Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
10 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
7803824
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Будет ли в Риге улица имени И.Н.Заволоко

Старообрядческие согласияТема:  Старообрядческие согласия           
             Знаменитые старообрядцы
 

Как сообщало «Благовест-Инфо» 16 декабря, накануне 111-го дня рождения Ивана Никифоровича Заволоко, в Рижскую думу обратились организации латвийских староверов с просьбой присвоить одной из улиц города имя своего выдающегося единоверца. 
Его имя уже носит одна из улиц Резекне. 

«Православное Старообрядчество» предлагает вашему вниманию статью Эдуарда Брониславовича Мекша, ученого из Латвии, об этом необычном подвижнике Поморского Старообрядчества


Заволоко Иван Никифорович (17 дек. 1897, г. Режице Витебской губ. Российской империи, ныне Резекне, Латвия - 8 марта 1984, Рига) - выдающийся старообрядческий деятель Балтии, наставник, историк, краевед, фольклорист, собиратель русских древностей, педагог и просветитель.

Родился
в семье режицкого железнодорожного сторожа Никифора Максимовича Заволоко (старообрядца федосеевского согласия) и полоцкой мещанки Киликии Ивановны Зуевой. До 8-летнего возраста воспитывался у бабушки в Двинске (ныне Даугавпилс), где получил первые познания в церковнославянской грамоте. Затем вместе с матерью переехал в Ригу, жил в Задвинье и посещал Гребенщиковское училище.

В 1908 г. 3аволоко поступил в Рижское реальное училище Петра I, окончил его в 1917 г. в Таганроге, куда училище было эвакуировано в годы 1-й мировой войны. По окончании реального училища поступил в московскую Петрово-Разумовскую академию. Однако разразившаяся революция внесла свои коррективы, и Заволоко в 1919 г. вынужден был вернуться в Ригу.

В этом же году
Заволоко по рекомендации Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины (РГСО) поступает в пражский Карлов университет (сначала - на исторический факультет, затем - на юридический, который и окончил в 1927 г. со степенью кандидата права).
С 1925 г. в Карловом университете Заволоко посещал Кондаковский семинар, в котором принимали участие известные русские ученые и философы, такие как Г.В. Вернадский, Н.О. Лосский, А.П. Калитинский и др. В круг интересов семинара входили археология, византиноведение, древнерусская культура, история искусств. Кондаковский семинар стал научной основой всей дальнейшей культурологической деятельности Заволоко.

Вернувшись в Ригу
, Заволоко посещает Рижские педагогические курсы, оканчивает их и работает преподавателем правоведения в русских учебных заведениях: с окт. 1930 по июнь 1940 гг. - учителем в Рижской государственной гимназии и в городской 5-й основной школе.

Одновременно
Заволоко проводил большую работу в старообрядческих общинах Балтии: был лектором старообрядческих законоучительских курсов в Риге, Вильно, Даугавпилсе, председателем религиозно-просветительских курсов в Стропах (Даугавпилс), входил в состав совета Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины (РГСО), занимал должность товарища председателя "Старообрядческого общества в Латвии".

В 1927 г. при обществе "Гребенщиковское Училище в г. Рига" Заволоко учредил Кружок ревнителей русской старины (инициативная группа кружка - К.А. Павлов, А.К. Фомичев, К.Р. Портнов, В.Ф. Фадеев, Д.В. Фомина). Его цель - распространение духовно-культурного просвещения среди старообрядцев Латвии. Кружковцы проводили духовные вечера, читали лекции по истории и культуре староверов, создавали певческие коллективы. По мере распространения популярности деяний ревнителей открывались филиалы Кружка в Елгаве, Резекне, Даугавпилсе. Выступления ревнителей совмещались с фольклорной деятельностью и собирательством предметов духовной и материальной культуры русских старожилов. Материалы фольклорных экспедиций регулярно публиковались на страницах журнала "Родная старина", инициатором издания которого был Заволоко. Журнал выходил в свет с 6 ноября 1927 по 9 июля 1933 гг. (вышло 13 номеров в 12 выпусках). Издание отличалось хорошей полиграфической культурой, было прекрасно иллюстрировано и содержало богатейший материал по вопросам староверия, иконописи, древнерусского зодчества, церковного пения, жизни и истории старообядческих общин. Сам Заволоко не только редактировал журнал, но и был автором большинства статей, подписанных полным именем или псевдонимами "Иван Никифоров, "Староверец", "Летописец", "Любитель", "Изограф". Часто свои статьи Заволоко атрибутировал литерами: С., Н., О., З-0, И.Н., И.Н.З.


Библиографический список статей Заволоко
в "Родной старине" внушителен (75 статей) и тематически разнообразен. Статьи Заволоко в "Родной старине" распределялись по следующим темам: древнерусское зодчество ("Псково-новгородское церковное зодчество", "Московское церковное зодчество" и др.), монастыри ("История Соловецкого монастыря", "Выгорецкий монастырь - хранитель церковной старины" и др.), летописание и книжное дело ("Краткая летопись русского летописания", "Графика московских первопечатных книг" и др.), иконописание и выдающиеся изографы древней Руси ("О преподобном иконописце Андрее Рублеве", "Техника древнерусской живописи" и др.), певческое искусство ("О знаменном распеве", "О церковном песнопении женщин в древности" и др.), история староверия и персоналии ("Ряпино", "Житие Феодосия Васильева", "Епископ Павел Коломенский" и др.). Как редактор "Родной старины" Заволоко вел обширную переписку с писателями А.М. Ремизовым, И.С. Шмелевым, художником Н.К. Рерихом. Кроме "Родной старины", Заволоко широко публиковался в таких русских изданиях, как "Слово", "Русский вестник", "Голос народа", "Наша газета", "Русский ежегодник", "Мой двор", "Маяк", "Рижский курьер".


В период первой Латвийской Республики (до 1940 г.)
Заволоко издал около 10 книг, посвященных дух. культуре староверов и истории их расселения на прибалтийских землях. Из опубликованных книг можно выделить: "О старообрядцах г. Риги: исторический очерк" (Рига, 1929), "Учебник по Закону Божию" (Рига, 1933, 1936), "История Церкви Христовой" (Рига, 1937), "Духовные стихи старинные" (вып. 1, Рига, 1933; вып 2, Рига, 1937). В начале 1930-х гг. Заволоко обследовал собрание рукописей в книжнице Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины и обнаружил второй список литературного шедевра XIII в. - "Слово о погибели Русской земли", о чем он и поведал ученому миру в газете "Сегодня" (2 мая 1934 г.).

17 июня 1940 г
. Заволоко был благословлен в сан наставника Резекненской кладбищенской общины, а 9 окт. того же года его арестовали органы НКВД.
Долгих 17 лет Заволоко находился в лагерях и ссылке, вернулся в Ригу в 1959 г. физически покалеченным (на лесоповале он потеряет ногу), но духовно не сломленным. В Сибири он составил "Травник", который спас жизнь многим заключенным.

По возвращении домой
Заволоко встретился с известным ученым, старшим научным сотрудником Института русской литературы (Пушкинский Дом) В.И. Малышевым, который предложил ему быть внештатным сотрудником ИРЛИ и участвовать в археографических экспедициях. Заволоко совершает поездки в Новосибирск, Серпухов, Москву, Ленинград, привозя в ИРЛИ найденные раритеты.
В Древлехранилище ИРЛИ образуется "Фонд И.Н. Заволоко",
в котором хранятся многие подаренные Иваном Никифоровичем Пушкинскому Дому книжные редкости (в общей сложности несколько сотен).
В 1966 г. Заволоко обнаружил, а в 1968 г. передал в дар ИРЛИ "Пустозерский сборник", написанный в 1670 г. в земляной тюрьме. Сборник содержал автографы житий Аввакума и Епифания, а также их рисунки. Это научное открытие Заволоко широко отмечалось русской и зарубежной прессой; см., в частности, "Вечерний Ленинград" (20 марта 1968 г.); "Русские новости" (Париж, 19 апр. 1968 г.); "Известия" (22 мая 1968 г.).

В 1954 г. РГСО возобновляет издание "Старообрядческого церковного календаря" (СЦК), в создание которого активно включается и Заволоко, публикуя свои исследования о Стоглавом соборе, Выго-Лексинском общежительстве, о боярыне Морозовой, Иване Федорове, византийском искусстве. Последняя публикация Заволоко в СЦК состоялась за два года до смерти и посвящаена "Светлой памяти протопопа Аввакума".

Последние годы
жизни Заволоко много болел. Умер от воспаления легких.
Погребен (по завещанию) на старообядческом кладбище в Резекне, рядом с могилой своего отца.

РГСО в конце XX в. переиздало некоторые довоенные работы Заволоко, среди них — "Учебник по Закону Божию для старообрядцев" (1989), "История Церкви Христовой" (1990), "О старообрядцах города Риги" (1993).
Э. Б. Мекш  



 
   Связанные ссылки
· Больше про Старообрядческие согласия
· Новость от klem


Самая читаемая статья: Старообрядческие согласия:
Старообрядцы в лоне Русской Православной Церкви.


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 5
Ответов: 3


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by