Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
14 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
8351686
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Старообрядчество и современные старообрядцы

Самосознание и вера

Тема:  Самосознание и вера

 

Сегодня «Православное старообрядчество» предлагает вниманию своих читателей статью Ивана Акимовича Кириллова «Старообрядчество и современные старообрядцы». Поводом для публикации этой работы (в сокращенном варианте) одного из самых известных и читаемых старообрядческих публицистов стала заметка в "Региональной газете" Воложинского района Минской области о том, что из «Древлеправославной поморской (старообрядческой) церкви в деревне Мостище Воложинского района воры похитили пять икон…



…Несмотря на двойные двери, ворам удалось взломать оба замка, войти внутрь и похитить 5 икон. Три из них довольно большие, размером не меньше метра. Еще две — поменьше... В этой небольшой общине сейчас нет настоятеля, но есть 78-летняя женщина, которая умеет читать старообрядческие книги, и собирает людей в церкви. Она и обратилась в милицию. Живет женщина неподалеку, в полукилометре от церкви, но в эти дни туда не заходила. Сама церковь находится на отшибе, поэтому и другие местные жители редко проходят мимо».

Вот такое совсем нерадостное известие было опубликовано 31 мая с.г. на сайте http://www.rh.by/by/226/40/6716/

И, к величайшему сожалению, - это далеко не единственный случай. Но самое обидное то, что после ухода из жизни прежнего настоятеля его некем заменить.

Статья И.А. Кириллова была написана 95 лет назад. Но насколько она актуальна сегодня!

1.Что такое старообрядчество?

Трудно дать исчерпывающее словесное определение самого существа старообрядчества, и в данном случае мы попытаемся определить старообрядчество с внешней стороны, не упуская из вида наличность нескольких старообрядческих согласий.

Между последними идет до сих пор неоконченный спор о признаках истинной Церкви Христовой, о вернейших путях приближения к ней и пребывания в ее спасительных недрах. Каждый старообрядец, принадлежащий к тому или иному согласию, твердо уверен в истинности и спасительности той церкви, к которой он принадлежит, он твердо верит, что его церковь, есть Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь.

Никто кроме Господа не знает, когда кончатся догматические споры в старообрядчестве, делящие его на разные согласия, но если мы будем искренно молить Бога о взаимном мире, если мы проявим силу любви Христовой к нашим братьям-старообрядцам, то, верим, наступит то время, когда в старообрядчестве, как и во времена его первой героической борьбы с никонианством, вновь будет «едино стадо и един Пастырь».

2.Мы не можем бояться за целость и жизнь Церкви Христовой, которую по словам ее Божественного Основателя не одолеют и врата ада, но мы должны бояться и беспокоиться за судьбу старообрядческого общества, которое как и всякое общество состоит из людей, могущих ошибаться, впадать в грех и нерадение. Эта тревога должна охватить сердце каждого искреннего старообрядца, который нарочито не закрывает глаз на то, что его окружает. Эта тревога проистекает из нашей духовной лености, бессердечия, преступного ничегонеделания пред надвигающимися грозными требованиями времени.

Чтобы… прекрасные, точно из земли вышедшие древние стены храмов не остались в конце-концов пустыми, необходимо приложить все силы, все усилия нашей воли, чтобы побороть злые условия текущей жизни, чтобы вырвать из ее похотливых когтей наше будущее в лице молодого старообрядческого поколения. Это главная и основная наша задача.

Если мы ценим то великое духовное наследие, которое мы унаследовали от славных предков наших, то как же должно заботиться о том, чтобы наше потомство не промотало его «на стране далече»,…

 И будет развеяно по ветру то, чем жило старообрядчество, за что умирали наши святые мученики на кострах, за что десятилетиями гнили в земляных и монастырских тюрьмах... За это ответят не одни потомки наши, но и мы, не сумевшие воспитать их, не научившие их истинному благочестию.

Неужели мы своей леностью, косностью духовной подбросим еще одну вязанку хвороста, подкинем еще десяток поленьев в костер протопопа Аввакума?

Увы — нет! Какое-то ледяное безразличие, точно тяжелый сон овладел старообрядчеством нашего времени; на наших глазах молодое поколение наше уходит из нашего мира, оно делается нам чужим по духу, оно уже не понимает нас.

Нет былого уважения и почтения к старшим, прочитанная пустая книжонка надмевает грамотея над его безграмотным отцом или матерью, а мнимая «ученость» сына смущает напрасно родителей.

И посмеются они над отцом своим и матерью своею, забудут могилу предков своих, и не помянут их на Вселенской панихиде. Окончится род наш и превратимся мы все в сирот, и отнимется от нас долголетие наше и изгладится из земли память их!

3.Апостол Павел говорит: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца». (1 Тим. 5, 1). С чувством глубокого внутреннего горя мы берем на себя смелость обратиться к нашим старцам и отцам не со словом укоризны, которой мы сами заслуживаем более нежели другие, но — со словом увещания, со словом призыва прийти к нам на помощь в нашем общем деле.

. Мы знаем многих истинных христиан, твердых в вере, блюдущих свою старожитность, но наблюдая современную языческую жизнь, они решили, что лучше уйти от всякой общественной жизни и деятельности, ибо, как думают эти хорошие и чистые люди, все равно столь великому горю не пособишь. Что горше всего — таким путем отходят от общественной созидательной работы наиболее стойкие, крепкие старообрядцы, они замыкаются в свой тесный семейный круг и порывают связи с общественной жизнью старообрядчества. Это обстоятельство самое горькое и печальное.

К этим-то лучшим и крепким людям обращаем мы свой настоящий призыв!

Снова надвигается «зима» разных прелестей бесовских, соблазнов, но теперь нас, старообрядцев, не гонят в дикие леса (а может быть и гонят!) и мы должны созидать свои Керженцы, свои Выгорецкие киновии, строить свои Стародубские слободы! Строить их не в отдаленности от людей, а среди них, среди язычников, дабы убедить их словом, а главное делом, в истинности веры Христовой древлеправославной. Каждый старообрядческий дом, каждое селение, каждая община, каждый приход должны быть Керженцем или Стародубьем.

От наших предков Господь Бог требовал во сто крат более, чем от нас, грешных и немощных: наши предки переносили такие страдания и лишения, одно описание которых приводит нас в содрогание и ужас! От нас же требуется условием времени лишь работа, лишь теплое, отзывчивое сердце к погибающему брату нашему.

Старообрядцы должны создать христианскую общественность, чтобы всякий человек, познавший истинную веру Христову и придя в ограду старообрядчества, мог бы приложить свои силы на общую пользу, необходимо, чтобы каждому была дана работа по силе и по склонности души его, чтобы никто не остался праздным. Пришло время возделывать виноградник Христов, не должно быть между нами рабов ленивых и лукавых!

Старообрядцы должны проповедывать свою веру своими делами, своими обрядами, своею общественною жизнью, семейной, своим бытом, своим даже внешним видом; каждый день должен положить хотя один камень в общее построение Нового Иерусалима.

6.Современные старообрядцы не должны закрывать глаз на трудности, предстоящие при разрешении задач, выдвинутых современной жизнью.

И что же теперь? Когда все получено, когда нет внешних преград, что же мощным потоком полилась деятельность по открытому, свободному руслу, направленная к внутреннему устроению и укреплению старообрядчества? — Увы! нет. Все идет вяло, непланомерно, отдельные единицы стараются помогать, что-то делать, но их усилия остаются одинокими, эти попытки иногда вполне основательно критикуются, но что же делать? Почему живые силы не подходят к общему делу, почему от него сторонятся? Ранее при наших прадедах и дедах общее дело старообрядчества было святыней, стоять около него было высшим почетом! А теперь? Неужели европейски обставленная квартира, кресло в театре, заграничные поездки и прочие возможности, открытые деньгами, все это заслонило, отодвинуло на задний план? Нет не верим этому!

. И в наше время, среди старообрядчества есть немало истинных христолюбцев, щедрых благотворителей, но необходимо направить их жертвы на определенную цель, достижение которой особенно настоятельно в наше время для старообрядчества; мы понимаем, что нельзя указывать жертвователю, на что он должен пожертвовать, но если будет начата в широких размерах необходимая для старообрядчества деятельность, то и не нужно будет указывать: все сами увидят, куда и к чему следует прийти на помощь.

Пусть каждый, собравший богатство и оставляющий его детям, вдумается, смотря беспристрастно на своих детей, какова судьба его сокровища; не лучшее ли обеспечение богатства в таком случае будет истинно христианское воспитание и просвещение детей, чтобы могли они устоять от растлевающей современной жизни, чтобы могли они употребить родительское достояние во славу Божию и в добрую память родителей своих.

7.Теперь к вам, интеллигентным старообрядцам, обращаемся мы со словом призыва.

В одной Москве проживает около трехсот, старообрядцев, обучающихся в высших учебных заведениях, не мало есть и окончивших уже высшую школу (статья написана в 1918 году – В.К.). Но где же они? Почему их не видать на общественной ниве старообрядчества? Горько и печально говорить здесь о них! Но необходимо. Может быть эти дети старообрядчества вложили всю свою энергию, всю веками выкованную волю, в дело науки, может быть там они славят имя старообрядчества? Увы, нет их и здесь, за исключением двух-трех имен, мы не знаем на поприще науки деятелей старообрядчества, да и эти деятели отдают свои силы не одной науке — они несут службу и в общем деле старообрядчества, так что наука не помешала им исполнить свой высший сыновний долг. Где же остальные? Не все ли они получили возможность достичь ступеней высшего знания, не все ли они исцелились от недуга мрака и духовной слепоты? Что же они не пришли и не приходят поклониться родному старообрядчеству? Благодаря чему эти люди оказались в стенах университетов? Не сила ли старой веры, горевшая в их родителях, дала им эту возможность? Почему они, а не их сосед по деревне, оставшийся тяжелым трудом пахаря добывать хлеб насущный, были избраны для более высшего звания, для чего им старообрядчество открыло двери университетов?

Вы вдумайтесь, какой длинный ряд поколений должен был жить кое-как, нести тяготу жизни, безропотно, без видимой надежды на улучшение, выбиваться из нужды, чтобы в конце концов завершиться каким-нибудь Иваном Ивановичем, средней руки адвокатом или врачом! Ведь это же нелепость, насмешка судьбы! И не так должно было быть! Старообрядцы, волею Промысла Божия получившие доступ к свету знания, должны вернуться к родному старообрядчеству и благородно с ним расплатиться, если возможно — расплатиться сторицею.

8.Тяжелы и сложны задачи, стоящие ныне пред старообрядчеством! Мало сил для выполнения этих ответственных дел, но, по слову апостола Павла, надо поступать «дорожа временем, потому что дни лукавы» (Ефес. 5, 16). Необходимо с наступлением в нашей стране хотя бы относительного успокоения приступать к работе, иначе волк расхитит стадо, и мы окажемся расточителями родового богатства старообрядчества; иначе нам некому будет передать его, и на наших глазах оно будет развеяно по ветру. Этого ли хотят современные старообрядцы?!

Думаем, что нет! Но помимо нас никто не придет на нашу ниву поработать для нас! Но будем же рабами нерадивыми, но верными.

Много труда надобно положить старообрядчеству, чтобы насадить вертоград свой, но необходимо приступать к работе, не складывая рук, невзирая на препятствия!

Главный враг наш — леность и равнодушие! Победим же его!

И.А. Кириллов.

Голос Церкви. М., 1918 №2 С.54-66

http://rodstar.ucoz.ru/news/i_kirillov_staroobrjadchestvo_i_sovremennye_staroobrjadcy/2011-11-26-27

 

Примечание редакции сайта «Православное старообрядчество:

Иван Акимович Кириллов — один из самых известных и читаемых старообрядческих публицистов. Свои основные работы, не потерявшие актуальности и поныне, он написал, будучи достаточно молодым человеком. Хотя ему не было и тридцати, удивляет их зрелость, широта проблематики, самостоятельность, глубина. Он активно печатался в журналах "Церковь", "Слово Церкви", "Старообрядческая мысль". В 1912 году сотрудничал в общестарообрядческом журнале "Старая Русь", выходившем в Риге. В 1913 году вышла книга Кириллова "Статистика старообрядчества", в следующем — "Третий Рим", в 1916-м — знаменитая "Правда старой веры". После революции на страницах журнала "Голос Церкви" появился цикл статей, посвященный проблемам старообрядческого воспитания — теме, которая всегда волновала Кириллова, а тогда, на сломе эпох — особенно. Эти работы актуальны и сегодня. Впоследствии Кириллов отошел от церковно-общественной жизни и старообрядческой тематики, целиком посвятив себя экономике, написав множество учебных пособий, научных трудов, отдельных исследований. Защитил докторскую диссертацию. Преподавал в Московском инженерно-экономическом институте. Работы Ивана Кириллова о старообрядчестве заслуживают пристального изучения...

http://www.krotov.info/libr_min/11_k/ir/illov.htm

 




 
   Связанные ссылки
· Больше про Самосознание и вера
· Новость от nikvik


Самая читаемая статья: Самосознание и вера:
Что такое 8-е марта?


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 2
Ответов: 3


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by