Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
12 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
8040453
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 За что сожгли протопопа Аввакума? (Окончание).

Старообрядческие согласия

Тема:  Старообрядческие согласия
            История Старообрядчества
            330-летие со дня мученической смерти протопопа Аввакума


Итак, в литературе существует несколько версий причин казни протопопа Аввакума и его товарищей по заключению. Ни одну из них нельзя принять окончательной.


Мы предлагаем определить подлинную причину, исходя из способа казни, не самого обычного для Руси - сожжения на костре. Законы 17 века известны.
За какие преступления применялось сожжение?



Соборное Уложение 1649 года.
Сожжение предусмотрено за «хулу на Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа или на рождённую его пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на святых Его угодников» [Соборное Уложение 1987, 19], за умышленный поджог города, двора или дома [Соборное Уложение 1987, 20], за обращение русского человека в бусурманскую веру [Соборное Уложение 1987, 131]. В 1653 году был издан Указ о сожжении колдунов и тех, кто обращается к их помощи [Опарина 2002, 88 – 91; Новомбергский 1906, IX, 78 - 79].


В 1675 году
Алексей Михайлович издал указ о сожжении старообрядцев. «Раскольников, которые восточной апостольской церкви не повинуютца, говорить многажды, чтобы они от того расколства престали и покаяние принесли и на истину обратились. И буде которые росколники не покорятца и в познание не придут, и тех раскольников сжечь». «о церковных раскольщиках, которые объявятся в расколах, и тех людей велено расспрашивать и приводить трикратно. И буде не повинятся, и велено зжечь» [Выпись Новгородского приказа 1990, 81; ПСРЛ 1987, 211].

Не существовало законов о сожжении за оскорбление царского достоинства, чем также подтверждается недостоверность пропагандистских материалов петровской эпохи. Маловероятно, что Аввакум, находясь в заключении в земляном срубе, оказался замешан в умышленном поджоге дома, двора или города. Других законов о сожжениях за нерелигиозные преступления, повторим, не было. Следовательно, Аввакум был казнен за религиозное преступление.


Наконец, посмотрим на казнь Аввакума в контексте эпохи. В 1675 году Алексей Михайлович разослал в разные города указы о казнях старообрядцев. Известно о сожжении в 1675-76 годах трёх человек в Тобольске, четырнадцати человек на Вятке [Выпись Новгородского приказа 1990, 81], неизвестного числа старообрядцев в Казани [Выпись Новгородского приказа 1990, 81], монахини Иустинии в Боровске [Повесть о боярыне Морозовой 1991, 54; ср. Дворцовые разряды 1852, 1528 - 1529]. По мнению В. А. Мякотина, в окружении Алексея Михайловича у Аввакума были влиятельные доброжелатели, спасавшие его от казни [Мякотин 1894, 154]. После смерти Алексея Михайловича в 1676 году сведения о казнях временно прекращаются. Но в 1681-82 году в Москве состоялся церковный Собор, потребовавший от светской власти предавать старообрядцев светскому суду: «Просим и молим соборно Великого князя Феодора Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец, которые развратники и отступники, по многом церковном учении и наказании и по нашем архиерейском прошении их обращению истинного покаяния явятся противны, святой церкви непокорны, и таких противников бы указал Великий Государь Царь и Великий князь Федор Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец, отсылать ко градскому же суду» [Акты исторические 1842, 111 - 112].


Начались новые аресты. В Новгороде – из арестованных в 1682 году старообрядцев около 15 были сожжены [Румянцева 1986, 237]. Во Пскове в 1682 году был арестован старообрядец И. Меркурьев, а в следующем году сожжен. Документы о сожжении Меркурьева сообщают: «в прошлом Государь во 191 [1682] году Августа в 27 день, во Пскове в Приказную избу присланы ко мне, холопу Вашему, из Митрополичья приказу с памятью и распросными речами к градскому суду роскольники псковичи посадские люди Ивашко Меркурьев да Мартинко Кузмин во многом церковном богохулном расколе… расколника Ивашку Меркурьева сжечь в костре» [Судные процессы… 1882, 14 - 15]. В 1683 году группу старообрядцев сожгли в Тобольске [ПСРЛ 1987, 219]. В том же году монаха Варлаама сожгли в Клину. Отписка о его казни сообщает: «И по указу де великих государей того раскольщика старца Варламка за противность и за раскол церкви божии, сказав ему вину, клинской приказнои Дмитрий Ярцов и новгородских стрелцов голова Афонасей Боранов при нем же Григорье сожгли в костре» [Румянцева 1986, 242]. Итак, в 1682 – 1683 годах массово сжигали старообрядцев «за раскол».


Итак, казнь духовного вождя старообрядчества происходит в одно время с казнями других староверов по религиозным обвинениям. На одном костре с Аввакумом сожгли ещё нескольких старообрядцев, которые никак не могли отвечать за гипотетическую «хулу» Аввакума на «царский дом». Впервые на это противоречие обратил внимание Ф. Е. Мельников в 1913 году: «объявляется, что протопоп Аввакум "был подвергнут казни как государственный преступник, за великие на царский дом хулы".

Не клевета ли это? (…) «Откровенно говоря, протопопа Аввакума казнили совсем не за письмо его к царю; казнили же вместе с ним и священника Лазаря, и диакона Феодора, и инока Епифания, а они ведь не были причастны к письму Аввакума. Как они, так и протопоп Аввакум преданы огнесожжению только потому, что были непреклонными и стойкими защитниками старообрядчества и поэтому были неугодными и ненавистными для тогдашней церковной иерархии». (Фита (Мельников) 1913, 86, 88). Хронологически казнь Аввакума последовала сразу после решения Собора об отсылке упорствующих старообрядцев к светскому суду. Решение Собора – ноябрь 1681 года. Казнь Аввакума – апрель 1682 года.

По всем перечисленным соображениям Аввакум был казнён за распространение старообрядчества, возглавив список русских писателей, погибших за свои убеждения.


Используемые источники:

Акты исторические: Собранные и изданные Археографической комиссиею. Т. 5. 1676-1700. – СПб., 1842. – С. 111 – 112
Бороздин А. К. Протопоп Аввакум. – СПб., 1898. – С. IV, 346
Выпись Новгородского приказа из отписок вятского воеводы А. П. Нарышкина о раскольниках, пойманных в Вятском уезде, 1675 г. // Народная культура Урала в период феодализма. – Свердловск, 1990. – С. 81
Дворцовые разряды. Т. 3. – СПб., 1852. – Стб. 1528-1529
Документы Разрядного, Посольского, Новгородского и Тайного приказов о раскольниках в городах России: 1654-1684 гг. - М., 1990. – С. 91
Зеньковский С. А. История Старообрядчества. - М., 2005. - С. 399, 403
Знаменский П. В. Руководство к русской церковной истории. - М., 2005. - С. 326
Иловайский Д. И. Отец Петра Великого. – М., 1996. - С. 478
Козлов В. П. Тайны фальсификации. Анализ подделок исторических источников XVIII-XIX вв. - М., 1996. – С. 22-44
Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. – М., 1991. - С. 570
Макарий (Булгаков). История русского раскола. – СПб., 1855. - С. 219 (прим. 400)
Малышев В. И. Новые материалы о протопопе Аввакуме // ТОДРЛ / В. И. Малышев (ред.). 21. – М., 1965. - С. 328, 329, 336 – 337, 340 – 342
Матвеев А. А. Описание возмущения московских стрельцов // Рождение империи. – М., 1997. – С. 391, 425
Мельников П. И. Аввакум Петрович // Энциклопедический словарь, составленный русскими учёными и литераторами. Т. 1. - СПб., 1861. – С. 153
Мякотин В. А. Протопоп Аввакум: Его жизнь и деятельность. – СПб., 1894. – С. 154, 155, 156
Новомбергский Н. Я. Колдовство в Московской Руси XVII-го столетия. – СПб., 1906. – С. IX, 78-79
Опарина Т. Неизвестный указ 1653 года о запрещении колдовства // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. -2002. - № 3. – С. 88 – 91
Память Сыскного приказа в Оружейный приказ об отписке на государя в Бронной слободе двора, принадлежавшего раскольнику и церковному противнику Оське Сабельнику, 1681 года, июля 30 // ЧОИДР. – 1847. – Кн. 5. – С. 71 - 72
Повесть о боярыне Морозовой. – М., 1991. – С. 54
ПСРЛ. Т. 36. М., 1987. – С. 211
Робинсон А. Н. Аввакум (личность и творчество) // Житие Аввакума и другие его сочинения. – М., 1991. – С. 18
Румянцева В. С. Народное антицерковное движение в России в XVII веке. – М., 1986. - С. 237
Румянцева В. С. Неизвестные материалы о протопопе Аввакуме // Советские архивы. – 1970. - № 5. – С. 90 - 93
Рыжов К. В., Рыжова Е. В. Сто великих пророков и вероучителей. – М: Вече, 2006. - С. 464
Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе в XVII в. - СПб., 1898. – С.VIII
Соборное Уложение 1649 года. – Л., 1987. – С. 19, 20, 131
Судные процессы XVII-XVIII вв. по делам церкви // ЧОИДР. - 1882. - Кн. 3. - С. 14, 15
Фита. [Мельников Ф. Е.] Позорное дело XX века // Церковь. - 1913. - № 4. – С. 85, 86, 88
Хьюз Л. Царевна Софья. – Спб., 2001. - С. 161
Энциклопедический словарь. Брокгауз и Ефрон: Биографии. Т. 1. – М., 1991. – С. 36
The new Encyclopediya Britannica. V. 1. – Chicago, 1994. – P. 744
 

Шацкий О.Е.
«Проблемы истории, филологии, культуры» - 2011. - № 2. - С. 258-267


http://shatsky.livejournal.com/19080.html
03.10.2011г.






 
   Связанные ссылки
· Больше про Старообрядческие согласия
· Новость от nikvik


Самая читаемая статья: Старообрядческие согласия:
Старообрядцы в лоне Русской Православной Церкви.


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 4
Ответов: 1


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by