Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
11 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
7803832
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Старый обряд в жизни РПЦ: прошлое и настоящее (продолжение)

Старообрядцы в лоне РПЦТема:  Старообрядцы в лоне РПЦ 

Как уже сообщало «Православное Старообрядчество»28 января 2010 года в рамках XVIII Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее».

Возглавил работу конференции ее председатель архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий.
Курировал работу секции  священник Иоанн Миролюбов, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при ОВЦС Московского Патриархата.

О чем же конкретно шла речь?


Конференция проводится уже пятый раз (2006 – 2010г.г.), а не «в течение восьми последних лет», как утверждает корреспондент  "Портала-Credo.Ru" Влас Логинов. И, вместе с тем, накопленный опыт позволяет иерею Иоанну Миролюбову довольно качественно составлять программу конференции, что и делает ее интересной и полезной как для старообрядцев в лоне самой РПЦ, так и для представителей различных старообрядческих согласий.

Во вступительном слове епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов) высказал удовлетворение тем, что на протяжении последних лет проведение таких конференций стало традиционным. И это приносит свои плоды. Из года в год растет число единоверческих приходов, в Нижегородской семинарии стали изучать древнерусское знаменное пение, каноническую иконопись и т. д. "Но мы ждём и иных добрых плодов от работы этой секции", – заявил епископ Георгий в заключение своего выступления.

Протоиерей Георгий Крылов
, кандидат богословия, настоятель храма Новомученников и исповедников Российских в Строгино г. Москвы, выступил с прекрасным докладом на тему "Книжная справа Типикона в XVII веке", в котором рассказал о том, что, подготовленное в 1610 году преподобным Дионисием Радонежским первое печатное издание богослужебного Устава (Око Церковное или Типикон) было в 1633 году отредактировано, заново скомпоновано и стало своего рода шедевром древнерусского книгоиздания. В этом издании был обобщен огромный русский богослужебный опыт, так как оно  включало в себя множество глав русского происхождения и, наряду с этим, было очень удобно для практического использования. Именно это издание до сего дня используется старообрядцами.
Издание Типикона 1682 года, которое стало основой для всех последующих новообрядческих изданий, по мнению протоиерея Георгия, было гораздо менее удачным, ибо при составлении и редактировании его были использованы, вопреки заверениям, не «древние харатийные», а новые греческие источники. В завершении доклада о. Георгий высказал мнение, что вполне оправданно ставить вопрос о возвращение дониконовского издания Типикона в богослужебную практику РПЦ МП.

Священник Иоанн Миролюбов
, руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, в своём докладе рассказал о епископе Никифоре Феотоки, греке по национальности, который, являясь архиереем новообрядческой великорусской синодальной Церкви, стоял у истоков так называемого единоверия. Этот доклад составляет часть той большой работы по сбору исторического материала о прошлом единоверия, осмыслению его современного существования и перспектив развития в будущем, которую о. Иоанн осуществляет в последние годы с целью своего рода моральной и исторической реабилитации единоверия внутри РПЦ МП. Необходимость этого вызвана тем, что среди "православных" сохраняется традиционно подозрительное отношение к единоверию и ко всей дониконовской церковной традиции как к "раскольничьему мудрованию".
 

Клирик единоверческого храма села Михайловская Слобода Московской епархии о. Евгений Саранча рассказал о двух видных представителях казачьего единоверческого рода Сафоновых, Илье Ивановиче Сафонове, казачьем генерале, участнике многих военных компаний на Кавказе, и об его сыне, Василие Ильиче Сафонове (1852-1918), знаменитом русском пианисте, дирижёре, педагоге, с деятельностью которого связан расцвет Московской консерватории в конце XIX – начале XX века. Докладчик подчеркнул, что оба Сафоновых были твердыми, убеждёнными единоверцами. 
 

Диакон Максим Плякин
, клирик храма Рождества Христова в г. Саратове, ознакомил участников слушаний с докладом на тему "Старообрядческое богослужебное творчество". Несмотря на то, что староверие принципиально законсервировало старорусскую богослужебную традицию середины XVII века, тем не менее, в старообрядческой среде создавались новые, оригинальные богослужебные тексты. В XVIII веке службы мученикам и исповедникам староверия создавались книжниками Выговской пустыни, в начале XX века белокриницкими поповцами были написаны службы всем страдальцам за древнее благочестие и наиболее известным из них – Аввакуму, Павлу Коломенскому, Феодосье Морозовой и Соловецким мученикам середины XVII века.

Выступление Александра Гельевича Дугина, профессора, руководителя Центра Консервативных исследований, было посвящено той главной, по мнению докладчика, причине, которая разделяет старообрядцев и послениконовскую государственную Церковь. А.Дугин выразил убеждённость, что догматические истины православия были полностью раскрыты во время Вселенских Соборов. В то же время экклезиология, учение о Церкви, по его мнению, продолжает развиваться.
Согласно мнению докладчика, первый этап исторического бытия православия – время мучеников, на крови и подвиге которых возрастала Церковь.
Второй этап – имперский период, удерживание, заточение сатаны на 1000 лет под пятой Церкви. В отличие от католиков и протестантов, которые ждут этого 1000-летнего периода в будущем (хилиазм), православие отождествляет его с прошлым, с византийской империей. Учение московских книжников "Москва – Третий Рим" выражало уверенность, что роль "удерживающего", последнего православного тысячелетнего царства после падения Византии перешла к Московскому государству, а конец света отложился за твердое стояние "московитов" в истинной вере.
Третий период – апостасия, когда христианская община существует в условиях мира, отпадшего от Христа или его подменившего.
После реформ патриарха Никона, которые проводились под благовидным предлогом усиления имперской мощи России, старообрядцы с середины XVII века живут в мире жесткой апостасии. "Это и является главной причиной наших разделений, а вовсе не обряды", - отметил А. Г. Дугин. Но, в то же время, сказал докладчик, и многие деятели новообрядческой церкви – Серафим Саровский, Игнатий Брянчанинов, Иоанн Кронштадский - тоже считали, что живут во время апостасии. Отсутствовала только жесткая линия разделения – антихрист "близ есть при дверех", но грань размыта.
Когда в начале атеистических гонений 20-х годов XX века становление советского режима стало многими новообрядцами восприниматься как такая видимая апокалиптическая грань, возник проект Филиппа Маркова и еп. Андрея Ухтомского об объединения старообрядцев и новообрядцев в "единую святорусскую церковь" для противостояния "антихристу" в лице большевизма. Никаких реальных результатов этот экстравагантный проект не дал.

"Сегодня мы находимся в интересных исторических условиях,
– отметил А. Г. Дугин. – Сейчас в обстановке полной свободы мы можем обсуждать любые религиозные вопросы, даже те, которые нельзя было обсуждать в Российской империи накануне революции. Но каково сейчас положение Русской Православной Церкви в смысле экклезиологии, какова её идентичность? В каком из вышеназванных трёх периодов мы сейчас находимся - во втором периоде православного государства или в третьем периоде апостасии? Является ли нынешняя свобода полноценной или это только видимость, подмена, симуляция? Является ли подлинным, выстраданным возвращение нашего народа ко Христу? Эти вопросы с повестки дня не сняты".

Пожалуй единственным, не вписывающимся в формат конференции, было выступление игумена Кирилла (Сахарова). Согласимся, что для того, чтобы увидеть то, о чем рассказал о. Кирилл, совсем необязательно ехать в Черногорию, а тем более рассказывать об этом на конференции, посвященной Старообрядчеству в лоне Русской Православной Церкви.

Последним на секции было выступление Александра Викторовича Знатнова, историка и публициста. Он напомнил, что существует немало укоренившихся "черных мифов" о старообрядчестве. Например о том, что двуперстие идёт от армян, что старообрядцы встречали Наполеона хлебом-солью, что на деньги старообрядческих миллионеров делалась революция, что в ЧК большинство составляли не евреи, латыши и китайцы, а староверы и т. д.
Одним из таких мифов, который, по словам А. В.Знатнова, в последние годы тиражируется в исторической литературе, является утверждение, что изъятие церковных ценностей 20-х годов XX века не коснулось староверов якобы из-за особой симпатии к ним В.Д. Бонч-Бруевича.
На самом деле знакомство с архивными документами показывает, сообщил А. Знатнов, что только из храмов Рогожского поселка было изъято около двух тонн серебра, что в два раза больше, чем было изъято из храма Христа Спасителя, в два раза больше, чем было изъято из Алексеевского монастыря, в три раза больше, чем было изъято из Даниловского монастыря и т. д. Из остальных храмов белокриницкого согласия только в Москве было изъято ещё 532 килограмма серебра.
В ходе компании по изъятию церковных ценностей были конфискованы накопления, сделанные несколькими поколениями староверов. "Общая сумма конфискованного тогда у староверов не поддаётся учету, но может быть оценена не меньше чем в несколько миллиардов современных рублей. Об этом необходимо помнить, особенно в наши дни, когда правительство России инициировало вопрос о возвращении РПЦ МП конфискованного после революции имущества", – сделал вывод А. Знатнов.   

Как мы уже сообщали  29 января 2010 г., в конференц-зале Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции при Покровском храме в Рубцове состоялся круглый стол на тему "Старообрядные приходы в РПЦ". 
В его работе приняли участие только представители старообрядческих приходов РПЦ, что, разумеется, вызвало недоумение у присутствующих на слушаниях остальных старообрядцев. Поэтому  можно понять корреспондента  "Портала-Credo.Ru"  Власа Логинова, который с горечью заметил, что «в последние годы неоднократно приходилось слышать о том, что имеет место "сближение" старообрядцев и РПЦ МП, что единоверческие приходы должны послужить делу мира и взаимопонимания со старообрядчеством. Подобное ограничение невольно наводит на мысли, что на закрытом круглом столе будут обсуждать планы экспансии против старообрядчества и работу с "агентами влияния" в старообрядческой среде».
Слава Богу, что его коллега по перу Василий Акиндин специально для "Портала-Credo.Ru" http://www.portal-credo.ru/index0.php рассказал подробности.

В работе круглого стола приняли участие
секретарь комиссии ОВЦС МП по межправославным связям, зам. председателя ОВЦС МП протоиерей Николай Балашов, настоятели старообрядных (единоверческих) церквей из Москвы и ряда регионов России – игумены Иринарх (Денисов), Петр (Васильев), Кирилл (Сахаров), священоиннок Сергий (Гапонов), священник Петр Чубаров и другие.

О. Иоанн Миролюбов в своем выступлении отметил, что в лоне Московского патриархата идет процесс реабилитации древнерусских богослужебных традиций и что количество старообрядных приходов за последние годы значительно увеличилось и достигло двух десятков с половиной.

Главной темой круглого стола было
обсуждение нового приходского устава РПЦ МП. Было решено разработать типовой устав старообрядного (единоверческого) прихода, в котором были бы отражены особенности древнерусской практики (избрание кандидатов на рукоположение в священные степени, большие права общины и т.д.). Межсоборному присутствию было предложено обсудить проект "Положения о старообрядном (единоверческом) приходе РПЦ МП".

Прошла дискуссия
по вопросу о том, как лучше и адекватней именовать приходы Московской патриархии, практикующие старый обряд: старообрядческие, старообрядные или единоверческие.


Намечена программа празднования 210-летия
учреждения единоверия. В нее вошло совершение богослужений в бывшем центре единоверия на Самокатной площади, перед иконой Всем Скорбящим Радость на Ордынке, панихиды на могиле архиепископа Никифора (Феотоки) в Даниловом монастыре.

Утверждены планы издательской деятельности.

Особое внимание участники круглого стола уделили централизации старообрядного движения в лоне Московского патриархата. К священноначалию была обращена просьба рассмотреть этот вопрос.

«Православное Старообрядчество»
06.02.2010г.   



 
   Связанные ссылки
· Больше про Старообрядцы в лоне РПЦ
· Новость от klem


Самая читаемая статья: Старообрядцы в лоне РПЦ:
Никольский Старообрядческий (единоверческий) храм в Санкт-Петербурге.


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 5
Ответов: 2


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by