Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
12 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
8040477
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Итоги Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви 2008г.

Старообрядческие согласияТема:  Старообрядческие согласия            
 Русская Православная Старообрядческая Церковь
 

В церковных и околоцерковных средствах массовой информации завершившийся 17 октября Освященный Собор РПСЦ получил довольно широкое освещение. Комментарии на итоги его работы также удивляют своим диапазоном: от «образца единства и примирения» до «провала».
Попытаемся разобраться, какие задачи ставил этот Собор и какие решения он предлагает?

И поможет нам в этом Михаил Клинцов, подготовивший специально для  "Портала-Credo.Ru" предлагаемый вашему вниманию ниже, по мнению редакции нашего сайта, наиболее объективный и всесторонний анализ работы Собора РПСЦ  2008г.
(Все выделения в тексте сделаны редактором «Православного Старообрядчества»). 

Как уже сообщал "Портал-Credo.Ru", прошлогодний Собор РПСЦ явился во многих отношениях рубежным. Он знаменовал собой окончание попыток, инициированных Митрополитом Андрианом, найти точки взаимодействия с РПЦ МП путем встреч и переговоров. Если Митрополиту Андриану эти встречи (впрочем, немногочисленные и безобидные) церковная общественность готова была простить, то неопытный Митрополит Корнилий, его преемник, не смог удержаться от чрезмерного выражения стремления к более близким контактам. Результатом предыдущего Собора стало свертывание этой "экуменической" политики, а также осуждение экуменизма вообще как еретического лжеучения.

Отметим, что этот церковный жаргон обозначал совсем не тенденцию к изоляции Старообрядческой Церкви
. Он лишь пытался точнее позиционировать ее в мире современного православия. Старообрядцы как бы заявляли, что в богословской и церковной области они стоят на позициях консервативных и ревнительских. Однако, как было заявлено уже в "Деяниях" того Собора, консерватизм и ревнительство не обязательно предполагают обскурантизм и закрытость. Тогда ряд наиболее радикально настроенных противников Митрополита Корнилия, избрав себе главой епископа Дальневосточного Германа (Савельева), недавно перешедшего из РДЦ, прервали общение с Московской митрополией РПСЦ и попытались создать новое старообрядческое согласие, стоявшее на позициях крайнего ригоризма. Такова была диспозиция в Старообрядческой Церкви накануне нынешнего Собора.

Самый главный вопрос – о группе отделившихся – был, в основном, решен
. Их глава,  епископ Герман, принес церковное покаяние и был принят обратно в РПСЦ. Однако при его принятии ему было избрано самое суровое церковное наказание - лишение сана, в результате чего он был низведен до уровня простого монаха. Некоторые СМИ уже поспешили провести параллели с епископом РПЦ МП Диомидом. Но, в отличие от монархиста, противника ИНН и страстного борца с экуменизмом Диомида, епископ Герман оказался лишь игрушкой в руках группы радикальных идеологов - о. Елисея Елисеева и инока Алимпия (Вербицкого). После того, как между различными членами этой группы выявились неразрешимые противоречия и единство их распалось, епископ Герман твердо решил вернуться назад в РПСЦ. Его покаянное письмо, направленное Собору, свидетельствует не о диомидовской непримиримости, а о смиренной готовности понести любое наказание. К сожалению для епископа, канонические правила Православной Церкви предусматривают суровые наказания для инициаторов раскола. И хотя сам Митрополит Корнилий и некоторые члены Собора просили о помиловании для Германа, он был осужден Архиерейским судом к извержению.

Некоторые наблюдатели полагают, что это решение означает новый триумф консерваторов
во главе с епископом Донским и Кавказским Зосимой. Однако если оценивать итог, то придется признать, что глава группы несогласных раскаялся, вернулся в Церковь и принял заслуженное наказание. Оставшиеся представители ДЦХ БИ, по различным свидетельствам, пытаются найти свои, менее травматичные, пути примирения с РПСЦ. Большинство из них написали письма на Собор, однако выставили в них различные условия, на которые Собор не пошел. Вместе с тем, Собор обратился к "раздорникам" с "Увещевательным письмом", что показывает желание соборян окончательно исцелить раскол.

Оценивая значение этих решений, нужно сказать
, что, с одной стороны, психологическая победа оказалась на стороне соборного большинства РПСЦ. В то же время, чрезвычайно жесткое решение Архиерейского суда может закрыть двери для примирения остальных участников раскола. И в этом главная недоработка соборных решений. Можно, конечно, вспомнить, что весьма либеральная политика по отношению к нарушителям церковного единства, практикуемая в РПЦ МП (вспомним, что даже епископа Диомида сначала извергли из сана "отложенным решением"), не соответствует нормам канонического права и старообрядцы лишь поступили в согласии с этими нормами. Однако представляется,  что в данной ситуации требовалось бы применение большей икономии в целях окончательного исцеления разделения.

Вторым принципиально важным решением Собора
стала канонизация выдающегося начетчика, проповедника и церковного деятеля 19 в. Арсения (Швецова), епископа Уральского. Эту фигуру сложно назвать примиряющей и экуменической. Как известно, епископ Арсений был непримиримым борцом с новообрядческими миссионерами и заслужил их ненависть, так что обычно в миссионерских изданиях его именовали "лжеепископом Швецовым". Благодаря ему тысячи новообрядцев и единоверцев присоединились к Белокриницкой иерархии. Арсений, таким образом, является символом настоящего старообрядческого миссионерства и активной проповеди Старой веры всем слоям российского общества. Именно в духе епископа Арсения нынешний Собор отдельным постановлением решил всемерно поддержать начетническое движение в Церкви и образовать в каждой епархии должность миссионера.

Иначе говоря, Старообрядческая Церковь сделала тем самым заявку на активное участие в деле проповеди христианства в современном обществе, не только в России, но и в странах СНГ.
Принципиально важным кажется то, что это христианство есть глубоко традиционное и вместе с тем консервативное, но не закрытое и не изоляционистское. Как известно, старообрядцы РПСЦ не проповедуют ни крайнего монархизма, ни борьбы с ИНН, ни с мобильными телефонами и телевидением. Не случайно на Соборе было решено создать банк видеофильмов, помогающих проповедникам в их работе.

Обобщая результаты Собора, можно сказать
, что острота разделения заметно убавилась и на горизонте появилась перспектива примирения несогласных с Московской митрополией. В качестве третейской стороны этих переговоров может выступить Белокриницкая митрополия в Браиле.

Собор РПСЦ обратился к внутренним церковным проблемам
, показав тем самым, что разделения уходят на периферию церковной жизни, а на первый план выдвигается пастырская и миссионерская работа. Множество общин до сих пор не имеют священников, некоторые епархии вдовствуют (не имеют епископов), а многие церкви нуждаются в ремонте. Но главная забота Старообрядческой Церкви все-таки люди, как те, кто уже находится в ограде Церкви, так и те, кто может прийти в эту ограду. Собор не имел в себе ничего скандального, ничего похожего на прошлогоднее напряжение.
Среди старообрядцев все громче раздаются голоса о том, что именно их Церковь в наибольшей степени подходит для нужд современного человека, необходимо лишь раскрыть то достояние, которое долго лежало под спудом.

Отряхнув с себя пыль советской эпохи, РПСЦ собирается стать лицом к людям.

Михаил Клинцов
17.10.2008
 
"Портал-Credo.Ru"
http://www.portal-credo.ru/index0.php



 
   Связанные ссылки
· Больше про Старообрядческие согласия
· Новость от klem


Самая читаемая статья: Старообрядческие согласия:
Старообрядцы в лоне Русской Православной Церкви.


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 4
Ответов: 3


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by