своему духовному, или установленному на сие старцу.
Начал клади земной, или поясной, яко же старец повелит. И аще укажет ти поклоны положить, сотвори сие без всякого прекословия, зазирая себя за содеянное прегрешение.
 
По сем клади начал к общей молитве и вниди внутрь церкви, идеже все христиане общецерковне молитву совершают.     

Войдя в храм.
 

"Многие входят в храм, прочитывают тысячи стихов, и выходят; но не помнят, что читали
.
Уста двигались, а слух не слыхал. Сам ты не слышишь своей молитвы, а хочешь, чтобы Бог слышал твою молитву? Я преклонил, говоришь, колена, но ум твой блуждал вне. Тело твое было внутри храма, а мысль вне его. Уста говорили молитву, а ум считал барыши, обдумывал сделки и обмен товаров, обозревал поля и прочие имения, и вел беседы с друзьями.
 

Злой Диавол, зная сколь полезна для нас молитва, наипаче нападает помыслами во время ее
.
Часто праздно лежим мы на одре, и никаких не имеем помыслов. Но пришли помолиться, - и помыслы безчисленны.
Это враг хлопочет, чтобы мы отошли от молитвы. 

Некоторые разговаривают в храме, когда совершается молитва
. О, дерзость! Как же мы можем чаять спасения?  Как умилостивим Бога?
 …мы составляем одну Церковь, все мы – одно тело; если один какой-нибудь член будет оставлен в пренебрежении, то все тело пренебрегается и растлевается. Так безчинством одного нарушается благочиние всех. 

Разве ты не знаешь, что стоишь вместе с Ангелами?

С ними поешь, с ними возсылаешь хвалы, и, стоя здесь смеешься? Когда же воздержаться от смеха смеющиеся в столь грозный час? Когда удержаться от пустословия разговаривающие во время благословения? Неужели они не стыдяться присутствующих? Неужели не бояться Бога?".
(Свт. Иоанн Златоуст). 

Наипаче внимай себя от всяких мирских помыслов, егда чтут Апостол и Евангелие, и поют Символ Веры, еже есть «верую во Единого Бога Отца…» и молитву Господню, еже есть «Отче наш…», или чтут Ексапсалмы.
Да никто же в сие время не преходит на ино место, но вси стоят и внимают с молитвою.Такожде не дозволено преходити кому, егда чтут начало к службе: «Царю Небесныи…, Трисвятое, Отче наш, Придите поклонимся», и егда настоятель глаголет отпуст. 

Егда от настоятеля, или старца приносится кадило с фимиамом
, тогда распростри руце свои, яко Дух Жизни приемля, и глаголи молитву Исусову, и посем, сложивше руце, поклонися принесшему кадило старцу.
 

Егда придет время целовати святой Крест
,
тогда усмотри свою совесть, не было ли непотребного в плоти твоей, или в ризах. Или в помыслах и разумей слову Божию читанному, и обещайся творити яже во Евангелии слышал есть.
 
Приходя ко Кресту,
положи два земных поклона с молитвой Исусовой, по сем благословися у настоятеля, перекрести лице свое и целуй Распятие, а отошед, поклонися до земли, глаголя молитву Исусову. Восстав, паки поклонися до земли и рцы: «Прости мя отче честныи».
Егда же целуеши икону празднику, тогда клади поклоны поясные. 

И о сем блюди всегда, чтобы прежде отпуста службы не исходить из церкви. Понеже заповедано есть: аще кто отходит от церкви не окончив службы без нужды крайния, подлежит суду.
 

Аще во время службы церковныя, или по окончании ея чтется или говорится слово поучительное, и ты никакоже изыди, но со всяким вниманием приемли еже чтется или глаголется. И всегда поминай, еже писано есть: «В церкви стояще славы Твоея на Небеси стояти мнимся».
 

По выходе из храма.
 
"По выходе из храма не следует нам приниматься за дела, непристойные храма, но, пришедши домой, надобно взять книгу Писания, и вместе с женою и детьми привести на память, что было говорено, потом уж приступать к делам житейским. Если вышедши из бани, не хотим идти на торжище, дабы там не лишиться пользы от бани; то не гораздо ли более остерегаться сего, вышедши из храма? Но мы поступаем напротив, и оттого теряем все".
(Свт. Иоанн Златоуст). 

Журнал «Благовестъ»
№ 3 – 2001г.  



 
   Связанные ссылки
· Больше про Лествица
· Новость от klem


Самая читаемая статья: Лествица:
Богоявленская вода: церковные традиции и околоцерковные суеверия


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 5
Ответов: 1


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by