Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
12 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
8103549
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Консерватизм и современность. Старый обряд в жизни Церкви

От диалога к единствуТема: От диалога – к единству 

Беседа на тему «Консерватизм и современность. Старый обряд в жизни Церкви» состоялась 8 апреля в Никольской трапезной Новоспасского монастыря в рамках цикла встреч, которые регулярно проводит Православное молодежное объединение «Молодая Русь».
С молодежью общался доктор теологии, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС) священник Иоанн Миролюбов.


Первую часть лекции о.Иоанн посвятил истории церковного раскола в России. Вслед за Патриархом Кириллом, который характеризовал эти события как «попытку насильственного изменения цивилизационного кода», о.Иоанн пытался донести до слушателей масштаб «тотального изменения самосознания» в XVII в., равносильного революции.
Это был протест против тотального изменения всего быта и сознания, против насильственной попытки навязывания всей Руси западного стиля мышления и жизни.


О. Иоанн отметил, что современные люди очень мало знают о церковном расколе XVII века и о его причинах. Если им что-то и удаётся прочитать, то это чаще всего переиздания книг XIX века с их непримиримыми и тенденциозными "противораскольничьими" высказываниями. В то же время книги таких церковных историков, как Каптерев, Голубинский, Дмитриевский, мало кому известны.  

Он призвал молодежь
не прислушиваться к стереотипам, которые сводят причины церковного раскола исключительно к внешним, формальным вещам.
«Говорить, что люди (старообрядцы - прим. ред.) шли на костры из-за формальных мелочей — означает не уважать свой народ», -- сказал лектор. Он подчеркнул, что изменения в церковной жизни, вызванные реформами Патриарха Никона и способами их проведения, были настолько кардинальными, что «ни одна книга, ни одна молитва не остались нетронутыми».
Кроме того, о.Иоанн добавил, что «массовым протестным движением» раскол стал в царствование Петра I, что во многом также связано с его жесткой политикой в отношении сторонников старого обряда. 
 

Еще один стереотип
, который подвергся критике о.Иоанна, связан с якобы «дремучестью» старообрядцев. Выступавший рассказал о том, как, несмотря на поражение в правах, за счет христианского отношения к труду, соблюдения заповедей представители старообрядческих семей создали в дореволюционной России «наиболее качественный капитал». Это явление, которое, по разным оценкам, давало от 25-40 % всего российского капитала в конце XIX-XX вв., считают  «русским экономическим чудом».

Если же говорить о просвещении и культуре
, то развитие русской богословской науки, издательского дела  в середине XVII в. свидетельствовало об огромном потенциале качественного возрастания. О.Иоанн, будучи автором диссертации об изданиях Московского печатного двора при Патриархе Иосифе, привел пример, связанный с книгоизданием: анализ издательской программы позволяет говорить о всплеске в русском обществе интереса к богословию, к осмыслению и адаптации западной учености и т.д. Однако эта линия эволюционного развития в культуре была прервана событиями раскола.

Сотрудник ОВЦС подчеркнул
: «Образованные люди уже не  смотрят на старообрядчество как на зло, понимая, что преследования их были несправедливостью. Однако это не значит, что всем обязательно надо вернуться в  XVII век. Мы совершим большую ошибку, если слепо будем повторять то, что было тогда». А именно к этому стремятся некоторые молодые люди, которые примкнули к старообрядчеству «извне» -- или из-за протестных соображений (не соглашаясь с Московским патриархатом), или те, кого «привлекает форма».

Не реконструировать полностью дониконовские церковные традиции, а изучать их и, по возможности, возрождать некоторые их элементы
, -- так видит о.Иоанн перспективу освоения старообрядческого наследия.
Так, по его наблюдениям, все больше приходов в лоне РПЦ изъявляют желание совершать богослужение в сопровождении знаменного пения; все больше потребность в иконах—как старинных, так и написанных по древним образцам, т.к. «живописные иконы духовно развитого человека уже не удовлетворяют».
Современное храмостроительство во многом ориентируется на архитектуру допетровской Руси, а общинные традиции старообрядцев тоже более чем актуальны для современных приходов, заметил священник.
С точки зрения православия, то искусство хорошо, которое способствует молитве, и только древнерусская церковная традиция способствует этому в полной мере.
 
В качестве примера о. Иоанн Миролюбов привел современные попытки церковных либералов перейти в богослужении на новый стиль, облегчить посты для мирян и т.д. Совершенно очевидно, сказал он, что это и сегодня вызовет массовые недовольства. А в середине XVII века реформы Патриарха Никона воспринимались еще более остро.

 
У старообрядцев чётко разделялись сакральная, церковная и профанная, хозяйственная жизнь. В церковном отношении они были незыблемыми традиционалистами, в хозяйственной, производственной деятельности стремились к самому современному, производительному. По мнению о. Иоанна, это показывает возможность того пути, по которому Русь могла бы пойти, развиваясь естественно и органично, без революционных переворотов и потрясений. "Я всегда с болью читаю о событиях середины XVII века, – сказал он. – Неужели нельзя было пойти по тому пути, по которому пошла Япония, сохранившая своё мировоззрение, культуру, быт, и одновременно достигшая высокого технологического развития?"


В годы советских гонений
, по мнению о. Иоанна, старообрядчество понесло невосполнимые утраты. Религия, традиционный русский жизненный уклад и даже внешний облик старообрядцев с их бородами и традиционной русской одеждой совершенно не вписывались в ту новую социальную реальность, которая создавалась в советской России. Поэтому старообрядчество подвергалось такому преследованию, после которого уже никогда не сможет достичь своей дореволюционной численности и влияния.


Выходом из сложившейся ситуации
о. Иоанн Миролюбов считает "сближение старообрядцев с Русской Православной Церковью", в которой существует устойчивый интерес к древнерусской богослужебной традиции. Очень многие "коренные", "потомственные" старообрядцы с этим согласны, в старообрядчестве есть люди, с которыми можно договориться. Но пришедшие в старообрядчество за последние двадцать лет "неофиты", привлечённые древними формами церковной жизни, этому противятся.
По мнению о. Иоанна, старообрядцев-"неофитов" старообрядчество привлекло в значительной степени как форма протеста против Русской Православной Церкви. "Если катакомбники, зарубежники, валентиновцы и иные направления "альтернативного" православия носят маргинальный характер, многие их деятели скомпрометированы, то за старообрядчеством стоит история, ореол мученичества и древняя богослужебная традиция, как сейчас выясняется, традиция правильная", - подчеркнул о. Иоанн. Старообрядческих "неофитов" поддерживает интернет-портал "Credo.Ru", который, по мнению о. Иоанна Миролюбова, является "антицерковным". Это препятствует сближению.


О. Иоанн высказал убеждение
, что возврат Русской Православной Церкви к дониконовской богослужебной традиции возможен и по факту уже происходит. Так, митрополит Иларион (Алфеев) во время своего служения в Эстонии дома молился по старым книгам, во время учёбы в консерватории участвовал в кружке древнерусского пения и хорошо поёт по крюкам. По старым книгам в домашней молитве молятся многие московские священники.


Отвечая на вопросы
, о.Иоанн говорил о задачах, которые стоят перед Комиссией по  делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при ОВЦС. Найти общий язык с представителями старообрядчества, изучать древнюю богослужебную традицию — в этом направлении работают с 2004 г. сотрудники Комиссии. О.Иоанн ответил и на ряд других вопросов.
В беседе принял участие руководитель движения «Русь молодая» священник Максим Первозванский. 
 

После своего выступления
о. Иоанн Миролюбов предложил собравшимся помолиться, заявив, что сам будет молиться двуперстно и по старой традиции, но не потому, что считает это принципиальным, а ему так привычнее.


Несмотря на некоторые спорные высказывания о. Иоанна (так считает кор. Портала
Credo-Ru) лекция получилась, по мнению слушателей, интересной. Сложилось впечатление, что у многих возникло желание побольше узнать об этих трагических и важных событиях русской истории.
,
По материалам:
 
 
"Портала-Credo.Ru"  

http://www.blagovest-info.ru/



 
   Связанные ссылки
· Больше про От диалога к единству
· Новость от klem


Самая читаемая статья: От диалога к единству:
Мы примирились. Старообрядцы и никониане – кто бы мог подумать?


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 2.5
Ответов: 2


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by