Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
10 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
7802614
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Битва за историю

Старообрядцы в лоне РПЦ

Тема:  Старообрядцы в лоне РПЦ

 

«Православное Старообрядчество» продолжает знакомить своих читателей с откликами на состоявшуюся 12 января с.г. Божественную литургию по древлеправославному чину.

Сегодня своими впечатлениями делится Владимир Игоревич Карпец, православный старообрядец, кандидат юридических наук, член Союза писателей России, переводчик, прихожанин единоверческого храма в Михайловской Слободе.



На Святках, 12 января с.г., в день памяти святителя Макария, митрополита Московского(1482-1563, при царе Иоанне Васильевиче Грозном), списателя Стоглава и Степенной Книги Царского родословия, в Успенском соборе Московского Кремля была отслужена Божественная литургия по дораскольному (древлеправославному) чину, в полном соответствии с узаконениями Стоглавого Собора 1551 г. Св. Макарий был прославлен Русской Православной Церковью в 1988 году, на память Тысячелетия крещения Руси, однако сама Книга Стоглав после"реформ" XVII в. не включена в церковный обиход, хотя на протяжении трех с половиной столетий её чтили старообрядцы и единоверцы (члены господствующей Церкви, придерживающиеся старого чина).Древлее богослуже- ние в Успенском соборе было прекращено реформой,продержавшись, правда еще несколько лет по личному дозволению патриарха Никона протопопу Иоанну Неронову. 12января литургию совершал митрополит Крутицкий и Коломенский Иувеналий в сослужении единоверческого духовенства со всей России. Владыка творил крестное знамение двуперстно.

 Переоценить значение совершившегося события невозможно. Не будем забывать: служба шла, по сути, в главном храме России .

 "Мир держится на скрепах литургических",— писал о. Павел Флоренский. Все слова,произносимые при принесении Жертвы Тела и Крови Христовых, определяют порядок вселенной. Когда древлее русское произнесение Символа веры "Егоже Царствию несть конца" было заменено"на не будет конца", скрепа Святой Руси дала трещину, и сквозь неё ворвалось линейное время Запада. И февраль 1917-го,и август 1991-го стали неизбежны. 12 января2013 года под сводами Успенского Собора звучали слова "несть конца". Царствие Божие "внутрь вас есть" (Лк. 17:20-21),здесь и сейчас, но мы его не видим.

 Помимо празднования памяти святителя Макария, торжество было приурочено к 100-летию Первого Всероссийского съезда православных старообрядцев (единоверцев), проходившего с 22 по 29 января 1912 г. (по старому стилю) в Санкт-Петербурге. Само Единоверие было учреждено в 1800 г. именным Указом императора Павла I, однако после его убийства так и не обрело задуманного смысла преодоления раскола XVII века. Не были сняты клятвы 1666-67 гг. на старый обряд, не было единоверческих епископов,появившихся только на короткий период"гражданской войны" и начала 20-х гг. Собственно старообрядцы так и не воссоединились с Церковью, получив "от греков" отдельную иерархию (вопроса о легитимности которой мы здесь не касаемся). После Указа императора Николая II 1905 г. старообрядцы и новообрядцы обрели равный государственно-правовой статус, но сам раскол сохранился. В этих условиях Единоверие неизбежно должно было стать мостом к его преодолению, без которого (как и без императора) любой полноценный Собор Русской Церкви невозможен. Это был съезд, но своему составу он был подобен Собору. На нем присутствовал 21 архиерей, в т.ч. Московский митрополит Владимир и будущие главы РПЦ и РПЦЗ, митрополиты Сергий Финляндский и Антоний Волынский, а также представитель Константинопольского Патриарха архимандрит Ияков. При этом, в отличие от Собора 1917-18 гг., состоявшегося после одобрения Синодом свержения Царской власти, единоверческий съезд проходил при одобрении императором Николаем II, депутация съезда была принята Государем, и ей также был представлен Наследник.

 Съезду предшествовало вторичное прославление в 1909 году преподобной княгини-инокини Анны Кашинской, глубоко почитаемой в русском народе, но "деканонизированной" в 1677 г. "по причине двуперстия".Торжества в её честь в Петербурге как бы предшествовали Единоверческому съезду и началу подготовки Всероссийского Собора.

 Основной доклад на съезде был сделан настоятелем Никольского единоверческого храма протоиереем Симеоном Шлеевым (будущим священномучеником Симоном, епископом Охтенским). В нём поднимались все основные вопросы бытования Единоверия, в том числе о снятии клятв и о епископах. Эти прошения получили одобрение. По просьбе митрополита Антония Волынского (Храповицкого) съезд принял обращение к старообрядцам с призывом к единству. Митрополит Антоний был готов признать старообрядческие рукоположения легитимными и Белокриницких священников заново не рукополагать. Рассматривались также вопросы о единоверческом образовании, иконописи, знаменном пении и многие другие. В условиях наступившего после 1905 г. "золотого века старообрядчества" путь к воссоединению Русской Церкви был, по сути, открыт.

 Всё было сорвано Февралем 1917 года. Не стало Царя — и церковное устроение рухнуло вместе с Россией. Разделение на старо-и новообрядцев сохранилось. Клятвы1666-1667 года сняты Собором РПЦ 1971 г., но Белокриницкое согласие (Русская Православная Старообрядческая Церковь), "новозыбковцы" (Древлеправославная Церковь) и безпоповцы его не признали. Но, когда древлеправославная литургия совершается в Успенском соборе, становится явным, что в Царствии Божием всё уже совершилось.

 Остаётся сообщить читателям, что "Труды Первого Всероссийского съезда православных старообрядцев (единоверцев) только что переизданы в Санкт-Петербурге. Составители— иерей Евгений Саранча и Никита Кузин.

Владимир Карпец

http://zavtra.ru/content/view/bitva-za-istoriyu-2013-01-23-000000/

23.01.2013

 




 
   Связанные ссылки
· Больше про Старообрядцы в лоне РПЦ
· Новость от nikvik


Самая читаемая статья: Старообрядцы в лоне РПЦ:
Никольский Старообрядческий (единоверческий) храм в Санкт-Петербурге.


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 1
Ответов: 1


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by