Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
33 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
8182654
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Надо благодарить Бога, что стали возможны такие встречи и диалог

От диалога к единствуТема: От диалога – к единству

Как мы уже сообщали 30 октября, в Свято-Духовском корпусе Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры прошла миссионерская богословская конференция "Раскол: догмат и обряд".
  

 Обозреватель сайта Лиговской старообрядческой общины (РПСЦ) С-Петербурга отмечает, что
с одной стороны, прозвучали довольно интересные доклады представителей РПЦ и РПСЦ посвящённые различным аспектам догматического учения, обрядового характера и практического взаимодействия (так, например, сравнивая старый и новый "Символ Веры", автор доклада приходит к выводу об отсутствии в них каких-либо существенных различий, но признаёт старый вариант более глубоким по смыслу и догматическому наполнению, а новый - более точным по отношению к греческому оригиналу).
А с другой стороны,

организаторы почему-то отказались от обмена мнениями по поводу прозвучавших докладов и ситуации раскола в целом. Складывается впечатление, что представители РПЦ ещё не готовы в полном объёме услышать мнение старообрядцев и сделать диалог более конструктивным.
И, кроме того, цитирование таких фраз, обращённых к старообрядцам, как: "Мы ждём, когда они вернутся ко Христу", произнесённых даже с самыми добрыми намерениями, способно подавить в зародыше стремление к диалогу даже у самых ярых сторонников сближения
Приводим наиболее интересные высказывания из выступлений участников конференции по текстам, выложенным на сайте «Современное Древлеправославие». 


Белякова Е. В.
Старший научный Е.В. Белякова, кандидат исторических наук. Институт российской истории РАН, преподаватель истории Русской Православной Церкви в МГУ.

Тема доклада: «Старообрядческий вопрос на поместном Соборе 1917-1918 годов». Приводим отрывок из доклада:

«Идея соединения со старообрядцами казалась еп. Андрею Ухтомскому вполне осуществимой, и он, по поручению Синода, вел переговоры с белокриницкими епископами о возможности объединения. Одним из главных препятствий к объединению были клятвы соборов 1656-1667 годов. <…>Беглопоповцы, по свидетельству протоиерея, а потом епископа Симона Шлеева, неоднократно заявляли о готовности присоединится к Православной Церкви при условии снятия клятв, произнесённых собором 1667 года на приверженцев старого обряда и дарования им единоверческого епископа.

В старообрядческой печати немало говорилось о гонениях, перенесённых старообрядцами. Однако вопрос о необходимости раскаяния за гонения не поднимался ни со стороны властей, ни со стороны государственной церкви. В телеграмме Николая II о распечатании алтарей Рогожского кладбища этот акт подавался как выражение монаршей милости, и высказывалась надежда на преодоление раскола со стороны старообрядцев. Таким образом, вопрос о путях единства сводился практически к дискуссиям об отмене клятв и к созданию епископа для единоверцев.

Сложность и представлял вопрос о белокриницкой иерархии, в официальных документах её именовали «австрийской», о её статусе и о возможности объединения.

Церковное сознание в Православной Российской Церкви раздваивалось. С одной стороны, ценность старообрядческой традиции для многих становилась очевидной. С другой стороны, старообрядчество по-прежнему понималось как раскол, болезнь, которую необходимо излечить присоединением к Православной Церкви. Собственно, такое состояние мы видим во многом и сегодня.

Позиции участников дискуссий о староверах можно определить следующим образом: миссионерская, историческая, и эклезиологическая.

Сторонники миссионерской точки зрения стремились присоединить «раскольников» к господствующей церкви. Миссионеры отличались радикальностью. По этому поводу высказывались такие мнения, что миссионерство превратилось в опричнину, когда оно должно быть исповедничеством.

Историческая точка зрения принимала во внимания те факты реальной церковной истории, которые уже были осмысленны историками Голубинским, Каптеревым. Церковный раскол объяснялся особенностями церковного сознания той эпохи. Сторонники такого взгляда видели необходимость учитывать требования старообрядцев и единоверцев и искать сближения с ними.

Эклисиологическая позиция, то есть взгляд на старообрядчество как на особую церковь и тенденция сохранить старообрядчество как особую церковь в рамках единоверия, была характерна для немногих».


 Иерей Константин Костромин.

Тема доклада: «Догматическое значение разночтений у старообрядцев и новообрядцев в тексте Символа Веры».

Для подробного изучения истории изменения Символа Веры на Руси мало данных.

Знаменитое решение Третьего Вселенского Собора на самом деле запрещает введение новых Символов Веры, а не внесение изменений как таковых.

Дораскольный текст «рождена А не сотворена» - хотя в греческом языке нет соответствующего союза, но на славянском он хорошо выражает догматический смысл противопоставления учению Ария. Об этом хорошо писал старообрядческий автор, диакон Феодор. Кроме того, современный старообрядческий автор, диакон Валерий Тимофеев, пишет, что в подобных случаях ставится «а» при переводе с греческого на русский многих других текстов, как классических, так и святоотеческих.

Старый вариант «Его же царствию НЕСТЬ конца», новый «НЕ БУДЕТ». В греческом языке стоит будущее время, но в XI веке, по мнению специалистов, допускали переводы в настоящем времени. Догматически старый вариант более правильный, вспомним, что Божественная литургия начинается с возгласа «Благословенно царство», то есть царство уже сейчас, здесь присутствует, в таинстве литургии.

Самое сложное и часто упоминаемое различие. В старом варианте «И в Духа Святаго, Господа ИСТИННОГО и животворящего». Текстологическая традиция здесь сложна. И греческий текст даёт достаточно разночтений, и славянский текст в различных рукописях с XI по XVII вв. дают два варианта: «Господа Животворящего» и «Господа Истинного». Слова «Истинного» и «Животворящего» в греческом тексте соответствуют одному слову «Кириос», которое имеет два варианта перевода «Господь» и «Законный, Узаконенный, Действующий» (по авторитетному словарю Дворецкого. И если речь идёт об узаконенности, то это и есть «Истинный». Греческий текст XI в. написан в одну строчку без разделения какими – либо знаками, без разделения на слова. Мы не видим в тексте никакого указания ни на существительное, ни на прилагательное, и слово можно читать и понимать и так, и так. В современном греческом тексте слова, относящиеся к Святому Духу звучат с артиклем, и опять нет никакой разницы между существительным и прилагательным. Всё зависит от того, какую букву поставить заглавную в слове «Кирион». В XVI в. пытались этот вопрос решить. В «Кирилловой книге» оба варианта встречались одинаково. Один из учеников Максима Грека, Зиновий мних, писал, что возможны два варианта, но желательно со словом «Господа». Этот вопрос он считает не принципиальным. К XVII веку русские люди решили, что раз существует такое расхождение, лучше упомянуть все три слова, поставить через «и» «Господа истинного и животворящего». Греки, увидев три слова вместо одного, сказали, что лишнее надо убрать, не задумываясь, убрали первое попавшееся, это было слово «истинный». Старообрядцы отреагировали на это болезненно. Протопоп Аввакум писал, что слово «истинный» важнее даже слова «Господь», поскольку, по Дионисию Ареопагиту, Господь есть по сути Истина. Психологически это, может быть, связано с тем, что в молитве «Царю небесныи» в старом её варианте о Святом Духе говорится «Душе истиныи», как и стоит в старом Символе Веры. И в евангелии от Иоанна, в трех местах, идущих подряд, Господь обещает послать ученикам Духа Истины (Иоанн 14:17, 15:26, 16:13). Хотя здесь в греческом тексте стоит слово «алефтинос». Словарь Дворецкого дает 14 вариантов слова «истинный», но среди них нет слова «Кириос». Казалось бы, тогда нельзя проводить аналогию между переводом Евангелия, молитвой «Царю небесныи» и Символом Веры. Но Василий Великий в исповедании Святого Духа Господом использует слово «Кириос», исповедует его славимым Господом и Богом.

То есть, ни текст старообрядческий, ни текст новообрядческий не являются различными принципиально. Текстологически более близок к греческому тексту текст новообрядческий. Более глубинно, с точки зрения догматической, прав старообрядческий.

И эта даёт нам новый повод объединиться вокруг этих формулировок, которые дали бы нам и глубину, и точность нашего святоотеского православного богословия.


Священноиерей Иоанн Миролюбов,
доктор теологии, консультант ОВЦС, секретарь комиссии по делам старообрядных приходов и взаимодействии со старообрядчеством.

Тема доклада: «Некоторые вопросы по истории и сегодняшнем дне единоверия».

Приводим отрывок из доклада:«В XX веке произошло самое главное событие, которое готовилось весь двадцатый век – в 1971 году были отменены клятвы на старый обряд. Признание равночестности старого и нового обряда приводит к иному пониманию самого смысла единоверческого движения. Всё, что было связанно с миссионерским периодом, уходит в прошлое.

Комиссия по старообрядным приходам РПЦ и по взаимодействию со старообрядчеством была создана в 2004 году. Она была создана на архиерейском соборе, имеет статус синодальной и состоит из 14 членов, из которых 8 архиереев РПЦ.

Мы опрашивали архиереев о наличии у них единоверческих приходов, и большинство из них ответило нам. На сегодня собраны данные о 23 единоверческих приходах, а ведь было время, когда их было только 2. Динамика сейчас такая – ежегодно открываются один, два или три новых единоверческих прихода. Определённое возрождение есть.

Единоверческие приходы делятся на три категории.

Есть приходы исторически единоверческие, например, Никольский приход С.-Пб., здание которого до сих пор занято музеем Арктики и Антарктики, или приход в Михайловской Слободе.

Есть новообразованные приходы, которые образовали старообрядцы, когда они присоединялись целыми общинами. Например, в этом году присоединилась община в Магадане вместе со священником, о. Сергием Галановым. Правда, он довольно экстравагантный человек, и я не знаю, как там дальше будет, принесёт ли он пользу единоверию, время покажет. Были так же присоединения в Прибалтике, были присоединения на Урале, такая тенденция сохраняется. Кстати, такие приходы, как правило, не хотят называться единоверческими, потому что историческая память двояка. Их прихожане помнят, что раньше присоединение к единоверию сопровождалось насилием. Вот, например Минский приход из бывших старообрядцев – поморцев никак не хочет называться единоверческим, но и старообрядным не хочет. Хочет называться «старообрядческий приход Московского Патриархата». Приход в Ири (США), очень богатый, где находится канонический единоверческий епископ Даниил, где четыре диакона и скоро будут три священника, тоже не хочет называться единоверческим. И у них память об этом есть.

Есть третья категория приходов, в частности, на таком я служу. Мы никак не можем называть себя единоверческими, потому что в них выходцев из старообрядцев немного. Во основном прихожане – это те, кто из изучения истории, эстетических каких-то представлений, после встречи со старым обрядом полюбили его. Это, как правило, хорошо церковно образованные люди. Знаете, кто встречается со знаменным пением, то не очень хочет с ним расставаться. Кто встречается с древнем благочестием, понимает, какой в нем содержится дух, это несводимо к тому, два или три раза петь «аллилуия», или к двум перстам.

В Приходе в Ири, а я там гостил неоднократно, я не раз видел, как священники обычных новообрядческих приходов на автобусе привозили своих прихожан посмотреть, как молились в Древней Руси. Не для того, что бы у себя на приходах это вводить. Ведь, бывает, и в музее мы увидим древнюю икону, и отойти от неё не можем. Тяга к этому есть.

Когда рукополагали епископа для Латинской Америки, это был епископ Каракаский Иоанн, рукополагали его в Ири, по старому чину, и он сам этот желал. Он всегда интересовался старообрядчеством, латыш по происхождению, между прочем.

Я считаю, что старообрядные приходы надо открывать во все крупных городах, а существующим структурироваться. Тем более, что это залог единения со старообрядцами. Если не будет таких приходов в лоне Русской Православной Церкви, то все разговоры о единении со старообрядцами будут ложны. Задача теперь ставится другая, и прямого миссионерского значения они не имеют.

Мы понимаем эти приходы, как важнейший мост между старообрядчеством, и они необходимы для реабилитации старого обряда внутри Русской Церкви. Представления XIX века об ущербности старого обряда пока у многих сохранилось, надо дать людям возможность почувствовать красоту старого обряда. К старообрядцам не так просто сходить, они могут просто не пустить. Это сокровище, которое мы должны хранить, и любой человек, который уважает свою культуру, свою традицию, должен иметь возможность прикоснуться к ней».

 Протоиерей Георгий Иоффе.

Заключительное слово. «Мы завершаем очень интересную конференцию. Разрешите мне, как заместителю председателя миссионерского отдела поблагодарить всех организаторов, всех участников и подвести некоторый итог.

 "... Зарубежная Церковь на Архиерейском Соборе 2000 года принесла покаяние за те деяния, которые были совершены иерархами и их окружением по отношении к старообрядцам. И я думаю, что соборне это будет когда-то и Русской Православной Церкви провозглашено. И это будет ещё одним шагом, что бы уврачевать эти раны, потому что раскол – это всегда рана на теле Христовом.

Надеюсь, что будет то время, когда единство в разнообразии будет и в Русской Церкви присутствовать, когда мы сможем сказать друг другу: «Христос посреди нас» и услышать в ответ «Есть и будет, аминь».


По материалам
:
Сайта Лиговской старообрядческой общины (РПСЦ) С-Петербурга
http://rpsc.spb.ru/content.php?page=full_news&id=22
  «Современное Древлеправославие»
http://www.staroobrad.ru/index.php



 
   Связанные ссылки
· Больше про От диалога к единству
· Новость от klem


Самая читаемая статья: От диалога к единству:
Мы примирились. Старообрядцы и никониане – кто бы мог подумать?


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 5
Ответов: 1


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by