Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
9 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
7803913
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 О биритуализме и старообрядцах в лоне РПЦ

Старообрядцы в лоне РПЦТема:  Старообрядцы в лоне РПЦ 

Достаточно ли спеть догматик в унисон для того, чтобы приход мог считаться единоверческим?

Что такое биритуализм и как к нему  относятся православные старообрядцы?
О задачах и проблемах старообрядческих приходов в лоне Русской Православной Церкви  рассуждает в своем интервью настоятель московского храма свт. Николы в Студенцах священноигумен Петр (Васильев).
(Материал печатается в некотором сокращении).

Со священноигуменом Петром (Васильевым) мы встретились в древнем московском храме Святителя Николы в Студенцах, где с середины 90–х годов находится центр московского единоверия. В полумраке единоверческой моленной (в богослужебных помещениях старообрядцы стараются воздерживаться от употребления электрического света) состоялась долгая и содержательная беседа об истории русского Раскола, особенностях старообрядческого богослужения, современном положении православного старообрядчества (единоверия) и многих других вопросах церковной истории и современности. Фрагменты этой беседы были представлены читателям «Церковного вестника».

Как стало возможным появление единоверия?
– Деяния Большого Московского Собора 1666–1667 годов, признанные ошибочными на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1971 года, наложили клятвы (анафемы) на все древлеправославные богослужебные чины и церковные обряды. Те же христиане, которые, не разрывая с церковной иерархией, продолжали молиться по-старому, подвергались гонениям не в меньшей степени, чем остальные староверы. Но с течением времени иерархи стали понимать нелепость такого положения, а потому стали интерпретировать анафемы иначе: наложены они не на чины и обряды, а на тех, кто, содержа оные, уклоняется от общения с Церковью. Именно подобная интерпретация позволила начать диалог со старообрядцами, чаявшими церковного единства, но не желавшими отказываться от древлеправославных преданий. Итогом соглашений стало учреждение митрополитом Платоном (Левшиным) в 1800 году «Правил единоверия». Однако лишь на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1971 года вышеназванные клятвы были отменены «яко небывшие», положенные «по недоброму разумению».

Расскажите об истории московской единоверческой общины.
– Здесь стоит разделить историю храма Свт. Николая на Студенце и нашей общины. На месте нынешнего белокаменного храма, уникальной особенностью которого является то, что при его построении в 1671 г. престолы были ориентированы не на восток, как это принято обычно, а на север, еще с XV века существовала деревянная церковь. До 1931 года, когда наша церковь была закрыта, а построенная в 1771 году великолепная колокольня варварски разрушена большевиками, ее приход не был единоверческим. Между тем, центр московского единоверия в XIX – начале XX вв. находился относительно недалеко от нас, при Троице–Введенском приходе у Салтыкова моста, храмы которого сегодня принадлежат обычной православной общине. Таким образом, состоялся своеобразный обмен, устраивающий как единоверцев, так и нынешнюю общину Троице–Введенского прихода.
Около 15 лет тому назад, когда я служил иеродиаконом единоверческого храма Архангела Михаила в Михайловской слободе, в Москве была создана единоверческая община, избравшая меня своим председателем. Блаженной памяти новопреставленный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил меня на священническое служение в этом прекрасном храме, который, правда, был нам передан не сразу, а потому какое-то время мы здесь молились, соседствуя с типографией. По благословению Святейшего Патриарха митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, хорошо знающий наши богослужебные особенности, поскольку его отец был старообрядцем, в 1994 году рукоположил меня в священный сан, а затем, в 1996 году, освятил наш храм.

Можно ли сказать, что новопреставленный Святейший Патриарх благоволил московской единоверческой общине?
– Несомненно! За годы моего служения мне неоднократно доводилось общаться с Патриархом, проявлявшим воистину отеческую заботу о нашем приходе, однако посетить нас ему удалось лишь единожды – в Великую субботу 1999 года.
Немного позднее, 27 ноября 2000 года, в год 200-летия единоверия, Святейший благословил меня совершить богослужение по старому чину в Успенском соборе Московского Кремля – впервые более чем за три столетия, отделяющих нас от начала церковной реформы. Эту службу я, как и многие староверы самых разных согласий, посетившие в тот день этот величайший русский храм, не забуду никогда. Стоит отметить, что богослужение завершилось замечательной проповедью нынешнего Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла.
Также одним из наиболее запоминающихся моментов для меня остается то, что по благословению Святейшего Патриарха Алексия мне довелось отслужить древлеправославный молебен у мощей преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре.
Ну и, конечно же, я не могу не вспомнить о том, что три года тому назад, в канун праздника Благовещения Пресвятыя Богородицы, в храме Святителя Николы в Звонарях Святейший Патриарх Алексий возвел меня в игуменский сан, отметив мои скромные труды «по попечению о людях старой веры».

– Расскажите о самой общине, богослужебных особенностях вашего прихода. Можно ли постороннему человеку попасть к вам на службу?
– Как я уже отметил, нашей общине около 15 лет. Среди нас значительная часть – выходцы из различных старообрядческих согласий, хотя и немало людей, который пришли к вере недавно и воцерковились именно в нашем храме, а также тех, кто пришел к нам из обычных православных приходов, желая молиться по-старообрядчески, не разрывая с Русской Православной Церковью. Значительную часть общины представляют деятели науки, так, среди наших прихожан 3 доктора наук, один из которых является действительным академиком РАН.
В нашем храме богослужения совершаются не только по дораскольным книгам и без сокращений, но, в отличие от большинства старообрядческих приходов, на все двунадесятые праздники Всенощные бдения мы, в строгом соответствии с Уставом, служим в ночь, начиная с 8 часов вечера, Литургия же заканчивается около 8 часов утра. Подобный тип богослужений сегодня практикуется на Афоне.
Разумеется, всех желающих познакомиться со старым обрядом в лоне Русской Православной Церкви мы приглашаем к нам в храм в любое удобное для вас время.
Можно прийти к нам и на богослужение – в субботу к 15.00, а в воскресенье – к 8 часам утра. Но подойти нужно немного пораньше, чтобы у нас была возможность рассказать нашим гостям о богослужебных особенностях нашего прихода.
Адрес нашего храма: улица Таганская, д. 20а, телефон – (495) 912–52–43.

– Какую общедоступную литературу вы можете порекомендовать людям, желающим ознакомиться с историей Раскола и старообрядчеством в целом?
– Здесь я не буду оригинальным, а потому посоветую классический набор – книги таких историков Русской Церкви, как Е.Е. Голубинский, Н.Ф. Каптерев и А.В. Карташов, а также исследования С.А. Зеньковского «Русское старообрядчество» и Б.П. Кутузова «Церковная «реформа» XVII века» (в течение последних 20 лет вышло достаточно много изданий этих замечательных книг). Кроме того, нельзя не отметить изданный три года тому назад Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом двухтомник «Путь на Голгофу», в который вошли жизнеописание и духовное наследие единоверческого епископа Симона (Шлеева).

Как вы оцениваете современное состояние единоверия? Как видите его перспективы?
– Увы, наше нынешнее состояние очень далеко от идеала. Надо сказать, что до революции в России было не менее 600 единоверческих приходов, сегодня же их на два порядка меньше. Принято говорить о 20 так называемых «старообрядных» приходах Русской Православной Церкви, однако в это число включаются церкви, где в богослужебной практике наличествует не согласующаяся с церковным Уставом эклектика, смешение древних и пореформенных чинов и обрядов, тот самый «биритуализм», который в позапрошлом веке очень сильно подорвал потенциал единоверия.
На мой же взгляд, для того, чтобы приход мог считаться единоверческим, недостаточно спеть догматик в унисон, для этого необходимо:
- неукоснительное соблюдение дореформенного богослужебного Устава;
- чтобы единоверческие клирики были избраны церковной общиной и поставлены архиереями Русской Православной Церкви по дораскольным Чиновникам.

Основной же перспективой развития единоверческих приходов лично я вижу последовательную работу с теми беспоповскими старообрядческими общинами, которые сами изъявляют желание обрести полноту церковных Таинств. Нужно сказать, что таких общин немало, но работа с ними либо не ведется, либо ведется без учета старообрядческой специфики, что зачастую приводит лишь к отторжению староверов от Церкви. Я не могу сказать, чтобы нами на этом поприще был сделано много, но, слава Богу, наш приход находится в добрых отношениях практически со всеми старообрядческими согласиями, а потому может стать своеобразным центром данного направления.
Уже сегодня мы регулярно совершаем поездки в Белоруссию, где по благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета окормляем беспоповскую поморскую старообрядческую общину города Минска, недавно присоединившуюся к Белорусскому экзархату Московского Патриархата. Также хорошей традицией стало ежегодное совершение старообрядческих молебнов у мощей преподобной Евфросинии Полоцкой в Спасо-Евфросиниевском монастыре города Полоцка, на которые приезжают староверы-поморцы из различных областей бывшего СССР.
Нужно сказать, что в отдаленной перспективе возможно структурное оформление единоверческих приходов Русской Православной Церкви в особое экстерриториальное образование, хотя сейчас об этом говорить рано. Для начала нужно четко определиться с положением единоверческих приходов, которые в уставных документах Русской Православной Церкви на сегодняшний день просто отсутствуют. Концепция единоверческих приходов, безусловно, необходима, но она обязательно должна учитывать 208-летний исторический опыт единоверия.
 
Разумеется, сегодня все мы… надеемся, что в дальнейшем, с Божией помощью, единоверцы займут более заметное место в церковной жизни. Кстати, напомню, что на Поместном Соборе 1917–18 гг. работала целая единоверческая комиссия, результатом работы которой стало принятие особого соборного Определения. В частности, именно в этом документе был учрежден особый единоверческий епископат, при этом первым единоверческим епископом стал уже упомянутый мною настоятель петроградского Никольского единоверческого собора архимандрит Симон (Шлеев), тремя годами позднее убитый большевиками.
В данной связи хотелось бы отметить, что с нынешней единоверческой общиной Санкт-Петербурга у нас сложились очень теплые и даже дружеские отношения. С ее настоятелем священником Петром Чубаровым совсем недавно (в октябре 2008 года) по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира мне довелось совершить Божественную литургию в санкт-петербургском храме Новомучеников и исповедников Российских. Однако этот факт я вспоминаю с некоторой горечью, поскольку у наших питерских братьев до сих пор нет своего храма, а все богослужения совершаются в маленькой часовне, рядом с которой возвышается величественный единоверческий Никольский собор, ныне все еще являющийся… музеем Арктики и Антарктики!

Отец Петр, что бы вы в заключение могли пожелать читателям «Церковного вестника»?
– Отвечу коротко словами русского перевода Первого послания апостола Петра:
«Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3, 15).
Спаси вас всех Христос! 
Михаил Тюренков
15 января 2009г.

«Церковный вестник»
http://www.e-vestnik.ru/themes/613/
ЦВ № 1-2 (398-399) январь 2009 / 15.01.2009



 
   Связанные ссылки
· Больше про Старообрядцы в лоне РПЦ
· Новость от klem


Самая читаемая статья: Старообрядцы в лоне РПЦ:
Никольский Старообрядческий (единоверческий) храм в Санкт-Петербурге.


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by