Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
11 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
7803829
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Календарная реформа

ЛествицаТема:  Лествица

Вопрос календарной реформы
очень важен для Церкви, но зачастую многие не придают ему особого значения. При этом сторонники реформы месяцеслова умышленно представляют ее как астрономическую необходимость, своеобразную уступку миру, которая, якобы, не влечет за собой никаких догматических и канонических нарушений. И об этом опасном мнении, «благоусмотрительно заботясь не только о нынешнем состоянии Церкви, но думая и об ее будущем», сочла высказать соборное суждение Древлеправославная Церковь в своем «Послании».

«Православное Старообрядчество»
сочло необходимым познакомить своих читателей с этим документом.


                                            Послание
           Архирейского Собора Древлеправославной Церкви
  клиру и всем древлеправославным христианам о священной              Пасхалии                              и церковном календаре                                                                        

…благоусмотрительно заботясь не только о нынешнем состоянии Церкви, но думая и об ее будущем, сочли мы необходимым высказать соборное суждение и о таких духовных опасностях, которые, по-видимому, не угрожают церковной жизни в настоящее время, но не исключено, что вполне могут оказать негативное влияние на нее впоследствии.

Одна из таких опасностей, по нашему мнению, кроется в вопросе, связанном с так называемой календарной реформой, которая, начавшись с Римокатолической церкви в конце 16 века, претерпев различные метаморфозы, широко распространилась в мире, и к настоящему времени охватила большое количество и других религиозных конфессий. 
 

История вопроса такова.
Главнейшим из празднуемых Церковью праздников является праздник Славного Воскресения Христова – Святая Пасха. В первое время обычай празднования Пасхи не имел общего устава, но христиане разных стран отмечали его по-разному и в разное время.

Отсутствие единообразия
в таком важном для всех христиан вопросе, горячие споры о превосходстве того или иного местного обычая, касающегося времени празднования Пасхи, беспокоили как церковное священноначалие, так и светскую власть.

В 325 году император Константин Великий
созвал в г. Никее церковный Собор, известный теперь всем как Первый Вселенский. На этом Соборе святые отцы выработали единые для всех христиан правила вычисления Пасхи, так появилась православная Пасхалия и Церковный календарь, в основу которого был положен календарь, узаконенный в Римской империи императором Юлием Цезарем в 46 году до Р.Х.

Поскольку
празднование Пасхи и приготовление к нему является воспоминанием о евангельских событиях, связанных с последними днями земной жизни Христа Спасителя, а его Воскресению из мертвых предшествовала пасха иудейская, то святые отцы постановили сохранять и в дальнейшем последовательность этих событий в праздновании Христовой Пасхи.

Было определено
праздновать Пасху Христову в первое воскресенье после пасхи иудейской, а поскольку та празднуется иудеями с 14-го дня весеннего месяца нисана, зависит от лунного календаря и является у них праздником подвижным, то подвижным стал и праздник Пасхи Христовой. Такой устав праздника стал общецерковным.

Определение I Вселенского Собора
о том, что Христова Пасха не должна предварять пасху иудейскую или совпадать с ней, было повторено и подтверждено 1-м правилом Антиохийского Собора: «Все дерзающие нарушати определение святаго и великаго Собора, в Никеи бывшаго, в присутствии благочестивейшаго и боголюбезнейшаго царя Константина, о святом празднике спасительныя Пасхи, да будут отлучены от общения и отвержены от Церкви…».

Таким образом, Церковный календарь и Пасхалия получили статус догматического установления Православной Церкви. В таком виде они просуществовали более тысячи лет.

Единство празднования Пасхи было нарушено в 1582 г
. реформой папы Григория XIII. Официальной целью календарной реформы была объявлена мнимоцерковная причина - скорректировать Пасхалию, то есть дату празднования Пасхи. Как уже было сказано, I Вселенский Собор постановил праздновать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. Однако папские астрономы заметили, что к XVI веку весеннее равноденствие сместилось на 10 дней и наступало 11 марта, тогда как в IV веке - 21 марта. Чтобы вернуть его на прежнее место реформаторы сдвинули летоисчисление на 10 дней.
Желая добиться от Церковного календаря астрономической точности, католики в результате попрали постановление Никейского Собора о праздновании Пасхи.

Летоисчисление по Григорианскому календарю привело к тому, что католики стали часто праздновать христианскую Пасху раньше иудейской или одновременно с ней, что, как уже было показано, категорически запрещают канонические правила. 
 

Отпав в XI веке от Церкви Христовой
, паписты,… решили, что могут повелевать стихиями и подчинять своему желанию установленный Богом и лишь Ему одному послушный порядок вещей, забыв слова Писания, что  «Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью, Который возмущает море, так что волны его ревут; Господь Саваоф - имя Ему» (Иер.31:35).

И Господь посрамил этих реформаторов
- «мудрых мира» (1Кор.1:27). По крайней мере, в России по инициативе Русского астрономического общества в 1899 году была образована при нем особая Комиссия для рассмотрения вопроса о реформе календаря в России. В работе Комиссии участвовали около двухсот авторитетных ученых российских университетов и духовных академий. Опрошены были многие математики, астрономы, историки и богословы, например, такие как Д.И. Менделеев и проф. В.В. Болотов. Как эти, так и большинство других ученых высказались за сохранение Юлианского календаря, действовавшего тогда в России и во всей Восточной Европе. Было признано, что Григорианский календарь не точнее и не лучше Юлианского, но, напротив, он является астрономически необоснованным, противозаконным с церковно-канонической точки зрения, и бесполезным с точки зрения исторической. Так в свое время России был дан отпор реформаторам - «посрамились мудрецы, смутились и запутались в сеть: вот, они отвергли слово Господне; в чем же мудрость их?» (Иер.8:9,10). 
 

Календарная реформа в Западной церкви
явилась одним из последствий разрыва римокатоликами исторической и духовной связи с Церковью Древней. Подвергнув сомнению веру и обычаи прежде бывших святых отец, Рим отпал от единства с ними, следовательно, от их веры, от их Церкви, от Бога. Дьявол вложил в умы горделивых еретиков мысль поставить себя выше Священного Предания Церкви, поставить себя судьей над Церковью, и, как обычно, он нашел этому и «благочестивое» по виду объяснение – реформа Пасхалии и календаря была призвана, якобы, исправить имеющиеся в них ошибки. Но поскольку Церковный календарь и Пасхалия были утверждены Церковью на первом вселенском Соборе, следствием такого кажущегося благочестивым намеренья, явился подрыв веры в Святость и непогрешимость Вселенских Соборов, защитивших и утвердивших помимо Церковного календаря и основополагающие догматы Православной веры.

Календарная реформа самым лукавым и хитрым образом призвана внушить христианам мысль о несовершенстве Церковного Предания, о его не Божественном, но человеческом происхождении, а соответственно она открывает путь для свободного, беспрепятственного реформирования и всего вообще Предания, исходя из личных представлений того или иного реформатора о церковной пользе. Однако Бог промыслительно и заблаговременно, через святых своих епископов защитил Свою Церковь от подобного дерзкого посягательства на ее устройство и законоположения. VII Вселенский Собор наложил анафему на каждого, кто попытается извратить или уничижить, или упразднить какое бы то ни было православное церковное предание: «Осмеливающиеся думать или учить иначе, или по примеру непотребных еретиков презирать церковныя предания и выдумывать какие-либо нововведения, или же отвергать что-либо из того, что посвящено церкви … определяем, чтобы таковые, если это будут епископы или клирики, были низлагаемы, если же будут иноки или миряне были бы отлучаемы».

В связи с постановлением VII Вселенского Собора
стоит 87-е и 91-е правила святого Василия Великого, в которых святитель объясняет, что хранение церковного Предания и древнего благочестивого обычая, унаследованного от святых, имеет такое же значение как и хранение писаного догмата веры: «Из сохраненных в Церкви догматов и проповеданий, некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые прияли от Апостольского предания, по преемству в тайне, и те и другие имеют единую и ту же силу для благочестия. (91 пр.). «Соблюдаемый у нас обычай, имеющий силу закона, потому что сии постановления преданы нам от святых мужей» (87 пр.).

Мы свидетельствуем
, что храним и защищаем Юлианский календарь не по причине его астрономической точности, но лишь по причине того, что он является частью Священного Предания Церкви. Именно по Юлианскому календарю вот уже 17 столетий православные христиане возносят Богу свои молитвы. Таким образом, Юлианский календарь духовно объединяет воедино все поколения православных христиан, как живых, так и уже умерших. Через Юлианский календарь мы становимся сопричастниками молитвенному подвигу древнейших святых отцов, и подвижников более позднего времени, зримо ощущаем вневременное бытие Христовой Церкви. 
 

Защита Церковного календаря
- это защита внутренней жизни Церкви от посягательств внешнего, враждебного ей мира. Секуляризированный мир желает навязать христианам свое безбожное мировоззрение. Пытается внушить нам всем мысль о необходимости реформирования Церкви, ее учения, ее жизни, переориентирования ее целей и задач применительно к условиям и интересам этого мира. Но не таков должен быть христианин, не Церковь мы должны пытаться переделывать под себя, но себя и свою жизнь должны приспосабливать под требования Церкви, ибо не Церковь мы спасаем своим пребыванием в ней, но сами надеемся, через исполнение Божьих заповедей и церковных законоположений, обрести в Церкви вечное спасение. 
 

В Древлеправославной Церкви
никто и никогда не предпринимал никаких попыток провести подобную реформу, и даже сама мысль об этом представляется нам в настоящее время невероятной. Тем не менее, Григорианский календарь, как календарь гражданский, введенный в нашей стране 26 января 1918 года декретом Совнаркома, плотно вошел в жизнь каждого нашего соотечественника, в том числе и верующего. Поэтому нельзя исключать вероятность того, что впоследствии кто-либо или по простодушию, или по невежеству, или намеренно попытается предложить Церкви Древлеправославной ввести этот календарь в богослужебную жизнь. Именно поэтому мы посчитали необходимым заранее изложить позицию Церкви по Календарному вопросу и таким образом защитить от любых посягательств священное церковное Предание, частью которого, без сомнения, является Юлианский календарь. 
 

Сказав об отношении Церкви к отмене
или любому искажению календаря Юлианского во внутрицерковной жизни, мы считаем также необходимым пояснить и наше отношение к использовании Григорианского или какого-либо иного календаря во взаимоотношениях Церкви и светского общества. 
 
Священное Писание учит нас, что «закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом» (Рим.3:19), поэтому мы не желаем, да и не имеем права распространять свои представления о календаре на жизнь внешнего мира. А поскольку вопрос светского календаря или летоисчисления не относится непосредственно к духовной жизни и сам по себе не представляет для нас никакого особенного значения, ибо сказано: «Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает» (Рим.14:5,6), - то мы и не видим ничего предосудительного в том, что древлеправославные христиане в отношениях с внешним миром пользуются календарем, принятым в стране своего проживания.  

25 (12) декабря 2009 года

Источник:
Сайт РДЦ
http://ancient-orthodoxy.narod.ru/



 
   Связанные ссылки
· Больше про Лествица
· Новость от klem


Самая читаемая статья: Лествица:
Богоявленская вода: церковные традиции и околоцерковные суеверия


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 4.4
Ответов: 5


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by