Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
37 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
7856990
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Малышев В. И. Материалы к "Летописи жизни протопопа Аввакума" (часть – 4).

Тема: Старообрядческие согласия           
            История Старообрядчества
          
         330-летие со дня мученической смерти протопопа Аввакума

«Едина купель всех нас породила... един покров — небо, едино светило — солнце». (Прот. Аввакум).

Сегодня «Православное старообрядчество» продолжает знакомить своих читателей с "Летописью жизни протопопа Аввакума" — трудом Владимира Ивановича Малышева.

1653—1664 (весна) — сибирская ссылка.

Сентября 29.
Священник Казанского собора Иван Да­нилов сообщает в письме к Ивану Неронову об обстоятель­ствах взятия Аввакума под стражу, подробно описывает причины столкновения Аввакума с причтом Казанского со­бора, его действия по переманиванию прихожан в "сушило", указывает, что Аввакум сослан в Сибирь ("будет-де тамо в протопопех"), что брат его Григорий9 Петров помогает причту Казанского собора при богослужении ("неотлучен на крылосе всегда"), а другой брат, Герасим, ложно обви­няет причт собора в аресте Ивана Неронова. Иван Данилов сообщает своему адресату, что Семен Бебехов сослан по вине Аввакума (заставившего его переписать начисто челобитную царю о свободе Неронову) в Боровский Пафнутьев мона­стырь и что Аввакум со своим земляком, попом Семионом Трофимовым, распустили слух среди прихожан о том, что якобы попы Казанского собора отняли у Аввакума в церкви книгу и выпроводили его за двери (Материалы, I, с. 26—34).

Ноября 6. Иван Неронов в послании царю Алексею Михайловичу просит милости "заточенным, и поруганным, и изгнанным", имея, несомненно, в виду Аввакума, Даниила Костромского, Логгина Муромского и других своих едино­мышленников, наказанных безвинно, по клеветам, и "мир­ским судом", а не "соборне", как следовало бы разобрать их дела (Материалы, I, с. 35—36).

1654
Января 8—9.
Воссоединение Украины с Русским го­сударством.

Февраля 27.
Иван Неронов в послании царю Алексею Михайловичу из Спасо-Каменного монастыря вновь просит за духовных лиц, "заточенных, поруганных, изгнанных без всякия правды" "мирским судом", имея в виду Аввакума, Логгина и других, разосланных по ссылкам противников нововведений Никона. В посланном в тот же день письме Стефану Вонифатьеву Иван Неронов изъявляет желание с этой "братиею" пострадати "любезно" (Материалы, I, с. 52, 72).

Март—апрель.
Собор в Москве об исправлении церков­ных книг.

Мая 2.
Иван Неронов в послании к царице Марии Ильиничне из Спасо-Каменного монастыря называет Павла Коломенского, Даниила Костромского, протопопа Аввакума, Логгина Муромского и прочих несправедливо по­страдавшими и незаконно осужденными "мирским судом". Их действия "ради проповеди закона и ради учения" он уподобляет подвигу самого Христа, который также без­винно "пострада от жидов". Иван Неронов просит царицу похлопотать за осужденных перед царем и предсказывает несчастье стране, если они не будут возвращены из ссылок и заточения (Материалы, I, с. 79—81).
В письме Ивана Неронова Стефану Вонифатьеву снова ставится вопрос о невиновности отправленной в ссылки и заключения духовной "братии" (Материалы, I, с. 84—94).

Мая 18.
Отъезд царя Алексея Михайловича на войну с Польшей (возвратился в Москву в январе 1655 г.).

Июля 1.
Иван Неронов отправлен через Вологду в Кан­далакшский Рождественский монастырь (Материалы, I, с. 136).

Июля 13.
Иван Неронов (вместе с Логгином Муромским) пишет послание Стефану Вонифатьеву из Вологды (Мате­риалы, I, с. 94—108).
Игумен Феоктист в письме к Стефану Вонифатьеву, также из Вологды, обращает внимание на бесправное поло­жение осужденных своих друзей: Аввакума, Даниила, Лог­гина и др., которых теперь свободно может обидеть любой: "что же братия наша пострадати будут от всех — Даниил, Логгин, Аввакум, и прочая?" (Материалы, I, с. 118).

Августа 2 {среда).
Солнечное затмение (полное) (описание его см.: Святский, с. 54—56). Аввакум вспоминал об этом затмении в "Житии" примерно через 20 лет (РИБ, т. 39, стб. 4). Допустил две ошибки: 1) затмение было не за две недели перед Петровым постом, а в начале Успенского поста (15 августа); 2) оно было не "перед мором", а уже во время эпидемии чумы, которая в Москве началась в июле 1654 г.

Августа 25.
Бунт против Никона во время чумы.

Июль—октябрь.
Во время морового поветрия в Москве умерли два брата Аввакума: "Два брата жили у царицы в Верху, а оба умерли в мор, и з женами, и з детьми; и мно­гая друзья и сродники померли" (РИБ, т. 39, стб. 20). Брат Аввакума Евфимий умер в мор с женой, будучи пса­ломщиком у царевны Ирины Михайловны. "Взят был в Верх во псаломщики к болшой царевне"; "болшая царевна" — Ирина Михайловна, сестра царя (РИБ, т. 39, стб. 68, ср. стб. 20).

1655
Марта 11.
Вторичный отъезд царя Алексея Михай­ловича на театр военных действий (вернулся в Москву 10 декабря).

Марта 25—31.
Церковный собор в Москве против двоеперстия.

Июня 3.
Архимандрит Александр хиротонисан в епи­скопа Коломенского (Верещагин, с. 8—9).

Июня 27.
В Тобольске получена царская грамота о пе­реводе Аввакума с семьей под стражей в Якутский острог с запрещением служить "божественные службы" (Малышев 6, с. 352).
Получена в Тобольске "в та же времена" (т. е. одновре­менно с указом) "с Москвы грамотка", извещающая о смерти в столице от моровой язвы двух братьев Аввакума со всем семейством и многих сродников и друзей (РИБ, т. 39, стб. 20; ср. Никольский, с. 151).

Августа 10.
Бегство протопопа Ивана Неронова из ссылки — из Кандалакшского Рождественского монастыря — с духовными детьми Алексеем, Силою и Василием (Мате­риалы, I, с. 137—138; Знаменский, 343).

Августа 18.
А. Ф. Пашкова сменил на воеводстве в Ени­сейске (был енисейским воеводой с начала 1650 г.) столь­ник Иван Павлович Акинфов (Паскаль, 255).

Августа 31.
В Москве вышел Служебник, оправдывав­ший в предисловии вводившиеся исправления в службе и молитвословиях.
Декабря 25. Пострижение (по "совету" Стефана Вонифатьева) Ивана Неронова под именем инока Григория в Переяславль-Залесском Троицком Даниловом монастыре и пе­редача его под начало старцу Феофану (Материалы, I, с. 143; Знаменский (с. 346—347) датирует пострижение 1656 г.).Аввакум живет в Енисейске, где в это время формиру­ется даурский полк воеводы Афанасия Филипповича Паш­кова (Копылов, с. 140).1656Января начало (?). Осуждение и проклятие церковным собором Ивана Неронова (Материалы, I, с. 124—134).Апреля 3 (?). Смерть епископа Павла Коломенского.

Апреля 23—июня 2.
На Соборе в Москве одобрена ново­печатная Скрижаль, осудившая двоеперстие, и провозгла­шено отлучение не повинующимся церкви последователям двоеперстия (Верещагин, с. 13).

Мая 15.
Отъезд царя Алексея Михайловича на войну со Швецией (возвратился в Москву 17 января 1657 г.)

.
Мая 18.
Иван Неронов отлучен от церкви (Верещагин, с. 13).

Июня 2.
Вышел из печати сборник "Скрижаль" с допол­нительными статьями, в котором излагались постановления собора 1655/56 гг. в пользу Никоновой церковной реформы.

Июня 11.
Ивашка Епишев, служилый человек, доста­вил в Якутск отписку тобольского воеводы Василия Ивано­вича Хилкова якутскому воеводе Михаилу Семеновичу Лодыженскому о переводе Аввакума с семьей из Енисейского острога в Якутский острог, с запрещением служить "боже­ственные службы" (Малышев, 6, с. 352). Перевод не состоялся.

Июля 2.
Прибыл на воеводство в Енисейск Максим Гри­горьевич Ртищев (воеводствовал здесь до 1659), взамен И. П. Акинфова, по жалобе А. Ф. Пашкова (Паскаль, 258).

Июля 4.
Память енисейской приказной избы енисейскому солепромышленнику Алексею Тихоновичу Жилину о вы­даче Аввакуму, в числе 300 служилых людей, собранных для даурского похода, шести пудов соли как "государева жа­лованья" на 165 (1657) год и о взятии у протопопа о том "отписи" (расписки) (Копылов, с. 139—140).

Июля 10.
 Аввакум получил у А. Т. Жилина "государева жалованья 6 пуд соли" и дал в том расписку "за своею ру­кою". Автограф находится в ЦГАДА, Сибирский приказ, стб. 630, ч. 2, л. 150 (Копылов, с. 139).

Августа 26.
В царской грамоте сообщается, что старец Феофан и Иван Неронов сбежали из Переяславль-Залесского Данилова монастыря и что последний был замечен (но избежал поимки) в доме у Воскресенского попа Григо­рия, в вотчине Лукьяна Уньковского, что в Телепшинском стане Вологодского уезда (РИБ, т. 12. Акты Холмогорской и Устюжской епархий, ч. 1. 1500—1699 гг. СПб., 1890 стб. 292-294).

Сентября 15.
Аввакум прибыл в отряде Афанасия Паш­кова на Долгий порог, бит палачом на Долгом пороге кну­том по спине и по бокам (72 удара) за "малое писанейце", посланное Пашкову и осуждающее воеводу за грубость и же­стокость в обращении с людьми. Перед наказанием бит са­мим воеводой по щекам и по голове. Сбитого с ног Аввакума Пашков, "чекан ухватя", ударил трижды по спине (РИБ, т. 39, стб. 22—23; Малышев, 4, с. 396).

После 15 сентября—до 4 июня 1657 г.
Даурские казаки и служилые люди подали челобитную на Аввакума, обвиняя его в написании "своею рукой" "воровской составной памяти", "глухой, безымянной", направленной против "начальных лю­дей", у которых де "везде... во всех чинех нет никакия правды", для учинения смуты между казаками и воеводой и привлечения казаков на свою сторону. Челобитчики оправдывают и приветствуют состоявшееся наказание Авва­кума кнутом, чтобы другие "такими же воровскими письмами смуты не чинили", и выражают верноподданнические чувства царю и воеводе. Просят разрешить воеводе учинить "вору, и завотчику, и ссорщику" наказание "по Уложенной собор­ной книге" (полагалась смертная казнь), чтобы из-за него не попасть отряду в царскую немилость и чтобы "службе от такова вора и завотчика какое дурно не всчалось" (Малы­шев, 4, с. 395-397).

Октября 1.
Отряд А. Ф. Пашкова прибыл в Братский острог. Аввакум ("с Покрова") заключен в "студеную тюрьму" — башню Братского острога, где сидел до Филип­пова поста (15 ноября) (Бороздин, приложения, с. 117; РИБ, т. 39, стб. 24).

Ноября 11. Смерть царского духовника Стефана Вонифатьева, протопопа Благовещенской дворцовой церкви. Царским духовником стал Лукьян Кириллов, протопоп Благовещенского собора, был духовником по 1666 г. (Смир­нов, Древнерусский духовник, с. 253; Извеков Н. Д. Московские кремлевские дворцовые церкви и служившие при них лица в XVII веке. М., 1906; Тр. комиссии по осмотру и изучению памятников церковной старины г. Москвы и Московской епархии / Под ред. А. И. Успенского. М., 1906 т. IV, с. 102).

1657
Января 4.
Встреча Ивана Неронова с патриархом Ни­коном на Патриаршем дворе и беседа между ними в Кре­стовой палате. Неронов определен патриархом на место­жительство в московский Покровский, "что на убогих дому", монастырь (Материалы, I, с. 146—158).

Января 12.
Иван Неронов во время всенощной накануне Татьяниного дня в церкви Спаса (на "Верху") обличал дей­ствия Никона перед царем (Материалы, I, с. 157—158; Знаменский, с. 360—361).

После 14 января 1657—до 21 января 1658 г.
Неронов живет в Игнатьевой (Вологодской) пустыни (Материалы, I, с. 159—162).

Лето. Прибытие отряда А. Ф. Пашкова на Байкал.

Июня 4.
Казачьи десятники Никифор Максимов и Потап Федоров посланы в Москву с челобитной даурских казаков на Аввакума и сопроводительной отпиской Афанасия Паш­кова, в которой он поддержал требование смертной казни для Аввакума. Пашков изображает Аввакума подстрека­телем к измене царю и воеводе и приравнивает его действия к действиям организаторов восстаний в Сибири того времени, Мишки Сорокина и Фильки Полетаева, называет активных сторонников Аввакума — "Фильку Помельцова, Микифорку Свешникова, Ивашку Тельного" "с товарыщи", говорит о "подметном воровском" письме Аввакума (речь шла, оче­видно, о "малом писанейце" — обличительном послании Аввакума Пашкову на Долгом пороге — возможно, 15 сен­тября 1656 г., написанном после столкновения с воеводой из-за двух престарелых вдов, которых Пашков намеревался выдать замуж. Начало этого не дошедшего до нас письма Аввакум приводит к своем "Житии") (РИБ, т. 39, стб. 22— 23; Малышев, 4, с. 397—399).

Октября 10.
В Соловецкий монастырь послан Служеб­ник "новой печати" (Материалы, III, с. 3—5).

Октября 12—16.
Александр, епископ Коломенский, опре­делен епископом Вятским (Верещагин, с. 2).
Собор в Москве об учреждении новых епархий (Вереща­гин, с. 2, 17).

Октября 27.
В Москве (в Сибирском приказе) получена отписка Пашкова и челобитная даурских служилых людей и казаков о написании Аввакумом подметного письма про­тив властей и о наказании его за то кнутом (Малышев, 4, с. 399).

1658
Января 11.
В Сибирском приказе получена челобитная Симеона, архиепископа Сибирского и Тобольского (достав­лена протопопом тобольского Софийского собора Мефодием), о том, что в 1656 г. Аввакум был послан из Енисейска с от­рядом Афанасия Пашкова в Даурию "вместо белово попа" и о том, что на пути в Даурию Пашков "своими руками" бил Аввакума "чеканом по голове", а палач — по его при­казанию — дал "протопопу на козле" кнутом "ударов с шездесят", а затем воевода держал избитого Аввакума в "студеной тюрме" "всю зиму", "с Покрова" до выезда отряда из Братского острога "в Дауры". Архиепископ жаловался на воеводу и писал, что к такому "озорнику" попов и дьяко­нов "посылать не смеет" (Бороздин, приложения, с. 117—118).

Января 21.
Разговор Неронова с Никоном во время "всенощной" в защиту двугубой аллилуии (Материалы, I, с. 162-163).

Февраля 10.
В черновом отпуске царской грамоты архи­епископу Сибирскому и Тобольскому Симеону сообщается о посылке царского указа о замене воеводы Афанасия Паш­кова Дмитрием Зиновьевым (Бороздин, приложения, с. 118).

Апреля 4—6.
Александр Вятский "по последнему зим­нему пути" прибыл на епископскую кафедру в Хлынов (Верещагин, с. 3).

Мая 6.
Этим днем Неронов датирует свое видение о Игнатьевой пустыни в "кельи в нощи" Христа, приказав­шего ему служить литургию по древним служебникам и по книгам, "кои книги в пустыни сей есть" (Материалы, I, с. 163—165).

Июля 10.
Никон оставил патриаршество.

Август 1658—февраль 1664 г.
Александр, епископ Вят­ский, проживает в Москве, вызванный "для соборного дея­ния" (Верещагин, с. 28—29).

1659
Января 6.
Этим днем Неронов датирует явление "в нощи" в "старом" его "подворье" Христа, который спросил его, "почто" Неронов не рассказывал никому о видении 6 мая 1658 г., в котором приказывалось служить литургию по древ­ним служебникам, и просил "возвестить об этом вся" мит­рополиту Питириму (Материалы, I, с. 165—166).

1660
Февраля 12—августа 14.
Разбор дела патриарха Ни­кона церковным собором.

1661
Ноября 1.
Смерть Бориса Ивановича Морозова.

1662
Мая 12.
Сын боярский Иларион Борисович Толбузин, назначенный нерчинским воеводой вместо А. Ф. Пашкова, принял от последнего в Иргенском остроге его даурский отряд (Паскаль, 271).

Июля 8.
Епископ Александр подал царю на Лобном месте во время крестного хода в Казанский собор жалобу ("моле­ние") на Никона ("противу" проклятия Никоном митропо­лита Крутицкого Питирима) (Верещагин, с. 38).
Июля 25. Восстание в Москве (так называемый медный бунт).

Лето.
Аввакум на Байкале.

Декабря 30.
Александр, архиепископ Вятский, через своего подьяка Василия Яковлева подал царю челобитье о скорейшем избрании нового патриарха (Верещагин с. 39-44).

Смерть Глеба Ивановича Морозова, ближнего боярина, новгородского воеводы, мужа Феодосии Прокопьевны Моро­зовой (Азбучный указатель, с. 42). 

Портал-Credo.Ru
01-06-2006    



 
   Связанные ссылки
· Больше про
· Новость от nikvik


Самая читаемая статья: :
Малышев В. И. Материалы к "Летописи жизни протопопа Аввакума" (часть – 4).


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by