Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
27 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
8183300
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Малышев В. И. : Материалы к "Летописи жизни протопопа Авакума".

Старообрядческие согласияТема: Старообрядческие согласия
330-летие со дня мученической смерти протопопа Аввакума

«Едина купель всех нас породила... един покров — небо, едино светило — солнце». (Прот. Аввакум).

Сегодня «Православное Старообрядчество» знакомит своих читателей с "Летописью жизни протопопа Аввакума" — трудом Владимира Ивановича Малышева, материал к которому он собирал факти­чески всю свою жизнь. Еще в студенческие годы В. И. Малышев задумал обследование государственных архивов и крестьянских библиотек на Низовой Печоре и Мезени с целью выявления но­вых источников биографии выдающегося русского писателя. Итогом многолетней работы В. И. Малышева, не прекращав­шейся до дня его смерти, были находки рукописей — подлин­ных документов XVII—начала XVIII в. и текстов неизвестных ранее литературных сочинений Аввакума.

Многие из этих нахо­док обогатили науку историческими и литературными открыти­ями: В. И. Малышев нашел новые письма Аввакума и вос­становил имена его корреспондентов-единомышленников, обна­ружил особую редакцию "Жития", содержащую новые биогра­фические сведения об Аввакуме (Прянишниковский список), разыскал документы о сибирской ссылке Аввакума и его конфликте с воеводой А. Ф. Пашковым, нашел многочисленные документы о тюремных заключениях Аввакума и о судьбе его семьи... В. И. Ма­лышев установил ряд сенсационно новых фактов биографии Ав­вакума: и то, что Аввакум рисовал на бересте изображения "цар­ских персон" с "хульными" подписями и посылал их в Москву, и то, что участвовал в организации народных беспорядков в Москве во время крещенского водосвятия 1681 г. 

Материалы, найденные В. И. Малышевым, существенно до­полняют известные до сих пор источники по истории начального старообрядческого движения XVII в., собранные в изданиях Н. И. Субботина и Я. Л. Барскова, позволяют по-новому ком­ментировать и понимать текст "Жития". 

В "Летописи" В. И. Малышев не только последовательно вос­создавал историю жизни "бунтаря-протопопа", но соотносил его судьбу с судьбами крупнейших исторических деятелей XVII в., его современников. Отсюда насыщенность "Летописи" сведениями и о царе Алексее Михайловиче, и о патриархах Никоне и Иоакиме, и о таких видных деятелях русской культуры XVII в., как Епифаний Славинецкий, Ф. М. Ртищев, А. С. Матвеев. Параллельно — в "Летописи" рассматриваются судьбы выдающихся (и одновре­менно малоизученных) деятелей начального старообрядчества Ивана Неронова, Александра Вятского, боярыни Морозовой и др. Особое место в "Летописи" занимают найденные В. И. Малышевым сведения о реальном окружении Аввакума — о неизвестных ра­нее последователях и единомышленниках непокорного протопопа, о его "духовных детях" — посадских и юродивых, стрельцах, охра­нявших Аввакума в ссылках и заточениях и распространявших его сочинения, а также о тех, кто триста лет назад, 14 апреля 1682 г., выполнял царский указ сжечь Аввакума на костре "за великие на царский дом хулы". Таким образом, материалы "Летописи" не только воссоздают и систематизируют факты и даты жизни Аввакума, но и раскрывают и документируют "пестрый мир" Аввакумова бытия, отраженный в его "гениальных", по ха­рактеристике А. Н. Толстого, творениях — "Житии" и посла­ниях. Этой сверхзадачей работы В. И. Малышева вызвано нали­чие в "Летописи" большого количества сведений о книгах, из­дававшихся в XVII в. и сыгравших заметную роль в публицистике 1650—1680-х гг.Работа В. И. Малышева над "Летописью" прервалась в 1976 г. в связи с его болезнью и смертью.  

Научная требовательность В. И. Малышева, его стремление к исторической и библиографической точности были одной из причин, почему "Летопись" не была им окончательно завершена: она постоянно дополнялась и совершенствовалась. Однако сей­час издание малышевских материалов, пусть с лакунами, стало насущной научной необходимостью: материалы выстраивают систематический ряд важнейших исторических фактов и обстоя­тельств, которые позволяют по-новому комментировать текст автобиографического "Жития" Аввакума и других его сочинений, помогают лучше понять соотношение и конкретные связи исто­рических деятелей аввакумовской эпохи. Многие сведения, со­держащиеся в "Летописи", ранее вообще не были известны (на­пример, сведения о том, что верный последователь Аввакума, собиравший и хранивший его сочинения, сторож Благове­щенского собора Андрей Самойлов был сослан с семьей в Пустозерск и находился там до 1674 г.); они с благодарностью будут использованы комментаторами и издателями сочинений Аввакума. 

Издание материалов к "Летописи жизни протопопа Аввакума" напоминает исследователям русской литературы XVII в. о по­желании В. И. Малышева, высказанном им в 1970 г.,— об изда­нии в одном томе всех известных документальных материалов о деятельности Аввакума: "В настоящее время известно немало документального материала об Аввакуме, содержащего ценные сведения, но напечатанного в различных сборниках и журналах, иногда редких и малодоступных. Для удобства пользования этими источниками было бы полезно собрать их воедино и переиздать, тем более что многие документы опубликованы неточно, по слу­чайным текстам, без учета других ныне известных списков.  

В конце "Летописи" публикуем четыре приложения, извле­ченных из летописной картотеки и отдельных публикаций В. И. Ма­лышева: 1) Род Аввакума; 2) Охрана протопопа Аввакума в Пустозерске; 3) Список ссыльных и заключенных пустозерского ос­трога в июле 1680 г.; 4) Основная хронология жизни Аввакума. .Н. Демкова    

 МАТЕРИАЛЫ К ЛЕТОПИСИ

 
I. Род Аввакума
1. Родители: отец, священник Петр (РИБ, т. 39, стб. 8, 89, 161); мать Мария, во иночестве Марфа (там же).
2. Братья: Герасим, священник (Есипов, с. 119; РИБ, т. 39, стб. 134); Евфимий, псаломщик придворной церкви (умер в "мор"1654 г. в возрасте ок. 20 (?) лет (РИБ, т. 39; стб. 133); Козьма (РИБ, т. 39, стб. 134).
3. Сыновья: Иван; жена Неонила, дочь Марья (Никольский, с. 159; Барсков, с. 69; Есипов, с. 119); Прокопий (Никольский, с. 159; Барсков, с. 69; Робинсон, с. 219); Корнилий (Никольский, с. 159; Малышев, 2, с. 386); Афанасий (Барсков, с. 69; РИБ. т. 39, стб. 922—923).
4. Дочери: Агриппина (Никольский, с. 159; Барсков, с. 691); Акулина (Барсков, с. 69); Аксинья (Барсков, с. 69).  

 III. Список ссыльных и заключенных Пустозерского острога в июле 1680 г.(из "росписного списка" приема дел воеводой А. Г. Хоненевым у воеводы Г. Я. Тухачевского)
"Да в Пустоозерском же остроге сто человек стрельцов и с ссыльными.
Да ссыльная роспопы Лазарева жена Домница живет в Пустоозерском остроге в своем дворе.
Соловецкого монастыря тюремные сидельцы за караулом пус­тоозерских стрельцов: Логинко Степанов, Игнашко Иванов, Митька Борисов, Данилко Терентьев — умре, Васька Иванов, пушкарь Климка Федоров, Тишка Малафеев, Федька Семенов, Петрушка Кузьмин, Федотка Микитин.
Церковныя раскольники, что сидят в тюрьме, в осыпных в розных избах, за караулом пустоозерских стрельцов: бывшей протопоп Аввакум, роспопа Лазарь, роздьякон Феодор, бывшей чернец Епифаней.
Ссыльные ж люди Ондрюшка Олонец с сыном, да Стенька Мезенец з женою живут на подворье у пустоозерцов посадцких людей и у стрельцов".
ЦГАД А, Боярские и городовые книги, ф.137, № 109, л.18 об.—19 об.  

IV. Основная хронология жизни Аввакума
1621—1652 — жизнь в Нижегородских пределах.
1652—1653, 16. IX — жизнь в Москве.
1653—1664 (весна) — сибирская ссылка.
1664 (весна)—1664, 29. VIII — жизнь в Москве.
1664, 29. VIII—1666, 1.III — мезенская ссылка.
1666, 1. III—1667, 30.VIII — жизнь в Москве.
1667, 30. VIII—1682, 14.IV — пустозерская ссылка. 

Перепечатано в сокращении.
Полностью материал можно прочесть:
Портал-Credo.Ru
01-06-2006  



 
   Связанные ссылки
· Больше про Старообрядческие согласия
· Новость от nikvik


Самая читаемая статья: Старообрядческие согласия:
Старообрядцы в лоне Русской Православной Церкви.


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by