Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
6 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
8037231
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Тайнопись древней иконы. Откровение о Божественных энергиях.

История и культура

Тема:  История и культура

             Иконопись

 

 «Православное Старообрядчество» продолжает знакомить своих читателей с тайнами древней иконы. Сегодня речь пойдет о Божественных энергиях.



   Искусствоведы, изучающие эпоху исихазма, заметили, что в ХV веке на Руси появляется высокий иконостас, в котором центральная и самая большая икона именовалась «Спас в силах». Например, в иконостасе Успенского собора во Владимире высота икон деисусного ряда с этой центральной иконой достигала 3,14 метра.

   Образ сидящего на троне Спаса в окружении геометрических фигур был известен задолго до ХV века, он, в частности, украшал апсиды каппадокийских и грузинских храмов, и специалисты это, разумеется, знали, но причину его «второго рождения» так и не выяснили… Хотя нетрудно догадаться, что появление иконографии «Спас в силах» (как и всех возникших в этот период иконописных нововведений) было связано с византийскими богословскими спорами о Божественных энергиях. Недаром теоретики искусства говорят, что Русь, в отличие от Византии, богословствовала не словом, а образом…

   Известно, что иконописцы-исихасты никаких символов иконы сами ни в какие времена не придумывали. Но тогда возникает естественный вопрос: какой библейский образ находится в основе иконографии «Спас в силах»?

   Намёка на подобный образ нет ни в Ветхом Завете, ни в Евангельском повествованиии… Но вот в Откровении апостола Иоанна, исполненного, как известно, пророчествами о грядущей судьбе человечества, есть такие строки: «и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду» (Откр 4: 2-3). Сразу поясним, что относительно радуги «вокруг престола» богословы говорят, что имеется в виду «не дождевая радуга, так как состояла она не из семи цветов, но из одного – смарагдового»1. То есть речь идёт о смарагдовом ореоле вокруг престола.

   Если предположить, что «Спас в силах» – это образ «Сидящего на престоле», то тогда алый ромб, алый квадрат и зелёный овал, на фоне которых изображён Спаситель, следует рассматривать как символы драгоценных камней – ясписа, сардиса и смарагда…

   Напомним, что библейский яспис (яшму), несмотря на разнообразие цветовой окраски этого минерала, богословы определяют как камень красного цвета2. Сардис (греч.  – сердолик) – камень красного или жёлто-оранжевого цвета. Смарагд (церковно-славянское название изумруда) – камень зелёного цвета.

   Если судить по тому, как «вкраплены» в геометрические фигуры «белильные очертания трона», невесомые фигуры серафимов и символов евангелистов, как проступают друг сквозь друга контуры геометрических фигур, то трудно не согласиться с тем, что окружающие Спасителя ромб, квадрат и овал действительно символизируют прозрачные кристаллы драгоценных камней. Феномен прозрачности геометрических фигур столь очевиден, что исследователи иконографии «Спас в силах» единодушно отмечают: небесная слава написана прозрачными красками…

   Известно, что образ «Сидящего на престоле» богословами толкуется, как образ Бога Отца. Но поскольку образ Отца человечеству неизвестен, то «Сидящим на престоле» изображён Сын Божий Иисус Христос, Который, воплотившись в образе человеческом, обладал, тем не менее, всей полнотой энергий Отца. То есть «Спас в силах» – это образ Исуса Христа, Спасителя мира, Спаса, окружённого (такими же, как у Бога Отца) энергиями (силами), символом которых и являются драгоценные камни яспис, сардис и смарагд…

   Но почему именно драгоценные камни, по библейской мысли, являются адекватными символами Божественных энергий?

 

Жизнь, превращенная в камень, или камень, «сохранивший память» о жизни…

  Напомним, что в Библии «камнем живым» назван Спаситель (1 Пет 2: 4), «живыми камнями» именуются апостолы (1 Пет 2: 5), «камнем» Христос нарекает апостола Петра (Ин 1: 42). Почему? Потому что камни – символ духовной твёрдости? Возможно. Однако истинная причина того, что в Библии драгоценные камни символизируют Божественные энергии, по-видимому, всё-таки иная. Чтобы её понять, вернёмся к экспериментам доктора Шафики Карагуллы, которые подтвердили наличие энергетических полей вокруг объектов живой и неживой природы.

   Среди этих экспериментов были, в частности, наблюдения за кристаллами некоторых драгоценных камней: топаза, аметиста, сапфира, алмаза и других. Как оказалось, каждый из этих минералов имеет своё собственное, причём динамичное, энергетическое поле. Например, энергия топаза, исходя из центра минерала, закручивалась влево и возвращалась к центру, «всё время изгибаясь треугольными узорами». В кристаллах горного хрусталя «энергия двигалась к центру кристалла, выстреливала из него быстрым движением и затем двигалась обратно к центру, изгибаясь треугольным узором». Подобный узор наблюдался и в аметистах. А вот в алмазе эксперименты показали два уровня энергии. «Один уровень приходил в алмаз извне и выходил из него снова. …Другой тип энергии двигался от центра камня и, казалось, исходил из сердца камня».3

   Итак, согласно исследованиям доктора Карагуллы, каждый из минералов (подобно живому организму) имеет свой собственный характерный энергетический узор. Однако, в отличие от нестабильного энергетического поля живых организмов, динамика «энергетического узора» минералов отличалась абсолютной стабильностью.

   Кроме того, выяснилось, что энергетические поля кристалла и человека могут взаимодействовать между собой. Так, например, при соприкосновении пальца руки человека с кристаллом энергия пальца, пройдя через кристалл, несколько менялась, становясь более «широкой» и размытой.4

   Как оказалось, кристаллы восприимчивы не только к энергетическому полю человека, но и к другим внешним воздействиям: энергетический узор кристаллов менялся под воздействием механических ударов по кристаллам и, что особенно интересно, под воздействием музыки, от которой усиливался блеск энергетического поля кристалла5. То есть в кристаллах явно наблюдались признаки, свойственные живым организмам. Так что же это за удивительные природные структуры – минералы?

   Учёные считают, что минералы, составляющие значительную часть земной коры, – это останки различных (в том числе простейших) живых организмов. То есть многокилометровая осадочная оболочка Земли образована живым веществом прошедших геологических эпох. Так, например, в состав яшмы (ясписа) и сердолика (сардиса) входят соединения кремния (Si), а осаждение кремнезёма производят в основном диатомные водоросли и радиолярии – древнейшие «обитатели» Земли.

   Так что можно сказать: минерал – это «жизнь, превращённая в камень», в котором всё-таки сохранились признаки жизни. Иначе говоря, минерал (драгоценный камень) – это удивительный природный синтез живого и неживого.

   Не исключено, что именно наличием «живого» и в то же время стабильного (неизменного) «энергетического узора» и объясняется то, что в Библии драгоценные камни являются символом неизменных и вечных Божественных энергий. Ведь именно стабильность Божественных энергий, составляющих основу Мироздания, и стала основой присущего Космосу порядка…

   Христианские мистики, обладая духовным ви`дением (подобно людям с даром сверхчувственного восприятия), конечно, могли наблюдать энергетические поля как человека, так и кристаллов. Но даже если не все исихасты были способны «видеть невидимое», то об энергетических полях и свойствах минералов они наверняка знали от других мистиков, способных эти поля наблюдать. Во всяком случае, иконописцы-исихасты смогли понять, почему в Библии драгоценные камни являются символом Божественных энергий.

   А нам теперь предстоит выяснить, символом каких конкретно Божественных энергий являются библейские камни яспис, сардис и смарагд.

 

                             Три главные Божественные энергии…

Богословская и святоотеческая мысль говорит о трёх главных энергиях Бога Отца, распределяя их в такой последовательности: Бытие (Естество) Божие, Благость (Благодать) и Мудрость (Премудрость)6.

   Поскольку в Библии, по мысли Отцов Церкви, «нет ничего напрасно сказанного, даже до единого слова», то, судя по тому, в какой последовательности перечислены драгоценные камни в Откровении: «И Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду» (Откр 4: 3), можно сделать вывод, что символом Бытия (Естества) Божия является яспис (яшма); символом Благости (Благодати) является сардис (сердолик); символом Мудрости (Премудрости) является смарагд (изумруд).

   О том, что каждый из этих минералов обладает своей индивидуальной энергией (и значит, своими индивидуальными свойствами), нам рассказали упомянутые опыты доктора Карагуллы. Хотя о необычных свойствах минералов человечеству было известно с незапамятных времён: о магических свойствах камней говорилось уже в ассиро-вавилонских клинописных текстах. Причём убеждённость в чудодейственной силе минералов была свойственна практически всем древним народам, независимо от уклада жизни и верований. Русь не являлась исключением, и первые описания камней и их свойств содержались в «Изборнике Святослава», переведённом с греческого ещё в IХ веке. Позднее появились более обширные, заимствованные из латино-германских источников трактаты о свойствах драгоценных камней. Сегодня рассказы о тех или иных свойствах драгоценных камней обросли мифами и легендами. Однако, несмотря на множество вымыслов, нет сомнения в том, что индивидуальные свойства минералов «имеют место быть»…

   И совсем не случайно изумруд, который издревле считался «камнем мудрости и хладнокровия», оказался символом Божественной Премудрости. Считалось: кто носит изумруд, не сделает неверного шага, не причинит зла. Кроме того, изумруду приписывали способность укреплять память, защищать целомудрие, изгонять бессонницу, обострять зрение человека, но ослеплять змей…

   И сердолик не случайно является библейским символом Божественной Благодати, или Любви. Ведь название «сердолик» означает «радующий (или напоминающий) сердце»7. Древние народы Востока считали, что сердолик обладает свойством оберегать живых от смерти и болезней, дарит счастье и покой, улучшает настроение, помогает в любви…

   О свойствах красной яшмы на Руси говорилось, что этот «красный камень сердце отвеселит и кручину и неподобные мысли отгонит, разум и честь умножает, силу и память человека врачует»8.

   В Откровении Иоанна яспис (яшма) – символ Бытия (Естества) Божия… Подтверждением именно такой символики ясписа служит уготованная избранному человечеству перспектива – «новое небо и новая земля», где бессмертный человек будет обитать вместе с Богом: «И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали …И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба …И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их… И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое…» (Откр 21: 1–3, 5). И далее идёт описание «нового Иерусалима»: «Он имеет славу Божию; светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному… Стена его построена из ясписа… основание первое яспис…» (Откр 21: 11, 18, 19).

   Из этих строк однозначно следует, что яспис (яшма) – символ «новой земли», где бессмертный человек будет обитать вместе с Богом. Поскольку в Библии «нет ничего напрасно сказанного, даже до единого слова…». Иначе говоря, яспис – символ новой бессмертной природы человека, которая «придёт на смену» его смертной белково‑нуклеиновой природе. Недаром в Древнем Китае яшма считалась символом бессмертия, для достижения которого человек должен «выплавить» в себе «яшмовую драгоценность», которая всё тело его сделает яшмовым – бессмертным и чистым.

   Ещё раз обратимся к иконографии «Спас в силах»:

   алый ромб, на фоне которого изображён «Сидящий на престоле», – символ ясписа (яшмы) и символ Бытия (Естества) Божия;

   алый «квадрат» – символ сардиса (сердолика) и символ Благодати;

   зелёный овал – символ смарагда (изумруда) и символ Премудрости.

   Нетрудно догадаться, что именно трёхчастный образ человека сыграл не последнюю роль в том, что три драгоценных камня в образе «Сидящего на престоле» исихасты расшифровали, как символы трёх Божественных энергий – Естества Божия, Благодати и Премудрости. Ведь если сравнить образ «Сидящего на престоле» с образом святого, то обнаружим их явное подобие. Что не удивительно, поскольку человек создан по образу Божию: «И создал Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его…» (Быт 1: 27).

«Спас в силах» – это образ Вседержителя, Который есть Альфа и Омега, начало и конец всего сущего (Откр 1: 8). Это образ Творца Мироздания. То, что икона «Спас в силах» в ХV веке становится на Руси центральной и самой большой в иконостасе, – факт, свидетельствующий, что знания о Божественных энергиях занимали умы всех мыслящих людей того времени. Именно в этой иконе раскрывается тайна Божественных энергий Благодати и Премудрости, которые человек призван снискать в своей земной жизни и символом которых (в полном соответствии с библейским Откровением) у иконописцев‑исихастов становятся красный и зелёный цвета иконописи…

Подробно о цветовой символике древних икон и, в частности, о том, почему алый цвет в русском языке именуется «красным», поговорим в следующих номерах.

Александр Селас

 

Примечания:

1. Библейская энциклопедия. – М.: ТЕРРА, 1991. С.594.

2. Там же. С. 106.

3. Карагулла Ш. Прорыв к творчеству. – Киев: София, 1993. С. 106, 107.

4. Там же. С. 106.

5. Там же. С. 109.

6. Настольная книга священнослужителя. Т. 6. Изд. Московской Патриархии, 1988. С. 348.

7. Корнилов Н. И., Солодова Ю. П. Ювелирные камни. – М.: Недра, 1986. С. 193.

8. Там же. С. 200.

(Продолжение следует).

http://www.n-i-r.su/modules.php?name=Content&op=showpage&pid=557




 
   Связанные ссылки
· Больше про История и культура
· Новость от nikvik


Самая читаемая статья: История и культура:
Род Морозовых: 1770 – 1917 гг.


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 5
Ответов: 1


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by