Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
10 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
7803836
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Миф о русском пьянстве

Самосознание и вераТема:  Самосознание и вера

«Православное Старообрядчество»
продолжает серию статей, имеющих цель развенчать мифы об «исторической предрасположенности» русских к алкоголю и безделию.

Повсеместно мы слышим утверждения, что русские - самая невоздержанная в употреблении спиртных напитков нация, и так, якобы, повелось испокон веков. 
 
Однако сама история России опровергает этот миф.


Известно, что в Древней Руси пьянства не было вовсе. Население Древней Руси не выращивало виноград, и вино для Причастного таинства привозилось из Византии. Хмельными напитками были сбродивший мёд и пиво.

В Ипатьевском списке (XII век)
- древнейшей русской летописи - рассказывается, как совершил свой побег из плена князь Игорь Всеволодович. В тот вечер все в лагере напились кумыса, захмелели и уснули. Игорь же не стал пить этот напиток и потому смог беспрепятственно выбраться из лагеря и уйти так далеко в степь, что его даже не пытались отыскать.

Вино же на Руси служило в лечебных целях и появилось при следующих обстоятельствах.
Олег, вернувшись в 907 году из Царьграда, привёз в Киев кроме злата и роскошных тканей много разновидностей греческого вина. В начале XVI века россияне отведали бургундское вино, а затем - канарское. Этими винами угощали только почётных гостей: наливали одну, реже - две крохотные рюмочки и подолгу смаковали. Кроме того, мальвазия почиталась как лечебное вино от разных болей. Таким же лекарством считалось и вино церковное, красное , которое привозили из Греции.

Одним из излюбленных напитков русского народа издавна был квас
, который был очень полезен и использовался не только как питьё. Уже в X столетии квас не просто пили, но поддавали им пару в русской бане, а также обливались им для здоровья. Общеупотребимым квас стал после того, как епископ новгородский Нифонт дозволил монахам пить в праздничные дни и в пост квас и мёд, так как он очень полезен для здоровья.

В "цивилизованной" Европе с пьянством дела обстояли иначе.
По словам Тацита, римские легионеры одерживали победы над германцами часто благодаря лишь тому обстоятельству, что последние предавались пьянству, и добычей римского оружия становился пьяный лагерь противника. В свою очередь, римские легионы по той же причине потом терпели поражения от тех же германцев.

В своей книге "История пьянства в Англии" Артур Шодуэлл пишет
: "В VI веке мы находим указание на существование этого порока (пьянство) среди духовенства. В 570 году правитель Гольдас Мудрый издал декрет, коим "каждый монах, напившийся до того, что не в состоянии будет петь во время службы - будет оставаться без ужина". Пьянство всегда считалось пороком на Руси, а злоупотребление спиртным осуждалось и вышучивалось.

Одной из любимых в русском застолье была шутка с раками
, которые подавались невоздержанному в питии гостю, дабы более так себя вести было не повадно. Огромное серебряное блюдо, на котором располагалась изрядная горка красных раков, посыпанных зеленью, мгновенно привлекало внимание. Стоило нерадивому, напившемуся гостю попытаться вывернуть клешню или переломить панцирь, как рак начинал активно шевелиться, пугая гостя. Остальные же гости от души смеялись над его криками. Секрет такого розыгрыша довольно прост: раков незадолго до подачи клали в водку, где они и засыпали, меняя при этом цвет панциря на красный, будто его уже сварили.


Впервые Русь познакомилась с водкой во времена правления Василия I
- сына Дмитрия Донского (к тому времени "просвещённая" Европа употребляла этот напиток уже более ста лет). Но, встретив отчаянное сопротивление православной церкви, этот напиток поначалу не прижился в народной среде, предпочитавшей традиционные мёд и пиво. К производству водки на Руси привели печальные исторические события. В 1460 году крымские татары захватили Кафу - генуэзскую колонию в Таврии, после чего на Русь прекратился ввоз итальянских и испанских сухих вин. На медовуху не хватало мёда, а против браги и пива как языческих продуктов сильно возражало духовенство.

Иван Грозный строго ограничил питьё спиртных напитков
. В 1565 году в столице открылся первый "царёв кабак", входить в который могли лишь люди из царского круга, в первую очередь, опричники. Для пития простому люду были жёстко определены лишь праздники Рождества, Дмитриевская суббота да Святая неделя. За употребление водки в иное время наказывали плетьми, батогами и даже тюрьмой.


"Винные статьи" по "кабацкой части",
действовавшие в Сибири при Петре Первом, свидетельствуют о том, что он к пьяницам также не благоволил и присвоил им специальное название "питух". В регламенте он делил их на три категории: "питух" из простого народа наказывался битьём палками; "питух" из чиновных людей наказывался наставлениями воевод; "питух" из людей гулящих наказывался принудительными работами.
При таких ограничениях о каком постоянном пьянстве вообще может идти речь?

Церковь тоже не оставалась в стороне от антиалкогольной кампании
:
Митрополит Киево-Владимирский Кирилл в XIII веке активно проповедовал против пьянства: "Пьяницы - все отвергаются, ибо лучше один достойный служитель алтаря, чем тысяча беззаконных".
В XIV веке митрополит Алексей Московский пишет: "Смотрите дети. Отчего нам всё это приключилось? От нашей неисправности перед Богом. Ещё, дети, пишу вам о том, чтобы вы отсекли от себя корень зла, возбуждающий всякое беззаконие - пьянство. Оно, во-первых, погубляет душу, отнимает зрение очей, тело делается бессильным, сокращает жизнь телесную, истребляет в человеке страх Божий, отделяет его от Бога и доводит его до нищеты душевной и телесной. Смотрите же, дети, сколько зла в пьянстве".

О том, как обстояло дело с пьянством в Европе
, можно прочесть у знаменитого французского писателя эпохи Возрождения Франсуа Рабле. В своём романе "Гаргантюа и Пантагрюэль" он рисует картину современного ему общества, главные герои произведения постоянно пьют вино, объедаются и справляют естественные нужды.

В XVI веке в Германии всё обстояло ещё хуже
, водка продавалась буквально на каждом углу. Этот век немцы даже прозвали "пьяным столетием". Основатель лютеранства Мартин Лютер, между прочим, сам завзятый любитель пива, писал в 1541 году: "К сожалению, вся Германия зачумлена пьянством; мы проповедуем и кричим, но это не помогает". В унисон ему с горечью вторит другой деятель Реформации Ф. Меланхтон: "Мы, немцы, пьём до полного обессиливания, до потери памяти и здоровья".

Аналогичное положение было в Англии
. В 1570 году пастор Уильям Кет жаловался: "Мои прихожане каждое воскресенье все смертельно напиваются". В Лондоне на каждом углу располагался трактир. Вывески гостеприимно приглашали посетителей, обещая "простое опьянение - за пенс, мертвецкое - за два пенса и солома даром".


Мало кто знает, что на Руси порой наблюдалось коллективное воздержание от употребления алкоголя. В конце 1850-х годов "завязала" Ковенская (территория нынешней Белоруссии) губерния, к ней присоединились Виленская, Гродненская, другие соседи. Некоторые зарекались не пить до определённого срока, скрепляя свой зарок грамотой. Другие давали клятвы перед иконой.

В одной из российских губерний в конце XIX в. появился Союз чаепитников
. Перед въездом в зону Союза стоял огромный самовар, и любой путник мог бесплатно выпить чашку хорошего чая. Найти же там стакан водки либо вина было невозможно. В соответствии с местными законами на пьяниц в зонах трезвости налагался штраф и телесное наказание - до 25 ударов. Половина штрафа шла в мирскую казну, другая - в приходскую.

Боролась с алкоголизмом и русская аристократия
. Лев Сергеевич Голицын, представитель древнего княжеского рода, после получения блестящего образования в Сорбонне и Московском Университете неожиданно увлёкся винодеием. Цель своей деятельности он видел в прививании русскому народу любви к хорошим виноградным винам. В 1890 году в местечке Абрау-Дюрсо он начал промышленное производство шампанского, а в 1900 году получил Гран-при на Всемирной дегустации в Париже. Голицын прививал народу культуру пития красного вина, активно выступая против употребления водки.


Православная церковь тоже не оставалась в стороне
.
Священный Синод Указом от 5 июня 1889 года призывал духовенство "путём живого и ближайшего воздействия на население способствовать к отвлечению его (народа) от питейных заведений и от употребления вина". Духовенство начало организовывать церковно-приходские общества трезвости, которых к 1890 году насчитывалось до 900.

В православные братства и общества в поддержку благочестия и народной трезвости
вступали десятки ты­сяч человек; строились храмы, приюты, больницы и библиотеки. Так, Александро-Невское братство трезвости, лишь в Петербургском своём отделении имевшем около 70 тысяч членов, построило Воскресенскую церковь, школу, приют и многое другое. 

Так почему же считается, что именно русские - традиционно пьющая нация? Миф этот, придуманный не нами, продолжает вредить здоровью нации и нашей репутации в мире. Может, пора покончить с ним? Миф о том, что русские - самая пьющая нация на свете, пожалуй, самый устойчивый. Причём миф, родившийся не в России, почему-то хорошо прижился у нас, став чуть ли не предметом национальной гордости. Говорить о традиции русского пьянства стало чуть ли не признаком хорошего тона.

«Пьяная испокон века Россия»,
как её любят представлять на Западе, в начале 20 века по количеству выпитых вёдер водки скромно стояла в хвосте ведущих держав Европы и CШA, занимая десятое место:
· Франция - 4,76; · Бельгия - 2,49; · Англия - 2,05; · Германия - 1,87; · Италия - 1,87; · Австро-Венгрия - 1,76; · США - 1,43; · Швеция - 0,71; · Россия - 0,53.

Сегодня больше всего пьют
(от 10 до 12 литров алкоголя на душу населения) в Ирландии, Португалии, Франции, Германии, Чехии и Румынии. В России, по официальным и неофициальным данным, потребление алкоголя составило 8,6 литра.
Сотрудники издания World Drink Trends , пишущего на околоалкогольные темы, занимаются тем, что подсчитывают количество галлонов, пинт и литров, потребляемых гражданами разных стран мира. Так вот, согласно WDT , Россия в рейтинге бутылкоприкладства занимает всего-то 19 место.

Миф о русском пьянстве
не только задаёт определённую модель поведения, служа оправданием для любого рода излишеств, но и продолжает вредить международной репутации нашей страны. И бороться с ним нужно не меньше, чем с самим алкоголизмом...

Сайт «Русич»
 
http://slavyan.ucoz.ru/

Мнение редакции сайта «Православное Старообрядчество»
 
Ни в коем случае не оправдывая чрезмерное употребление алкоголя, не следует также увлекаться антиалкогольными кампаниями в духе ЦК КПСС. Нынешняя ситуация – результат отхода русским народом от Православия и своих традиций. И, прежде всего - семейных. Начиная от создания семьи и дальнейшего ее уклада. Народы, сохранившие семейные традиции, меньше всего подвержены этому греху.
Мир в душе, мир в доме, мир в отечестве. 

24.03.2010г.



 
   Связанные ссылки
· Больше про Самосознание и вера
· Новость от klem


Самая читаемая статья: Самосознание и вера:
Что такое 8-е марта?


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 5
Ответов: 3


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by