Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
15 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
7803253
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Поморское Старообрядчество Беларуси в 2010г. Взгляд со стороны

Православное Старообрядчество Белой РусиТема:  Православное Старообрядчество Белой Руси           
Древлеправославная Поморская Церковь
 

Как сообщает сайт «Староверы Борисовщины» 9 ноября 2010 года в Борисовской Покровской поморской старообрядческой общине прошло послесоборное совещание ЦС Древлеправославной Поморской Церкви в Республике Беларусь. 
 
Практически это было подведение итогов работы ЦС ДПЦ в РБ за период с 2007 по 2010 годы. Следует отметить объективность и непредвзятость оценок, высказанных большинством выступавших. 

В начале работы был зачитан протокол заседания Собора ДПЦ в РБ прошедшего в Витебске 12 октября 2010 года, из которого стало известно, что на Соборе присутствовали представители не более чем от 14 общин Древлеправославной Поморской Церкви в Республике Беларусь из 28 зарегистрированных государственной властью и 40 известных.  
С отчетным докладом выступил председатель Центрального Совета Петр Орлов.  

Особый интерес вызвал отчетный доклад председателя Духовной Комиссии   Иоанна Рыбакова.
 В своем докладе Иоанн Рыбаков призвал собор запретить, повторяя Соборы бывшие прежде, совместное моление с иноверными и принять регламент встреч с иноверными служителям.  

Собор единогласно постановил:
1. Признать недопустимым моление с иноверными (совершение ими поклонов и крестного знамения, прочих внешних молитвенных действий во время их присутствия на службах и духовных требах, домашней молитве христиан). (Основание: Кормчая, правила святых апостол, правило 10, и др.)
2. Принять следующий регламент встреч с иноверными служителями, обязательный для всех общин Древлеправославной Поморской Церкви в Беларуси.
При сохранении добрососедских отношений с иноверными служителями следует относиться к ним, как к некрещеным. Цивильно одетых служителей допустимо принимать в притворе, объяснив им предварительно о недопустимости совершения внешних молитвенных действий. Иноверных служителей одетых в культовые одежды категорически запрещается приглашать в наши молитвенные храмы, принимать таковых при необходимости в ином помещении или на улице.  

Далее был рассмотрен вопрос
о положении дел в Бобруйской общине Казанской иконы Пресвятой Богородицы и сделан вывод о том, что нынешнее руководство общины избрано законно. 
 

Выборы состава Центрального Совета, Духовной и Ревизионной комиссий.
Большинством голосов присутствовавших на Соборе председателем ЦС был избран Александр Белов – председатель поморской общины в г. Минске. 
Ответственным секретарем ЦС единогласно был избран Иоанн Рыбаков – настоятель Борисовской общины. 

В состав  ЦС также вошли:
Петр Дементьев – настоятель Кублищинской общины;
Савелий Циркин – уставщик Кублищинской общины;
Иоанн Пушкарев – настоятель Видзовской общины;
Анания Китов – настоятель Бобруйской форштатской общины;
Роман Косов – причетник Витебской общины;
Иоанн Федоров – и.о. настоятеля Бобруйской центральной общины;
Матфей Шиков
– причетник Борисовской общины. 
 
Также были избраны три кандидата в   члены Центрального Совета.  

Председателем Духовной Комиссии
единогласно был избран – Иоанн Рыбаков – настоятель Борисовской общины; 
 
Председателем Ревизионной Комиссии избран – Юрий Семенов – прихожанин Минской общины.  

Также был рассмотрен вопрос
о представительстве в Духовном Суде при Едином Совете Древлеправославной Поморской Церкви. (Проект «Положения о Духовном Суде ДПЦ», который должен состоять из авторитетных наставников, представляющих все региональные центры, и планируется как высшая духовная инстанция Церкви для аппеляций по решениям относительно духовно-канонических преступлений был принят на Юбилейном Соборе в Санкт-Петербурге в мае 2009г. Прим. – В.К.).
 
Решено: не иметь представителей в этом органе.   

А теперь я обращаю ваше внимание на очень объективные, на мой взгляд, комментарии теперь уже и ответственного секретаря ЦС настоятеля Борисовской общины Иоанна Рыбакова, изложенного им на своем сайте.
 
«Согласно пункта 3.2.3. Устава Республиканского религиозного Объединения «Древлеправославная Поморская Церковь в Республике Беларусь», для правомочности Собора в его работе должны принять участие не менее 2/3 «делегатов-представителей религиозных общин и организаций, входящих в Церковь».
Как видно из протокола на Соборе присутствовали представители лишь половины официально зарегистрированных общин.  

«Грубым нарушением Собора явилось отсутствие мандатной комиссии, вследствие чего голосование не было организованным:
- в голосовании участвовали гости Собора, не имеющие право голоса;
- представители общин не имели количества голосов, сообразного величине своей общины;
- духовные отцы, представлявшие окормляемые ими общины, не имели права отдавать голоса во время голосования;
- представители общин голосовали по факту своего присутствия, в то время как община должна была иметь возможность подавать столько голосов, сколько делегатов от нее приглашалось организаторами Собора».   

После критического обсуждения протокола
принято решение признать работу собора удовлетворительной и высказанные замечания учесть в проведении следующего собора и голосование провести в соответствии с уставом. 
 

Высказана необходимость
в повышении уровня подготовки церковнослужителей, и как реальный шаг было принято решение послать на обучение в Рижское Гребенщиковское училище и.о. наставника Бобруйской общины Иоанна Федорова и причетника Матфея Шикова. 
 
Решено начать работу по созданию летнего детского лагеря.  
Принято приглашение на участие в праздновании 5-летия 1-ой Московской Поморской Старообрядческой общины.  

Рассмотрен вопрос
 о Минской общине, где высказаны критические замечания председателю общины Белову А.Н. по организации её работы.
  

Я позволю себе, уважаемые читатели, высказать некоторые свои мысли, возникшие под впечатлением  деяний Собора.
Первое, что бросается в глаза – это отсутствие необходимого количества представленных общин. Что это? Невозможность добраться? Но ведь место было выбрано удобное. Витебск – это не Турковская Слобода. Может быть это элементарное нежелание. И вызвано оно, скорее всего, потерей авторитета Центральным Советом. Ведь в 1998г. в Кублищино (куда доехать намного сложнее) прибыли делегаты от 15 поморских общин. Но в то время о Центральном Совете только говорили как о желаемом, но не существующем. А через 10 лет,16 сентября 2008 года  на юбилейный (в честь 10-летия образования) Собор в то же Кублищино прибыли 46 делегатов, представивших  19 общин. Так почему же сейчас только 14 из 28 зарегистрированных?Может быть ответ кроется в следующем абзаце?

Отсутствие мандатной комиссии и нарушения квоты при голосовании
, конечно же, позволило заинтересованным лицам манипулировать числом голосов. То есть на Соборе был продемонстрирован командно-административный стиль управления, который совершенно не совместим с понятием соборности.
 
К чести кандидатов, не получивших большинство голосов, они не стали превращать Собор в базар и не поставили вопрос о нелигитимности решений Собора, а перенесли обсуждение организации и проведения Собора на послесоборное совещание.  

Что касается функциональной деятельности руководства ЦС
ДПЦ в РБ, то, в период с 2007 по 2010 годы, она ограничилась периодическим появлением информации о том, что где-то за рубежом Белой Руси, на каком-то юбилее, в качестве гостей отметились  председатель и секретарь ЦС ДПЦ в РБ.
 

Может быть именно поэтому инициативы и деятельность Духовной Комиссии под руководством настоятеля Борисовской общины Иоанна Рыбакова были так заметны и значимы.
Это, в первую очередь, уврачевание раздоров и конфликтов в отдельных общинах г. Бобруйска. 

Важным событием в жизни поморских староверов стало издание информационного Вестника ЦС ДПЦ в РБ, первый  номер которого вышел к  7 апреля 2007 года.
В том же 2007 году Иоанном Рыбаковым было предложено подготовить документы для регистрации старообрядческого культурно-просветительского общества «Поморец».

2 мая 2009 года Борисовскую поморскую староверческую общину посетил сводный хор Древлеправославной Поморской Церкви Латвии  (ДПЦЛ) «Унисон». Хор исполнил Пасхальные песнопения в Храме общины и ознакомился с духовной жизнью прихожан.

10 августа 2009 года
на заседании ЦС ДПЦ в РБ по инициативе того же Иоанна Рыбакова был   одобрен  вопрос  о строительстве помещения для музея старообрядчества на территории Борисовской  общины, а 19 декабря  этого же года на состоявшемся собрании в честь празднования 20-летия освящения храма Борисовской Поморской старообрядческой общины было принято решение о создании  культурно-просветительского центра.
  

Вот что сказал в своем докладе Иоанн Рыбаков по этому вопросу:
"...Главная задача, которая стоит перед общиной - это её будущее поколение, какое оно будет, сохранит ли оно преемственность прошлого или потеряется в суете времени. Поэтому  община должна приложить все силы для духовного образования молодежи.
Для полноценного развития воскресного образования в нашей общине необходимо создать помещение для этих целей.  Предлагаю надстроить второй этаж над домом для прихожан, в котором разместится музейная экспозиция и в ней  будут  проходить: занятия  воскресной школы и  кружок декоративно-прикладного творчества, который будет развивать традиционные народные ремесла.  А также это помещение может использоваться как для подготовки причетников для белорусских староверских  общин так и  для проведения встреч и конференций по старообрядчеству».  

Иоанн Рыбаков
имеет немалый опыт    организации именно мероприятий на ниве духовного просвещения. Выпускник Белорусской Академии художеств, ставший иконописцем и закончивший Духовное училище при Рижской Гребенщиковской Старообрядческой общине,   в 1997г. он уже был избран Собранием Покровской поморской общины г. Борисова своим настоятелем. Этому способствовали, в первую очередь, богословские знания, полученные Иваном Ивановичем в Духовном училище, а также прекрасный голос и умение петь знаменным распевом.
 
Обязанности  духовного наставника общины Иоанн Рыбаков совмещает с общественной работой именно на ниве духовного просвещения. Кстати сказать, еще в 2000г. Иван Иванович оказывал мне, как редактору в то время первого  старообрядческого журнала в Республике Беларусь - «Благовестъ», неоценимую помощь в художественном оформлении.
Немало сил и времени у настоятеля Борисовской общины забирает содержание и наполнение сайта «Староверы Борисовщины»,  и издание информационного «Вестника ЦС ДПЦ в РБ», о котором уже шла речь.
Кстати, решение послать на обучение в Рижское Гребенщиковское училище и.о. наставника Бобруйской общины Иоанна Федорова и причетника Матфея Шикова, было принято тоже по его инициативе.  

Примечательно и то
, что Собор отверг попытку Единого Совета ДПЦ привлечь к участию белорусских поморцев в международном «карающем органе» - Духовном Суде. И вообще, чрезмерное увлечение «административным устроением церковной жизни» чревато очень серьёзными последствиями вплоть до раскола.
"Ничто же тако раскол творит в церквах, якоже любоначалие во властех", — писал  вождь старообрядчества, протопоп Аввакум, в своей челобитной к царю Алексею Михайловичу. И вот это-то «любоначалие», угнетающее Церковь, попирающее церковную свободу, извращающее само понятие о Церкви (церковь — это я), и вызвало в Русской Церкви раскол как протест против иерархического произвола. 

Традиции, носителями которых выступает сегодня старообрядчество, уходят своими истоками к периоду древней Руси – Киевской Руси – Руси Святого Владимира и Ярослава Мудрого, к русской народной материально-бытовой культуре. Таким образом, старообрядчество нужно понимать не только в контексте древнерусского, который собственно его породил, но и в смысле древнеукраинского и древнебелорусского, в чем и состоит его ценность и неповторимость.

Русские старообрядцы являются старейшей частью русского народа, которая в результате превратностей нашей исторической судьбы не по своей воле оказалась за пределами России. Но как бы не складывались обстоятельства, старообрядцы русского зарубежья сохранили свою культуру, любовь и верность к России, так же как хранили любовь и верность древлеправославному христианскому благочестию.

Русские старообрядцы вместе с другими народами разделили все тяжелейшие события XX века, приведшие к естественной, а чаще всего, к насильственной утрате многого в духовной жизни и культуре.
Поэтому сегодня, как никогда раньше, старообрядчеству совершено необходимо строить своё возрождение на прочных основах знания своих собственных древних традиций, которое может стать существенным вкладом в культуру многих государств где, компактно проживают русские старообрядцы.

Современное старообрядческое общество волею или не волею оказывает своё пусть даже небольшое влияние на отдельные стороны общественной жизни Беларуси. Чтобы это влияние было ещё действенней, нам, старообрядцам, необходимо, укрепить наше духовное единение, сплотиться для более плодотворного общественного служения на благо старообрядческого сообщества и нашей родины – Белой Руси.

А почему бы Центральному Совету совместно с советами общин не поставить перед собой вопрос об открытии в основных населенных пунктах компактного проживания старообрядцев отделений национально-культурных обществ и привлечение к их деятельности старообрядческой молодёжи, а также продолжить труды по организации старообрядческого  культурно-просветительского общества «Поморец»  и оказать действенную помощь Иоанну Рыбакову в создании музея: "Традиционная национальная культура старообрядцев Беларуси"?

Очень важным для нас является сохранение и развитие духовной национально-культурной самобытности, содействие всестороннему развитию православной культуры, во всех её проявлениях, развитие контактов со старообрядцами Прибалтики, Польщи, Украины, России и других стран.
В условиях международной активной жизни национально-культурных сообществ опыт русских старообрядцев в сохранении языка, культуры, традиций, быта и нравственности, может стать стабилизирующим фактором в развитии межгосударственных связей и воспитании подрастающих поколений.

Вот что сказал по этому вопросу Высокопреосвященнейший Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белой Руси  Филарет, выступая 25 мая 2006 года в Белорусском государственном университете культуры и искусств:
«…Латинский корень «traditio» переводится как «передача», — то есть, именно та часть духовного, нравственного, интеллектуального и культурного наследия, которая передается людьми из поколения в поколение. На этой традиции стоит и будет стоять славянский мир. Если же она поколеблется, то уже нашим ближайшим потомкам придется вторить печальному плачу библейских страдальцев: «Погибла надежда наша, мы оторваны от корня» (Иез. 37: 11) ».

 

Мир вашим душам,
                            мир вашему  дому
                                                  и мир нашему отечеству
!

С братской о Христе любовью
Вячеслав Клементьев. 
13.11.2010г.

При написании статьи использованы материалы сайта
 
«Староверы Борисовщины». http://starover-pomorec.com/



 
   Связанные ссылки
· Больше про Православное Старообрядчество Белой Руси
· Новость от klem


Самая читаемая статья: Православное Старообрядчество Белой Руси:
Поморское Старообрядчество Беларуси в 2006г. Взгляд со стороны.


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 4.2
Ответов: 5


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by