Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
31 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
8272722
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Малышев В. И. Материалы к "Летописи жизни протопопа Аввакума" (часть –6).

Старообрядческие согласияТема: Старообрядческие согласия          
            История Старообрядчества
          
330-летие со дня мученической смерти протопопа Аввакума

«Едина купель всех нас породила... един покров — небо, едино светило — солнце». (Прот. Аввакум).

Сегодня «Православное старообрядчество» продолжает знакомить своих читателей с "Летописью жизни протопопа Аввакума" — трудом Владимира Ивановича Малышева.

 1666, 1. III—1667, 30.VIII — жизнь в Москве.

Марта 9. Аввакум послан "под начал" в Боровский Пафнутьев монастырь (РИБ, т. 39, стб. 708).

Марта 14. Неронов привезен на жилье "до указу" в Иосифо-Волоколамский монастырь (Материалы, I, с. 215).

Марта 23. Старец Ефрем Потемкин отправлен из Кер­женских лесов в Москву, а келья его сожжена. На соборе 1666 г. он принес покаяние и был прощен с условием, что прочтет в Нижегородском уезде публично несколько раз свое покаянное воззвание, что и было исполнено (Материалы, I, с. 444-445).

Январь—май. Игумен Феоктист в письме к боярыне Феодосье Морозовой просит узнать и сообщить ему и епи­скопу Вятскому Александру о том, есть ли "государьская милость" об освобождении Аввакума из ссылки, которого ждут вследствие челобитной Ивана Неронова, написанной по приказанию самого царя "о свободе" Аввакума, поданной лично царю и "тайных дел дьяку" (Материалы, I, с. 314-315).

Мая 10. Расстрижен и проклят на церковном соборе поп Никита Добрынин и отправлен в Николо-Угрешский монастырь (Материалы, II, с. 11, 88).

Мая 11. Дьякон Феодор на допросе подал собору "письмо" против церковных исправлений (Материалы, VI, с. 1—21).

Мая 13. Аввакум и дьякон Феодор расстрижены и пре­даны церковному проклятию в Успенском соборе (Матери­алы, II, с. 27, 81-82)

.
Мая 14. Указ о. присылке попа Лазаря из Пустозерска в Москву (Материалы, I, с. 432).

Мая 15. "В осмом часу" Аввакум привезен с попом Никитой и дьяконом Феодором в Никольский монастырь на Угреши и помещен под церковью в отдельную "палатку студеную над ледником". Охрана состояла из "стрельцов человек з дватцеть с полуголовою" Григорием Осиповичем Саловым (из приказа Ивана Дмитриевича Зубова) (РИБ, т. 39, стб. 199, 708; Материалы, I, с. 371, 373, 421—422; Малышев, 4, с. 400)

.
Мая 18—30. Дети Аввакума безуспешно пытаются про­никнуть к отцу (Малышев, 3, с. 262: "Дети бедные к мона­стырю приезжают, да получить меня не могут: всяко крепко от страха, насилу и домой уедут").

Мая 24. Этим днем Аввакум датирует свое видение (в "Вознесеньев день", в полночь, во время чтения наизусть утреннего Евангелия) Богородицы и Христа с "силами мно­гими", сказавшего: "Не бойся, аз есмь с тобою!" (Малышев, 3, с. 262; Малышев, 15, с. 390).

Мая, после 24 числа. Письмо Аввакума из Николо-Угрешского монастыря к семье на Мезень (сообщает о своем положении и настроении после осуждения на соборе, о не­удачных попытках сыновей, Ивана и Прокопия, проникнуть к нему в темницу, о видении ему Христа, дает наставления, описывает быт тюрьмы и др.) (Малышев, 3, с. 261—263: "у Николы на Угреше сежю в темной полате, весь обран и пояс снят со всяцем утверждением, и блюстители пред дверьми и внутрь полаты, полуголова со стрельцами. Иногда есть дают хлеб, а иногда и щи").Письмо Аввакума из Николо-Угрешского монастыря иноку Авраамию в Москву (сообщает о своем здоровье, расстрижении, сожалеет, что лишен возможности "посо­бить" в борьбе с никонианами ("еретиками"), восхищается стойкостью Авраамия и др.) (Малышев, 3, с. 263).

Июня 2. Поп Никита и дьякон Феодор принесли покая­ние на допросе перед игуменом Николо-Угрешского мона­стыря Викентием (Материалы, I, с. 417—419).

Июня 22 (пятница). Солнечное затмение (кольце­образно-полное) (см.: Святский, с. 56—57).

Июля 1. Иван Неронов принес покаяние собору (Ма­териалы, I, с. 220).

Июля 7. Сыновья Аввакума Иван и Прокопий и племян­ник Макарко (сын брата Аввакума, священника Кузьмы) "за час до вечера" прибыли в Николо-Угрешский монастырь навестить Аввакума, отстояли всенощную и ночевали в тра­пезной с богомольцами (Материалы, I, с. 361—365). Брат Аввакума Кузьма Петров, священник домовой церкви дво­рянина Ивана Юрьевича Бахметева ("живет у него же на дворе" в Москве "у крестов в Борашах"), находился в Москве с "великого поста" 1666 г. До 1654 г. также про­живал в Москве, но во время морового поветрия этого года "съехал" в Нижегородский уезд и жил в селе Ананьинке и в Нижнем Новгороде "на посаде у архангела Гавриила" (Материалы, I, с. 359—360).

Июля 8, "на зоре". Аввакума тайно навестили и имели с ним разговор через окно сыновья Иван и Прокопий и пле­мянник Макар. Задержанные игуменом Викентием, они назвались на допросе племянниками Аввакума, детьми священника Кузьмы, сказали, что с Аввакумом в монастыре не видались и писем и слов к нему и от него не приносили. После обыска и допроса все трое были отправлены на ко­нюшенный двор, где ночевали "за караулом" (Материалы, I, с. 359—365).

Июля 9, в час дня. Иван и Прокопий предстали в Патри­аршем приказе перед дворянином Ильею Кузьмичем Безобразовым и дьяком Иваном Калитиным, признались, что они — сыновья Аввакума, и заявили, что говорили с отцом только о его здоровье (Материалы, I, с. 361—365).

Июля 12. Соловецкий старец Герасим Фирсов принес покаяние собору, получил прощение и послан "наставления ради" в Иосифо-Волоколамский монастырь, "идеже" в мире и "почи" (Материалы, II, с. 117).

Июля 16. Игумен Феоктист "за безчинство" послан под строгий "начал" в Николо-Песношский монастырь (Мате­риалы, I, с. 352).

Июля 23. Семьи попов Лазаря и Дементьяна и подьяка Феодора Трофимова (жена Лазаря Домна "да человек ее Степка", жена Дементьяна "Каптелина с дочерью Анисицею", жена Феодора Трофимова "Анютка" с сыном "Илюшкой и до­черью Настькой") привезены из Тобольска в Ижму и того же числа отправлены в Пустозерск со стрельцом Семеном Яков­левым "с товарищи" (Материалы, I, с. 436).

Июля 29. Брат Аввакума поп Кузьма и его сын Макар дали подписку на поручной записи не отлучаться никуда из Москвы без указа и отпуска и являться ежедневно в Пат­риарший разряд к Илье Кузьмичу Безобразову и дьяку Ивану Калитину. Поручителями при этом были: поп Афана­сий Евсеев, жильцы Григорий Дмитриев, Семен Иванов и Иван Иванов Бокины, Михаил Семенов, поп Спасского двор­цового собора Иван Федоров, поп собора Николы Гостунского Тимофей Демидов сын Друковцов, подьячий Помест­ного приказа Герасим, поп церкви Димитрия Селунского, "что у Тверских ворот", Михаил, поп церкви Воскресения Христова, безместные попы Яким и Исаак Иванов, послух Андрей Корниев. Поручная запись дана Патриаршего раз­ряда сыну боярскому Тимофею Бавыкину (Материалы, I, с. 365-367).

После 16 июля—не позднее 25 октября. Игумен Феоктист принес вторичное и менее уклончивое покаяние собору (Материалы, I, с. 351—352).Августа 2. Прибытие попа Лазаря в Пустозерск с Ме­зени "морем на лодье" (Материалы, I, с. 439).

Августа 10. Сыновья Аввакума Иван и Прокопий по "памяти" строителю старцу Кириллу доставлены приставом Патриаршего разряда Иваном Каторжным в Покровский, "что на убогих дому", монастырь "под начал", с приказа­нием "держать в монастырских трудах, в каких годятца", и никуда из монастыря не отпускать до указа (Материалы, I, с. 367).

Августа 27. Дьякон Феодор Иванов привезен из Угреши в Москву и отдан "под начал" митрополиту Павлу Крутиц­кому (Румянцев, с. 200—201).Дьякон Феодор "перед преосвященным собором о преле­стях своих покаяния принес и прощения просил" (Мате­риалы, II, с. 31).

После 27 августа. Дьякон Феодор "для исправления и со­вершенного покаяния" послан в Покровский монастырь, "что на убогих дому" (Материалы, II, с. 31).

Август, после 27 числа. Сыновья Аввакума Иван и Проко­пий подали челобитную царю об освобождении "из-под начала" "для всемирныя радости рождения" царевича Ивана Алексеевича (родился 27 августа 1666 г.) (Материалы, I, с. 368).

Августа, между 27 и 30. Поп Никита Константинович Добрынин перевезен из Угрешского монастыря в Москву и освобожден из заключения (Румянцев, с. 202—203)

.
Августа 31. Неронов прислан "под строгий начал" в Иосифо-Волоколамский монастырь "за церковный мятеж и к освя­щенному собору за непокорение" (Материалы, I, с. 220—222). Поп Лазарь привезен в "Ижемскую слободку" и в тот же день "скован" послан в Москву с пустозерским стрельцом Игнашкою Афонасьевым (Материалы, I, с. 439—440).

Август 1666—1667 г. Александр Вятский участвует в ра­ботах "большого" собора в Москве (Верещагин, с. 51).

Сентября 2. Царская "память" стрелецкому полуголове приказа И. Д. Зубова Григорию Салову о выдаче Аввакума из Никольского Угрешского монастыря под расписку "присылным людям" из Патриаршего приказа для отсылки его в тюрьму Пафнутьева Боровского монастыря (Материалы, I, с. 371—372).Царский указ игумену Боровского Пафнутьева мона­стыря Парфению о принятии Аввакума и содержании в мо­настырской тюрьме "накрепко, с великим опасением, чтоб он с тюрмы не ушел и дурна никакова б над собою не учи­нил, и чернил и бумаги ему не давать и никого к нему пускати не велеть, а корму давать, как и прочим колодником" (Материалы, I, с. 372).

Сентября 3. Аввакум выехал из Угрешского монастыря под конвоем стрелецкого полуголовы Г. О. Салова, четырех стрельцов (десятника Никифора Данилова, трех рядовых) и двух денщиков, с приказанием конвою "велети ево вести с великим бережением, чтоб он з дороги не ушел и дурна б над собою не учинил" (Материалы, I, с. 373; Малышев, 4, с. 399—400). Первоначально предполагалось отправить Аввакума в Пафнутьев монастырь с приставами Патриар­шего приказа (см. "память" Г. О. Салову от 2 сентября). Отписка игумена Николо-Угрешского монастыря Викентия об отправлении Аввакума в Пафнутьев монастырь и о вы­даче "под него, Аввакума", монастырской лошади и "служеб­ников" (Материалы, I, с. 374).По сведениям "записки о напаствованиях", Аввакума пе­ревезли из Угрешского в Боровский Пафнутьев монастырь 5 сентября (РИБ, т. 39, стб. 708—709; Паскаль, 388). Оче­видно, Аввакум указывает в "Записке" время прибытия в монастырь.

Сентября 4. Распоряжением митрополита Павла Сарского и Подонского велено освободить на поруки сыновей Авва­кума Ивана и Прокопия с подпиской, чтобы "церкви расколь­никам не быть и ложных снов отца своево Аввакума никому не разсказывать" (Материалы, I, с. 368).

Сентября 12. Стража, сопровождавшая Аввакума от Угреши до Пафнутьева монастыря, подала челобитную об уплате кормового жалованья за семь дней. В тот же день Стрелецкий приказ, взяв с полуголовы Салова "скаску" о количестве стражи (десятник, три стрельца и два денщика) и продолжительности поездки (7 дней), написал "память" в приказ Большого прихода о выдаче десятнику Никифору Данилову и трем стрельцам кормовых денег за четыре дня, по пяти денег на день десятнику и по четыре деньги на день рядовым (Малышев, 4, с. 399—400).Аввакума уговаривали ярославский дьякон Козьма, ко­торый "привозил выписки в тетрадях от властей", и подь­ячий Патриаршего двора, "ис пушкарей" (не из села ли Пуш­кина, что в 25 верстах от Москвы, по Ярославской дороге?), Василий Васильев. Козьма вел себя двусмысленно: "въяве уговаривает, а втай подкрепляет". С ними Аввакум послал "скаску" с "большой укоризною и бранью", написанную "им (для них,—В. И.) тут" (РИБ, т. 39, стб. 51, 122, 198, 709).

Сентября 20. Иван и Прокопий, сыновья Аввакума, дали подписку на поручной по них записи не быть "расколниками", не распространять "ложных снов отца", еже­дневно являться до царского указа в Патриарший разряд к И. К. Безобразову и дьяку И. Калитину и без указа и отпуска никуда не выезжать из Москвы. Поручителями при этом были: Герасим Аввакумов, поп церкви Димитрия Селунского у Тверских ворот, Феодосий Детков, старец Покровского монастыря, "что на убогих дому", Влас Иванов сын, "серебреник", из Барашевской слободы, Афанасий Игнатьев сын Чеботов, земский подьячий Карашской воло­сти Василий Иванов сын Беляев, Степан и Федор Ивановы, торговые люди из Басманной слободы, Никифор Иванов, стрелец Приказа Якова Павловича Соловцева (послух при поручной). Поручная дана Патриаршего разряда сыну боярскому Василию Вязецкому (Материалы, I, с. 369—370).

Октябрь (?). Дьякон Феодор, "не дождав совершенного от священного собора розрешения и прощения", сбежал из-под "начала" в Покровском монастыре, захватив с собой "из дому своево" жену и детей (Материалы, II, с. 31).

Ноября 2, Приезд в Москву вселенских патриархов Паисия Александрийского и Макария Антиохийского (Материалы, И, с. 156).
Ноября 5. Игумен Феоктист послан в московский Пок­ровский, "что на убогих домех", монастырь, в котором "пожив нечто времене... с миром ко Господу отъиде" (Ма­териалы, I, с. 352; II, с. 117).

Декабря 12. Низведен с патриаршества Никон (Мате­риалы, II, с 176-178).

После октября—не позднее 20 июня 1667 г. Дьякон Фе­одор в объяснительном письме друзьям по поводу принесен­ного им покаяния собору сообщает о расстрижении их с Аввакумом 13 мая и описывает, как их везли из Москвы в Николо-Угрешский монастырь 15 мая (Материалы, I, с. 422).Епископ вятский Александр принес покаяние на соборе и "прощения сподобися" (Материалы, II, с. 70—79). 

1667
Января 30. Дьякон ярославский Козьма от имени Павла Крутицкого и Илариона Рязанского уговаривал Аввакума "и приходил к нему пьян ночью, хотел извести его" (РИБ, т. 39, стб. 709).Царским- духовником стал протопоп Благовещенского собора Андрей Саввинов Постников (Смирнов, Древнерус­ский духовник, с. 253; Извеков Н. Д. Царский духов­ник А. С. Постников. М., 1913).

Февраля 10. Возведен в патриархи Иоасаф II (Строев, стб. 7).
Февраля начало. Подготовлена "выписка" — свод из доку­ментов собора 1666 г. В ней при перечне старообрядцев, судившихся на соборе, изложены взгляды Аввакума на пра­вославную церковь и сообщается о его расстрижении и про­клятии собором (Материалы, II, с. 7—9).

Апреля 21. С попа Никиты Константиновича Добрынина после нескольких его покаянных челобитных собор снял про­клятие, но "сана же пресвитерства Никита не удостоися" (Румянцев, с. 205—209)

.
Между февраля 10 и июля 10. Напечатан "Жезл правле­ния" Симеона Полоцкого, в котором дается характеристика деятельности протопопа Аввакума и его единомышленников: "ныне же новоявлшимися отступники Никитою, Аввакумом Лазарем, Феодором, Феоктистом, Спиридоном со суемудреными пустынниками и прочиими оторгнувшимися от един­ства церкви и своя богоненавидимая блядилища составля­ющими и строящыми... Велия буря и нестерпимое волне­ние ударяет ныне на храмину божественныя церкви чрез злохульныя уста Никитины и его единомысленников: Ла­заря попа, Аввакума, Феодора диакона и прочих, клеве­щущих, яко несть предание святых отец, еже треми персты первыми крест святый на себе воображати православным людем" (Жезл правления. М., 1667, ч. I, л. 16 об.—17, 57; Зернова А. С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI—XVII веках. М., 1958, с. 96).

Июля 1. Неронов принес покаяние собору и послан в Иосифо-Волоколамский монастырь (Материалы, II, с. 7).
Июля 17. Приговор собора в отношении Аввакума, Ла­заря ("паки… проклятию предаша") и Епифания ("прокля­тию предаша, и иночества обнажиша, и острищи повелеша, и осудиша отослати к грацкому суду") (Материалы, II, с. 29—30, 113, 182).

Августа 4. Дьякон Феодор, поставленный перед собором в Крестовой палате, "собор неправославным нарече... и ни в чем не повинился и прощения не просил" (Материалы, II, с. 32).
Августа 5. Допрос архимандритами Филаретом Влади­мирским, Иосифом Хутынским и Сергием Ярославским Авва­кума, Лазаря и Епифания. "А по допросу Аввакум подал письмо своей руки" (Материалы, II, с. 21—26, 32—34). 
Августа 26. Указ о ссылке протопопов Аввакума и Никифора, попа Лазаря и инока Епифания в Пустозерск с сот­ником Федором Акишевым и десятью стрельцами приказа Василия Бухвостова (Барсков, с. 146).
Августа 27. "Казнь" (урезанием языка) Лазаря и Епи­фания на "Болоте" (Барсков, с. 147—250). 

(Продолжение следует).   



 
   Связанные ссылки
· Больше про Старообрядческие согласия
· Новость от nikvik


Самая читаемая статья: Старообрядческие согласия:
Старообрядцы в лоне Русской Православной Церкви.


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by