Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
12 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
8038049
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Старый обряд в РПЦ: век XX и настоящее время

Старообрядцы в лоне РПЦТема:  Старообрядцы в лоне РПЦ

«…современное единоверие должно быть способно и в дальнейшем выполнять свое предназначение – служить единению русского церковного народа, быть залогом и знаком надежды на это единение».
(Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, 2000г.).

«Православное Старообрядчество»
завершает серию публикаций по проблемам старообрядческих приходов в лоне РПЦ статьей священноиерея Иоанна Миролюбова, доктора теологии, секретаря Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством.



В 1971 году произошло событие, имеющее важнейшее значение в деле осмысления национальной истории и послужившее поворотным пунктом в отношении к православно верующим людям, придерживающимся старых церковных обрядов, в особенности к тем из них, кто находится в лоне Русской Православной Церкви, т. е. к единоверцам.  

Поместный Собор Русской Православной Церкви
(30 мая – 2 июня), подтверждая прежние постановления Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года, после доклада митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) «Об отмене клятв на старые обряды», признал клятвенные запреты, ранее наложенные Соборами 1656 и 1666/1667 годов на древние русские богослужебные обряды  и придерживающихся их, «яко не бывшие», засвидетельствовал спасительность старых русских обрядов, отверг порицательные о них выражения и подтвердил православие бывших в употреблении до патриарха Никона русских богослужебных книг.

В своем Деянии от 2 июня 1971 года
Собор утвердил равночестность старых и новых церковных обрядов и засвидетельствовал, что «спасительному значению обрядов не противоречит многообразие их внешнего выражения, которое всегда было присуще древней неразделенной Христовой Церкви и которое не являлось в ней камнем преткновения и источником разделения».20

 Решающее влияние на принятие соборных решений оказали объективные научные изыскания отечественной историко-богословской науки показавшие, что дониконовская русская богослужебная практика в своей основе имеет древние корни, а исправление богослужебных книг (принципиально против необходимости исправлений не возражали и ревнители церковной старины) реально производились не по древним греческим текстам, а, главным образом, по южнорусским служебникам митрополита Киевского Петра Могилы.

Изменение отношения к своему древнему богослужебному достоянию, сформулированное на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1971 года и подтвержденное на Поместном Соборе 1988 года, не могло не затронуть самих основ существования единоверия, так как произошла, по существу, полная реабилитация дониконовского богослужебного уклада. 

Новая реальность требовала переосмысления целей и задач единоверия. Такая попытка была предпринята в ноябре 2000 года, во время торжественного празднования 200-летия его основания, когда единоверческими священнослужителями Русской Православной Церкви в предстоянии виднейших церковных иерархов в Успенском соборе Московского Кремля был отслужен молебен по древнему чину. На состоявшейся в Свято-Даниловом монастыре юбилейной конференции с приветственным словом выступил Святейший.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
, который дал высокую оценку факту учреждения Единоверия, чрез которое из церковного раскола «…многие вернулись в дом отчий, стали возлюбленными чадами Матери-Церкви, наследниками ее благодатных даров». Святейший Патриарх особо подчеркнул, что «чадам Русской Православной Церкви нужно помнить, что древние церковные обряды составляют часть нашего общего духовно-исторического наследия, которое следует хранить как сугубую драгоценность в литургической сокровищнице Церкви».

Итоговым результатом юбилейной конференции, прошедшей под председательством митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, стало всеобщее убеждение ее участников, среди которых было немало старообрядцев, что современное единоверие должно быть способно и в дальнейшем выполнять свое предназначение – служить единению русского церковного народа, быть залогом и знаком надежды на это единение, и в этой исторической миссии его роль в общецерковной жизни должна существенно возрастать.

На конференции говорилось о необходимости разработки для единоверческих приходов новой концепции их бытия, отражающей необходимость интеграции в общецерковную жизнь, открытость, выполнение задач подлинной внутрицерковной реабилитации древнего богослужебного уклада и т. д. Существование внутри Русской Православной Церкви обрядового многообразия должно свидетельствовать окружающему миру не о разобщенности церковного организма, а наоборот, о способности ее членов «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф.4,1-3), о богатстве богослужебной практики и глубине внутреннего потенциала Церкви.

Изменение внутреннего самосознания
  и исторических обстоятельств существования   единоверческих приходов способствовали постановке терминологического вопроса: на конференции было решено впредь называть себя старообрядными приходами Русской Православной Церкви, постепенно отказываясь от прежнего наименования, поскольку признание старого и общеупотребительного обрядов «равночестными и равноспасительными» делает друг другу «единоверцами» всех чад Русской Православной Церкви, независимо от употребляемого ими обряда. Новое словоупотребление становится особенно востребованным при появлении в лоне Русской Православной Церкви приходов не только со сложившейся  собственно единоверческой богослужебной традицией, перенятой от старообрядцев-поповцев, но и с более архаичной, включающей в себя, например, наонное знаменное пение и т. д.

Новым этапом
в становлении старообрядных приходов Русской Православной Церкви стало создание Архиерейским Собором 3-8 октября 2004 года при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством.
Комиссия состоит из 14 назначенных Св. Синодом членов. Председатель Комиссии – Председатель ОВЦС МП.


В числе основных задач
, которые призвана решать вновь созданная Комиссия:
- осуществление координации служения старообрядных приходов Русской Православной Церкви (в сотрудничестве с епархиальными Преосвященными соответственно их канонической юрисдикции);
- изучение и обобщение опыта деятельности этих приходов, выявление проблемных вопросов и выработка предложений по их разрешению;
- выработка предложений по концептуальным и каноническим основам бытия старообрядных приходов Русской Православной Церкви, содействие их участию в общецерковной жизни;
- содействие издательской, информационной, образовательной, культурной и иной деятельности старообрядных приходов.

По состоянию на конец 2008 года
в Русской Православной Церкви имеется  23 старообрядных прихода (в 1990 г. – 3, в 2000 г. – 12), некоторые из которых находятся в стадии формирования.

По благословению
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
в Москве с 2007 года при Покровском храме в Рубцове (начало XVII века) создается Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции, призванный стать  основной базой для деятельности Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством.

Последним до сего времени документом
канонического характера относительно единоверия является «Определение Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. о единоверии». За последовавший после этого Собора почти столетний период новых канонических определений относительно единоверческих и старообрядных приходов не последовало, хотя, как было выше показано, существенно изменилось отношение к старообрядчеству и к пониманию назначения старообрядных приходов.

Современные старообрядные приходы сегодня
фактически не имеют никакого особого канонического устройства или организации, и это при том, что основой упомянутого соборного определения является вывод о необходимости хиротонии особых единоверческих викарных епископов, отсутствующих в нынешней иерархии Русской Православной Церкви (кроме РПЦЗ).
Печальная история быстрого  искоренения единоверческих приходов в XX веке, когда реально действующая правовая и каноническая база бытия этих приходов отсутствовала, и в них назначались далекие от понимания древнего строя богослужения настоятели, буквально в считанные дни уничтожавшие все специфические особенности общины, хорошо памятна не только малому числу сохранившихся коренных единоверцев, но и старообрядцам. И
эта история единоверия в XX веке служит весьма сильным сдерживающим фактором на пути движения старообрядцев в сторону воссоединения с РПЦ.

Значительным шагом к разрешению вопроса могло бы стать новое соборное определение о внесении дополнений в Устав Русской Православной Церкви, где было бы предусмотрено существование старообрядных приходов, как особого типа приходов со своими типовыми приходскими уставами.

В соответствии с положениями «Определения о единоверии» Собора 1917-1918 гг. типовые уставы старообрядных приходов Русской Православной Церкви могут отличаться от общеприходских уставов следующими принципиальными установками.

1. Первой и основной отличительной особенностью старообрядных приходских уставов должна стать фиксация в них того положения, что  «при единстве веры и управления» церковные чинопоследования в этих приходах совершаются «по богослужебным книгам, изданным при первых пяти русских Патриархах» и «при строгом сохранении древнерусского бытового уклада» (п.1). В таких приходах «должно строго сохранять древнее пение и древний чин службы» (п.12). Это дополнение к общеприходскому уставу должно гарантировать на будущее сохранение идентичности прихода, что представляет собой весьма важное обстоятельство, в случае присоединения к РПЦ какой-либо старообрядческой общины.

2. Соблюдение особенностей старообрядных богослужебных и бытовых традиций требует в управлении такими приходами особого подхода. Поэтому старообрядные приходы могут входить в старообрядные же благочиния или управляться непосредственно епархиальным или викарным архиереем (пп.2,7). Включение старообрядных приходов в окружные епархиальные благочиния было признано Собором 1917-1918 гг. нецелесообразным. Следует отметить, что к схожему заключению пришли и члены Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством, обращаясь со своими предложениями к Святейшему Синоду, который их одобрил (журнал № 106 от 6 октября 2006 г.). Однако, следует отметить, что предложения Комиссии могут иметь лишь рекомендательный характер и окончательное решение о включении старообрядного прихода в соответствующее территориальное благочиние, создании особого благочиния или непосредственном архиерейском управлении таким приходом принимает сегодня сам правящий епархиальный архиерей.

3. В соответствии с единоверческой традицией все священнослужительские и церковнослужительские места в приходах замещаются хотя и в общеустановленном церковном порядке, но при обязательном принятии кандидатуры приходским собранием (п.9), роль которого в этих приходах достаточно весома. Таким образом, речь здесь идет, с одной стороны, о необходимости акцептации духовенства в таких церковных общинах, а, с другой стороны, о некотором повышении роли приходского собрания, его ответственности за положение дел в приходе. Возможно, для старообрядных приходов было бы естественнее вернуться к апробированной временем традиции – фиксированному членству в общине.

Все названные уставные положения могут быть легко выполнены юридически (при регистрации устава прихода) и канонически (при принятии на Поместном или Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви особых дополнений к типовому уставу для старообрядных приходов). При отсутствии соответствующих соборных решений фактическая регистрация в госорганах Российской Федерации каких-либо отклонений от типового приходского устава становится невозможной, что служит в настоящее время сдерживающим фактором роста числа старообрядных приходов.
     
Священноиерей Иоанн Миролюбов,
доктор теологии,
секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством

     
 
Миссионерский отдел Санкт-Петербургской епархии, 2008
Адрес: 191167, Санкт-Петербург, наб. реки Монастырки, д. 1 (на территории Александро-Невской лавры).
Телефон: (812) 710-36-27
В КОНТАКТЕ
http://vkontakte.ru/club1303533
http://www.missiaspb.narod.ru/     



 
   Связанные ссылки
· Больше про Старообрядцы в лоне РПЦ
· Новость от klem


Самая читаемая статья: Старообрядцы в лоне РПЦ:
Никольский Старообрядческий (единоверческий) храм в Санкт-Петербурге.


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 5
Ответов: 1


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by