Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
33 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
8182190
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Проблема православно-старообрядческого диалога

От диалога к единствуТема: От диалога – к единству

«…в настоящее время между старообрядцами (в основном, поповских упований) и новообрядцами до сих пор не потеряна возможность постепенного и крайне осторожного диалога, исключающего априорные обвинения друг друга в отторжении от Церкви Христовой».
О проблемах и перспективах православно-старообрядческого диалога высказал мнение в своем выступлении на старообрядческой секции «Рождественских чтений-2009» член единоверческой общины при храме свт. Николы в Студенцах, аналитик и руководитель медийного департамента Агентства креативных коммуникаций "Сальвадор Д" Михаил Тюренков.

Социально-богословский анализ современных православно-старообрядческих отношений: от экклесиологического антагонизма к содержательному диалогу.

Проблема православно-старообрядческого диалога
(я использую эту малокорректную, но устоявшуюся формулировку постольку, поскольку все иные – «старообрядческо-новообрядческий», «древлеправославно-общеправославный», «староверско-никонианский» и т.п. представляются еще менее корректными) имеет две плоскости – социальную и богословскую.
В первом случае подразумеваются имеющие место в социальной действительности отношения старообрядцев (как отдельных староверов, так и их групп) с чадами Русской Православной Церкви (реже – других Поместных Церквей) или ее институализированными структурами, во втором же – те базовые идейные основания, на которых подобные отношения должны выстраиваться.
Стоит отметить, что несмотря на очевидную корреляцию (от лат. correlatio — взаимосвязь – ред.) отмеченных составляющих, православно-старообрядческие социальные отношения зачастую основываются не на строго богословских основаниях, но на неких идеологических предубеждениях и мифологемах, подробнее о которых было сказано в нашем докладе на XV Рождественских чтениях в 2007 году.
В настоящем же выступлении мне бы хотелось пунктирно обозначить собственное видение реально существующей ситуации в данных взаимоотношениях, обратив внимание как на основные препятствия, так и на те содержательные установки, которые могут стать подлинной основой для дальнейшего развития диалога.

Как я уже отмечал в своем выступлении на прошлых, XVI Рождественских чтениях, единственным канонически обоснованным путем снятия существующих экклесиологических противоречий мне представляется антиэкуменическая экклесиология  (экклесиология - греч. «учение о Церкви» – раздел богословия, занимающийся уяснением мистического смысла и спасительного предназначения Церкви Христовой – ред. сайта), принятая в наиболее умеренном из старостильнических синодов Греции – т.н. «Синоде Противостоящих».
Согласно данной позиции, до Соборного суда ни одна из разделившихся частей Церкви не может считаться отторгнутой от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, хотя это не означает, что друг друга данные части не имеют права считать «болящими» и, тем самым, подлежащими соборному осуждению. Таким образом, исходя из данной позиции, в настоящее время между старообрядцами (в основном, поповских упований) и новообрядцами до сих пор не потеряна возможность постепенного и крайне осторожного диалога, исключающего априорные обвинения друг друга в отторжении от Церкви Христовой.

Разумеется, подобная позиция подразумевает некоторый консенсусный «люфт», к которому должны быть готовы стороны диалога. Так, например, если еще в недалеком прошлом такие ключевые и наиболее острые старообрядческие вопросы, как проблема статуса Большого Московского Собора 1666/67 гг. и т.н. «обливательного крещения», в Русской Православной Церкви не рассматривались даже как одна из основ диалога, то сегодня именно данные пункты официально предложены в качестве исходных переговорных позиций РПЦ - РДЦ (при этом немаловажно, что в данном диалоге отсутствуют острые вопросы «законности иерархий», имеющие место во взаимоотношениях РПЦ - РПСЦ и РПСЦ-РДЦ).
Стоит отметить, сегодня в данном контексте все более важным становится и все чаще поднимаемый в прессе вопрос возможной канонизации в РПЦ некоторых сомнительных исторических персоналий (таких, как, например, патриарх Никон). Убежден, что даже обсуждение возможности подобных прославлений является серьезным препятствием на пути православно-старообрядческого диалога, именно поэтому необходимость исторической оценки подобных личностей также становится предметом диалога.

С другой стороны
, если еще совсем недавно оба поповских старообрядческих согласия настаивали на том, что новообрядцы являются «еретиками второго чина» и могут быть приняты в общение только через миропомазывание (в частности, данное положение было актуализировано на одном из последних Освященных Соборов РПСЦ), то совсем недавно в одном из своих высказываний на форуме «Древлеправославие» один из наиболее влиятельных деятелей РДЦ протоиерей Андрей Марченко назвал новообрядцев «соборно неосужденными раздорниками». Последнее, по сути, повторяет ранее упомянутое положение «киприанитской» экклесиологии, а также согласуется с позицией диаконовцев, наиболее умеренного течения среди старообрядцев-поповцев (ныне не существующего).
Нельзя не упомянуть, что данная позиция, имеющая место в РДЦ, актуальна не только для двустороннего диалога РПЦ - РДЦ, но и затрагивает имеющие место взаимоотношения данного поповского согласия с греками-старостильниками, потенциал которых не стоит недооценивать.

При этом стоит отметить, что в РПСЦ этот вопрос в настоящее время стараются просто обходить стороной. Так, широко известный деятель РПСЦ священноинок Симеон Дурасов, открыто исповедует экклесиологию, еще более либеральную, нежели о. Андрей Марченко, и, несмотря на то, что постоянно обвиняется в «экуменизме», серьезным прещениям не подвергается. Также практически не подвергаются критике со стороны священноначалия РПСЦ те ее деятели, которые используют свою медийную и публичную активность исключительно в целях открытой диффамации (от лат. diffamo – порочу – ред.) священноначалия РПЦ (интернет-обсуждение некоторыми чадами РПСЦ смерти Патриарха Алексия II и избрания Патриарха Кирилла иначе как вакханалией назвать не могу).
Таким образом, экклесиологическая позиция РПСЦ характеризуется отсутствием всякой позиции, помимо малообоснованной убежденности в правильности ранее упомянутой «перемазанской» практики, а также в том, что только их упование является Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью, а вокруг Белокриницкой иерархии располагается «безблагодатная пустыня» (в данном контексте позиция о. Симеона Дурасова является редким исключением, подтверждающим правило).

Теперь несколько слов о социальной основе православно-старообрядческого диалога.
Несколько лет назад в ходе обсуждения перспектив оного появился термин «младостарообрядцы», обращенный в адрес не в меру активных старообрядческих неофитов, основная деятельность которых направлена на противодействие Русской Православной Церкви, в лоне которой еще недавно эти люди находились. Несмотря на то, что постепенно стало ясно, что старообрядческие «зилоты» отнюдь не всегда являются выходцами из РПЦ, а сам термин не прижился, он выявил некоторые интересные тенденции, характерные для «младостарообрядческого» сообщества.
Так, в рамках исследования данной социальной группы старообрядцев, я попытался провести дискурсивный анализ высказываний их представителей в Интернете (среди которых большинство являются чадами РПСЦ), а также т.н. «ИПХ» (среди которых абсолютное большинство – выходцы из РПЦ) и пришел к выводу, что среди вопросов, интересующих данные сообщества, христианская тематика является в лучшем случае второстепенной, наиболее же референтной (обсуждаемой – ред.) является проблематика личной жизни православных архиереев и т.п. сомнительные темы.
Нет никаких сомнений, что какой-либо содержательный диалог с подобными группами невозможен, хотя в силу активности оных, а также специфики понимания в РПСЦ понятия «соборность» - неизбежен.

Касаемо же социальной структуры Русской Древлеправославной Церкви, то здесь мы имеем дело с менее активным в медийном плане сообществом, что в значительной степени обусловлено тем, что абсолютное большинство ее чад являются выходцами из традиционных старообрядческих семей, а потому в гораздо меньшей степени озабочены борьбой против РПЦ.

Подобная ситуация налицо и в Древлеправославной Поморской Церкви, многие чада которой искренне осознают ненормальность своего бестаинственного и безиерархического существования, а потому нередко стремятся присоединиться либо к старообрядческим поповским согласиям, либо (что чаще) к РПЦ на правах единоверия.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
1)     главным богословским препятствием на пути православно-старообрядческого диалога является не столько экклесиологический антагонизм, сколько экклесиологическая неопределенность;
2)     к конструктивному и содержательному диалогу более склонны те старообрядческие сообщества, в активе которых доля коренных староверов выше, нежели количество выходцев из Русской Православной Церкви.

Таким образом
, перспективы диалога с РПСЦ на настоящий момент представляются малоэффективными, в то же время наиболее полезным для обеих сторон видится взаимодействие по линии РПЦ - РДЦ и работа с теми беспоповскими приходами, которые сами изъявляют желание обрести полноту церковных Таинств.
Михаил Тюренков

«Православное Старообрядчество»
30.05.2009г. 



 
   Связанные ссылки
· Больше про От диалога к единству
· Новость от klem


Самая читаемая статья: От диалога к единству:
Мы примирились. Старообрядцы и никониане – кто бы мог подумать?


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 5
Ответов: 1


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by