Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
9 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
7803917
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Митрополит Антоний (Храповицкий) и православные старообрядцы.

Старообрядцы в лоне РПЦТема:  Старообрядцы в лоне РПЦ

10 августа «Русская линия» в рубрике «Этот день в Русской истории» напомнила о том, что «в день празднования Смоленской иконы Божией Матери, именуемой "Путеводительница", в 1936 году скончался духовный лидер Русского Зарубежья, первый предстоятель РПЦЗ митрополит Антоний (Храповицкий)».

В статье освещены основные этапы жизненного пути владыки Антония, однако ни слова не сказано о такой весьма важной, на наш взгляд, вехе в его духовной деятельности как организация Единоверческого съезда в Санкт-Петербурге в 1912г.


«Православное Старообрядчество»
решило восполнить этот пробел и ознакомить своих читателей с выдержками из книги «Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время 1863 — 1936».
 

Руководимый владыкой Антонием 6-й Отдел Предсоборного Присутствия в 1906 году признал необходимым собрать Всероссийский съезд единоверцев в мае или июне месяце 1906 года. Это необходимо было как для укрепления самого единоверия, так и для оздоровления православных приходов. Однако Св. Синод, по-видимому, не изменил своего отношения к единоверию и этого пожелания 6-го Отдела в указанное время не исполнил, и лишь только через шесть лет после этого состоялся в г. Санкт-Петербурге с 22 по 30 января 1912 года Первый Всероссийский Единоверческий съезд, которому предшествовали следующие обстоятельства.

В 1908 году на IV Всероссийском Миссионерском съезде в г. Киеве
собралось около 70 представителей единоверия, которые не только деятельно участвовали в общем Миссионерском съезде, но и собирались особо для обсуждения дел, касавшихся единоверия. Состоявшееся после Киевского Миссионерского съезда 12 июня 1909 года прославление св. благоверной великой княгини Анны Кашинской еще более ободрило единоверцев и укрепило их желание созвать Всероссийский съезд единоверцев. Главный центр единове­рия был в Москве, и вот вскоре после прославления княгини Анны Кашинской московские единоверцы возбудили хо­датайство перед митрополитом Владимиром о разрешении им собрать в Москве всероссийский съезд единоверцев.

В ответ на ходатайство митрополита Владимира
Св. Синод указом своим от 9 сентября 1909 года за № 1940 сообщил ему о том, что Св. Синод не встречает препятствий к созыву в Москве единоверческого съезда, но с тем, однако, чтобы съезд этот был бы не всероссийским, а местным, епархиальным.

Единоверческий съезд в Москве
был открыт 25 октября 1909 г. в Троицко-Введенской единоверческой церкви. Божественную литургию по древнему патриаршему чиновни­ку во главе всего московского единоверческого духовенства совершил в указанном храме преосвященный Анастасий, епископ Серпуховский… Владыка Антоний прислал на этот съезд следующую приветственную телеграмму: «Приветствую съезд единоверцев. Господь да будет посре­ди вас. Святой Дух да наставит вас собравшихся на всякую истину. Архиепископ Антоний».

Съезд в Москве продолжался всего лишь три дня — 27, 28 и 29 октября и имел семь заседаний. Перед закрытием съезда члены съезда обратились к Пред­седателю съезда преосвященному Анастасию с просьбой принять на себя труд быть выразителем их чувств и желаний перед владыкой митрополитом Владимиром о неотложной необходимости созыва всероссийского единоверческого съезда.
 
Дело это было передано в Св. Синод и там рисковало быть погребенным в Синодальных архивах, но по милости Божией в октябре месяце 1911 года владыка Антоний был назначен председателем Особого Совещания при Синоде по вопросам внутренней и внешней миссии, возобновлен­ного в августе месяце 1911 г. В качестве председателя этого Совещания владыка Антоний в первую очередь и обратил внимание на необходимость созыва Всероссийского Едино­верческого съезда. Св. Синодом было постановлено созвать Съезд в Санкт-Петербурге с 22 по 30 января 1912 года под председательством архиепископа Антония.

Всероссийский Единоверческий съезд был открыт торжественным богослужением, совершенным в Никольской единоверческой церкви
. Всенощную совершал председатель подготовительной комиссии к Съезду архиепископ Финляндский Сергий. Божественную литургию совершал председатель Съезда ар­хиепископ Антоний в сослужении с местным и приезжим единоверческим духовенством — делегатами Съезда.

Служба правилась по архиерейскому служебнику XVI века
. Старинные церковные напевы, характер самой службы и истовое ее совершение переносило мысль к тому времени на Руси, когда еще не было церковного раздора. Пели на двух клиросах. Некоторые церковные песнопения исполнялись соединенным хором. Кроме двух хоров пел еще и верхний (в куполе храма), составленный из учеников единоверческого Братского реального училища. Служба производила глубоко трогательное впечатление. На молебен после литургии вышли, кроме архиепископа Антония, преосвященные: Кирилл, епископ Тамбовский, Владимир, епископ быв. Приамурский, Анастасий, епископ Серпуховский, представитель Константинопольского патриарха архимандрит Иаков, архимандрит Варсонофий из Новгорода, до 50 священников единоверцев, членов Съезда. Богослужение началось в 8.30 часов утра и закончилось в 2 часа дня. Из храма все участники Съезда перешли в обер-прокурорский дом.

Необычайное зрелище
наблюдалось в обширном и богатом по своему убранству зале духовного ведомства на Литейном проспекте при торжественном открытии Единоверческого съезда, последовавшем в 2 часа 40 минут. В большом углу залы были поставлены принесенные из единоверческой Никольской церкви запрестольный со свечою перед ним крест, икона Корсунской Божией Матери с тремя лампадами перед нею, две хоругви древнего образца и св. Евангелие на аналогии. На помосте, обтянутом красным сукном, находился длинный стол с большими старопечатными книгами. Почетные места за столом заняли митрополит Московский Владимир, председатель Съезда архиепископ Антоний и архиепископы: Сергий Финляндский, Арсений Новгородский, Назарий Полтавский, епископы: Серафим Кишиневский, Евлогий Холмский, Кирилл Тамбовский, Никон Вологодский, Владимир Приамурский, Иннокентий Якутский, Георгий Ямбургский, Митрофан Гомельский, Анастасий Серпуховский, Вениамин Гдовский, Варнава Каргополький и Антоний Горийский. За тем же столом сидели обер-прокурор Св. Синода В. К. Саблер и представитель Константинопольского патриарха архимандрит Иаков. В самом зале находились видные представители столичного белого духовенства, чины обер-прокурорского управления, церковно-общественные деятели и 350 делегатов от духовенства и мирян единоверческих приходов со всей России, почетные прихожане столичных единоверческих церквей, члены депутаций, представители нескольких беглопоповских общин и проч. В глубине зала на помосте стояли единоверческие певчие в старообрядческих кафтанах.

Затем после ряда приветственных речей владыка Антоний предложил послать составленную им телеграмму Государю Императору: «Его Императорскому Величеству. Открыв с благословения Божия первый Всероссийский Единоверческий съезд, многочисленные иерархи, духовные лица, почетные гости и представители единоверческих приходов со всей России, молящиеся по тому же богослужебному чину, как и Твои, Государь, блаженной памяти великие предки, Святейший патриарх Филарет и царь Михаил Федорович, с благоговейной сыновней любовью и с беззаветной преданностью повергают вместе со всеми присутствующими свои верноподданнические чувства к стопам Царского Величества и с умиленной благодарностью лобызают Твое внимание и Твою любовь к церковной старине и к нашему русскому обычаю». Телеграмма от имени Съезда была подписана митрополитом Владимиром, которым и был получен благодарственный ответ. На Съезд поступили приветственные телеграммы от еди­новерцев из гг. Москвы, Казани, Симбирска, Вольска, Екатеринбурга, Ташкента, от Московского городского головы (единоверца) Гучкова, попечителя Виленского округа А. А. Остроумова и других лиц.

Занятия Съезда происходили по следующей программе:
1) Пересмотр правил о единоверии и дополнительных к ним распоряжений.

2) О богослужении в единоверческих церквях:
а) о необходимых исправлениях в богослужебной практике настоящего времени;
б) церковное пение и подготовка певцов и чтецов;
в) духовенство и его подготовка;
г) устроение чина и вообще жизни в единоверческих монастырях.

3) Вопросы, касающиеся организации общества единоверцев:
а) приход;
б) благочинные единоверческих церквей;
в) съезды благочиннические, епархиальные, всероссийские и проч.;
г) об открытии всероссийского братства православных старообрядцев;
д) издание журнала и проч.

4) Организация общего управления всем единоверием.
5) Желательная для единоверцев постановка вопроса о клятвах.
6) О возможности привлечения в лоно св. Церкви старообрядцев, приемлющих переходящее священство, а равно и других согласий; об условиях и способах привлечения.
7) Другие вопросы, возбужденные на самом Съезде.

Постановления Съезда не представляли собой чего-либо окончательного и должны были быть представленными на усмотрение Св. Синода.

В воскресенье, 29 января, последовало закрытие Съезда
. В 3 часа дня в зале обер-прокурорского дома, где происходили заседания Съезда, был совершен молебен с каноном Божией Матери перед Корсунской Ее иконой. Молебен совершал архиепископ Антоний в сослужении с настоятелем главной Санкт-Петербургской единоверческой церкви о. Симеоном Шлеевым и прочим духовенством из числа членов Съезда.

31 января
депутация Съезда во главе с архиепископом Ан­тонием представлялась Государю Императору. В состав депутации в числе других членов Съезда входил и председатель московской делегации Серпуховский епископ Анастасий.

Согласно пожелания Всероссийского Единоверческого съезда архиепископ Антоний обратился с посланием к старообрядцам, находящимся вне лона РПЦ, которое он закончил словами:
«Страдали твои предки в сей жизни: зачем же самого себя обрекаешь на вечные страдания в жизни будущей, коих не миновать всем познавшим истину, но отрекшимся после­довать ей по множеству своей гордыни и озлобления».

Призывая забыть прошлое, владыка Антоний говорит:
«Пусть в единой Церкви Христовой любители старых чинов и старых книг составят единое Братство православных старообрядцев... Все тогда слилось бы в одном общем прославлении Господа по старой Иосифовой книге, и собранные от конец земли русские старообрядцы воздвигли бы в сердце России новый Успенский собор, во всем подобный древнему, но вдвое выше его и обширнее...
Среди такого многолюдного и сильного церковного соединения старообрядчества восстанут люди, сильные духом и разумом, которые сумеют заставить себя слушать и всех ослабевших в благочестии и откроют последним их неразумие — которые обличат тщетное легкомыслие и пустоту современного французского модничества, сорвут личину учености с превозносящейся лживой гордыни века сего и пояснят миру, что глубина и благородство разума не у безбожников и не у западных еретиков, а в нашем святом Православии, и что путь достижения евангельской святости должен проходить по следованию уставам церковным, исполненному смиренномудрия и послушания...».

Из книги
«Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время 1863 — 1936».



 
   Связанные ссылки
· Больше про Старообрядцы в лоне РПЦ
· Новость от klem


Самая читаемая статья: Старообрядцы в лоне РПЦ:
Никольский Старообрядческий (единоверческий) храм в Санкт-Петербурге.


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 5
Ответов: 1


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by