Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
9 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
8107855
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 О настоящем и будущем Старообрядчества после Освященного Собора РДЦ 2009 года

Старообрядческие согласияТема:  Старообрядческие согласия 

«Несколько документов, опубликованных вслед за прошедшим в Москве Освященным Собором Русской Древлеправославной Церкви (РДЦ), заставляют по-новому взглянуть на настоящее поповского старообрядчества и оценить возможные перспективы его будущего».
 
В статье Федора Конева, опубликованной  на сайте Портал-Credo.Ru под заголовком «Медийная победа отца Андрея Марченко» речь идет именно об этом. И, хотя не со всеми выводами автора можно согласиться, редакция сайта «Православное Старообрядчество» считает необходимым познакомить своих гостей и пользователей с этим материалом.

«Для того, чтобы заранее очертить границы понятия "поповское старообрядчество", поясним, что в него мы включаем все существующие в настоящий момент старообрядческие согласия, признающие иерархию, принятую некогда из новообрядческих согласий.
К ним мы относим два согласия, приемлющие белокриницкую иерархию, три согласия, приемлющие беглопоповскую (поздневскую или новозыбковскую) иерархию, и остатки христиан белокриницкого согласия, относящих себя к неокружникам.

К настоящему времени внутри поповского старообрядчества сложилась несколько парадоксальная ситуация. С одной стороны, многие старообрядцы недовольны своим положением в обществе, тем весом, которое общественные институты, в том числе СМИ, признают за ними. С другой стороны, реальные действия их по исправлению ситуации пока остаются лишь пожеланиями или проектами.

Главным вопросом, на наш взгляд, тормозящим возможный переход старообрядчества в активное качество и в новую фазу своего развития, надо назвать вопрос старообрядческого единства. Опубликованные недавно документы 1928-29 гг. показывают, что поиски единства велись активно еще тогда. И это единство было, казалось, уже достижимым. Однако, несмотря на тяжелые обстоятельства, в которых находились христиане в то время, у противников старообрядцев в стане новообрядческих согласий и, прежде всего, в Синоде митрополита Сергия (Страгородского), нашлись силы и возможности торпедировать этот процесс.
Исследования историка А.В. Знатнова свидетельствуют о практически подготовленном на тот момент церковном соединении белокриницких старообрядцев, беглопоповцев и синодальных единоверцев в единую Старообрядческую Церковь. Этого не произошло.

Современная ситуация уже далеко ушла от тех попыток объединения. В 1990-х годах у беглопоповцев (ныне РДЦ) развернулось активное противодействие соединению с белокриницкими (ныне Русская Православная Cтарообрядческая Церковь (РПСЦ)). Возглавили это движение три священника: Вадим Коровин, Андрей Марченко и Александр Чукаленко. Работа по торпедированию всяких переговоров о единстве велась активно, публиковались списки компромата на белокриницких, что объективно устраивало с беспокойством наблюдавших за попытками объединения идеологов РПЦ МП.
Не секрет, что для идеологической и религиозной монополии новообрядцев в современной России существование единой Старообрядческой Церкви представило бы если не прямую помеху, то, как минимум, ряд затруднений. Работа трех священников прервалась неожиданным образом. Двое из них, признав бессмысленность подведения фундамента под отсутствие единства, покинули РДЦ и присоединились к тем самым белокриницким, против соединения с которыми они выступали. Идейный центр в РДЦ оказался представлен только одним активным священником – протоиереем Андреем Марченко. Эта предыстория необходима для правильного понимания документов, принятых на Освященном Соборе РДЦ 2009 года.

В ответ на антибелокриницкие публикации РДЦ ряд деятелей РПСЦ ответил полемическими работами (прежде всего А.Ю. Рябцева), посеявшими серьезные сомнения в качестве беглопоповской иерархии. И хотя эти сомнения вполне возможно было бы разрешить за столом переговоров в открытой дискуссии, старообрядцы двух согласий предпочитают обмениваться колкостями в Интернете, а переговорный процесс как стоял на месте, так и стоит.

Прежде чем перейти к новым инициативам Русской Древлеправославной Церкви, стоит отметить крайне благоприятствующую им обстановку в РПСЦ. После кончины Митрополита Андриана (Четвергова), провозгласившего курс на открытость обществу и начавшего борьбу за активизацию и оздоровление внутрицерковного климата, новое священноначалие РПСЦ заняло двойственную позицию. С одной стороны, опасаясь ухудшения внешнего положения старообрядческих общин, давление на которые возросло в связи с монополизацией религиозного пространства РПЦ МП, новое священноначалие фактически отказалось от активной роли в обществе. Официально эта позиция нигде не была озвучена, однако предстоятель РПСЦ Митрополит Корнилий фактически признал, что у Старообрядческой Церкви в настоящий момент нет ни ресурсов, ни запала для широкой миссии в обществе.
С другой стороны, масса белокриницких старообрядцев, ощущая внутреннее противоречие этой позиции и фактическую деморализацию руководства Московской митрополии в противопостоянии или диалоге с новообрядцами, перешли в скрытую оппозицию, которая отчетливо проявилась на Освященном Соборе РПСЦ 2007 года. На тот момент у противников активизации старообрядцев получилось продвинуть в качестве лидеров оппозиции людей неадекватных, а порой и откровенно нездоровых. Все это привело к фактическому самоустранению церковного руководства белокриницких христиан от активной роли в обществе, полемики с новообрядчеством и активной позиции по отношению к политическому руководству страны, что создало благоприятный фон для новых инициатив, предпринятых последним из трех идеологов РДЦ протоиереем Андреем Марченко.

Не секрет, что интеллектуальная прослойка в РДЦ всегда отличалась крайней скудостью, и деятельность молодого и активного священника пришлась тут как нельзя более кстати. Имея кредит доверия предстоятеля РДЦ Патриарха Александра (Калинина), о. Андрей Марченко выдвинул три фундаментальные инициативы, которые можно назвать миссионерским прорывом.
Во-первых, он предложил начать переговорный процесс с некоторыми греческими старостильными Церквами. Разумеется, перспективы этого процесса не стоит переоценивать. Вряд ли греки-старостильники, не очень разбирающиеся в реалиях российской церковной истории, пойдут на пересмотр сложившихся стереотипов и признают, что русская Церковь с XVII по XXI век находилась не там, где они предполагали. Отдельная сложность здесь встает в связи с российской паствой этих старостильных согласий. Бывшие чада РПЦЗ во многом выстраивают свою идентичность на синодальной основе, и для них немыслимо признать правоту старообрядцев. Однако священноначалие матвеевцев-кирикитов и каллиникитского Синода проявило определенный интерес к этим переговорам. Причина этого интереса кроется, скорее, в необходимости дополнительной легитимации для самих этих синодов. Надо сказать, что эта инициатива протоиерея Марченко выразилась в нескольких документах программного характера, которые дают РДЦ неплохой стартовый капитал. Безусловно, медийный эффект от этих встреч куда выше, чем реальный, но диалог с греками-старостильниками дал возможность по-новому подойти ко второму пункту миссионерской программы РДЦ.

Этот второй пункт касается отношений с РПЦ МП. Не секрет, что раньше такой диалог выглядел почти бессмысленным. Патриарх Александр (Калинин), выпускник новообрядческой духовной семинарии, просто не мог рассматриваться руководством РПЦ МП в качестве серьезного партнера по диалогу. Кроме того, принятый по инициативе того же о. Андрея Марченко им на себя патриарший титул делал такие переговоры совершенно невозможными. Однако после фактического провала переговорного процесса между РПСЦ и РПЦ МП, произошедшего в результате деятельности белокриницких ревнителей, у главы старообрядной комиссии РПЦ МП иерея Иоанна Миролюбова фактически не осталось выбора. Если белокриницкие не хотят водить дружбу, придется водить её с новозыбковскими.
Как уже было сказано, Патриарх Александр не может в силу своего статуса и чина принять участие в таких переговорах. Поэтому в комиссию по переговорам, помимо самого отца Андрея Марченко, вошли несколько священнослужителей, фактически не обладающих ни весом, ни самостоятельным мнением в РДЦ. Тем самым была одержана еще одна медийная победа. Устранение РПСЦ из переговорного процесса с РПЦ МП и одновременные вполне официальные контакты руководства РПСЦ с новообрядцами предопределили крайне невыгодное их положение. В этой ситуации диалоги РДЦ с РПЦ МП стали уже выглядеть как вполне независимые и респектабельные контакты равноправных партнеров, а переговоры РДЦ с греками-старостильниками, которых не признает РПЦ МП, создают замечательное алиби для контактов РДЦ с комиссией Миролюбова.

В конечном счете, в церковной политике важно бывает правильно подобрать фон и рассчитать момент. Именно в этом смысле РДЦ и выпустила первое в своей истории Окружное послание (само название не может не вызывать ассоциаций со знаменитым Белокриницким "Окружным посланием" 1862 года), в котором Собор РДЦ устами того же о. Андрея Марченко выразил взгляд на события XVII века, позиционируемый в качестве базы на переговорах с РПЦ МП. Уже беглого знакомства с этим документом достаточно, чтобы понять его истинное назначение.
Разумеется, РПЦ МП даже в лице о. Иоанна Миролюбова никогда не согласится с этим документом. Позиция, в нем представленная, есть чисто старообрядческая и предполагает признание неправоты как Патриарха Никона, так и Собора 1666-67 гг. с последующим синодальным периодом. Однако теперь любые переговоры с РПЦ МП неизбежно будут упираться в этот соборный документ. Они позволят замаскировать крайне туманную, а по некоторым оценкам и вполне экуменическую, экклезиологию РДЦ, следуя которой, Патриарх Александр неоднократно называл РПЦ МП "братьями во Христе". Это второе алиби.

И, наконец, третья инициатива о. Андрея Марченко забивает третий победный гол в медийной борьбе с белокриницкими. Известно, что главная слабость общественной позиции старообрядческого поповства состоит в его раздробленности. Помимо вопроса о единстве двух иерархий, на повестке дня встает и вопрос о единстве поповцев с часовенными старообрядцами Урала, Сибири и Алтая. Эта огромная в пропорциональном отношении старообрядческая масса часовенных традиционно скептически смотрит как на белокриницкую, так и на новозыбковскую иерархии. Однако в среде старообрядцев-поповцев то и дело возникает стремление это положение исправить. Если бы поповцам удалось соединиться с часовенными старообрядцами, это придало бы мощный кинетический заряд всему старообрядчеству и позволило бы, возможно, вывести его из того коматозного состояния, в которое оно погрузилось вместе со всей Россией за 70 лет советской власти.
И вот Освященный Собор РДЦ принимает подготовленное протоиереем Андреем Марченко послание к старообрядцам часовенным. В нем на вполне современном церковном языке доступно объясняется, что иерархия РДЦ по всем показателям подходит для признания ее часовенными.
Как и в двух первых инициативах, шанс на то, что этот призыв сработает, близится к нулю. Во-первых, часовенные старообрядцы на протяжении ХХ века все более сближались по своим взглядами не с поповцами, а с поморскими беспоповцами, отрицающими всякую иерархию. Случаев перехода часовенных в поповские согласия или даже присоединения их к новообрядцам было немало, но все-таки количество таких конверсий не настолько велико, чтобы можно было говорить о полномасштабном кризисе часовенной идентичности. Признать иерархию РДЦ согласятся немногие часовенные. Однако сама инициатива замечательна уже тем, что Собор РДЦ выступает в качестве радетелей и поборников общестарообрядческого единства, в то время как руководство РПСЦ предпочитает демонстрировать отсутствие всякой инициативы в этом вопросе, и более того, Митрополит Корнилий, кажется, более заинтересован в контактах с руководством РПЦ МП.

Завершает серию документ о ликвидации первого из двух больших раздоров беглопоповства – разделения на РДЦ и Иверскую Церковь. О воссоединении двух юрисдикций, имеющих одно происхождение, давно велись разговоры, но то, что раздор ликвидирован, также выгодно оттеняет ситуацию в отношениях между РДЦ и РПСЦ, где раздор продолжается.
Тем самым документы, опубликованные Освященным Собором РДЦ 2009 года, можно по праву назвать настоящей медийной победой её идеолога протоиерея Андрея Марченко.

В современной российской ситуации, когда люди крайне разобщены и общественное мнение формируется при помощи СМИ, эта медийная победа может оказаться вполне реальной, вне зависимости от действительного потенциала РДЦ.
Следует, вероятно, ожидать в ответ активизации старообрядческих сил среди белокриницких. Слишком уж затянулась пауза, слишком двусмысленно выглядит внешняя церковная политика рогожского священноначалия. Неслучайно вопрос о белокриницкой иерархии даже не был включен в повестку дня Собора РДЦ, а священник Белокриницкого упования был демонстративно перерукоположен. В результате мы получаем на выходе совершенно иной расклад сил в возможных переговорах между РДЦ и РПСЦ.
Фёдор Конев  

Опубликовано на сайте
Портал-Credo.Ru
26.05.2009г.



 
   Связанные ссылки
· Больше про Старообрядческие согласия
· Новость от klem


Самая читаемая статья: Старообрядческие согласия:
Старообрядцы в лоне Русской Православной Церкви.


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 3.66
Ответов: 3


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by