Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
11 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
8103554
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Конференции, посвященные истории и проблемам старообрядчества

История и культураТема:  История и культура

Завершила трехдневную работу IX международная научно-практическая конференция «Старообрядчество: история, культура, современность».
Ставшая уже традиционной конференция в этом году проходила в Великом Новгороде и была приурочена к 1150-летию города.

В шестой раз на берегах Дуная собралась конференция, посвященная липованам, феномену малоизвестному в России, но вполне известному в Украине, Молдавии и Румынии.


Конференция в Великом Новгороде.

С инициативой провести конференцию именно здесь выступил о. Александр Панкратов, настоятель новгородского храма Иоанна Богослова. Местная старообрядческая община стала одним из основных организаторов мероприятия.

Торжественное открытие и пленарное заседание
прошло 30 сентября в лектории Новгородского музея-заповедника, бывшего Входоиерусалимского храма в Новгородском Кремле. На открытии конференции присутствовали представители власти, старообрядческих общин, учреждений образования.
Приветственное слово
в адрес участников конференции направил митрополит Московский и всея Руси Корнилий.

Далее работа конференции продолжилась по секциям
в Гуманитарном институте Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. Доклады и сообщения затронули самые различные области знания: историю, культурологию, этнографию, экономику, социологию и другие.
На конференции состоялась презентация  сборника статей «Новгородское староверие». Новый сборник, а также ряд других книг старообрядческих издательств по истории и культуре староверия были представлены на выставке-ярмарке в НовГУ им. Ярослава Мудрого.

В культурную программу конференции вошли
: экскурсия по великому Новгороду и ближайшим окрестностям, вечер духовных стихов новгородских староверов в исполнении хора причетников Новгородской старообрядческой поморской общины, посещение старообрядческого храма Иоанна Богослова.Участники и гости конференции единодушно отмечали важность состоявшегося мероприятия: духовное наследие старообрядчества вызывает интерес, оно должно быть сохранено и передано другим поколениям. 


Конференция в Южной Бессарабии 

Россия не очень любит возвращать исторические долги своим сынам, и сам факт переселения большой массы народа с ее территории по вероисповедным причинам обычно как-то замалчивается. То, что царская Россия была государством, в котором православные христиане были гонимы, их права цинично попирались, а их достоинство не стоило ничего, не очень вписывается в современную программу "возвращения к царским временам"… Но там, где живут потомки старообрядцев-липован, которые уже сами порой смутно помнят, почему они, русские, оказались вдали от России, о них помнят исследователи.
Этнологи и историки, богословы и фольклористы вот уже шесть лет подряд собираются под эгидой Одесского национального университета Украины на липованской земле, чтобы поделиться результатами работы и обсудить перспективы изучения липованской культуры и истории. Традиционно в этих конференциях принимают участие и сами старообрядцы Южной Бессарабии, где они проживают компактно в селах.

Южная Бессарабия
– удивительный край, где этническая карта напоминает лоскутное одеяло, болгарские села мешаются с казацкими станицами, а те – с украинскими, греческими и даже сербскими поселками. Вероисповедно жители Южной Бессарабии делятся на старообрядцев (поповцев белокриницкого упования) и новообрядцев (подчиненных, как правило УПЦ МП).

В селе Новая Некрасовка, где собралась конференция, новообрядцы не проживают, по старой вере здесь числятся все – и глава сельсовета, и милиция, и пожарные, и учителя. А настоятель местной Церкви протоиерей Кондрат Кляузов – фигура в селе не только уважаемая, но и одна из главных. Без мнения попа не решаются серьезные вопросы – будь то газификация или уборка картофеля.
Именно к церкви Рождества Христова подъехал автобус с участниками конференции поздно вечером 16 сентября. Отец Кондрат встретил гостей у ворот храма и пригласил всех на трапезу.

На следующий день конференция открылась торжественным молебном и водружением поклонного креста на месте расположения некогда известного Покровского монастыря, закрытого и разрушенного советскими властями в 1930-х гг. Поучаствовать в событии приехали из соседних сел еще несколько священников. Для российского наблюдателя было довольно удивительно видеть, как старообрядческий крестный ход сопровождают автомобили ДПС, а в первых рядах следуют представители власти и военные в мундирах.

По окончании молебна в сельском дворце культуры, построенном еще в советское время во вполне имперском стиле, открылась собственно сама конференция.
Были зачитаны приветствия Митрополита Московского и всея Руси Корнилия и архиепископа Киевского и всея Украины Савватия. Затем выступили протоиерей Кондрат Кляузов и главы сельской и районной администрации.

После этой, выдержанной в официозных традициях, прелюдии слово взял организатор и идейный вдохновитель конференции доцент Одесского университета Александр Пригарин. Жизнерадостный одессит и вообще веселый и открытый человек, Александр Анатольевич объяснил участникам, что конференции задумывались им с тройной целью.
С одной стороны, - чисто научные задачи изучения культуры и истории липован, с другой – возвращение самим старообрядцам Южной Бессарабии начавшего размываться самосознания и культурной памяти. И, наконец, – поддержка международной солидарности исследователей и друзей липован с самими липованам.

Доклад Пригарина
, надо сказать, произвел сильное впечатление уже тем, что цели и задачи были сформулированы предельно конкретно. Возникала уверенность, что исследователи липованской истории и культуры не будут так оторваны от предмета своего изучения, как это случилось с исследователями российского старообрядчества. Ведь не секрет, что многие российские исследователи относятся к предмету своего изучения отстраненно-музейно. Культивируются нередко темы чисто этнографического содержания: предметы быта, памятники, зоны расселения. У Пригарина получается по-другому: он старается привлекать исследователей из самих липован, немалая часть которых переселилась ближе к основным научным и учебным центрам Украины, стала учеными и преподавателями.

Потом прозвучали доклады различных участников
. Говорилось и об истории поселения Новая Некрасовка, и о Покровском монастыре, и о соседних селах, заселенных староверами. Большой интерес вызвал рассказ Аллы Галкиной, которая поведала о миссионерской деятельности монастыря в 19 в.  В ответ на деятельность синодальных "противураскольных" миссионеров в монастыре была учреждена должность постоянного антиниконианского миссионера, каковым стал священноинок Венедикт. Как липованам удавалось сохранять относительную свободу, стало ясно из доклада.  Дело в том, что, с точки зрения властей, казаки-некрасовцы были хоть и старообрядцами, но репрессивные мероприятия по отношению к ним власти применять побаивались. Доходило до курьезов: в Измаиле ловят старообрядца с апологетической литературой в защиту Старой Веры. Тот сознается, что получил ее от двух казаков из Некрасовки. Самого бедолагу заковывают в кандалы "за оказательство раскола", а казакам лишь делают внушение – обижать их не хотел даже генерал-губернатор.
Вообще, как явствует из докладов, инициаторами гонений и репрессий, все же иногда касавшихся некрасовских липован, были, увы, священники господствующего исповедания из соседних сел или из города. Ведь, как ни прячь противоречие, возникшее в ходе раскола 17 в., оно вылезет - так или иначе.

На второй день
доклады были сосредоточены уже не только на Некрасовке, но и на иных областях, а также на вопросах общей истории и культуры старообрядцев. Так, киевский исследователь С. Таранец рассказал о системе домашнего образования у старообрядцев, а московский историк Р. Майоров – о липованском периоде в жизни известного деятеля единоверия священника Иоанна Верховского. Канадская исследовательница Т. Ричардсон поделилась результатами своих научных исследований, а издатель нижегородской газеты "Старообрядецъ" С. Рудаков прочел интересный доклад "Роль купечества в создании епископской кафедры в Белой Кринице". Интересны были выступления П. Еремеева (Харьков) "Искажения информации о вероисповедании "записных раскольников" в государственной статистике Российской империи 1825 - 1845 гг. (на материалах канцелярии Харьковского губернатора)" и Н. Литвиной (Москва) "Мотивы современной миграции староверов-часовенных Горной Шории и Кубани".

Вечером, после окончания конференции
,  участники собрались за столом, стаканы запенились молодым липованским вином - и полились липованские песни. Местный ансамбль "Сударушки" - женская фольклорная группа, предмет гордости некрасовских жителей. Вообще говоря, у липован поют почти все, но "Сударушки" поют профессионально, поставленными голосами, хотя не возражают, когда им подпевают, даже приглашают попеть вместе.

На следующий
(третий – Ред. сайта) день участники конференции отправились в большое старообрядческое село Вилково в дельте Дуная – на престольный празник Рождества Богородицы, на который съезжаются гости со всей округи и который празднуется широко всеми липованами Южной Бессарабии.Впечатление от конференции самое приятное: все организовано ясно и четко, прием гостей теплый и хлебосольный, доклады интересные.

Пожалуй, остается сказать немного о смелых планах Александра Пригарина. Дело в том, что возвращение липованам достоинства, самоуважения и возвращение их, насколько возможно, к традиционному старообрядческому поведению и самосознанию – задача непростая. Одними напоминаниями дело не исправить. Как этнограф и этнолог, Пригарин видит неизбежное размывание самостоятельной липованской идентичности и хочет сохранить ее для науки. Но, как участник культурного и исторического процесса, он и другие участники конференции стараются сохранить расползающуюся историческую ткань.
Алексей Муравьев
 
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
29.09.2009г. 



 
   Связанные ссылки
· Больше про История и культура
· Новость от klem


Самая читаемая статья: История и культура:
Род Морозовых: 1770 – 1917 гг.


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by