Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
12 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
8040474
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Единоверие митрополита Платона (XIX столетие)

Старообрядцы в лоне РПЦТема:  Старообрядцы в лоне Русской Православной Церкви 

Сайт продолжает публикацию работы кандидата богословских и филологических наук Михаила Викторовича Первушина « Единоверие до и после митрополита Платона (Левшина)».
 

Правила митрополита Платона После издания указа 1798 года на высочайшее имя было подано прошение московских Рогожских старообрядцев, почти во всем (кроме упоминания о епископе) сходное с правилами инока Никодима. В том числе в прошении содержался новый, очень важный пункт – о том, чтобы старообрядцам по их личному желанию было разрешено приобщаться Святых Христовых Тайн в Греко-Российской Церкви, а сынам этой Церкви "приобщаться Святых Тайн от старообрядческих священников".
На поданном прошении император начертал: "Быть по сему. В Гатчине октября 27 дня 1800 года". 
 

Затем этот документ был передан на рассмотрение и доработку московскому митрополиту Платону
[21]. И вот тут, увы, "по сему" не стало. Чтобы поставить под контроль весь этот "нездоровый ажиотаж" (как, по-видимому, считал митрополит) владыка Платон разработал форму воссоединения староверов с православной Церковью. Эта форма была основана на поданном прошении, и в последствии названная "пунктами о единоверии" митрополита Платона[22]. Причем выработанная митрополитом форма была прямо противоположна тем идеям, которые он высказывал в своем "Увещании". Возможно митрополит Платон, будучи уже маститым иерархом, пересмотрел свои юношеские позиции, высказанные им в запале свойственного этому возрасту максимализма, ведь "Увещание" было написано им в 25 лет.
 

Руководящим началом всей предыдущей истории положительного общения со старообрядцами
служило то убеждение, что обряды имеют не настолько существенное значение в деле спасения, чтобы из-за них лишать кого-либо права быть членом Церкви. Однако митрополит Платон почему-то так считать перестал. Он уже не признавал единоверие – "совершенным соединением" с Церковью, а лишь "довольным образом сближающим или паче соединяющим" старообрядцев с Церковью; обрядовые же разности единоверия суть "заблуждения" и "погрешности", которые дозволяются единоверию лишь потому, что "Церковь, яко мать сердобольная, решилась оказать снисхождение в неведении заблуждающим, однако без соблазна правоверных".
 

Митрополит Платон рассматривал теперь единоверие как "ступень к православию".
Им были определены задачи единоверия в интересах "господствующего вероисповедания". Главной признавалось задача постепенного приучения единоверцев к правоте официального православия "через невозбранение и временного сохранения старой обрядности" (выделено мной. – М. П.). Вслед за этим стояла задача окончательного слияния в обрядовой области единоверия с синодальной Церковью на условиях последней[23].

Некоторые детали пунктов митрополита Платона были прописаны так, что существенно сужали возможности изживания церковного раскола
. Так, пункт 1 отменял клятвы, наложенные на приверженцев старого обряда только в случае их перехода в единоверие. Для присоединения к единоверию требовалось "не менее пяти числиться в расколе" (пункт 5), т.е. чтобы перейти из одного церковного прихода или общины в другой требовалось пять лет формально "числиться в расколе".
Если единоверцам было позволено без всякого ограничения исповедоваться и причащаться в господствующей Церкви, то принятие Святых Тайн членом Греко-Российской Церкви от единоверческого (даже не старообрядческого!) священника допускалось только "в смертном случае" (пункт 11). Этот пункт прямо противоречил предыдущему 10-му пункту, подтверждавшему "оставление священнодействий, совершенных единоверческими священниками в законной силе (при этом таинства, совершаемые в Греко-Российской Церкви, также должны приниматься единоверцами без исправления)".
Невозможность единоверческому священнику совершать все таинства по отношению к православным свидетельствовала об отношении к нему церковной власти как к недосвященнику (священнику "второго сорта").

В заключении митрополит Платон откровенно заявил, что он не считает "единоверцев просвещенными Богом" и что единоверческая Церковь – временное учреждение, которое возникло лишь по снисхождению Православной Церкви для облегчения отпадших возвратиться в ее лоно".
Тем самым, хотя формально равнозначность старого и нового обряда признавалась, фактически это было не так. Оговорки лишали ясности и придавали "новому Платоновскому единоверию" двойственный характер.
 
Эти "Правила" митрополита Платона санкционировали на протяжении всего XIX столетия говорить о единоверии старообрядцам как о "ловушке", а новообрядцам – как о "скрытом расколе" внутри Церкви (что можно наблюдать и сегодня, как уже было сказано выше).

Вот только несколько примеров высказываний православного священства
.
Ставропольский епархиальньий миссионер священник С. Никольский пишет о единоверцах: "Что есть единоверие? Это условное единение старообрядцев с православною церковью. Однако признать единоверие совершенным соединением с церковью нельзя, как написал по всей справедливости митрополит Платон в 1800 году. Ибо разности у единоверия с Церковью не обрядовые только, а касающиеся веры, и потому суть прямо заблуждения и погрешности... Единоверие – раскол. Единоверие новшество"[24].
Епископ Вятский Ельпидифор пишет: "Я эту церковь (единоверческую. – М. П.) считаю каким-то непонятным учреждением, мало соответствующим на деле своей цели, унизительным для православной Церкви и опасным, чтобы не породило разделение Церкви и церковной иерархии"[25].
"Кто такие единоверцы?" – задает вопрос владыка Иаков, епископ Саратовский. И сам же отвечает на него: "По мнению моему, судя строго, это сначала были и ныне есть те же раскольники-поповцы"[26].
В сборнике протоколов Общества любителей духовного просвещения читаем: "При таком понятии об особенностях в обрядах единоверческой Церкви, обнаруживается в них дух отчуждения от православной Церкви, и более или менее неприязненное отношение к православию и православным... Что такое наши единоверцы? Не отступая нисколько от правды, можно прямо сказать, что это полураскольники, ибо наши единоверцы не только разнствуют с православными в обрядах, но гнушаются обрядами, принимаемыми православною Церковью, чуждаются православных священников и архиереев"[27]. 

Такое отношение не удивительно и вот почему
: согласно мнению церковного мыслителя, богослова, ближайшего сотрудника К. П. Победоносцева Тертия Ивановича Филиппова[28], "единоверцам не предоставлено полное с нами равенство, на которое они имеют несомненное право и которого они лишены благодаря существенным недостаткам правил митрополита Платона. Не согласившись на взаимное общение единоверцев с нами в таинствах, митрополит Платон впал в противоречие с исконным и общепринятым в Церкви православной началом, по которому разность в обрядах не должна мешать единомыслию в вере и свободе взаимного церковного общения. Ограничив эту свободу, он нарушил одно из неоспоримых прав единоверцев и тем самым породил неизбежные в будущем затруднения, с которыми мы и встречаемся в настоящее время, не без собственной в том вины. Единоверцы, из-за своих незначительных особенностей в обряде поставленные в положение приниженное и двусмысленное, не могут видеть в действиях нашей церковной власти истинного проявления того возвышенного православного начала (свободы обряда), во имя которого, по изъяснению митрополита Филарета, они собственно и допущены в общение с Церковью"[29].
 

Та роль, которая изначально отводилась единоверию как старообрядцами, так и государственной властью и некоторыми иерархами – объединение расколотой Русской Православной Церкви – была пересмотрена митрополитом Платоном. Введенные им ограничения для единоверческих приходов обнаружили недоверие к новоблагословенному согласию со стороны сначала церковных, а затем и светских властей. И Синод стремился уже не к преодолению раскола, а к подчинению старообрядчества и его конечному искоренению.
Такой настрой на протяжении всего XIX века имела и гражданская власть, стремящаяся если не обратить старообрядцев в никонианство, то хотя бы подчинить их своему влиянию.

Все это послужило причиной того, что в большинстве своем старообрядцы не приняли "11 пунктов" митрополита и стали искать церковную иерархию уже не в Синодальной Церкви.
 

Примечания:
[21] В историографии сложилась странная тенденция – подавляющее большинство историков в качестве адресата послания и создателя единоверия упоминают только митрополита Платона. Однако советский историк А.Шамаро, атеист, а, следовательно, не сочувствующий в данном вопросе никому, в статье, опубликованной в 1996 г. в журнале "Наука и религия", основываясь на документах, показывает, что первым адресатом прошения был именно император Павел (!).
[22] Барсов Н. Единоверие // www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/Единоверие
[23] Лебедев Е.Е. Единоверие... С. 16-19.
[24] Никольский С., свящ. Единоверие – ступень к православию // Ставропольский епархиальный миссионер, 1899. С. 12.
[25] Ельпидифор, еп. Письма Ельпидифора, епископа Вятского // Православное обозрение, 1888, январь. С. 27.
[26] Иаков, еп. // Христианское чтение, 1906, июль. С. 117. Более подробно см. сайт: "Самарское Староверие" (http://www.samstar.ucoz.ru/).
[27] Сборник протоколов общества любителей духовного просвещения, 1873-1874. С. 114-115.
[28] Тертий Иванович Филиппов (1825-1899), ближайший сотрудник К. П. Победоносцева, автор книги "Современные церковные вопросы". Мало известен его вклад в развитие русского искусства: под его влиянием и при его непосредственном участии написана "Хованщина" М. П. Мусоргского. Филиппов был ближайшим собеседником – и даже в каком-то смысле соавтором – К. Н. Леонтьева и Л. А. Тихомирова.
[29] Подробнее см.: Карпец В. И. Филиппов Тертий Иванович (1825-1899).  

Богослов.
Ru
http://bogoslov.ru/
13.08.2008  




 
   Связанные ссылки
· Больше про Старообрядцы в лоне РПЦ
· Новость от klem


Самая читаемая статья: Старообрядцы в лоне РПЦ:
Никольский Старообрядческий (единоверческий) храм в Санкт-Петербурге.


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 5
Ответов: 1


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by