Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
48 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
8311963
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Академик Лихачев и старообрядчество

История и культураТема:  История и культура 

28 ноября исполнилось 105 лет со дня рождения академика Димитрия Сергеевича Лихачева. В конце прошлого века он олицетворял собой лучшие качества русской интеллигенции - прямоту и честность, незапятнанную совесть, любовь к русскому народу и понимание его культуры. Димитрий Сергеевич знал о древнерусской культуре больше, чем кто-либо в мире. И он был другом старообрядчества. 

Накануне 100- летнего юбилея в "Русском курьере" увидело свет ранее не публиковавшееся интервью великого ученого, в котором он успел ещё раз сказать о старообрядчестве.

Корр.:  Как вы полагаете, можно ли сегодня возродить народную культуру?
- Культура, быт, уклад - это все на основе доброй памяти создается. На основании забот о том, чем жили наши отцы и деды, - новая культура не сменяет старую, а обогащает её, приобщает к нашему времени.Мы должны ценить всё, что связано с прошлым, что отразилось в нашей современности, что до нас дошло. Потому что нравственность не бывает старой, она одна, она традиционна и не может быть создана заново! И мы должны эту старую правду сохранить для наших детей и внуков, чтоб им было чем гордиться, чтобы они любили нашу страну.

- Где, в каких проявлениях жива ещё сегодня старая культура?
- Древняя русская культура действительно сохраняется в современности. И в патриаршей православной Церкви, и, конечно же, в старообрядческой Церкви.
Старообрядчество - это удивительное явление русской жизни и русской культуры. Жизнь и культура в данном случае очень тесно связаны. В 1906 году, при Николае II, старообрядцев наконец перестали преследовать законодательными актами. Но до этого их всячески притесняли, и эти преследования заставили их замкнуться в старых верованиях, в старых обрядах, в старых книгах - во всём старом.
И получилась удивительная вещь! Своим упорством, своей приверженностью к старой Вере старообрядцы сохранили древнюю русскую культуру: древнюю письменность, древние книги, древнее чтение, обряды древние. В эту старую культуру входил даже фольклор - былины, которые на Севере главным образом сохранились, в старообрядческой среде.

- Но разве Север не был глухой окраиной России, краем безграмотности?
- Мы совершенно неверно привыкли считать, что Север был страной сплошной неграмотности. Ведь те переписчики, которые приходили на Севере в крестьянские избы и требовали чтения по новым книгам, записывали старообрядцев неграмотными, потому что они просто отказывались читать печатные книги. Они читали только свои - рукописные!

- Известно, что к середине XIX века среди гонимых старообрядцев было много крупных капиталистов. В чём причина этого феномена?
- В старообрядцах замечательно то, что ради идеи, вовсе для них материально невыгодной, они шли буквально на костёр. Они предпочитали сжигать себя, но не соглашаться на идейные уступки.
Это поразительное явление в истории культуры человечества - такая нравственная стойкость! Нравственная стойкость в Вере вела к тому, что и в труде старообрядцы были нравственно стойкими. Всё то, что старообрядцы делали: рыбу ли ловили, плотничали или кузнечным делом занимались, или торговлей - они делали на совесть. С ними удобно и просто было заключать разные сделки. Они могли совершаться без всяких письменных договоров. Достаточно было слова старообрядцев, купеческого слова,  и всё делалось без всякого обмана. Благодаря своей честности они и составили довольно зажиточный слой населения России. Уральская промышленность, к примеру, держалась на старообрядцах. Во всяком случае, до того, как при Николае I их особенно стали преследовать. Чугунолитейная промышленность, рыболовство на Севере - все это старообрядцы.
Из старообрядцев вышли купцы Рябушинские и Морозовы. Высокие моральные качества выгодны для человека!  Это ясно видно по старообрядцам. Они богатели и создавали благотворительные, церковные, больничные организации. У них не существовало капиталистической жадности. Это был удивительный слой населения России - и очень богатый, и очень щедрый.
Добрая репутация старообрядцев и сегодня помогает им во всем мире. Они ведь живут и в Румынии, и в Болгарии, и в Австралии, и в Венесуэле, и в Америке...

- Димитрий Сергеевич, какие всё-таки взаимоотношения должны быть между Церковью и государством?
- В последнее время мы приходим к сознанию того, что в дела религии, в дела Церкви - и старообрядческой, и какой угодно другой, государству не нужно вмешиваться. Что всё должно идти само собой, что отношения между верующими и неверующими должны строиться на основании взаимного уважения. Ведь опыт преследования старообрядцев, опыт того, что Церковь становилась государственной и, наоборот, не поощрялась государством, показывает, что и то, и другое в одинаковой мере вредно для общества. Общество не должно быть расколото на верующих и неверующих. Ведь главное - это сознание своей общности - и с народами нашей страны, и с человечеством в целом. А дальше как будет складываться жизнь, у кого окажется больше - об этом мы пока помолчим...

- Что, по вашему мнению, главное в культуре наших предков? Что особенно стоило бы сберечь?
- Великая доброта, великая нравственная сила - вот что особенно ценно для нас в культуре Древней Руси. Её нужно беречь, эту великую доброту, - на ней строилась Русь. На бесконечной доброте русского народа, его дружелюбии и терпимости - на них держалось отношение Руси к другим народам. Я думаю, что доброта - это такой неразменный рубль, который сколько ни отдаёшь, всё к тебе возвращается. И радость человека заключается в доброделании, когда он сам, по своей доброй воле, делает добро. Восстановление икон старых, книг, риз, архитектуры старой - всё это проявления доброделания. Со злобой ничего нельзя сделать. Можно только разрушить... 
28.11.2006 г.  

Наша справка.
Димитрий Сергеевич Лихачев родился 28 ноября 1906 года в Санкт-Петербурге. В 1928 году Лихачев окончил факультет общественных наук Ленинградского государственного университета. С 1938 года – младший, а с 1941 года – старший научный сотрудник Института русской литературы АН СССР, где руководил сектором древнерусской литературы.

Лихачев был осужден на 5 лет за участие в студенческом кружке «Космическая академия наук». До ноября 1931 года Дмитрий Сергеевич являлся политзаключенным в Соловецком лагере особого назначения.


Лихачев – автор фундаментальных трудов, посвященных истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Ему принадлежат сотни работ (пятьсот научных работ, более шестисот публицистических трудов) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы. Его вклад в сохранение русской культуры неоценим.

В 1942 году Димитрий Лихачев был награжден медалью «За оборону Ленинграда», а в 1998 году стал первым кавалером восстановленного ордена Святого апостола Андрея Первозванного .

Умер Димитрий Сергеевич Лихачев 30 сентября 1999 года.
  



 
   Связанные ссылки
· Больше про История и культура
· Новость от nikvik


Самая читаемая статья: История и культура:
Род Морозовых: 1770 – 1917 гг.


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 5
Ответов: 2


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by