Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
13 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
7803868
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Современное Староверие

Самосознание и вераТема:  Самосознание и вера  

«Православное Старообрядчество» предлагает своим читателям отрывок из работы православного старообрядца, канд. философских наук из Южно-Сахалинска Кирилла Михайловича Товбина «Староверие как «контрсекулярный проект». Эта заключительная часть работы посвящена проблемам современного Староверия.  

В одном выступлении А.Г. Дугин назвал православных старообрядцев «консервативными революционерами и настоящими традиционалистами». Полагается, что в России именно древлеправославные осуществили «контрсекуляризационный проект», традиционалистический отзыв на модернистский новоевропейский вызов.
 

Итак, что же представляет из себя современное Староверие как альтернативная идейность «открытому обществу» по мысли К.М.Товбина?
 

Современное староверие, выйдя из информационного «подполья» в конце 1980-х гг., оказалось в беспрецедентной ситуации. Духовно враждебный мир стал вшивать в себя староверие. Эта ситуация принципиально отличается от ситуации начала ХХ века, когда «распечатывание алтарей» отчасти оценивалось как древлеправославный уклон власти. Нынешнее «открытое общество» интегрирует в себя староверие, но не как альтернативную идейность, а как одно из множества выражений современной культуры. Духовно-смысловой центр не задействуется, эксплуатируется только имиджевая характеристика старообрядчества. Староверие из православно-почвеннической альтернативы превратилось в «одну из» конфессий России. Отличие староверческого мировоззрения и поведения от общепринятых моделей стилистически подчёркивается. Чем самобытней религиозные конфессии – тем привлекательней они для медиадеятелей, формирующих нынешние вкусы и мнения. Привыкшие к конфронтации с идейностью господствующей, староверы не все смогли адекватно оценить современную духовную «политику открытых дверей». С начала 1990-х гг. в печати и на экране появляется множество информации о староверии. Дискурс «дизайна поверхностей» притягивает многих старообрядческих деятелей, маскируясь под веротерпимость и религиозное равноправие. Стремясь к условиям непрепятствования духовной деятельности, староверы теперь получили их, а вместе с этим – и возможность заявления о себе как о хранителях веры, Традиции, идентичности, оригинальности, тогда как православный традиционализм противоположен самовыпячиванию. 

Такое положение вещей
Ги Дебор назвал Обществом Спектакля: власть не отталкивает социальные «аномалии», но опирается на них, не закабаляет, а управляет через предоставление избыточной свободы, чтобы впоследствии через дачу «свободы всем» лишить общество всякого намёка на консолидацию и единство, превратив его в постсекулярное сборище «одиноких толп».
А.С. Панарин писал: «В эпоху постмодерна господствующий порядок эксплуатирует уже не наш энтузиазм, а наше уныние – неверие в возможность альтернатив, подчёркивая, что никакой культурно-исторический заряд уже не сможет стать базисом духовного развития современного общества. Альтернатива развития теперь ставится в статус опоры, и смысл альтернативы немедленно исчезает (Бодрияр), в т.ч. и альтернативы духовной, традиционалистической.
Ф. Фукуяма подчёркивает, что современные «децентрализованные религиозные практики» отражают не столько вероисповедание, сколько стремление обрести уверенность в будущем и упорядоченность сознания. Человек современности ищет в религиях не перспективу мира, а ощущение самости.
 

Православная идентичность староверов
постепенно разрушается, сжимаясь в смутное «осознание собственной исключительности».
Старовер-философ А.В. Езеров подчёркивает: «Старообрядчество, переставшее быть образом, быть последованием и продолжением Святой Руси, перестаёт быть Древлеправославием, Старообрядчеством, чем бы то ни было, а становится бессмысленной, безобразной и грешной пародией на то, что нам дорого и свято, что вдохновлено Всевышним».
Теперь орудия против Старой Веры – не дыба и кнут, а телевизор и Интернет. Вышедшее из-под советского притеснения русское старообрядчество впервые попалось на приманку западной духовности. Триста лет отрицая западный путь как построенный на ереси и приводящий общество и человека к богоотступничеству и саморазрушению, древлеправославие активно встроилось в систему отношений «гласности», «либерализации», рыночной экономики и глобализации. На данный момент самыми обсуждаемыми в интеллектуальной и эмоциональной жизни староверов являются не вопросы мировоззренческого и вероисповедального плана, а проблемы сохранности культурной идентичности (что противоречит коренным духовным истокам православного фундаментализма). Критерий духовности практически исчез из обсуждения старообрядцев.
Древлеправославный начётчик Африкан Мокроусов (1930-2002) говорил: «Я бесконечно плачу о том, что всё христианство нарушается. <...> Забыли старообрядцы свою историю, не знают грамоты, стыда нет, детей по-христиански не воспитывают
 

Теряя духовную идентичность
– противопоставление себя враждебному миру – старообрядчество сохраняется только как «стиль». Многие интеллектуалы-оригиналы выбирают для себя старообрядчество не столько как вероисповедание, сколько как стилистическую альтернативу постылой реальности.
Анализируя духовную природу глобалистической духовности, современный американский лютеранский богослов и философ Джин Эдвард Вейз пишет: «При отсутствии абсолютных канонов объективной истины рациональное заменяется эстетическим. Мы верим в то, что нам нравится».
«Сочетание социальных перемен, технического прогресса и постмодернистической идеологии подорвало сам принцип единой национальной культуры и заставило людей искать свою идентичность в субкультурах».
В таких условиях, при множестве неофитов из числа стилистов и оригиналов, старообрядчеству выжить очень сложно, и степень его выживаемости напрямую зависит от «тёмных» и «непросвещённых» коренных староверов и от тех, кто живёт в уголках России, не открытых ещё «цивилизацией» (хотя таких мест почти не осталось). Старообрядческая идентичность становится поверхностной, стилистической, фарсовой. Настоящая глубинно-духовная, вероисповедальная идентичность растворяется. 
 

Однако,
несмотря на всё, старообрядчество до сих пор сохраняется и по-своему развивается. Несмотря на всю проблемность его положения в современности, староверы всё ещё сохраняют свою духовную идентичность. Более того, до сих пор старообрядчество видится одной из немногих духовных и идейных альтернатив развития России. Старовер Е.Е. Соловьёв подчёркивает: "Современное старообрядчество имеет большой потенциал, потому что это – некая модель духовного спасения всего русского народа в условиях кризиса глобализации, активного противостояния молодых тоталитарных идеологий и религиозных ответвлений общему устройству мира". Старообрядчество по своему существу – не «историко-этнографический заповедник», а комплекс духовности русского народа. Отчасти потому старообрядчество до сих пор не растворилось в постмодернистском вседозволенном равнодушии, но продолжает сохранять свою традиционную духовность. И именно в этом качестве оно приемлемо и востребовано в целях идеологического строительства в России как ценностный национально-духовный ориентир. 
 

Даже тот
, кто не видит староверие в духовно-эсхатологическом свете (как катехоническое торможение мировой апостасии) не может не признать, что его духовное разложение будет равносильно потере Россией своей духовной сердцевины.
 
Кирилл Товбин

27.04.06.
Балаково



 
   Связанные ссылки
· Больше про Самосознание и вера
· Новость от klem


Самая читаемая статья: Самосознание и вера:
Что такое 8-е марта?


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 5
Ответов: 2


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by