Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
12 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
7835086
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Святой и благоверный князь Александр Невский

Православное воинствоТема: Православное воинство

18 апреля мы отметили День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год).

Что знает и помнит о святом и благоверном князе Александре Невском (1220-1263 гг.) обычный житель СНГ?

Только ли за одни труды по защите Отечества Православная Церковь причислила князя к лику святых?


Информация, почерпнутая им из школьного курса истории, обычно ограничивается двумя событиями. Невской битвой 1240 года, когда молодой новгородский князь наголову разбил в устье Невы войско шведских захватчиков. И Ледовым побоищем 1242 года, в котором он разгромил немецких рыцарей-"крестоносцев". Так еще со времен знаменитого фильма Сергея Эйзенштейна в массовом сознании сложилась простая и ясная картина. Князь Александр, прежде всего, - бесстрашный воин и победоносный военачальник, сломивший "псов-рыцарей" и открывший врагам простую истину - "Кто с мечом к нам придет - от меча и погибнет".
Это правда. Однако не вся.


К XIII веку Русь стояла перед грозными испытаниями. Развернувшаяся на великой восточно-европейской равнине, как особый культурный мир между Европой и Азией, Русь попадает в тиски, так как подвергается грозному нападению обеих сторон - латинской Европы и монгольской Азии.

В 1206 г.
в сердце Азии произошло событие, во многом определившее дальнейшие судьбы истории. В Делигун Булак курултай (собрание старейшин) монгольских народов провозгласил местного завоевателя окрестных племен, воинственного князька Темучина - Самодержцем (Чингисханом). Началось монгольское движение на Китай, Туркестан, Малую Азию, Европу. Меньше, чем через двадцать лет после того, передовые кавалерийские отряды Чингисхана уже нанесли русским князьям страшное поражение на Калке.


П
очти одновременно - всего за два года до Дели-гун-Булакского курултая - не менее значительное событие произошло и в Европе; в 1204 г. западноевропейские крестоносцы взяли приступом Царьград и страшно разграбили его; Православное Византийское Царство было ниспровергнуто; на месте его основана Латинская Империя.


Вслед за Византией, казалось, пришел черед и Руси
. Наступление началось по всему фронту. Венгрия и Польша бросились на Галицию и Волынь; немецкие крестоносцы утвердились в начале XIII в. в Риге (Ливонский орден) и Пруссии (тевтонский орден) и оттуда повели наступление на Псков и Новгород; наконец, шведы двинулись на Русь через Финляндию; мечом и огнем немцы и шведы обращали в латинство как язычников литовцев, эстов и финнов, так и православных - русских.


Зима 1237-1238 г.г.
- первый татарский погром Руси (преимущественно северо-восточной); в 1240 г. татарами взят Киев (6 декабря); в том же году, побуждаемый папой на крестовый поход против «неверных», шведский правитель и полководец Биргер высадился на берегах Невы (июль).


Р
усь могла погибнуть между двух огней в героической борьбе, но устоять и спастись в борьбе одновременно на два фронта она не могла.


Предстояло выбирать между Востоком и Западом
.
Двое сильнейших русских князей этого времени сделали выбор по-разному.
Даниил Галицкий выбрал Запад и с его помощью попытался вести борьбу против Востока.
Александр Невский выбрал Восток и под его защитою решил отбиваться от Запада.


Историческая задача,
стоявшая перед Александром была двояка: защитить границы Руси от нападений латинского Запада и укрепить национальное самосознание внутри границ. Для решения той и другой задачи нужно было отчетливо сознавать и глубоко чувствовать исторический смысл своеобразия русской культуры - Православие.


Г
лубоким и гениальным наследственным историческим чутьем Александр понял, что в его историческую эпоху основная опасность для Православия и своеобразия русской культуры грозит с Запада, а не с Востока, от латинства, а не от монгольства. Монгольство несло рабство телу, но не душе. Латинство грозило исказить самое душу.


Латинство
было воинствующей религиозною системою, стремившеюся подчинить себе и по своему образцу переделать Православную веру русского народа.


Монгольство
не было вовсе религиозною системою, а лишь культурно-политическою. Оно несло с собою законы гражданско-политические (Чингисова яса), а не религиозно-церковные.


Мы привыкли
ставить знак равенства между понятиями татарин и мусульманин, но первоначальная монгольская волна отнюдь не была мусульманскою. Лишь через сорок лет после битвы на Калке хан Золотой Орды Берке принял мусульманство (ок. 1260). Но сам Берке был лишь местною властью, областною, а не имперскою. Он подчинялся Великим Ханам Монгольским (своим двоюродным братьям): Менке, а после смерти этого последнего – Кубилаю.


Основным принципом Великой Монгольской Державы
была именно широкая веротерпимость, или даже более - покровительство всем религиям. Первые монгольские армии, которые создали своими походами мировую монгольскую империю, состояли преимущественно из буддистов и христиан (несториан). Как раз во времена князей Даниила и Александра монгольские армии нанесли страшный удар мусульманству (взятие Багдада, 1258 г.)


Именно отсюда
проистекало то принципиально сочувственное отношение ко всякой религиозно-церковной организации, которое составляет характерную черту монгольской политики. В частности, и Православная церковь в России сохранила полную свободу своей деятельности и получала полную поддержку от ханской власти, что и было утверждено особыми ярлыками ханов.


С этой стороны
Александру Невскому не только не нужно было опасаться монголов, но он мог рассчитывать даже на их помощь. Поэтому и подчинение Александра монголам не было чисто механическим, только вынужденным. Александр видел в монголах дружественную в культурном отношении силу, которая могла помочь ему сохранить и утвердить русскую культурную самобытность от латинского Запада.


«Мудрость же и остроумие дадеся ему от Бога, яко Соломону».
С юных лет «вселися в сердце его страх Божий, еже соблюдати заповеди Господни и творити я во всем... Во все же время юности своея смиренномудрие вседушно держаше, кротость же стяжа и от тщеславия отвращашеся... Во устех же его безпрестанно бяху божественные словеса, услаждающа его паче меда и сота». Эти словеса он читал «со усердием, и вниманием, и желаше сих речения и делом исполняяи».


Д
ушевным качествам Александра соответствовали телесные: «Бе же розрастом (ростом) велик зело, красота же лица его видети, яко Прекраснаго Иосифа, сила же его бе, яко часть от силы Самсоновы, глась же его слышати, яко труба в народе; храбрость же его - яко Римскаго царя Веспасиана».


П
од прикрытием монгольского мира на Востоке другой сын Ярослава Александр в эти именно годы блистательно отбивал все нападения с Запада. В июле 1240 г. шведский ярл Биргер, побуждаемый папою на крестовый поход против неверных (т.е. православных), высадился на берегах Невы. Услыхав об этом, Александр, по словам древнего жития (Лаврентьевская летопись под 1263 г) «разгорелся сердцем, вниде в церковь святыя Софьи (в Новгороде), поде на колену перед олтарем, нача молиться со слезами... и восприим Псаломную песнь рече: суди, Господи, обидящим мя, возбрани борющимся со мною, приими оружие и щит, стань в помощь мне. Скончав молитву, встав, поклонися архиепископу, архиепископ же Спиридон благослови же его и отпусти».


А
лександр двинулся в поход «в мале дружине, не сождався со многою силою своею, но уповая на святую Троицу». 15 июля в 6 часов утра началось сражение. Победа Александра была полная и решительная.


Невская победа
произошла в обстановке величайшего религиозного напряжения. Она сопровождалась чудом: перед боем морской побережный стражник Пелгусий, бывший язычник, крещеный в православие и нареченный Филиппом, имел видение. Пелгусий стоял «при крае моря, стрежашеть обою пути, и пребысть всю нощь во бденьи; яко же нача всходити солнце, и слыша шумъ страшенъ по морю, и виде насадъ (судно) един гребущь, посреде насада стояща мученику Бориса и Глеба в одеждах червленныхъ... и рече Борис: брате Глебе! повели грести, да поможемх сроднику своему Александру».


В то время
, как Новгород подвергся нападению шведов, на Псков напали немцы (ливонские рыцари) и взяли его; немцы вошли затем в Новгородскую землю и попытались там укрепиться, построили крепость в Копорье. В 1241 г. Александр взял Копорье со всем немецким гарнизоном. В начале 1242 г. Александр занял Псков и тотчас пошел на Чудскую землю во владенья Ливонского Ордена.


5 апреля на льду Чудского озера
произошла знаменитая битва, известная под именем Ледового побоища. Немцы построились свиньей (клином); им удалось было прорвать линию русской рати, но в это время Александр с отборным отрядом зашел немцам в тыл и этим решил дело. Разгром неприятеля был полный.


П
осле ряда блестящих и славных побед над Западом Александру пришлось воочию ощутить силу Востока. За смирением на Востоке опять следовали победы на Западе (несколько побед над Литвою в 1245 г. в районе Торопца и Витебска).


После смерти отца
(1246г.) Александр оказался в непосредственной близости к Востоку; ему пришлось уже самостоятельно решать между Востоком и Западом. И Восток, и Запад звали его каждый на свою сторону...


П
апа
Иннокентий IV в 1251 году прислал к Александру Невскому двух кардиналов с буллой, написанной в 1248 году. Папа, обещая помощь ливонцев в борьбе с татарами, убеждал Александра пойти по примеру отца, согласившегося будто бы подчиниться римскому престолу. По рассказу летописца, Александр Невский, посоветовавшись с мудрыми людьми, изложил всю историю Руси и в заключение сказал: «Сии вся добре сведаемъ, сия суть въ насъ, учения сии целомудрствуемъ… И сия вся известно хранимъ, а отъ васъ учения не приемлемъ и словесъ вашихъ не слушаемъ».

Интересно,
что как раз примерно в то же время крестоносцы занесли "щепоть"  (троеперстие) сначала на Ближний Восток (ХII в.), а затем и в Европейскую Грецию и на Острова (ХIII в.). Понятно, что тогдашние русичи пока далеко не всегда перекрещивали латинян, это было ещё всё впереди, но отношение складывалось уже соответственное. По крайней мер, жители той же Чёрной Руси (ныне Гродненская область), а затем Езер (ныне Августовский повет в Польше) и Полоцкой земли тогда явно предпочли литовскую (тогда языческую) власть власти крестоносцев. В Ерсике, Куконосе (Кокнесе), Талаве и Юрьеве (Тарту) – православных городах и одноимённых княжествах, захваченных тогда крестоносцами, - православие было искоренено всерьёз и надолго.


С другой стороны, Батый
прислал Александру сказать:
«Иже въ русскихъ держателяхъ пресловущий княже Александре, вемъ яко разумно (известно) ти есть, иже мне Богъ покорилъ многие языки (народы), и вей повинуются державе моей. И паче ли всехъ единъ ты нерадиши покоритися силе моей? Внимай убо себе; аще мыслиши соблюсти землю твою невредиму, то потщися немедленно прийти до мене, и узриши честь и славу царствия моего себе же и земле твоей полезная приобрящеши».


Александр поехал к Батыю
.
Языческие жрецы потребовали, чтобы перед тем, как явиться к хану, святой Александр по обычаю прошел через очистительный огонь и поклонился изображениям ханских предков. Но ревностный исповедник веры Христовой с достоинством ответил: «Я христианин и не подобает мне кланяться твари». Жрецы, услышав такие слова, донесли Батыю. Спутники Александра ожидали самого худшего. Хан тотчас же пожелал увидеть знаменитого князя. Когда привели благоверного князя к хану, он поклонился хану и сказал: «Царь, тебе поклонился я, ибо Бог почтил тебя царством, но тварям не поклонюсь, ибо все создано для человека. Богу же Единому, Которому служу и Которого почитаю, Тому кланяюсь». Этот мудрый ответ понравился хану, и он с честью отпустил святого князя.


В 1262 г. Александр последний раз воевал против Запада
: он послал в поход (на Юрьев-Ливонский) сына своего Димитрия и смирившегося брата Ярослава. Русские осилили немцев и сожгли посад (крепости взять не смогли).


Самому Александру
пришлось в это время ехать в Орду умилостивлять хана, разгневанного мятежом: во многих северо-русских городах в 1262г. народ избил татарских откупщиков дани, не понимая, что за каждым баскаком стояла грозная сила всей монгольской империи. Александру удалось уладить дело благополучно: хан Берке удовольствовался его извинениями и новыми изъявлениями покорности.


Спасение русской земли
от нового разорения было последним политическим актом Александра. В Орде Александр пробыл почти год. На обратном пути он заболел (в Нижнем Новгороде) и в Городце на Волге умер (14 ноября 1263 г.), завершив свой жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. Перед смертью Александр призвал: «вся свои князи и боляре и все чиновники даже и до простыхъ, и оть коегождо ихъ прощение просяще, и всемъ имъ тако же прощение подаваше, и вей горьце плачущися о разлучении господина своего».


Митрополит Кирилл
был во Владимире, когда пришла весть о кончине Александра. Выйдя к народу, митрополит объявил: «Уже заиде солнце земли Русския». Потом помолчал, прослезился и сказал: «Благоверный великий князь Александръ преставился отъ жития сего». «И бысть во всемъ народе плачъ неутешимъ».


В
нешним блеском и величаньем земного царствия и пожертвовал Александр ради глубины понимаемых им истинных основ царской власти: «за благочестие и за вся своя люди», «избавы ради христианския».


П
одчинение Александра Орде иначе не может быть оценено, как подвиг смирения. Неслучайно в видении Пелгусия в помощь Александру являются именно Борис и Глеб - святые смирения, по преимуществу. Недаром и Степенная Книга говорит, что «смиренную мудрость» Александр «стяжа паче всехъ человекъ».


«Тот, кто указывает и распоряжается»,
- говорит в одном из своих оглашений преп. Феодор Студит - «должен соблюдать умеренность и смирение, ибо Творец естества поставил его выдающимся и более почетным членом тела».


А
лександр Невский не мог знать того, что известно сейчас любому школьнику. Но он был святым, и яснее, чем мы сейчас, вооруженные знанием исторических фактов, духовным зрением прозревал последствия своего отнюдь не случайного, а глубоко-продуманного, безукоризненного с геополитической точки зрения выбора.


При составлении использовались статьи Андрея Езерова, Николая Коняева и доклад
митрополита Ташкентского и Среднеазиатского  Владимира на конференции, посвященной наследию святого князя 4 декабря 2007г.
  



 
   Связанные ссылки
· Больше про Православное воинство
· Новость от nikvik


Самая читаемая статья: Православное воинство:
День военной разведки


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 4
Ответов: 1


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by