Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
11 гостей и 1 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
7835535
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Малышев В. И. Материалы к "Летописи жизни протопопа Аввакума" (часть – 3).

Старообрядческие согласия

Тема: Старообрядческие согласия

           История Старообрядчества

           330-летие со дня мученической смерти протопопа Аввакума


«Едина купель всех нас породила... един покров — небо, едино светило — солнце».
(Прот. Аввакум).


Сегодня «Православное старообрядчество» продолжает знакомить своих читателей с "Летописью жизни протопопа Аввакума" — трудом Владимира Ивановича Малышева.



1652—1653, 16. IX — жизнь в Москве.

1653

Февраля 11. Выход Псалтыри с молитвословом, где были исключены разделы о 16 поклонах при произнесении молитвы Ефрема Сирина во время великопостной службы и о кре­стном знамении.

Между 20 и 27 февраля. "Память" патриарха Никона протопопу Казанского собора Ивану Неронову о введении трехперстного крестного знамения и об уменьшении числа земных поклонов при исполнении молитвы Ефрема Сирина во время великопостной службы (Паскаль, 212; РИБ, т. 39, стб. 15).

Августа 4? Арестован Иван Неронов, заключен в Ново­спасский монастырь "под крепкое начало".

После 7 августа. Аввакум и Даниил Костромской на­писали челобитную царю, прося за Ивана Неронова; пере­писал ее набело Семен Бебехов.

Августа 12. Иван Неронов лишен сана (обряд совершил в Успенском соборе Крутицкий митрополит Сильвестр).

Августа 13. Подписан указ о ссылке Неронова в Спасо-Каменный Вологодский (на Кубенском озере) монастырь "под крепкое начало", и Неронов увезен из Москвы. Часть пути от Москвы его провожал Аввакум (Материалы, I, с. 30, 50—51); ср. иную дату в "Записке о жизни Ивана Неронова" — 4 августа; там же, с. 134).

Аввакум возвратился в Москву после проводов Неро­нова в ссылку (Материалы, I, с. 50—51; Верещагин, с. 6).

Августа 13, суббота, вечер. Аввакум "... чел поучение на паперти.., лишние слова говорил, что и не подобает говорить" (из письма священника Ивана Данилова Неро­нову в Спасо-Каменный монастырь от 29 сентября 1653 г. — Материалы, I, с. 29). Эта паперть Казанского собора была разобрана в мае 1802 г., и на ее месте построена новая (Никольский А. Заметка о колокольне при Московском Казанском соборе. — Тр. комиссии по осмотру и изучению памятников церковной старины г. Москвы и Московской епар­хии / Под ред. А. И. Успенского. М., 1911, т. IV, с. 1—2).

Августа 13, "на завтрене первого часа". Аввакум был взят под стражу (по доносу священника Казанского собора Ивана Данилова) Борисом Нелединским со стрельцами из сушила во дворе Неронова во время совершения "всенощнаго" и доставлен на Патриарший двор, где ночью же посажен на цепь. Взятые вместе с ним шестьдесят человек (по другим сведениям — 33, 40) отправлены в тюрьму и "от церкви отлучены" (Материалы, I, с. 22—23, 31; РИБ, т. 39, стб. 16). Семен Денисов в "Винограде Российском", в главе об Авва­куме, неточно сообщает, что протопопа Аввакума взяли из Казанского собора (Виноград Российский. М., 1906, л. 18).

Августа 14, "... егда ж розсветало, в день недельный". Аввакум отвезен скованный на телеге ("ростянули руки") в Андроньев монастырь; "Тут на чепи кинули в темную полатку — ушла в землю" (РИБ, т. 39, стб. 16). По преда­нию, Аввакум сидел в подвале трапезной (Свидерская М. Прошедшее через века. — Известия, 1966, № 190, от 13 ав­густа, с. 4).

Августа 16. Кто-то неизвестный ("не вем — ангел, не вем — человек") в "потемках" принес оставленному без пищи Аввакуму "хлебца немношко и штец" (РИБ, т. 39, стб. 16, 725).

Августа 17, "наутро". Архимандрит с "братьею" вы­вели Аввакума из темницы и выговаривали ему за непокор­ство патриарху, но, услышав в ответ обличения патриарху "от писания", отдали "чернецу под начал", заменив, правда, большую цепь на малую, и "велели волочить в церковь" (РИБ, т. 39, стб. 17).

Возможно, в тот же день ("тут же в церкви") или же вскоре после того Аввакум, оказавшись во время обедни рядом с "подначальным" из Хамовников ("наш брат под­начальной"), заключенным за пьянство и страдавшим одержимостью, исцелил его (помолившись тут же за него) и запретил ему об этом рассказывать (РИБ, т. 39, стб. 17).

Августа 22. Аввакума "водили пешова" из монастыря в Патриарший приказ и "стязався много... паки также отвели" (РИБ, т. 39, стб. 18; Материалы, I, с. 23). В приказе Аввакум допрашивался о челобитной царю в защиту Ивана Неронова, написанной им совместно с костромским прото­попом Даниилом и подписанной многими лицами. Пат­риарший "архидиакон" Григорий, "стязався и побраня" протопопа "матерны", велел отвести его обратно в монастырь (Материалы, I, с. 23—24; ср. Паскаль, 219—224).8

Сентября 1. Написана память Патриаршего двора, за подписью дьяка Василия Потапова, Сибирскому приказу (боярину князю Алексею Никитичу Трубецкому и дьякам Григорию Протопопову и Третьяку Васильеву) по указу царя и по приказу Никона: "Входу Иеросалимского отставленаго протопопа" Аввакума с семьей "за ево многое безчинство" сослать в "Сибирский город на Лену" в "Якутский острог" (Никольский, с. 159, № 1).

Муромский протопоп Логгин расстрижен и проклят в Успенском соборе в присутствии патриарха, царя и ца­рицы и "отдан в смиренье в Богоявленской монастырь"; затем (14 сентября) отослан в свое село, в Муромские пре­делы, под наблюдение "отца" (по-видимому, духовного) (Рязанские достопамятности, собранные архимандритом Иеронимом. Рязань, 1889, с. 71; Материалы, I, с. 25; Па­скаль, 225).

Сентября 8. У Аввакума родился сын Корнилий (Ни­кольский, с. 159, № 2).

Сентября 14. Письмо Аввакума из Андроньева мона­стыря Ивану Неронову в Спасо-Каменный монастырь: сообщает о богослужении в "дому твоем в сушиле", во время которого был взят вместе с прихожанами под стражу, о тюремном режиме, о допросах в Патриаршем приказе, о ссылке Даниила Костромского в Астрахань, а Логгина — в Муромские пределы, о поведении Стефана Вонифатьева ("всяко ослабел"), о неполадках в доме адресата ("сказы­вают, пьянствуют да бранятся"), из-за чего жена Аввакума "потерпела, да и з двора збрела", и о другом (Материалы, I, с. 20—26). Это письмо — первый известный автограф Аввакума (ГИМ, Синод, собр., № 1096, начало утрачено).

Сентября 15. Аввакум привезен в Успенский собор (в Никитин день, во время крестного хода из Кремля) для расстрижения. "Держали в обедню на пороге долго". По просьбе царя не остригли. Подьячий Патриаршего двора Иван Васильев и пристав Василий Войков отвели Аввакума в Сибирский приказ для высылки в Сибирь и отдали дьяку Третьяку Башмаку, тайному стороннику протопопа (впо­следствии инок Савватий, известный деятель старообряд­чества). Аввакум сидел в Андроньевом монастыре "четыре недели" (РИБ, т. 39, стб. 18; Никольский, с. 159, № 2). В тот же день Аввакум дал показания о составе своей семьи и назвал ее адрес в Москве: у Казанского собора, "на дворе" Ивана Неронова, состоит из жены Настасьи, трех сыновей (Ивана — девяти лет, Прокопья — пяти лет, Корнилия — восьми дней) и дочери Агриппины — восьми лет (Николь­ский, с. 159, № 2).


Портал-Credo.Ru
01-06-2006


 




 
   Связанные ссылки
· Больше про Старообрядческие согласия
· Новость от nikvik


Самая читаемая статья: Старообрядческие согласия:
Старообрядцы в лоне Русской Православной Церкви.


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by