Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
30 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
8272753
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Премьера оперы "Боярыня Морозова"

История и культураРаздел: История и культура

Мировая премьера Русской хоровой оперы "Боярыня Морозова"  классика русской музыки Родиона Щедрина состоялась 30 октября в Большом зале Московской консерватории им. П.И Чайковского.
В интервью, взятом  корреспондентом «Российской газеты» Ириной Муравьевой, для православных старообрядцев, как мне кажется, более интересным, чем вокальное мастерство исполнителей является то, как всемирно известный композитор пришел к идее написания этого не простого произведения.
Можно поспоритьс мнением Р. Щедрина о том, что староверы  «сжигали себя - целыми семьями и деревнями, потому что они боялись пыток». Но все-таки автор оперы сумел понять, «что их вера была слита с душой». Думаю также, что Родиону Щедрину, как человеку, не занимающемуся профессионально историей раскола, можно простить такое выражение по отношению к старообрядцам как «раскольники». Ибо созданными образами он показал истинное свое отношение к староверам.   

Интервью автора оперы "Боярыня Морозова" Родиона Щедрина 

- Как возник замысел написать оперу про боярыню Морозову и почему именно история раскола заинтересовала вас?
- У меня давно была мечта, можно сказать, идея фикс - написать оперу на этот сюжет. Истории раскола уже более трехсот лет, и только в 1971 году Синод Русской православной церкви снял анафему с раскольников, а в 1973-м это сделал Синод Русской зарубежной церкви. Формальное примирение, прощение как будто произошло.
Но меня как композитора, создающего сценическое музыкальное произведение, привлекли в этой эпохе образы, типы, характеры людей - яркие, трагичные, эмоционально насыщенные.

- У историков существуют достаточно противоречивые оценки как самих фигур старообрядцев, так и их роли в развитии Российского государства.
- Да, сведения и у биографов, и у историков относительно церковного раскола очень противоречивы. Но, много лет обдумывая этот сюжет, я советовался со специалистами, например с Александром Панченко, выдающимся ученым, специалистом по древнерусской литературе и истории. По его совету я изучил книгу протоиерея, эмигранта первой волны Василия Зеньковского "История старообрядчества", изданную в 1971 году в Мюнхене.
Литературной же основой стали "Житие протопопа Аввакума" - одна из самых величайших книг, написанных на русском языке, "Письма протопопа Аввакума к боярыне Феодосии Морозовой" и "Житие боярыни Морозовой, княгини Урусовой и Марии Даниловой", составленное, по мнению ученых, в конце XVII века и опубликованное во второй половине XIX века.

- Вам удалось сохранить в опере соответствие канонам "житий" или ваши персонажи чисто художественные образы, как боярыня Морозова у Сурикова?
- Конечно, проблема художественного воплощения для меня стояла на первом месте. Но я старался придерживаться исторической достоверности.
Суриков создал как раз то, что исторической правде совершенно не соответствует: он нарисовал богатую старую женщину, тепло одетую, достаточно комфортно расположившуюся в санях. На самом деле все было не так: Морозову арестовали ночью, как это делается в России. Ее истязали, раздели догола, били плетьми на снегу вместе с сестрой княгиней Урусовой, случайно оказавшейся в ту ночь в ее доме.
Княгиню, спрятавшуюся в чулане, нашли, выволокли оттуда и спросили: "А ты как веруешь?" Она ответила: "Как сестра. Крещусь двумя персты". Им ломали кости, надели на шею деревянный ошейник, заковали в кандалы, хотели сжечь, и уже были даже разложены костры, но бояре уговорили царя не делать этого, чтобы не спровоцировать гражданский конфликт в стране.
Царь велел тогда сослать их в Боровск, посадить в яму и заморить голодом. И там, в глубокой яме, без продыха, без света, во вшах, в зловонии они погибли.
Я использовал в опере страшные диалоги из "Житий": умирающая Урусова просит стражника: "У тебя мать есть? Сходи на речку, постирай рубашку. Я хочу чистой умереть", боярыня Морозова молит: "Дай хоть сухарика". - Стражник отвечает: "Не велено". - "Принеси хоть яблочка". - "Не смею". Это все подтверждено историей.
 А ведь они были богатейшие женщины, входили в шестнадцать нобель-фамилий России: Милославские, Романовы, Морозовы, Урусовы. Известно, что у боярыни Морозовой во владении было 8000 крестьянских дворов, выезд с 12 лошадьми, во дворе гуляли павлины, ее состояние оценивалось как второе после царского. И она отказалась от всего, пошла на истязание, лишилась даже сына, которого царь, чтобы легче было расправиться с матерью, затравил ядами, - и все это ради веры. Морозова говорит: "Я хочу умереть в той вере, в которой родилась".

- У "тишайшего" царя Алексея Михайловича между тем была репутация "государя, какого бы желали иметь все христианские народы", у вас же он представлен в опере только деспотом?
- Он олицетворяет власть. А любая власть всегда деспотична и всегда противоречит человеку, решающему самостоятельно и не коленопреклоненно, что ему кажется пригодным. Власть всегда противоречит любому человеческому выявлению на протяжении всей истории земли.

- Существует трактовка, что раскол раздробил духовное единство народа и стал началом многовековой трагедии, естественным завершением которой явился большевизм. Аналогии в истории неизбежны: и тогда, в XVII веке, и в XX-м пострадало огромное количество просвещенных людей, сосланных в Сибирь, на Север.
- Религиозный фанатизм - одна из самых страшных проблем, которая сегодня вообще может планету взорвать. Возможности тротила и психология самоубийц, хладнокровно подрывающих себя вместе со случайными прохожими, - это страшная реальность нашего времени. И с этой точки зрения актуальнее сюжета не найдешь.
Но меня все-таки во всей этой истории волнуют конкретные судьбы людей, эмоциональная мотивация их поступков. Эти люди сжигали себя - целыми семьями и деревнями, потому что они боялись пыток, боялись пришествия Антихриста, потому что их вера была слита с душой. Мне кажется, что все персонажи моей оперы интересны именно силой своих характеров. Как-то я говорил, что температура в опере должна быть не 36,6, а 39,5. Тут, наверное, есть все 40.
 Опера названа "хоровой", потому что по русской традиции и правилам в наших церквях запрещено использование музыкальных инструментов: только голоса, причем мужские и мальчиковые (женские голоса лишь недавно разрешили использовать в церквях).

- Какую музыкальную стилистику вы используете? Скажем, включается в партитуру знаменный распев?
- Прямых цитат в моей музыке нет, но, конечно, я пользуюсь законами знаменного распева, крюкового пения. Я ввел в партитуру и три музыкальных инструмента: трубу и ударные, среди которых есть церковные колокола, цепи, литавры, звучащие как божьи молнии. Надеюсь, что все эти инструменты вызовут у слушателя ощущение звучания полного симфонического оркестра.


Ирина Муравьева,
"Российская газета"30 октября 2006 г.

Текст интервью по публикации на сайте  
Портал-Credo.Ru




 
   Связанные ссылки
· Больше про История и культура
· Новость от klem


Самая читаемая статья: История и культура:
Род Морозовых: 1770 – 1917 гг.


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by