Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
16 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
7802517
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Кто мы, откуда и зачем?

Самосознание и вера

Тема:  Самосознание и вера

            Философия Старообрядчества

 

 « Выяснено ли духовное различие между старообрядчеством и господствующим исповеданием, различие именно духовное, а не обрядовое, различие мысли и жизни, а не внешних случайных одеяний?

Освещена ли с достаточною ясностью и полнотою старообрядческая мысль и отведено ли ей надлежащее место во вселенском вечном незыблемом православии?» (В.Г. Сенатов).

 «Православное Старообрядчество» уже не в первый раз ставит эти основополагающие вопросы в начало статей о философии и задачах Старообрядчества.

А какое оно, сегодняшнее Старообрядчество? И что ожидает его завтра?



Примерно через полгода по восшествии на патриарший престол, 11 февраля 1653 года, патриарх Никон указал опустить в издании Следованной Псалтири главы о числе поклонов на молитве преподобного Ефрема Сирина и о двуперстном крестном знамении. Спустя 10 дней, в начале Великого поста 1653 года, Патриарх разослал по московским церквам «Память» о замене части земных поклонов на молитве Ефрема Сирина поясными и об употреблении троеперстного крестного знамения вместо двуперстного. Так началась реформа, равно как и протест против неё.

Вылившись из циркулярного письма патриарха Никона, содержащего основные обрядовые "новшества", раскол очень скоро стал ощущением конца мира, конца благодатной истории.

"Мы же задумались, сошедшеся между собою; видим, яко зима хощет быти;
сердце озябло, и ноги задрожали"
(Аввакум «Житие»).

« А сущность его (Старообрядчества – В,К,) заключалась в защите подлинной соборно-церковной жизни, в убежденной защите церковной свободы  и в борьбе с насилием. Патр. Никон приказал  молиться троеперстием – старообрядцы стали защищать двоеперстие, как символ церковной свободы. Патриарх приказал уничтожить древние иконы – старообрядцы стали защищать свои святыни, прятать их от патриарха. Патриарх начал вводить исправленные богослужебные книги, уничтожая старые, – старообрядцы ответили, что им дороги книги, по которым молились Московские Чудотворцы. В новых книгах вводилось новое правописание имени Господа: Иисус вместо Исус; вводилась трегубая аллилуйя и др. обряды. Старообрядцы сказали, что они от насильника-патриарха ничего не примут, что они просят одного – оставить их в покое. Тогда церковная власть пожаловалась царю, что старообрядцы бунтуют против всего того, что признает сам царь. И начались усмирения царем всяких «бунтов», начиная с монашеского, Соловецкого, и кончая московским, Стрелецким.  Господствующая церковь стала вводить и троеперстие, и трегубую аллилуйю, и священные книги – арестами, казнями и пытками. Старообрядцы после этого окончательно возненавидели все, что исходило из рук никониан, а Петр Великий в их глазах обратился в настоящего антихриста. Поэтому, когда этот антихрист стал вмешиваться  и в самую организацию церковной общины, когда выборные священники стали заменяться ставленниками антихриста, тогда началось бегство старообрядцев в леса и на Дон, и на Яик, и в Румынию, и куда попало – только бы спастись от проклятого русского насилия над религиозною совестью. Такова вкратце несложная философия истории старообрядчества».

Но… «Насколько красива и достойна всякого удивления и подражания внешняя сторона старообрядчества в его отношениях к никонианской церковной и гражданской властям, настолько грустно говорить о внутренней его истории. Там – была героическая борьба с неправдою, внутри – происходило почти непрерывное дробление на отдельные секты. Это дробление было почти неизбежно ввиду наглого гонения на старообрядцев с различных сторон, и, тем не менее, по поводу этого дробления можно только горько плакать, ибо сила старообрядчества вследствие этих разделений потерпела, конечно, значительный ущерб“».           (Арх. Андрей Уфимский).

«Обычно, рассуждая о том, в каком состоянии окажется Церковь ко времени второго пришествия, верующие склоняются к мысли, что будет она малочисленна и слаба. При этом вспоминают о вселенском оскудении веры в последние времена, предреченном Спасителем (Лк. 18,8), и о Его словах: "Не бойся, малое стадо!" (Лк. 12,32).

Эти речения и иные, подобные им, староверы повторяют, когда надо как-то оправдать малочисленность нынешнего стада Христова, недостаток пастырей, отсутствие какой-либо внутренней и внешней церковной жизни. Мол, что поделаешь – последние времена, оттого и скудость во всем! Слова Божии, превратно истолкованные, служат удобным оправданием нашей бездеятельности и равнодушия.

Между тем нет оснований считать, что мы живем в последние дни. Во всяком случае, Сам Господь предостерегает нас от таковых произвольных измышлений: "О дне же том или часе никто не знает, ни ангелы, сущие на небесах, ни Сын, только Отец" (Мр. 13,32). Нет оснований и для того, чтобы утешаться словами о "малом стаде", обращенными к первоначальной христианской общине, к немногочисленным апостолам – ученикам Спасителя. Ведь Христос возвестил апостолам и о том, что "многие от востока и запада придут и возлягут со Авраамом и Исааком и Иаковом в Царствии Небесном" (Мф. 8,11). Разумея этих многих, ждущих просвещения светом разума Святого Евангелия, Христос говорит: "Жатва многа, делателей же мало" (Мф. 9,37).

За две тысячи лет ничего не изменилось. По-прежнему жатва обильна, а делателей не достает.

Но для того, чтобы совершить апостольский подвиг проповеди веры Христовой, не обязательно отправляться в тридевятое царство, в тридесятое государство, к дикарям и людоедам. Таких людей сегодня в избытке вокруг нас".

Но староверы молчат.И молчат не от того, что у них нет слов для проповеди, а от того, что им просто нечего сказать современному миру. Мир уже не удивить ни знаменным пением, ни древнерусскими иконами, ни двуперстием, ни сугубой "аллилуйей".

Обращаясь к миру, староверы по инерции продолжают говорить о том, что только они сохранили староцерковный обряд и старомосковскую духовную культуру. Но сейчас эти разговоры лишены всякого смысла.

Сейчас у староверов нет монополии ни на древние обряды, ни на древнюю культуру. В ХХ столетии наши многовековые оппоненты-никониане (и даже католики!) вполне усвоили манеру писания икон a la Андрей Рублев, а знаменным пением овладели лучше нас. Старые обряды давно уже признаны ими "спасительными и равночестными" новым. Поэтому любой никонианин может невозбранно креститься двумя перстами, молиться по старым книгам, ходить в косоворотке, с лестовкой и отпускать бороду до полу.
Ныне иконописцев – старообрядцев почти нет. Их труд нигде, кроме Москвы и ещё немногих мест, не востребован, хотя это крайне удивительно, так как в эти годы старообрядческая икона в народе совсем исчезает, безжалостно расхищаются её последние остатки.

С занятиями богословием вообще большая беда. Мы никак не хотим понять, что богословие – это ни нечто отвлеченное от жизни… Догматы можно и нужно изъяснять на разном уровне, разными способами и словами, ибо нуждаются в них не любители пофилософствовать, а все члены Церкви. Ибо если этого не будет, тогда-то поистине ограда православия будет нарушена, и стадо Христово будет расхищаться волками, что давно и происходит.

Желающие послужить Богу в любом качестве – в страшном дефиците. Даже почти некому пополнить собою ряды духовных наставников.

Служение алтарю поставлено у многих как удобное устройство своих делишек,бесстыдное паразитирование на человеческой совести» (свщ. инок  Симеон (Дурасов).  

«Православная идентичность староверов постепенно разрушается, сжимаясь в смутное «осознание собственной исключительности».

Старовер-философ А.В. Езеров подчёркивает: «Старообрядчество, переставшее быть образом, быть последованием и продолжением Святой Руси, перестаёт быть Древлеправославием, Старообрядчеством, чем бы то ни было, а становится бессмысленной, безобразной и грешной пародией на то, что нам дорого и свято, что вдохновлено Всевышним. Это есть не Старообрядчество, а какое-то новофарисейство. Не хочется увлекаться облечениями, пусть даже людей достойных обличений. Гораздо интересней и полезней исследовать хотя бы некоторые причины нынешнего немощного состояния старообрядчества. Важнейшей причиной этой немощи (чтобы не сказать упадка) является отказ от великих задач, которые призвана решать Св. Церковь Христова на земли воинствующая».

«Триста лет отрицая западный путь как построенный на ереси и приводящий общество и человека к богоотступничеству и саморазрушению, нынешнее древлеправославие активно встроилось в систему отношений «гласности», «либерализации», рыночной экономики и глобализации. На данный момент самыми обсуждаемыми в интеллектуальной и эмоциональной жизни староверов являются не вопросы мировоззренческого и вероисповедального плана, а проблемы сохранности культурной идентичности (что противоречит коренным духовным истокам православного фундаментализма). Критерий духовности практически исчез из обсуждения старообрядцев, что привело, по словам А.М.Панченко, к «целенаправленной, глобальной замене веры культурой…».

 

 Теряя духовную идентичность, старообрядчество сохраняется только как «стиль». Многие интеллектуалы-оригиналы выбирают для себя старообрядчество не столько как вероисповедание, сколько как стилистическую альтернативу постылой реальности.
Старообрядческая идентичность становится поверхностной, стилистической, фарсовой. Настоящая глубинно-духовная, вероисповедальная идентичность растворяется».   (Кирилл Товбин)

«Мы слишком долго наслаждались своим первородством, гордились византийскими и древнерусскими предками, хвалились тем, что не такие, как все.
Не пора ли оторваться от него, прекратить болезненное самолюбование и оглядеться вокруг?

Не пора ли признаться себе, что старообрядчество находится в глубочайшем кризисе, фактически, на грани вымирания? И никакие слова о "малом стаде", повторяемые как магическое заклятие, не спасут нас от легко предугадываемых печальных реалий недалекого будущего.

Либо Церковь выживет, как-то определившись в современной жизни, либо превратиться в своеобразную духовную резервацию, этнографический музей, в котором интересно осматривать нежилые избы и слушать выступления фольклорных ансамблей, ряженых в кафтаны и сарафаны, но не жить.

Ныне, как и две тысячи лет назад, видим мы, что "жатва многа, делателей же мало". Люди ждут от нас проповеди Евангелия и наставления в вере. Ждут этого и те, что уже собраны Святым Духом в наших храмах. Ведь одна из насущнейших проблем современного Старообрядчества – удержание в Церкви и возвращение в нее так называемых "коренных старообрядцев".

Какая Церковь соберет под свои крыла будущие поколения христиан? Будет ли эта та Церковь, которую возлюбил Христос и за которую предал Себя, "чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством глагола, чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею скверны или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна" (Еф. 5,27). Или же это будет маргинальная секта, утешающаяся на обочине истории превратным толкованием слов о "малом стаде". (Димитрий Урушев)

« Мы должны понимать, что:

«Старообрядчество есть совершенно своеобразный мир, со своею собственною идеей, со своею культурой, со своими историческими или даже мировыми задачами.

Вывод этот приятен уму старообрядца и туманен по своему существу. В чем же именно заключается своеобразность старообрядчества, какова природа его идеи, культуры? …Ведь смешно же думать, что все дело, вся эта своеобразность ограничивается лишь одною видимою обрядностью». (В.Г. Сенатов)

« Современное старообрядчество ценно ровно настолько, насколько оно является носителем определенных идей и идеалов. В том смысле, в котором оно является не носителем идеалов, а социальным клубом, группой по интересам, какой-то этноконфессиональной единицей, оно никому, кроме самих старообрядцев, не интересно». (Алексей Муравьёв).

 

Так что же это за идеи и идеалы?

Архиепископ Андрей Уфимский (князь Ухтомский), епископ Православной Российской Церкви, один из основателей и лидеров катакомбной церкви в СССР, так оценил старообрядчество.

«Исторические заслуги старообрядчества перед церковным и русским народом огромны. Таковы они в прошедшем и ещё более так называемое старообрядчество может сделать доброго в будущем. Но и православные, и старообрядцы должны помнить, что старообрядчество есть религиозно-культурно-бытовое, а не только узко обрядовое явление.

Что это не преувеличение, а историческая правда, мы можем привести достоверные доказательства:

Старообрядцы:

- защищая чистоту Евангельского христианства, восстали против самовластия иерархии в лице патр. Никона и охранили тем чистоту русского православия;

- во всей своей жизни стремились осуществить подлинную свободу духа, социальное равенство и церковное братство, и в этом отношении старообрядческий приход является образцом христианской общины;

- выработали великолепную формулу отношения к церковным обрядам. Они говорят, что обряды — это драгоценный сосуд, который сохраняет в себе церковные чувства;

- донесли до наших дней светлый идеал пастыря — отца прихода и молитвенника, и руководителя общественной совести. У старообрядцев никогда не было поговорки «что ни поп, то батька». Для старообрядца приходской пастырь — непременно выборный, это действительно свеча, поставленная перед престолом Божиим;

- энергично протестуя против горделивых папистических притязаний иерархии, старообрядцы никогда не переставали протестовать и против насилий над совестью со стороны царской гражданской власти, и когда петербургский режим стал гнуть в бараний рог церковную общину, старообрядцы употребили все силы, чтобы сохранить себе свободу церковно-общинного самоопределения, и эту свободу они у себя осуществили». (Архиепископ Андрей Уфимский (князь Ухтомский).

«Действительно, между господствующим исповеданием и старообрядчеством нет разницы в учениях о Боге, о лице Иcyca Христа, о значении в Церкви святых, о священном Писании и церковном предании, о церковных таинствах. Все те истины (кроме мелких и обрядовых), которые содержатся в катехизисах и древних, и новых, и в обширных богословских системах, остаются незыблемыми и едиными как для господствующего исповедания, так равно и для старообрядчества. Но, кроме этого, весьма обширного круга учений, в Церкви Христовой содержатся и многие другие, не менее важные учения и предания. Не все они записаны точным образом, не все сознаны ясно и положительно, но тем не менее они живут и действуют в Церкви и созидают ее. Как бисер, отдельные положения этих истин рассыпаны в книгах св. Писания, в святоотеческих сочинениях, в сказаниях о житии святых, в народных чувствах, мыслях и расположениях.

К таковым истинам относятся:

- значение каждого отдельного верующего в Церкви Христовой;

- значение приходского собрания и всего народа;

- отношение между священством и паствою;

- смысл и значение епископства;

- смысл и значение внешнего церковного управления в общей народной церковной жизни;

- значение обрядов и обычаев и какою силою и властью они созидаются; как и в чем выражается святость и непогрешимость Церкви.

Когда-то нами была высказана мысль, что в церковном выборном начале таится нечто великое, глубокое, общечеловеческое, что в нем скрывается догмат, издревле существующий, но нами еще невыясненный, - догмат, который может захватить умы и сердца многих и выразить действительно христианскую творческую мысль, века таящуюся в глубине русского народного духа, что старообрядчеству надлежит явить миру человеческому истинно-христианское разумение о священстве и о народе. Задача эта достойна вселенских соборов и является действительным средоточием всех живых современных религиозных вопросов, и разрешение ее явится расцветом русской богословской мысли и мысли вселенской святоотеческой Церкви». (В.Г.Сенатов).

 

Мы, старообрядцы, должны понять, что

«Само существование старообрядчества на протяжении трех столетий говорит о том, что Господь промыслительно оставляет эту рану неуврачеванной с какой-то Ему Одному ведомой целью. Что это за цель – мы можем только догадываться.
В обращении к будущему старообрядчество есть указание, в каком стиле и в каком русле свойственно Русскому Православию идти к выполнению своих великих и вселенских задач».
(А.В. Карташев).

«Какая сила, - продолжает архиепископ Андрей Уфимский, - может воссоединить эти разрозненные насилием группы верующих? На которой стороне правда Божия? Где подлинная Христова Церковь? — Там, где Его подлинная любовь, где чувствуется дыхание Духа Божия. И воистину — не человеческими усилиями, но благодатью всеосвящающего Духа Божия обиженные могут забыть свои обиды, а обидчики перевоспитаются настолько, чтобы не господствовать над наследием Божием, а лишь смиренно пасти стадо Христово. Вот и нужно умолить Господа, — чтобы Он совершил чудо и восстановил параличные части русской Церкви и объединил их — да будет на Руси единая Святая Соборная Церковь, включающая в себя и старообрядчество и всю здоровую часть новообрядчества.

…Кому Господь благословит потрудиться на этом деле, кто заслужит у Господа эту милость,— это известно одному Богу, а мы должны только непрестанно молиться, да изведет Господь делателей на жатву Свою».

Раскол старообрядчества изобретенный цезаропапистами 17-го века и утвержденный кровью мучеников старообрядческих, должен отойти в область истории. Этому «расколу» более нет места и нет основания и оправдания. 

 

При составлении статьи использованы материалы:

Архиепископ Андрей Уфимский (князь Ухтомский) Из “Писем о старообрядчестве” http://www.pomor-otvet.ru/?page=letters1

А.В. Карташев «Смысл Старообрядчества», http://edinoslavie.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=651

В.Г. Сенатов «О сущности и значении старообрядчества», http://edinoslavie.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=664

Дмитрий Урушев. «Ангелу Лаодикийской Церкви», http://edinoslavie.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=383

Священноинок  Симеон (Дурасов) «Размышления о Церкви Божией», http://edinoslavie.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=300

Свщ. Димитрий Каплун «Господь возлагает на старообрядчество особую миссию». http://edinoslavie.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=252

Андрей Езеров «О наших недостатках». http://eurasia.com.ru/ezerov/about.htm

 

А также статьи:

Алексея Муравьёва и

Кирила Товбина «Современное староверие»;       http://edinoslavie.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=529

 

С братской о Христе любовью

Вячеслав Клементьев.




 
   Связанные ссылки
· Больше про Самосознание и вера
· Новость от nikvik


Самая читаемая статья: Самосознание и вера:
Что такое 8-е марта?


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by