Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
12 гостей и 1 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
7835544
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Малышев В. И. Материалы к "Летописи жизни протопопа Аввакума" (часть –5).

Старообрядческие согласияТема: Старообрядческие согласия          
          История Старообрядчества
          
          330-летие со дня мученической смерти протопопа Аввакума
«Едина купель всех нас породила... един покров — небо, едино светило — солнце». (Прот. Аввакум).

Сегодня «Православное старообрядчество» продолжает знакомить своих читателей с "Летописью жизни протопопа Аввакума" — трудом Владимира Ивановича Малышева. 

1664 (весна)—1664, 29. VIII — жизнь в Москве.
1664, 29. VIII—1666, 1.III — мезенская ссылка.

1664
Февраль.
 Александр Вятский отпущен из Москвы и до 9 февраля 1666 г. проживает в г. Хлынове (Верещагин, с. 31).

Весна. Аввакум встречается впервые "у царевы руки" с Симеоном Полоцким, только что прибывшим на житель­ство в Москву (Малышев, 2, с. 387: "И вместе я и он были у царевы руки, и, видев он ко мне царевы приятные слова, прискочил ко мне и лизал меня. И я ему рек: "Откуду ты, батюшка?" Он же отвеща: "Я, отеченька, ис Киева".

Лето. Аввакум имел "наедине" беседы с царским духов­ником протопопом Лукианом Кирилловым, архиепископом Иларионом и окольничим Феодором Михайловичем Ртищевым "о сложении перстов, и о трегубой аллилуии, и о прочих догматех" старых и "нынешних нововводных" (Материалы, I, с. 199; V, с. 65).
Июля 27. Окольничий Феодор Михайлович Ртищев обра­тился к Аввакуму с вопросом — "достоит" ли "учитися ри­торике, диалектике и философии?". Аввакум ответил письмом ("Собрание от божественных писаний протопопа Аввакума Петрова"), которое заключил так: "Попросим с тобою от Христа Бога нашего истиннаго разума, како бы спастися, да наставит нас Дух Святый на всяку истинну, а не риторика с диалектиком" (Кириллов И. А. Правда старой веры. М., 1916, с. 257—262).10 Двор окольничего Ф. М. Ртищева был в Конюшенной слободе Земляного города (здесь же был двор Михаила Феодоровича Ртищева) (Переписные книги города Москвы 1665-1676 гг. М., 1886, стб. 220). 

1664, 29. VIII—1666, 1.III — мезенская ссылка. 
Августа 29. Аввакума с семьей и с домочадцами повезли в Пустозерский острог. До Яузы его провожал "для благословения" сторож московского Благовещенского собора Андрей Самойлов (РИБ, т. 39, стб. 707—708; Материалы, I, с. 484). Путь лежал через Вологду, Великий Устюг, Холмогоры и Мезень.
Августа 30. Андрей Самойлов, сторож Благовещенского Московского собора, в распросе по поводу его перебранки 24 августа с патриаршим подьяком Савкой Семеновым в церкви Софии премудрости Божией и в Садовниках сказал: "А протопоп, де, Аввакум ему, Андрюшке, друг и советник учинился с того времени, как был у Благовещения Пресвятыя Богородицы протопоп Стефан, и протопоп, де, Аввакум к протопопу Стефану приходил почасту". А. Самойлов по­дал выписки из книг о превосходстве людей неученых, но смиренномудрых перед риторами и философами, направ­ленные против ученых справщиков и писанные протопопом Аввакумом.11 Савка Семенов сказал, что Андрюшка "плут и с юрьевским протопопом с Аввакумом соборные церкви раскольники: протопоп Аввакум служит на семи просвирах, и от церкви Софии премудрости Божии, что за Москвою рекою в Садовниках, прихожан учением своим отлучил мно­гих" (Материалы, I, с. 480—487).
Октябрь. Аввакум "с великою нуждею доволокся до Колмогор" и отсюда написал челобитную царю (третью) с прось­бой не везти его с семьей в Пустозерск из-за трудности зим­него пути, а оставить "зде, на Колмогорах" или "как твоя государева воля" (РИБ, т. 39, стб. 753—754).
Ноября 21. Юродивый Киприан подал царю третью че­лобитную Аввакума (РИБ, т. 39, стб. 754).
Декабря 6. Старец Григорий Неронов подал царю че­лобитную об Аввакуме, в которой просил возвратить Авва­кума и его семью из "того изгнания... и быти ему со мною в пустыни (Игнатьевой на Саре,—В. М.), да обще нераз­лучно пребудем, плачася грехов своих" (Материалы, I, с. 198—201).
Декабря 29. Аввакум привезен с семьей и домочадцами (всех 12 человек) на Мезень (Малышев, 3, с. 264, 266).Келарь Новоспасского монастыря Иоаким назначен архи­мандритом Чудова монастыря.
Начало преследований Ф. П. Морозовой (Мазунин, Авто­реферат, с. 15).12
У Аввакума родился меньший сын Афанасий (Малышев, 4, с. 391).

1665
Январь, начало (29 декабря 1664—20 января 1665 г.). Аввакум подал челобитную царю с Мезени о выдаче "корма", "хотя человеку по алтыну на день" (Малышев, 3, с. 261 264).
Январь. Игумен Феоктист "съехал" из Никольского, что на Болоте, Переяславль-Залесского монастыря к епископу Александру на Вятку, "в Хлынов город", в Трифонов Успен­ский монастырь, и жил здесь в особой келье с родным бра­том, старцем Авраамием, до 6 января 1666 г., после чего пребывал в Игнатьевой пустыни у Григория (Ивана) Неронова в Вологодском уезде и у брата в Архангельском мона­стыре г. Великого Устюга, где, по-видимому, и находился в момент задержания (Материалы, I, с. 339—340).
Январь, начало. Мезенский выборный земский заказ­чик Некраско Агафонов Ушаков подал челобитную на кеврольских и верховских волостей крестьян, не пославших "по размету всех денег прогонных", вследствие чего "ныне на Мезени, в Окладникове слободке, твои, великого государя, гонцы и ссыльной протопоп Аввакум, с их кеврольских сошек, для денег застоялися, и отпустить с Мезени в Пустозерский острог нечим" (Малышев, 3, с. 266).

Январь, начало
. Из челобитной мезенского и олемского сотского Насонки Филиппова и посыльщиков: "И на Мезене, в Окладникове слободке, твоим, великого государя, гонцом, и хлебные запасы, и ссыльный протопоп Аввакум, за их кеврольцы и кеврольских и верховских волостей за крестьяны, отпуски стали, и твоего, великого государя, указу и воивоцких памятей не слушают, чинятца сильны" (Малы­шев, 3, с. 266).
Январь, начало. Мезенский воевода Алексей Христофорович Цехановецкий направляет отписку о прибытии Авва­кума на Мезень и просит разрешения выдавать Аввакуму "корм". Одновременно сообщает о невозможности отправить протопопа в Пустозерск из-за отказа ("бунта") кеврольских и верховских крестьян дать прогонные деньги и подводы. При отписке посылает челобитные Мезенского выборного земского заказчика и мезенского и олемского сотского на кеврольцев и верховцев (Малышев, 3, с. 264—266).
Января 20. Челобитная Аввакума царю, отписка вое­воды А. X. Цехановецкого и челобитные заказчика и сот­ского доставлены двинскому воеводе Осипу Ивановичу Щер­батову (Малышев, 3, с. 264).
Января 26. Челобитная Аввакума отправлена (с отпиской двинского воеводы Осипа Ивановича Щербатова) из Холмогор в Новгородский приказ. Вместе с ней направлены от­писка А. X. Цехановецкого и челобитные заказчика и сотс­кого (Малышев, 3, с. 264).
Февраля 16. Холмогорский стрелец Сидор Федоров Жи­лин доставил в Москву челобитную Аввакума, отписку А. X. Цехановецкого и челобитные заказчика и сотского (Малышев, 3, с. 264).
Марта 26. Написано письмо дьякона Феодора игумену Феоктисту на Вятку ("А по Аввакума грамота (о возвраще­нии его с Мезени по Хлопотам друзей,—В. М.) не пошла: подавал я духовнику челобитную об Аввакуме, о свободе, и он в глаза бросил с яростью великою. Да послал я к тебе от Аввакума грамотку, ево руку. И как се грамотки к тебе дойдут, и ты ко мне о том отпиши, о сих грамотках") (Мате­риалы, I, с. 398-399).

Августа 24. Указ о ссылке старца Григория Неронова в Спасский Игнатьев монастырь, что на Лому (в 60 км от Вологды) (Материалы, I, с. 210).
Октября 4. Архимандрит Спасо-Ярославского монастыря Сергий с "товарищи" прибыл в Соловки с повелением бра­тии подчиниться нововведениям (Барсуков Н. А. Соловецкое восстание (1668—1676). Петрозаводск, 1954, с. 30).
Ноября 2, "во исходе". Смерть Спиридона Потемкина (Материалы, VI, с. 24).
Декабря 9. Дьякон Феодор взят под стражу и отведен во двор Павла Крутицкого в Кремле, где оставался "пять седьмиц". Отобранные крестовым дьяком Никитой Казан­цем келейные его книги переданы Павлу Крутицкому, а письма "домовыя и выписки из книг всякия" отправлены в Тайный приказ (Материалы, VI, с. 232—234).Дьякон Феодор на допросе у митрополита Павла сказал, что слышал от протопопа Аввакума, будто "о книгах новые печати собор будет" и что протопопа предупредили прислан­ные от царя люди, "чтоб терпел до собору"; имя посланца царя дьякон "не упомнит" (Материалы, I, с. 401—403).
Декабря 13. На вторичном допросе митрополитом Пав­лом дьякон Феодор сказал, что "грамотка" Аввакума, от­правленная дьякону Феодору Васильеву, адресована ему, Феодору Иванову, что в отчестве "протопоп описался или запа­мятовал" (Материалы, I, с. 404).
Декабря 9—13. У попа Никиты Добрынина при аресте в Суздале отобрана челобитная о церковных нововведениях Никона, не до конца завершенная, писавшаяся им несколько лет (Румянцев, с. 156—158; Материалы, IV, с. 7—11).Указ о переводе попа Лазаря, знаменского попа Дементьяна и подьяка Феодора Трофимова с семьями из Сибири в Пустозерский острог "за неистовое прекословье".

1666
Января 4. Для ареста игумена московского Златоустовского монастыря Феоктиста из Москвы выехали в Вятку и прибыли на место во второй половине января архимандрит московского Новоспасского монастыря Иосиф, келарь Симо­нова московского монастыря Иосиф Чирков и стрелецкий полуголова Александр Каралдеев. У игумена Феоктиста при обыске среди прочих рукописей были обнаружены списки и автографы сочинений Аввакума; выписки из книг о поклонах и пр., "грамотка" Неронову, "отписки" архимандриту Никанору на Соловки, игумену Феоктисту и царю Алексею Михайловичу, "роспись, хто в которые во владыки годятца" и челобитные (четыре) царю (Материалы, I, с. 323—338).
Января 31. Архимандрит Троицкого Сергиева мона­стыря Иоасаф наречен патриархом (Материалы, II, с. 180).
Февраля 15. Игумен Феоктист показал в Патриаршем приказе архимандриту Иосифу, келарю Иосифу Чиркову и патриаршему дьяку Денису Дятловскому, что отобранные у него сочинения Аввакума ("отписки" к царю и "грамотка" Неронову) получены им от Стефана Вонифатьева и Ивана Неронова (Материалы, I, с. 342).
Марта 1. Аввакум привезен в Москву, вместе с ним "съехали же" с Мезени сыновья Иван и Прокопий (РИБ, т. 39, стб. 51, 708).
Марта между 1—9. Аввакум находился на увещании у митрополита Павла Крутицкого (РИБ, т. 39, стб. 122; Малышев, 4, с. 393: "... отдал Павлу, Крутицкому митро­политу. Он же меня у себя на дворе, привлачая к своей пре­лестной вере, томил всяко пять дней, и козновав и стязався со мною... ").

 Портал-Credo.Ru
01-06-2006  



 
   Связанные ссылки
· Больше про Старообрядческие согласия
· Новость от nikvik


Самая читаемая статья: Старообрядческие согласия:
Старообрядцы в лоне Русской Православной Церкви.


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by