Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
30 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
8272686
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Тайнопись древней иконы. Иконописный образ невидимых энергий человека

История и культура

Тема:  История и культура

             Иконопись

«Православное Старообрядчество» продолжает знакомить своих читателей с тайнами древней иконы. Сегодня речь пойдет об иконописном образе невидимых энергий человека.

   О невидимых энергетических полях вокруг различных объектов живой и неживой природы было известно издревле. Однако человек неспособен наблюдать эти поля. Причину такого запрета внятно объяснил русский философ Николай Бердяев: «Мы защищены толстокожестью, нечувствительностью, отсутствием органов для восприятия того, что для нас опасно, для чего мы духовно не созрели. Незнание так же может быть защитой, как и знание. Если бы могли увидеть и узнать в мире то, чего мы не видим и не знаем, то мы бы не выдержали этого, мы были бы растерзаны стихиями этого мира. Ясновидение опасно, оно могло быть доступно лишь немногим, и оно предполагает большую духовную подготовку»1.



   И всё-таки было немало людей, способных наблюдать не видимые другими поля, окружающие различные объекты живой и неживой природы. Все они говорили о наличии у человека трёх полей: физического, эмоционального и ментального. Они не фиксируются приборами, и потому официальная наука об этих полях умалчивает. Учёные рассматривают и изучают окружающие человека электрическое и магнитное поля, инфракрасное излучение с поверхности тела, радиотепловое излучение внутренних органов, а также оптические и акустические сигналы.

   Однако стоит принять во внимание, что о наличии у человека трёх упомянутых полей свидетельствуют люди, друг с другом не знакомые, находящиеся в разных странах и даже на разных континентах. Многолетний опыт общения с такими (обладающими даром сверхчувственного восприятия) людьми и проведённые с их помощью исследования подробно описаны в книге американского нейропсихиатра Шафики Карагуллы «Прорыв к творчеству» 2 Доктор Карагулла рассматривает три поля человека – жизненное, эмоциональное и ментальное.

   О жизненном (или энергетическом) поле говорится, что оно является копией физического тела и выходит за его пределы на дюйм или два (то есть на 2,5–5 сантиметров).

   Эмоциональное (или чувственное) поле простирается от фута до восемнадцати дюймов (на 30–46 сантиметров) за границы физического тела и «яйцеобразно по форме». В этом поле люди, наделённые даром сверхчувственного восприятия, «видят цвета и энергетические ткани», которые характеризуют эмоциональные состояния человека. То есть любые, и особенно негативные, эмоции окрасят это поле буйством красок.

   Если учесть, что по мысли святых отцов носительницей чувственных образов, страстей является душа человека, то становится ясно: эмоциональное, или чувственное, поле легко проецируется на понятие души человека.

   Ментальное поле (от лат. mentalis – умственный) формируется мыслительными процессами человека и выходит за пределы физического тела приблизительно «на два фута или более» (больше чем на 60 сантиметров). Люди, наделённые даром сверхчувственного восприятия, определяют ментальное поле как «энергетические нити», или «волны энергии», свойственные мыслительным процессам человека. Естественно, что у разных людей эти «волны энергии» разные: у одних чёткие, у других – слабые и размытые (обо всём этом можно прочитать в книге доктора Карагуллы).

   Если принять во внимание, что для отцов Восточной Церкви ум (греч. ) и дух – синонимы, то ментальное поле логично рассматривать как аналог духа человека.

    Поскольку обычный человек привык жить «половодьем чувств» и «брожением ума», который никогда не бывает в покое, ни о какой стабильности энергий ни эмоционального, ни ментального его полей не может быть и речи. Невольно в памяти возникает образ Медузы Горгоны, на которую из-за несобранности энергий ума все мы становимся похожи …

   Условно окружающие человека поля можно представить так:

   1. Ментальное поле

    2. Эмоциональное поле

    3. «Жизненное поле», соответствующее физиологическим процессам, .происходящим в теле.

 

   А вот святого окружают совсем другие поля… Святой – это человек, победивший страсти (эмоции), и состояние «деятельного бесстрастия» является для него естественным. Точнее, для святого характерна только одна «эмоция» – энергия Божественной Любви, или Благодати. «Выше сего состояния Апостольского мы не знаем на Земле», – говорит Феофан Затворник.

   Нет у святых и «мыслей-скакунов». То есть вместо свойственного обычному человеку «заботливого ума», который «перескакивает с одной мысли на другую», рассеивая свои энергии «на всевозможные внешние предметы и впечатления», святой имеет ум, молитвенно «собранный воедино» и устремлённый к Богу. Исихасты именовали такой ум «силой», «войском», а апостол Павел – «умом Христовым» (1 Кор 2:16).

   Божественные энергии Благодати и «ума Христова» совершенно преображают физическое тело святого. Оно становится иным, нежели у обычного человека. Доказательство тому – прославленные чудесами мощи святых.

   Божественные энергии светоносны, причём ослепительно светоносны! Из-за невозможности смотреть на них псалмопевец говорит: «как тьма, так и свет» (Пс 137:12). Пронизывая тело святого, Божественные энергии выходят за его пределы, окружая святого «одеждой из света и сияния». «И тело твое просияет, как и душа твоя», – говорит о таком состоянии молитвенника известный мистик Симеон Новый Богослов (Х в.).

   В результате возникнет следующая условная картина трёх светоносных полей святого:

        1.  Энергия «Ума Христова»                                     

         2. Энергия Любви или Благодати

        3.Энергия физического тела, преображённого Божественными энергиями

 

   Ещё раз обратим внимание на главное: у обычного человека окружающие поля наполнены игрой цвета. Тела святых окружены светом.

 

   Если учесть, что исихасты могли созерцать духовными очами внутренний свет и наблюдать движение энергии внутри собственного тела, то не вызывает сомнения, что (подобно людям с даром сверхчувственного восприятия) они могли наблюдать и окружающие человека энергетические поля.

Именно знания об этих полях и послужили причиной возникновения в византийской, а затем в русской иконописи многоступенчатой (трёхступенчатой) сферической Славы, окружающей образ Христа. Напомним, что, по учению святых отцов, человек, снискавший Богоподобие, пребывает с Богом в одной сфере бытия и потому имеет реальную возможность общения с Ним. Вот эту иную сферу бытия и изображает окружающая Богочеловека Слава, «сотканная» из трёх Его Божественных энергий.

   В иной (Божественной, недоступной для обычного человека) сфере бытия Христос пребывает и на Фаворе, и когда стоит у ложа усопшей Девы Марии, и когда сходит во ад…

    Обратим внимание: в окружении Славы иконописцы изображали только Исуса Христа, поскольку лишь Богочеловек постоянно (по природе Своей) обладал полнотой Божественных энергий, и значит, всегда находился в сфере Божественного бытия.

   Для человека (после грехопадения Адама) Божественные энергии стали элементом внешним. Их нужно «стяжать»… Но и тогда они не будут являться постоянной составляющей человека. Поэтому для икон святых и не характерны изображения в ореоле Славы…

   Впрочем, изображение Христа в окружении многоступенчатой сферической Славы не всегда являлось удобным, поскольку иногда не вписывалось в сюжет создаваемого произведения. Обычно же символом Божественных (духовных) энергий Христа, Богородицы, апостолов, святых являлись их иконописные одежды…

 

   Духовные одежды

   Одежда иконописных образов – символ тех самых Божественных энергий Благодати и «ума Христова», которые человек призван «стяжать» в своей земной жизни и о которых речь шла выше… Недаром святитель Григорий Палама говорит: «Когда святые созерцают внутри себя этот Божественный свет, … они видят одеяние своего обожения»3.

   Но ведь Божественные энергии, окружающие Христа, Богородицу, святых, ослепительно светоносны! Почему же в христианском искусстве их символом является цвет?

   Напомним, что в ходе богословских споров (ХIV в.) исихасты утверждали: хотя Божественные энергии абсолютно все светоносны, по силе и свойствам они бывают разными (так, например, энергии Благодати отличаются от энергий «ума Христова»). Естественно, адекватно «рассказать» о разных Божественных энергиях (наполнив икону только светом) было невозможно!

Поэтому в христианской живописи символом единых по природе, но неодинаковых по силе и свойствам светоносных Божественных энергий становится цвет, и в частности цвет одежд иконописных образов – хитон (нижняя одежда) и гиматий (плащ).

    Но если в картине с помощью цвета отражается окружающий мир, то в иконе, которая является «окном в мир Божественный», цвет – символ, посредством которого исихасты-иконописцы «проявляли» (делали видимыми) невидимые духовные (Божественные) энергии святого.

   Как незримое силовое поле магнита становится «видимым» с помощью железных опилок, так и невидимые духовные энергии святого проявлялись через цветовую палитру живописца.

   Этот приём живописцы придумали не сами, а позаимствовали из евангельского повествования, где духовные энергии человека неоднократно именуются «одеждами», как, например, в притче о брачном пире (Мф 22:11–14) или в Откровении апостола Иоанна: «Блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим» (Откр 16:15).

   Надо сказать, что библейская аналогия духовных энергий человека с его одеждами безупречно верна.

Вопервых, потому что духовные энергии человека (как и обычные одежды) не бывают постоянными и, значит (как и обычные одежды), «могут быть сброшены или приняты на себя».

   Вовторых, духовные энергии, как и обычная одежда, – это защита. Только если обычная одежда защищает физическое тело человека от непогоды, то духовные энергии (духовная одежда) являются защитой от негативных энергий как вещественного мира, так и сил зла. Святитель Феофан Затворник говорит по этому поводу: «Кроме ангелов и святых, видят нас неведомо для нас и тёмные силы. Только они, когда душа светла, не могут смотреть на неё… и воззреваются на неё лишь тогда, когда она помрачаться начинает … и как только заметят где потемневшую душу, тотчас нападают на неё огулом»4.

   Втретьих, духовные энергии, как и обычная одежда, могут быть прочными или непрочными. Святые отцы говорят, что самой сильной защитой человека, самой «качественной» духовной одеждой является смирение. Преподобный Максим Исповедник говорит, что смирение, «окружающее снаружи тело», «является как бы внешней оградой, оберегающей и тело, и душу от нападок лукавого»5.

   Ну вот мы и подошли к самому главному вопросу: символом каких конкретно Божественных энергий являются красный, зелёный, голубой, синий цвета иконы?

   Ответ на этот вопрос надо искать в библейском повествовании, потому что (ещё раз акцентируем на этом внимание) сами христианские живописцы ничего не придумывали. Недаром Иоанн Дамаскин говорит: «… мы не можем ни сказать чего-либо о Боге, ни даже подумать, кроме того, что Самим Богом нам изречено, сказано или открыто в Божественных писаниях Ветхого или Нового Завета»6.Так что основанием для выработки цветовых символов Божественных энергий у иконописцев‑исихастов могли стать только библейские символы…

 

Ссылки:

1. Бердяев. Н. Философия свободного духа. – М.: Республика, 1994. С. 190

2. КарагуллаШ. Прорыв к творчеству. – Киев: София, 1993

3. Цит. по: УспенскийЛ. А. Богословие иконы Православной Церкви. Издательство Западно-Европейского Экзархата Московского Патриархата. 1996. С. 192.

4. Что такое духовная жизнь и как на неё настроиться? Письма епископа Феофана. – Санкт-Петербург, 1991. С. 52.

5. Творения преподобного Максима Исповедника. Книга II. Вопросоответы к Фалассию. МАРТИС, 1994. С. 247.

6. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. – М., 1992. С. 5.

Александр Селас

(Продолжение следует).

http://www.n-i-r.su/modules.php?name=Content&op=showpage&pid=538




 
   Связанные ссылки
· Больше про История и культура
· Новость от nikvik


Самая читаемая статья: История и культура:
Род Морозовых: 1770 – 1917 гг.


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by