Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
12 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
8040455
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Материалы к "Летописи жизни протопопа Аввакума" (окончание).

Старообрядческие согласияТема: Старообрядческие согласия           
            История Старообрядчества
          
330-летие со дня мученической смерти протопопа Аввакума

«Едина купель всех нас породила... един покров — небо, едино светило — солнце». (Прот. Аввакум).

Сегодня «Православное старообрядчество» заканчивает знакомство своих читателей с "Летописью жизни протопопа Аввакума" — трудом Владимира Ивановича Малышева. 

 1676
Января 22. Взятие царскими войсками Соловецкого монастыря
Января 29. Смерть царя Алексея Михайловича
Января 30. Вступление на престол царя Феодора Алексеевича.

Февраля 19. Царский указ об освобождении из ссылки и возвращении из Пустозерска в Москву ("отпустить к Москве незамотчав") бывшего сторожа московского Благовещенского собора Андрея Самойлова с женой и сыном (ЦГАДА ф. 217 (159), опись 3, дело 560, л. 176). Грамота пустозерскому воеводе написана 21 февраля и отдана пустозерскому стрельцу Юшке Федорову, доставлена в Пустозерск 2 апреля.

Мая 29. Андрей Самойлов освобожден из ссылки в Пустозерске (ЦГАДА, ф. 217 (159), опись 3, дело 560, л. 174—175). Отписка пустозерского воеводы об этом подана в Москве 25 октября 1676 г.

Августа 18. Пустозерский воевода сообщил в Новго­родский приказ о том, что новоприсланных людей, "воров и мятежников, мирских людей, которые сидели в Соловец­ком монастыре в осаде", в Пустозерском остроге, в "перегородных" земляных избах "Аввакума с товарищи" сажать "негде" (ЦГАДА, ф. 217 (159), № 1, нешифрованные столбцы).
Августа 25. Разрядный приказ послал в Новгородский приказ память о переводе Аввакума, Лазаря, Феодора и Епи­фания из Пустозерского острога в Кожеозерский и Спасо-Каменный монастыри, в которой говорилось: "держать их в тех монастырех под самым крепким началом, з большим бережением, чтобы они ис тех монастырей не ушли никото­рыми делы, и никого к ним припускати не велеть и говорить с ними никому ничего не давать, и писем бы никаких у них никто не имал, и к ним ни от кого нихто не приносил никото­рыми делы". Приказу предписывалось также известить о пе­реводе пустозерского воеводу и названные монастыри (Ма­лышев, 14, с. 330).
Августа 26. Новгородский приказ известил отпискою Разрядный приказ о том, что Кожеозерский и Спасо-Каменный монастыри "в Новгородцком приказе неведомы" и что грамота пустозерскому воеводе "об отдаче" Аввакума "с товарыщи" "тому, кто по них будет прислан, послана будет тотчас" (Малышев, 14, с. 331).

Сентября 7 (?). Написан царский указ пустозерскому воеводе Петру Григорьевичу Львову о переводе Аввакума, Лазаря, Феодора и Епифания из Пустозерского острога в Кожеозерский и Спасо-Каменный монастыри и о выдаче их "тотчас" присланному из Разрядного приказа и об из­вещении об этом Новгородского приказа (Малышев, 14, с. 331-332)
.
Сентября 20. Дьяк Новгородского приказа Любим Домнин "отдал" ижемскому целовальнику Костьке Хозяинову "отвесть" пустозерскому воеводе П. Г. Львову царские гра­моты, посланные из Разрядного и Новгородского приказов о переводе Аввакума, Лазаря, Феодора и Епифания из Пу­стозерского острога в Кожеозерский и Спасо-Каменный монастыри и о выдаче их тем, "хто прислан будет" за ними из Разрядного приказа "тотчас, безо всякого мотчания", а также о подаче отписки в Новгородский приказ о передаче этому лицу "колодников" (Малышев, 14, с. 331—332).

Октября 5. Соловецким дьяконом Игнатием написана челобитная царю, описывающая взятие монастыря и казни соловецких монахов и пропагандирующая его учение о "титле" на кресте.Никита Васильевич II, протопоп Благовещенского со­бора, стал царским духовником (Смирнов, Древнерусский духовник, с. 253).
Сентября 18. В ответ на отписку пустозерского воеводы о том, что Аввакуму "с товарыщи" в 177 г. (1669) тюрьму и "земляные избы" пустозерцы "делали" на свои деньги и дрова "к тем избам" покупали пустозерцы "своими мирскими деньгами", царским указом велено "дрова велеть давать уездным людям", "а ис таможенных и ис кабацких доходов в тюрьмы дров покупать не велеть" (ЦГАДА, ф. 217 (159), № 1, нешифрованные столбцы). Грамота пустозерскому воеводе об этом послана 29 сентября.

1677
Февраля 24. Сделана запись в Новгородском приказе о посылке грамоты в Пустозерск о возвращении протопопа "с товарыщи" из монастырей в тюрьму Пустозерского острога: "И февраля в 24 день, по памяти из Стрелецкого приказу послана великого (государя) грамота в Пустоозерский острог к воеводе. Велено, как Аввакума протопопа с то­варыщи из монастыря в Пустоозерский острог привезут, и их велено посадить по-прежнему о тех тюрм, где преж сего сидели. Воиводе сее учинить по грамоте, какова при­слана будет из Стрелецкого приказу. Память и отпуск гра­моте вклеен ниже сево. Февраля в 24 день" (Малышев, 14, с. 332).

Марта 14. В Пустозерске получены царские грамоты о переводе Аввакума "с товарыщи" из Пустозерского острога в Спасо-Каменный и Кожеозерский монастыри (Малышев, 14, с. 332-333).

Апреля 16. Пустозерский воевода П. Г. Львов отправил отписку в Новгородский приказ о получении грамот о пере­воде Аввакума "с товарыщи" в монастырские тюрьмы и о том, что за ними никто не приезжал, а 16 апреля прибыл новый караул под командой сотника Матвея Угрюмова, в составе десятника Никиты Солоношника (приказа Фе­дора Головленкова) и 9 стрельцов, для их охраны в тюрьме, в "прежних избах": "и того же, великий государь, апреля в 16 день по твоему, великого государя, указу и по грамоте велел я, холоп твой, сотнику Матвею Угрюмову у сотника московских стрельцов, у Ондрея Чупреянова, колодников, Аввакума с товарищи, в тюрьме, в розных прежних избах, в которых они посажены, принять и беречь накрепко, чтобы они не ушли, и никово к ним припускать, и говорить ни с кем и чернил и бумаги дават отнюдь не велел, и над стрельцами приказал смотреть накрепко, чтобы никакова дурна не учи­нили. Да и сам я, холоп твой, досматриваю тех колодников по вся дни" (Малышев, 14, с. 332—334). А. Чупреянов с 1675 г. "был на карауле с московскими стрельцами у тю­ремных сидельцов, у церковных раскольников, у Аввакума с товарищи" (ЦГАДА, ф. 137, № 96, л. 124 об.).

Мая 29. Этим днем дьякон Феодор датирует "чудо": по молитве Ф. П. Морозовой в день ее именин вода, каждую весну наполнявшая его темницу "близ колена" от пола, "стече вся с мосту в землю, яко в пропасть, в четверть часа токмо" (в эту весну воды было особенно много потому, что "Аввакум научил стрельца просечь борозду" к его избе, за то, что дьякон "послал челобитную на него… царю") (Барсков, с. 155—156).

Июнь (конец). А. С. Матвеев по царскому указу и бояр­скому приговору повезен из Казани в ссылку в Пустозерск (указ и приговор сказаны ему 11 июня).

Июля 7. Новгородский приказ получил отписку пустозерского воеводы П. Г. Львова (доставил пустозерский стрелец Игнашка Попов) о том, что, хотя грамоты о переводе Аввакума "с товарыщи" в монастырские тюрьмы получены в Пустозерске еще 14 марта, по 16 апреля за ними никто не приезжал, а 16 апреля с царской грамотой прибыл на смену старому караулу новый караул, которому приказано "стоять… против прежнего" и "колодников" "беречь на­крепко" (Малышев, 14, с. 332—334).
Июль. Напечатано "Извещение чудесе о сложении триех первых перстов в знаменовании честнаго и животворящего креста" патриарха Иоакима, предназначенное для убежде­ния старообрядцев (М., 1677, июль).

1678
Июня 9. Стольник Гавриил Яковлевич Тухачевский при­нял Пустозерское воеводство у князя Петра Григорьевича Львова (ЦГАДА, ф. 159, оп. 1, № 1128, л. 312-313).Боярин Артамон Матвеев привезен в ссылку в Пустозерск с семьей.

Декабря 17. Смерть Александра, епископа Вятского. Родился 30 ноября 1603 г. в Подмонастырской слободке Ни­колаевского Коряжемского монастыря (Верещагин, с. 4).

1679
Напечатана "Присяга хотящим взыти на степень священ­ства" патриарха Иоакима, в которой Аввакум предается проклятью: "Аз же проклинаю расколоначальников, и от­ступников бывших, и смутителей церковных, Аввакума протопопа, Никиту попа, Лазаря пустосвята, и лжемонаха Сергия, и с прочими последовательми, и кто их почитает страдальцами, и мучениками, а не отступниками святыя церкви, и не проклинает их, да будут прокляти и анафема" (ГИМ, собрание "меньшее", № 1063, л. 7; стеклографиро­ванная копия последней четверти XIX в., в 4-ку, на 10 л., в бумажной обложке, отобрана у Крупина; другую литогра­фированную копию в собр. Хлудова указывает Ундольский: Ундольский В. М. Хронологический указатель сла­вяно-русских книг церковной печати. М., 1881, с. 103, № 942. Оба экземпляра связываются с библиотекой А. И. Хлудова. Подлинность издания вызывает сомнение со стороны языка, стиля и т. д. Не является ли "Присяга" поздней подделкой старообрядцев? Указание на издание та­кой присяги в 1679 г. см.: Археология и источниковедение Сибири. Новосибирск, 1975, с. 84).

Января 6 (в ночь на 6-е). Самосожжение тюменского Зна­менского попа, знакомого Аввакума, Дометиана, с 1700 че­ловек в верховье реки Тобола, на заимке речки Березовки (Сапожников Д. И. Самосожжение в русском расколе. М., 1891, с. 9—11; РИБ, т. 39, стб. 873).

Сентября 2. В Пустозерске получена царская грамота, предписывающая содержать "Аввакума с товарыщи" в тюрьме "с великою крепостью", и, если их тюремные по­мещения обветшали, "укрепить тотчас" (Малышев, 18, с. 102). В то время, по сведениям Пустозерской переписной книги и письма Г. Я. Тухачевского, в Пустозерском остроге имелось "на посаде и в жирах посадцких, тягловых, с мона­стырскими, опричь церковных причетников пятьдесят три двора, да нищих и вдов восемь дворов, а людей в тех дворех двесте шездесят восем человек, да без дворных и нищих сто семь человек". Кроме того, имелось шесть дворов при­четников, в которых проживал 21 человек, и 23 пустых двора (жители сбежали или умерли), 4 церкви (Введенская, Никольская, Спасская и Пречистенская) и подворье ("для рыбного промыслу") Красногорского Пинежского монастыря (ЦГАДА, ф. 1209, оп. 1, № 366, л. 21 об.).17 Священ­ником пустозерской Введенской церкви был Андрей, служивший по старым служебникам, ученик и последователь Аввакума, живший в Пустозерске еще 1713 г. (Малышев, 6, с. 349-350).

1680
Января 20. В Пустозерский острог прибыло 10 соловец­ких "мятежников" во главе с Логгином Степановым (ЦГАДА ф. 137, оп. 1, № 86, л. 120).В Новгородском приказе получена отписка пустозерского воеводы Г. Я. Тухачевского (на царскую грамоту от 2 сентября 1679 г.), сообщающая о ветхости тюрем, в которых содержатся "Аввакум с товарыщи", и тына вок­руг тюрем и о невозможности починить все это "без нового лесу", который приходится "добывать" из Ижемской слобод­ки, за 500 верст. Г. Я. Тухачевский просил также указать, "ис каких доходов те тюрьмы делать" (Малышев, 18 с. 102).

Марта 21. Пустозерский воевода принял челобитную у Домны Лазаревой (очевидно, об освобождении из ссылки) и с отпиской отправил ее в Москву. Из Пустозерска челобит­ная послана с пятидесятником Яковом. Первого 27 марта, доставлена в Новгородский приказ 17 мая (ЦГАДА, ф. 217 (159), нешифрованные столбцы).

Июля 30. Стряпчий Андреян Тихонович Хоненев при­нял Пустозерское воеводство у воеводы стольника Гаврилы Яковлевича Тухачевского (ЦГАДА, ф. 159, оп. 1, № 1128, л. 312—313). В росписном сдаточном списке Пустозерска сказа­но: "Церковныя раскольники, что сидят в тюрьме, в осыпных в розных избах, за караулом пустоозерских стрельцов: бывшей протопоп Аввакум, роспопа Лазарь, роздьякон Феодор, бывшей чернец Епифаней". Здесь же указано, что в Пустозерске "сто человек стрельцов и с ссыльными" и названы имена 10 бывших защитников Соловецкого мона­стыря, сидящих в тюрьме, четверых ссыльных, живущих на посаде, и имя ссыльной Домницы, жены попа Лазаря, которая "живет в Пустоозерском остроге в своем дворе" (Малышев, 18, с. 102).

Октября 9. А. С. Матвеев с сыном Андреем переведены на жительство из Пустозерска на Мезень. Из Пустозерского острога выехали 30 июля через Ижемскую слободку, Весляное, Вымский волок и Глотову слободу (Сергеев, с. 27).Между октября 9 и ноября 15. А. С. Матвеев сообщает в челобитной царю Феодору Алексеевичу, что "противникам церковным, которые сосланы на Мезень, Аввакума жена и дети, и тем твоего государева жалованья на день по грошу на человека, а на малых по три денежки". Челобитная отправлена из Мезени после 9 октября 1680 г. (дата приезда Матвеева в Мезень) с пустозерским стрельцом Василием Пастуховым и доставлена последним в Москву 15 ноября того же года (Сергеев, с. 25—29; см.: История о невинном заточении, с. 208; здесь неверно указано, что эта челобит­ная послана из Пустозерского острога).

1681
Января 6. В день Богоявления, во время крещенского водосвятия, в присутствии царя Феодора Алексеевича на "иордани", старообрядцы "безстыдно и воровски метали свитки богохульныя и царскому достоинству безчестныя... тайно вкрадучися в соборныя церкви, как церковныя ризы, так и гробы царския дехтем марали и сальные свечи ста­вили... наущением того же расколоначальника и слепаго вождя своего Аввакума. Он же сам... на берестяных хар­тиях начертавал царския персоны и высокия духовныя предводители с хульными надписании, и толковании, и блядословными укоризнами весьма запретительными, не токмо от всего священнаго писания, но от божественных уст Спасителя нашего... " (Малышев, 14, с. 343).

Февраля 7. Якушка Первого, пустозерский стрелец, по­дал в Москве отписку пустозерского воеводы А. Т. Хоненева о том, что "... в Пустоозерском же, государь, остроге тюрьмы, где сидят ссыльные Аввакум с товарыщи, все худы и розвалились же, а починить тех тюрем нельзя ж, все згнили, а вновь построить без твоего, великого государя, указу не смею". По этой отписке, грамотой от 2 марта, велено было: "тюремной двор построить вновь, буде починить не мочно. А строить велеть тот тюремный двор с великим береженьем, чтоб ис тюрьмы ис колодников кто не ушол, а строить преж велеть тюремной тын, а избы после с великим же остерегательством". Приказывалось также снестись с приказом Большой Казны, которому по этому поводу была послана 11 февраля память (Сергеев, Отписка, с. 29—30; ЦГАДА, ф. 159, оп. 1, № 1128, л. 245-248).

Августа 17. Смерть патриарха Никона. Мезенский таможенный голова Денис Язжин прекратил выдачу семье Аввакума "поденного корму" из "таможенных и кабацких сборов" (ЦГАДА, ф. 217, № 1, л. 1, 3).

1682
Января первые числа. Капитан стрелецкого стремянного полка Иван Сергеевич Лишуков (Лешуков) объявил на Ме­зени А. С. Матвееву и его сыну Андрею царский указ о по­миловании. "В крайней скорости" Матвеевы выехали с Ме­зени в г. Лух (впоследствии заштатный город Юрьевецкого уезда Костромской губернии) (История о невинном заточении, с. 339-340, 345).

Февраль 8. Царь Феодор Алексеевич в письме собору спрашивал, как поступать с раскольниками. Ответ собора — "по государеву усмотрению" (ЦГАДА, ф. 153. Духовные рос­сийские дела, оп. 1, № 59, л. 1—11; см.: Виноградский Н. Церковный собор 1682 г. Смоленск, 1899).

Март — первая половина апреля. Капитан И. С. Лешуков ведет сыск в Пустозерске по поводу распространения Авва­кумом из земляной тюрьмы "злопакостных" и "злохульных" писаний, направленных против царя и высшего духовен­ства (Малышев, 14, с. 344).

Апреля 14. Казнь (сожжением на костре) Аввакума, Епифания, Лазаря и Феодора (Смирнов, Внутренние вопросы, с. 8, пр. 10).

Апреля 27. Смерть царя Феодора Алексеевича. По народному преданию, записанному в XVIII в., протопоп Аввакум предсказал царю скорую кончину после своей казни (Малы­шев, 12, с. 161). 

По материалам:
Фундаментальная электронная библиотека
http://feb-web.ru/feb/avvakum/chronics/mdk-277-.htm



 
   Связанные ссылки
· Больше про Старообрядческие согласия
· Новость от nikvik


Самая читаемая статья: Старообрядческие согласия:
Старообрядцы в лоне Русской Православной Церкви.


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by