Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
32 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
8142253
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Почему у поморских старообрядцев нет Святого Причастия?

Самосознание и вера

Тема:  Самосознание и вера

Необходимость обращения к своим братьям и сестрам во Христе, поморским старообрядцам-беспоповцам, вызвана поиском некоторой части из них канонически безупречной возможности восстановить полноту древлеправославных церковных Таинств «не гордости ради и кичения, но спасения ради душ своих» («Поморские ответы», отв. 101). Той части наших единоверцев, которые неустанно молят Господа «да дасть нам полезное, спасительное и безсомненное получить» (Андрей Денисов «Послание Леонтию Федосееву», 1730г.).



Каждый из нас хоть раз в жизни задумывался над простым и вечным вопросом о смысле своей жизни. Но не каждый может дать ответ на вопрос: «Почему в благодарность кому-либо православные христиане отвечают: «Спаси Господи!». Оказывается Православие видит смысл жизни в вечной жизни в Боге, именуемой иначе спасением.

В чем же заключается спасение?

Спасение заключается в единении с Богом, обожении, когда человек становится поистине сыном Божиим. Иначе говоря, в стяжании Духа Святаго Божьего.

«Все старания и весь подвиг… должен быть обращен на то, чтобы стяжать Дух Христов и, таким образом, приносить плоды Духа Святаго, ибо в этом и состоит духовный закон и благобытие»(прп. Симеон Новый Богослов, сл. 2-е).

Таким образом, цель жизни нашей христианской – стяжания Духа Святаго Божия. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии (Рим.8.14). А если дети, то и наследники Божии (Рим.8.17).

С целью освящения и спасения всех тех, которые во Христе увидели Истинного Спасителя от своих страстей, была создана Господом Церковь Христова.

О святых Таинствах.

Согласно учению Православной Церкви невидимая Благодать Божия сообщается верующим в Таинствах, богоучрежденных священных действиях.

Каким образом?

В Таинстве Господь исцеляет силой благодати Своей в ответ на реальный подвиг жизни человека и в ответ на его веру.

«В какой мере человек приближается к Богу намерением своим, в такой и Бог приближается к нему дарованиями Своими» (прп. Исаак Сирианин). Значит нужна вера и дела веры, ибо «вера без дел мертва есть» (Иак. 2.20).

В Таинстве, мистически преодолевая пространство и время, человек становится соучастником всего того, что совершил Христос.

Что же это за Таинства?

1.Крещение.

Через Крещение, силой Святаго Духа мы становимся соучастниками Пасхальной тайны. Погружаясь в воду, очищаемся от греха, выходя из купели, воскресаем, то есть становимся участниками Пасхи Христовой.

 

2.Миропомазание.

Миропомазание есть часть Св. Крещения, ибо Христос желающим внити в Царствие Божие завещал родиться водою и Духом.

Обязательно ли нужно исполнять это Таинство? Или же можно без него обойтись, как тому учат некоторые наставники поморских беспоповцев?

«Отвеща Исус: аминь, аминь глаголю тебе: аще кто не родится водою и Духом. Не может внити в Царствие Божие» (Ин. 3.5).

Без Миропомазания нет полного Крещения, еще не родился христианин.

«Нарицается православный христианин имени ради Христова, от Христа. И от Хрисмы, сиречь от помазания Св. Мира» (Катехизис).

 

Действительность и действенность Таинств.

Важнейшие условия Таинства – действительность и действенность.

Действительность

Объективная сторона Таинства заключается в том, чтобы Таинства были правильно совершены, то есть законным духовным лицом. В противном случае Таинства – недействительны.

«Совершати Таинства… никто же может разве святителей хиротонисанных (то есть рукоположенных – В.К.), им же дана власть на сие от Господа Бога рукоположение наследников апостольских» (Большой Катехизис).

«Никто, хотя бы даже чудотворец не совершит без рукоположения ничего священнического» (Симеон Фессалонийский).

«Но как же, - спросите вы, - быть тем, кто крещен у поморских беспоповцев? У нас ведь нет священства?».

Церковь искони допускала исключения из этого правила «нужды смертной ради», когда медлить с Крещением невозможно, а священника на лицо не имеется. В таких случаях Таинство может быть совершено всяким христианином, право верующим во Святую Троицу и сознающим важность священнодействия. Вот это исключение и было возведено у поморских беспоповцев в правило, которое до сих пор и используется на практике. Однако, к величайшему сожалению, при этом упускается вторая и очень существенная часть этого правила: «Аще ли жив будет, да паки (опять) поставит и священник в купель и молитвы и миро по обычаю творит» (Номоканон, пр. 253). То есть новокрещаемый остается без дара Духа Святаго, Миропомазания.

 

Благодать Крещения и миропомазания

Что же дает благодать Крещения и Миропомазания?

«Крещенный помазанный имеет в себе и возможности все Божественные дарования, которые открывают в нем, за исключением, впрочем, одного Божественного священства…»

Что же это за дарования?

«Совершать исцеления и пророчествовать, и быть чистым по телу и по мыслям, вести жизнь истинно девственную и молиться постоянно и неотступно, пламенеть и одушевляться Божественною любовью, удостаиваться Божественных озарений и откровений священных тайн и созерцаний небесных и тому подобного, соделаться почти подобным Ангелам, как соделались весьма многие… по благодати Крещения и Мира. Ибо по Крещении Божественным Миром помазанный является святым и запечатленным Христу, предметом попечения для Ангелов, а для врагов неуловимым, если только будет бодрствовать» (Симеон Фессалонийский).

Обратите внимание: «если будет бодрствовать».

Значит благодать может отступить, уйти?

 

Потеря благодати.

Которые теряют благодать, страждут сие за неверие и нерадение, которые опять обретают ее – сподобляются сего за веру и речение (любовь). А монах Студийского монастыря прп. Никита Стефант, живший в 11в., конкретно указал, за какие виды вины обыкновенно бывает оставление благодатью подвизающихся: тщеславие, осуждение ближнего, надмение добродетелями.

Не о вас ли это, дорогие братья и сестры, поморские старообрядцы?

Как вы тщеславны! Кто-то даже утверждает, что только поморские староверы, остались истинными христианами во всем свете, все же остальные – еретики.

И как будто не Андрей Денисов со товарищи писал, отвечая на вопросы 98 и 101 «Поморских ответов» о том, являются ли они последними остальцами Православия. «Обаче опасаемся и глаголати и помышляти, яко мы едины есмы. Аще бо и боговидный пророк Илия, проглаголав от ревности к Богу, оста аз един, услыша: Яко седмь тысящ мужей суть угождающих Богу, их же он не ведает» (Кн. III Царств, гл.19).

Или не протопоп Аввакум: «Как то дерзко глаголют… Только и святых, что бытто мы одни мы, а то все погибли! Миленькие батюшки, добро поревновать по Бозе, да надо знать ей меру» (Письмо к двум девам).

Как мы любим осуждать ближнего?

«Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гал. 5.15).

А какое надмение добродетелями!

Какая гордость за своих предков? Б.Юрьев, потомственный старообрядец, пишет в своей работе «В вере ли мы?»: «Но не оттого ли это, что нам нечем больше гордиться? И вот многие уже кичатся своим славным происхождением, полагая, что их «староверие» будет вменено им в заслугу Господом. Но велика ли заслуга родиться в старообрядческой семье? Как мы любим говорить. Что мы – потомки и наследники страдальцев за веру! Но давайте посмотрим, что думал по этому поводу свт. Иоанн Златоуст: «Что говоришь ты? У тебя отец – мученик? Это самое особенно и может послужить к большему твоему осуждению, когда ты, имея дома примеры добродетели, окажешь себя недостойным добродетели предков».

Как мы любим, зачастую с нескрываемым презрением к другим, подчеркнуть свою принадлежность к Старой Вере, верности старым богослужебным чинам!

Однако если мы говорим о Старой Вере, то следует прежде всего сказать, что это не та вера, которой живут сегодня поморские беспоповцы. Старая Вера имела все семь Таинств и, разумеется, священство, которое призвано Господом исполнять эти Таинства. И насколько религиозное объединение, община, или отдельный христианин далеки или близки в понимании, принятии или непринятии, стремлении к восстановлению в своей духовной жизни этих понятий, настолько они далеки, или близки к Старой Вере. «Яко не благодать Божия в Таинствах умалится, или прекратится, но вера в Бога оскудеет в сердцах человеческих» (Ин. зач. 43).

 

3. Евхаристия

Что есть таинство причащения Тела и Крови Христовой?

В Малом Катехизисе об этом пишется так: «Тайная вечеря господня, на ней же истистинное Тело и Кровь Христова в виде хлеба и вина, в воспоминание страдания Христова, на вечное спасение наше бывает освящено и едомо…».

Бл. Симеон говорит: «Причащение есть соединение Бога с нами, обожение наше, освящение и исполнение благодати… теснейшее единениеи общение с Богом. Оно – Таинство Таинств… причащение Таин есть венец Крещения и Мира и составляет конец всех Таинств».

 

Кто-то скажет: «Но это у православных, «никониан» причащаются. А у нас этого нет и быть не должно», и напомнят нам, что на своем Соборе в 2006г. поморские старообрядцы приняли определение «об исторической исчерпанности поисков благочестивого священства в сем мире, потому как Причастия «в приемлемом для истинных христиан виде», якобы, нет сегодня нигде из-за утраты действенности Таинства рукоположения во священники.

Ну, во-первых, причащаются не только «новообрядцы». Есть еще старообрядцы, приемлющие и имеющие трехчинную иерархию, то есть священство. Это Русская Православная Старообрядческая Церковь (белокриницкое согласие), Русская Древлеправославная Церковь (новозыбковское согласие), а также старообрядцы в лоне Русской Православной Церкви, которые известны также как «единоверцы».

А, во-вторых, в прежние времена древлеправославные христиане (старообрядцы) отличались начитанностью, знанием толкований Священного Писания святыми отцами. Почему же сегодня так часто наши утверждения и суждения о вере идут не от слов Божественного Писания, но от собственной самоуверенности, «…негодных же и бабьих басней» (Тим.4.7.)?

Бессовестно пользуясь этим, сегодня среди наставников поморских старообрядцев находятся люди, которые дерзают утверждать, что в наше, мол, время, не может быть ни истинного священства, ни истинного Причастия, наделяя себя при этом не только поповскими, но и архиерейскими полномочиями.

Для них не являются авторитетами ни св. апостол Павел: «Бог же силен обогатить вас всякою благодатию,…» (2 Кор. 9.8). «Благодать со всеми, неизменно любящими Господа нашего Исуса Христа» (Еф. 6.24).

Ни отец Староверия протопоп Аввакум: «но освященстве и о причастии не по разуму мудрствуйте. Глаголете: упразднение. Не бойтеся, светы, и по антихристу не упразднится тело Христово, составлено бытии до скончания века… А кои не причащаются люди, и оне делают не горазда, своим умыслом говорят: взята-де. И после антихриста… благодать та не поменет верних своих» («Письмо к двум девам»).

«А иже от причастия себя отлучают, а мочно только получить сокраменто (невидимо) святыя службы, и я того же не похваляю» (там же).

 

Можно ли спастись без Святого Причащения?

Если бы не было Св. Причащения, то невозможно было бы получить и Царствие Небесное. Как об этом читаем в Евангелии: «Рече же им Исус: аминь, аминь глаголю вам, аще не снесте Плоти Сына Человеческаго, ни пиете Крови Его, живот не имате в себе» (Ин., зач. 23).

Кто-то скажет: «Но ведь я соблюдаю все заповеди Божии, зачем мне Причастие? Свт. Иоанн Златоуст отвечает на этот вопрос так: «Аще кто живя чисте и в покаянии, а не приемлет Таин Христовых, не может спастися» (Нед. 5-я Вел. Поста).

Как часто должно причащаться?

В книге «Златоуст» пишется: «Подобает убо всякому христианину трижды в лето причащатися пречистых Христовых Таин, и каятися грехов своих. А по нашей слабости хотя единожды в лето, в Великий Пост, и то много очищение есть. Аще ли кто и того не сотворит. А случится ему смерть. Лучше бы ему не родиться» (слово в пяток 4-ой седмицы Поста).

«И аще бы великие кто грехи сотворил, яко то убийство, блуд и сим подобны греси, но и тогда аще при конце смертным исповедал будет оный, то достоит ему дати святое Тело и Кровь Господню  простит его. Да не лишен будет живота (жизни) вечнаго» (Нед. 27-я).

Отдельные наставники поморских старообрядцев приводят в пример жития святых, которые, несмотря на все желание, долгие годы пребывали без сего необходимого для жизни души Таинства (прп. Мария Египетская, прп. Феоктиста и др.). Только эти же наставники, лукавя забывают сказать о том, что перед их упокоением  Господь все-таки сподобил их Св. Причащения.

Вот поэтому и назвал Симеон Фессалоникийский св. Причащение – Таинством Таинств.

Кто-то говорит: «А разве не является благоговение перед причастием достаточным основанием для того, чтобы не причащаться?». Не благоговением, а пренебрежением называют такой предлог свв. отцы. О чем свидетельствует 2-е правило Антиохийского Собора, в толковании на которое Зонара говорит: «Отвращением здесь отцы назвали не то, чтобы ненавидеть Божественное Причащение и поэтому не хотеть причащаться, а уклонение от него, якобы по благоговению или по смирению».

Теперь зададим себе вопрос: «Кто и на каком основании может сегодня преградить нам путь к Жизни Вечной?».

 

4. Покаяние

Что есть таинство Покаяния?

Покаяние – таинство, в котором верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от самого Господа Исуса Христа.

Исус Христос дал святым апостолам, а через них и всем священникам власть разрешать (прощать) грехи: «Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22-23).

Таким образом, Покаяние состоит не в том только, чтобы покаяться, но и получить разрешение грехов. «Но разрешить кающегося никто не может, точию священник» (Катехизис малый).

И здесь поморские беспоповцы используют исключение из правил. Исключение, применяемое «нужды смертной ради». «Если нужда какая за отсутствием священника, заставит с архирейского дозволения совершать это дело и монаха, благоговейного и знающего Божии законы, разумею священные каноны: то пусть совершит, только чтобы принял одну исповедь и передалее епископу…, но не прощал и не разрешал (Симеон Фессалонийский).

Выше рассмотренные нами, дорогие братья и сестры, Таинства являются обязательными для каждого христианина. Оставшиеся же три Таинства – на произволение каждого в отдельности. Ибо далеко не каждый, даже очень благочестивый христианин, бывает рукополагаем во священнослужители; не каждому бывает необходимо соборование; не каждый христианин вступает в брак, для которого необходимо венчание.

Но для совершения всех этих Таинств необходим священник. Ибо, «Церковь не существует без священников» (блаж. Иероним).

«Иде же нет священников, говорится в предисловии к Большому Катехизису, - тамо ниже христианству возможно быти».

 

Так кто же такие поморские беспоповцы? Куда идут?

И не о таких ли говорит свт. Иоанн Златоуст:

«Отступающие от Христа будут удалятися от святыя Церкви, и будут проповедати, яко благодати Божией и освящения несть на земли, и яко Царство Христово не вечно есть и возлюбят безначалие и неповиновение, и возлюбят брак бесчинный, и сего ради у таковых людей храмы Божии будут пусты и чтении Писании не услышатся, служба угаснет, и святые Таинства не имут у таковых явитися».

Вопросы непростые и рано, или поздно, но отвечать на них придется. И, прежде всего, наставникам общин.

«…аще кто умрет без Причащения небрежением отца духовного, то за такое нерадение иерей достоин будет муце: понеже лишил душу Божественного света, его же диаволи трепещут и не могут зрети на лице причастившегося»(свт. Иоанн Златоуст, Нед. 27-я).

 

Наши благочестивые предки в 17-18 веках прекрасно понимали ненормальность своего бытия, надеялись возвратить утраченное и поэтому неоднократно делали попытки приобрести себе епископа и, таким образом, восстановить в своей среде священную иерархию. Из этих попыток наиболее известны три.

Ветковские старообрядцы еще задолго до присоединения к ним епископа Епифания вели деятельное сношение с ясскими старообрядцами о приобретении себе епископа от ясского митрополита. Они обратились с предложением и к выговским поморцам принять участие в этом деле. По этому поводу выговцы собрали собор, который единодушно и весьма сочувственно отнесся к предложению приобрести епископа. Вести это дело был уполномочен Леонтий Феодосеев. Андрей Денисов советовал рукоположить «приличнее архиепископа, неже епископа»: тогда бы он самостоятельно рукополагал себе преемников – других епископов. Свои наставления и указания Леонтию Феодосееву Андрей заключил усердной просьбой: «И ты, Господа ради и мира ради церковного, потрудися съездить к ним (т.е. ветковцам) и о всем к полезному порадей…». От всех же своих старцах и братиях Денисов прибавил, что все они «Бога молят, да дасть нам полезное, спасительное и безсомненное получить». Так велика была жажда наших благочестивых предков иметь законную священную иерархию. Послание датировано 7238, т.е. 1730г.

К тому же 1730 году относится и самостоятельная попытка выговцев найти себе епископа от Русской церкви. Но – безуспешно.

На этом поиски священства не остановились, но были направлены на восток – к Греко-восточной Церкви. В Иерусалим отправился известный выговский деятель Михаил Вышатин. Однако, смерть, постигшая его в Палестине, прервала дело.

«Отличительная черта истинных христиан есть томление по «новому небу и новой земле», на которых правда живет» (архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской) по поводу верований русского народа в таинственный град Китеж). Ничуть не удивительно поэтому, что и многие старообрядцы верили, что где-либо Господь сохранил в благочестии истинных епископов» (Ф.Е.Мельников «Краткая история Древлеправославной (Старообрядческой) Церкви», часть 2-я, «Предварительные вопросы о чиноприеме епископа»).

В 1765 году (через 35 лет) в Москве состоялся Собор старообрядцев по вопросу восстановления в Старообрядчестве епископского чина. На этом Соборе участвовали и представители «поморцев».

В 1926 году в Нижнем Новгороде состоялся Собор поморских наставников, который постановил восстановить в своей среде настоящее священство.

Вышеизложенные данные приведены в «Краткой истории Древлеправославной (Старообрядческой) Церкви» (часть 2-я, «Искание архиерейства») Ф.Е.Мельникова.

Поэтому попытка возвратить полноту древлеправославных церковных Таинств не является чем-то инородным для поморского Староверия.

Именно Староверия. Потому как люди, отвергающие полноту церковных Таинств, или же признающие их, но считающие возможным обходится без этой полноты, и, оставившие попытки ее восстановления в Поморском Старообрядчестве, не могут называться староверами.

Они утверждают, что «…в современном положении эти поиски (церковной иерархии – В.К.) не только безосновательны, бессмысленны и бесполезны,… но крайне вредны. Потому что могут привести к последнему и крайнему разногласию!» (Олег Розанов – председатель Единого совета Поморских старообрядцев, г. Санкт-Петербург).

Разногласию с кем? Может быть с епископом Павлом Коломенским? Или с протопопом Аввакумом?

«Не прелагай пределы, яже положиша отцы, и держи преданное неизменно» (протопоп Аввакум).

О каких отцах, прародителях и родителях говорит Аввакум, живший в 17 веке?

О какой вере древлеправославной?

Разве о Церкви без священства и без Таинств говорили они? Разве не предупреждали они нас: «в учения странные и чуждые не прилагайтесь».

Разве не наказывали они: «почитайте священника. Без него не пребывайте… Тела Христова не лишайтесь» (еп. Павел Коломенский).

Разве за веру без святого Причастия и остальных шести Таинств, совершаемых законнопоставленным священником, наши благочестивые предки шли на дыбу и смерть?

Почему же мы не внемлем их словам? Мы, которые в гордыни своей возомнили себя «последними остальцами». Если мы считаем протопопа Аввакума, еп. Павла Коломенского и прочих страдальцев за Древлеправославие своими благочестивыми предками, то мы должны «на деле показать это исполнением их учения, а иначе это будет лишь поруганием их священной памяти» (архиеп. Софроний Австралийский и Канадо-Американский).

Да, никоновские «новины» странны и чужды, но не менее странно и чуждо Древлеправославию отсутствие полноты древлеправославных Таинств «не нужды смертной, а гордыни и кичения ради».

И не о поморских ли старообрядцах, в том числе, говорит апостол Павел: «Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху и от истины отвратят «слух и обратятся к мифам» (2Тим.4,3-4).

 

Так почему же у поморских старообрядцев нет видимого Причастия?

Я думаю, дорогие братья и сестры, теперь каждый сам сможет ответить на этот вопрос. Добавлю только, что мнение о невозможности восстановления полноты древлеправославных Таинств и недопустимости Св. Причащения в Древлеправославной поморской церкви противоречит догматам и канонам, правилам св.апостолов и св. отцов Вселенского Православия, а также учению отцов Староверия.

Поморское Старообрядчество сегодня перед выбором: или на деле доказать свою приверженность Древлеправославию, подтвердив правоту учителей Поморского Староверия протопопа Аввакума и Андрея Денисова, восстановив полноту церковных Таинств в Древлеправославной поморской церкви, или, по словам о. Иоанна Миролюбова, «окончательно отколоться от него, беря, в сущности, курс на изоляционизм, сектантство и этнографическое старообрядчество».

И действительно, священноиерархический дух прежних выговцев выродился сегодня у поморских беспоповцев в форму «самодельного духовенства». Это – священные лица, вроде пресвитеров у сектантов. Их или община рукополагает, как у евангельских христиан, или благословляют прежде избранные пресвитеры. Беспоповцы титулуют своих наставников действительно «духовными отцами», то есть «духовенством», «пастырями», «настоятелями» и т.п.

Что же касается «этнографического старообрядчества», то, рассматривая тематику конференций, организовываемых поморскими старообрядцами, (особенно это характерно для поморцев Прибалтики, к сожалению в Беларуси их вообще не бывает), мы легко можем убедиться в том, что вопросы, например, философии Старообрядчества там отсутствуют. А, якобы, духовные вопросы, выдвигаемые на региональные соборы, сводятся, как правило, к внутренним «разборкам» отдельных должностных лиц, или кланов.

Вы спросите: «А где же обрести сегодня полноту древлеправославных Таинств?».

Ответ на этот вопрос мы снова найдем у отцов Староверия.

Протопоп Аввакум: «Мнози бо лжепророцы и лжехристи преобразуются в апостолы Христовы,… И вы веть душу разумичну имате: аще учит право по старому Православию, по книгам Филаретовым, приемлете таковаго…».

Андрей Денисов: «И аще кто обрящет древлеправославного благочестия церковь и священство, от священника с чистой совестию причащается» («Поморские ответы», отв.140). И уж совсем однозначно в письме к новгородскому митрополиту Иову в 1714 году: аще бы совершалися предания, чины и уставы по старопечатным книгам, то ни один старообрядец в своем упрямстве бы не пребыл». Ибо выговские отцы писали и действовали «не гордости ради и кичения, но спасения ради душ своих» («Поморские ответы», отв. 101).

Так где же есть священники, которые учат «право по старому Православию, по книгам Филаретовым»? Это:

Русская Православная Старообрядческая Церковь (белокриницкое согласие), которую в 1846 году возглавил митр. Амвросий.

Русская Древлеправославная Церковь (новозыбковское согласие), которую в 1923 году возглавил архиеп. Никола (Позднев).

 

Старообрядческие общины в лоне Русской Православной Церкви (МП), которая в 1971 году на своем Поместном Соборе отвергла порицательные выражения о старых обрядах и отменила наложенные Соборами 1666 и 1667 годов клятвы на старые русские обряды и на придерживающихся их христиан «яко не бывшие». Еще раз вчитаемся в богодухновенные слова Поместного Собора РПЦ 1971 года: «Освященный Поместный Собор… любовию объемлет всех, свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру…».

Поместный собор РПЦ в 1988 году вновь подтвердил это деяние и в обращении «ко всем держащимся старых обрядов православно верующим христианам, не имеющим молитвенного общения с Московским Патриархатом» именовал их «единокровными и единоверными братьями и сестрами».

Осенью 2000 года исполнилось 200 лет со дня учреждения первых старообрядческих (единоверческих) приходов в лоне Русской Церкви. В связи с этим юбилеем в Москве состоялась конференция, которая открылась торжественным молебном в Успенском Патриаршем соборе Московского Кремля, совершенным по старому чину духовенством всех старообрядческих (единоверческих) приходов Московского Патриархата.

Совершенная 12 января 2013 года в Успенском соборе Божественная литургия была первой, которая служилась в Московском Кремле по дореформенному богослужебному уставу после трагического церковного раскола XVII века. Мероприятие это было приурочено ко дню памяти святителя Макария, митрополита Московского, инициатора авторитетного для старообрядцев Стоглавого собора, на котором была подтверждена православность и спасительность древнерусской, дораскольной богослужебной традиции.

Дорогие братья и сестры, давайте снова вернемся к слову прп. Симеона Нового Богослова о спасении:

«Все старания и весь подвиг… должен быть обращен на то, чтобы стяжать Дух Христов и, таким образом, приносить плоды Духа Святаго, ибо в этом и состоит духовный закон и благобытие».

И вспомним наставление св. ап. Павла:

«Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22).

А теперь, дорогие братья и сестры, давайте оглянемся и посмотрим, много ли мы увидим плодов Духа Святаго вокруг себя? Кто-то скажет: «А что же вы хотите? Последние времена!». И объяснят, что, мол, благодать Божия в Таинствах умалилась, или прекратилась вовсе. Нет, дорогие мои, это «народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ин.12,40)

И потому «пока не затворены врата милости Божией и есть время, здесь на земле можно выпросить прощение у Бога… и на земли сподобиться получить Св. Пречистое Тело и Кровь Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную» (старообрядческий архиепископ Австралийский и Канадо-Американский Софроний).

 

«Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Исуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви».(2Ин. 1,3).

С братской о Христе любовью составитель

Вячеслав Клементьев




 
   Связанные ссылки
· Больше про Самосознание и вера
· Новость от nikvik


Самая читаемая статья: Самосознание и вера:
Что такое 8-е марта?


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 4.77
Ответов: 9


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by