Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
13 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
7803861
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Апология Старообрядчества Бориса Кутузова

История и культураТема: История и культура
Апология Старообрядчества

«Православное Старообрядчество»
начинает знакомить своих читателей с «Апологией Старообрядчества» по высказываниям отдельных мыслителей, собранную и изданную Борисом Кутузовым в 2006 году.
 

«Нужна ли нам апология (защита, оправдание) старообрядчества как религиозно-общественного движения, направленного на сохранение традиционного древнерусского православного богослужебного чина, благочестия и культуры?..»
, пишет Б.П. Кутузов в предисловии к сборнику.
И продолжает: «В своем приветственном слове к участникам и гостям состоявшейся 27 ноября 2000 года в Москве конференции, посвященной 200-летию канонического бытия старообрядных (единоверческих) приходов в лоне Московского Патриархата, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал следующее:

«Перед лицом исторических фактов нельзя не признать, что преследования и ограничения в отношении старообрядцев, насильственные методы преодоления раскола явились следствием непродуманной государственной политики России в прошлые столетия, приведшей к труднопреодолимой разделенности в Русской Церкви, существующей до сего дня... Чадам Русской Православной Церкви нужно помнить, что древние церковные обряды составляют часть нашего общего духовно-исторического наследия, которое следует хранить как сугубую драгоценность в литургической сокровищнице Церкви». 

Политическая подоплека
церковной реформы XVII века в наши дни становится всё очевиднее, благодаря усилиям многих исследователей, отрывки из трудов которых предлагаются в «Апологии». Если «жесткие и неоправданные методы приведения несогласных к повиновению сыграли определяющую роль в углублении раскола», то последнему, конечно, способствовала в прошлом и деятельность так называемых миссионеров, многие из которых не останавливались и перед прямой клеветой на старообрядчество. Священномученик Андрей, архиепископ Уфимский (князь Ухтомский), говорит более резко: «Вся наша казенная полемика со старообрядчеством всегда была сплошною клеветою на старообрядчество».

Само по себе
определение исторического Поместного Собора 1971 г. «об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам и, в особенности, к двуперстию, где бы они ни встречались и кем бы они ни изрекались» говорит о многом. А именно: порицательные выражения в отношении старого обряда, а иные квалифицируют это как хулу на древлее православие, действительно, имели место, причем по их широкому распространению нет даже возможности перечислить конкретно, где они встречаются и кем изрекались. В связи с этим напрашивается вывод, что в отношении старого обряда и церковной реформы XVII века мы находимся в плену прочных стереотипных мнений и суждений, чаще всего весьма далеких от истины…


Предлагаемые в «Апологии» материалы
помогут нам преодолеть ложные стереотипы в оценке раскола и старообрядчества, а также дать должную оценку нашим древним церковным обрядам, которые «следует хранить как сугубую драгоценность в литургической сокровищнице Церкви». И, наконец, «да приведет Господь расстоящаяся паки воедино»!
Б. Кутузов.  


                          И.Л. Солоневич
  
Иван Лукьянович Солоневич (1 (13) ноября 1891 — 27 апреля 1953).
Русский публицист, мыслитель, журналист и общественный деятель.
 После октябрьской революции участвовал в Белом движении, неоднократно менял место жительства, выполняя агентурные поручения. Покинуть Россию в 1920 году с эвакуировавшейся Белой армией Солоневич не смог из-за заболевания тифом, и остался на Юге, продолжая подпольную деятельность и сменив множество профессий. В 1934 ему удалось бежать через Финляндию в Болгарию, затем в Германию, откуда в 1948 переезжает в Аргентину, где создает Народно-Монархическое движение..  В конце жизни переезжает в Уругвай.
Умер 27 апреля 1953 года в Монтевидео. 
 

Наиболее коренной, наиболее русской формой православия следует считать, собственно, только старообрядчество... 
Старообрядчество – самая исконная и самая мощная форма православия
”.
 

Осмысление русской истории по Иловайскому (официозный штамп того времени) пора забыть, пишет он, полемизируя с А. Позовым: 
 
Ни Аввакум, ни прочие (Никита, Хованские, Морозовы) никак не были ни раскольниками, ни тем паче ересиархами: они были хранителями московского православия, “древлего благочестия” против никоновской полуреформации. Не они выдумывали расколы и ереси, раскол выдумал Никон или, точнее, те “киево-могилянские” течения, которым следовал слишком уж крутой патриарх. Аввакум, конечно, был безусловно православным. И никак не ересиархом. Таким же право-славным, как были русские люди все шестьсот лет до Никона. И против “поморских ответов”, которые   задавали никоновской церкви этот вопрос, возразить действительно  нельзя ничего: была ли Московская Русь до Никона православной или еретической? Православно ли крестились отцы и деды наши? Ну конечно, московская дониконовская Русь была православной и крестилась по-православному. Так называемые “раскольники” умирали вовсе не за “раскол” и не за “ересь” – они умирали за древлее православие... В России если и не было религиозной реформации в строгом смысле этого слова, то была полуреформация Никона, которая   разбила православный народ на две части: ничего хорошего”.  

Основным грехом России является ее собственная измена ее собственному национальному лицу. Измена эта проникла в Россию через ее правивший слой – то есть через дворянство. Была нарушена идея национальной индивидуальности внедрением иноземцев и иноземного влияния, отколовшего дворянство от самых глубинных корней русской духовной культуры. Кульминационным пунктом этого процесса была измена русскому языку и замена его французским”.
 

В периоды великих потрясений Московского царства Церковь неизменно стояла на страже национальных интересов России и всей своей нравственной мощью поддерживала власть в минуты ее слабости. Сословное разложение всего русского национального строя отозвалось и на состоянии Церкви. Ее нравственный и государственный авторитет был принижен: сильная Церковь не могла бы допустить рабовладельчества, и цареубийств. Правящему слою  нужно было слабое православие. Постепенно деградируя под синодским чиновьичьим управлением, церковная организация дошла до полного бессилия, так исчерпывающе проявившегося в 1917 году. Не было нравственного авторитета, не было и авторитетных иерархов. Вместо  патриарха были обер-прокуроры – до акушеров включительно, и вместо иерархов были юродствующие, карь-ерствующие или лакействующие чиновники духовного ведомства. Государство подорвало Церковь – и в роковую годину Церковь оказалась отсутствующей”.
 

По русской национальной культуре Петр и его наследники прошли батыевым нашествием – от этого нашествия русская культура не оправилась еще и сейчас... Реформы Петра означали, в частности, ликвидацию всей культуры русского духовенства и русского купечества. Религиозная мысль России, придавленная полупротестантским синодом, застряла на протестантском богословии и на синодской канцелярщине, а купечество появилось на общественных подмостках только в качестве героев Островского, пока Ленин не добил его окончательно”.
  

Петербургский период нашей истории был периодом неуклонной национальной деградации России. Взяв кое-что (очень немного) от европейской техники, Петербург продал русский национальный дух. Девятнадцатый век был веком непрерывного государственного отставания России от ее соседей и соперников... Русская интеллигенция XIX  века явилась следствием той части петровских реформ, которая угасила русский дух во имя голландского кафтана, которая поставила русскую национальную идею в учебное и подчиненное положение по отношению к национально и государственно отсталым идеям тогдашнего Запада. В течение XVIII века был подготовлен и закреплен раздел русской служилой интеллигенции, потерявшей свое национальное лицо“. Церковь, подорванная реформами Никона и синодом Петра, церковь, давно растерявшая свой морально- общественный авторитет, давным-давно потеряла и свой собственный голос... Кто начал революцию? Думаю, что принципиально ее начал патриарх Никон: первой инъекцией иностранной схоластики в русскую жизнь. Его поддержал правящий слой, жаждавший привилегий по шляхетскому образцу”.
 [Говоря о необходимости “возврата к истокам нашего национального бытия”, Иван Солоневич предлагает фактически возвратиться и к дониконовскому православию Московской Руси. – Б.К.]

 
  Апология старообрядчества. М., 2006. – 110 
Составитель Б.П. Кутузов
                                            
Взгляд со стороны: старообрядчество глазами нестарообрядцев.

http://kutuzov-bp.ru/apologiya_staroobryadchestva.htm



 
   Связанные ссылки
· Больше про История и культура
· Новость от klem


Самая читаемая статья: История и культура:
Род Морозовых: 1770 – 1917 гг.


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by